«Профессиональная компетентность учителя» | Наталья Григорьевна Молькова. Работа №305258
«Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников» Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников.
Чтобы заинтересовать детей, учитель должен не просто передавать новые знания, но и внести творчество, креатив. Поэтому учителя стремятся овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.
Система работы над формированием интеллектуальной компетенции предусматривает определенные изменения в содержании и организации процесса обучения русскому языку.
При организации учебного процесса большая часть заданий формулируется учащимися самостоятельно. Ориентиром в этой работе им служит тема урока и анализ конкретного учебного материала.
В плане развития и активизации интеллектуальной деятельности остановлюсь более подробно на «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»
Участие в круглом столе на тему: «Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников» Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, способность принимать нестандартные решения, умения творчески мыслить. Поэтому самая важная и главная цель любого педагога — вооружить умением учиться, а не дать ему как можно больший багаж знаний.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Чтобы заинтересовать детей, учитель должен не просто передавать новые знания, но и внести творчество, креатив. Поэтому учителя стремятся овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.
Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение стандартов обучения.
Много лет работая с детьми младшего школьного возраста, пришла к выводу, что ребенок воспринимает предмет «русский язык», как что – то новое, ранее незнакомое, очень трудное в изучении, хотя и владеет в языке очень многим. Проведя анкетирование учащихся в классе, я подтвердила предположение о том, что предмет «русский язык» является одним из сложных предметов для младших школьников. Как изменить отношение младшего школьника к предмету, как сделать изучение родного языка более приятным занятием, а сам язык более близким? Вывод напрашивается сам: необходимо помочь ребенку понять, что со многим в языке он хорошо знаком, только не догадывается об этом. Если мы поможем ему это осознать, то, может быть, положим начало изменению его отношения не только к языку, но и к самому себе как личности.
Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении русскому языку считаю принцип развития ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Свойства психики, основы интеллекта и всей духовной сферы формируются главным образом в младшем школьном возрасте. В этот же период нежелание заниматься изучением русского языка, незаинтересованность порождают безграмотность. Перечитав методическую литературу, проанализировав свои уроки, я пришла к выводу, что если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика, создавать ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе, когда знания даются не в готовом виде, а выведены из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, выполнения практических работ, то решить данную проблему можно. На мой взгляд данная проблема является актуальной на сегодняшний день.
Хочу поделиться опытом плодотворной работы над формированием интеллектуальной компетенции в процессе преподавания русского языка через развитие мышления, результатом которого является повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Система работы над формированием интеллектуальной компетенции предусматривает определенные изменения в содержании и организации процесса обучения русскому языку.
При организации учебного процесса большая часть заданий формулируется учащимися самостоятельно. Ориентиром в этой работе им служит тема урока и анализ конкретного учебного материала.
В плане развития и активизации интеллектуальной деятельности остановлюсь более подробно на «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»
Что такое эйдетика? (от греч. eidos образ, вид) Эйдетика — это методика запоминания информации с помощью умения представлять и фантазировать. Эйдетическая память - фотографическая память в психологии.
Методы: Мнемотехника (вербально – логическое мышление)
Эйдотехника (конкретно – образное мышление)
Суть метода в том, чтобы с помощью рисунка - ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
Принципы работы по системе эйдетики:
• радостная, весёлая атмосфера;
• мобильность и доступность игрового материала;
• разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребёнка.
Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:
1. Ассоциации по схожести звучания (фонетические). Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Береза – белая береза. Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!” Герой – Гена – герой.
Деревня – дед в деревне. Железо – железо режу еле-еле. Запад – на западе солнце падает.
Инженер – Женя – инженер. Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап.
Комната – комната у Наты. Лопата – лопата лопнул. Мебель – мебель белая.
Пассажир – пассажир берет билет в кассе. Паук – у паука папа. Пенал – пенал моют пеной
Ребята – ребята решают ребус. Сапоги – Саша в сапогах. Тарелка – тарелка-это тара. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Чувство – уважай чужие чувства
2 Весёлые занимательные стишки. Суть – в подборе слов-помощников, но для
облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший
ГАля гАзету домой принесла, и телепрограмму в гАзете нашла.
Что там, в гАзете? А ГАля не знает, только лишь телепрограмму читает.
ГОрка гОроха, Лук и морковь. Мама! Гороховый суп нам готовь!
Жила-была собака, она любила спать, Ее прозвали Соня, Люблю я с ней играть.
ИдИте, ДИРЕКТОР, На помощь идите!Порядок, дИректор, Везде наведИте!
А ДЕдушке Морозу все дЕти в дЕкабре готовят дружно встречу у елки во дворе.
«КвА КВАРТИРУ не хочу», – квАкает лягушка. «Мне болото – лучший дом! Где моя подушка?»
Что дЕлали дЕжурные? Водой залили пол! Ведром в футбол играли, зато забили гол!
3. В этом слове есть другие слова. В слове спряталось другое слово.
Валенки – валенки у Ленки. Горизонт – гори, зонт!. Облако –облако плачет. Ракета – в ракете рак. Соловей - соловей поет соло. Ужин – ужи на ужин?
4. Графические ассоциации (по схожести изображения). Суть – увидеть сходство формы
буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке
или в индивидуальных словариках.
5. Изографы. Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
6. Смысловые ассоциации. Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. Погода – погоду наблюдают по годам. Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог! Библиотека – библия. Сегодня – сего дня (при Петре I). Урожай – земля рожает урожай.
7. Нахождение проверочного слова. Берег – брег /у Пушкина/. Лисица – лис. Ботинки – боты
Воскресенье – воскрес. Впереди – перед, передний. Пшеница – пшёнка.
8. «Подкрепление слов», которые трудно проверить. Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов. Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда!
• Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек или как две снежинки.
9. Произношение слова на другом языке. Арбуз – арбуз /укр./ Морковь – морква /укр./ Вчера – вчёра /укр./ Металл – металл /англ./ Москва – Москоу /англ./
10. Составим ребус.
Алгоритм по составлению ассоциограммы:
1. Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной (чётко
слышимой) позиции и сочинить минисказку к придуманному образу.
2. Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом, придумать яркий рисунок – ассоциограмму.
Слово трудное запомнить нам эйдетика поможет!
В слове кофта ф – опасное место, подбирается созвучное словосочетание: кофта – цвета кофе или буква ф сама похожа на кофту.
(Примеры из опыта работы на каждый приём и метод запоминания (Слайды)
Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребёнка.
Вопрос для присутствующих – Какие приёмы и методы вы используете для работы со словами из орфографического словаря?
В заключение хочу сказать, что систематическая работа в данном направлении гарантирует достижение стандартов обучения русскому языку и способствует формированию активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться.