Профессиональная направленность при обучении иностранному языку в СПО | Ратькина Анна Владимировна. Работа №345636
Аннотация. В статье рассматривается проблема профессиональной направленности в обучении иностранному языку студентов средних профессиональных образовательных учреждений (СПО). Уделено внимание важности интеграции профессиональных компетенций и лексики в процесс обучения. Описаны подходы и методы, способствующие более эффективному усвоению материала и формированию языковых навыков, применимых в будущей профессиональной деятельности студентов. Рассмотрены примеры успешной интеграции профессионально ориентированных заданий в учебный процесс.
Ключевые слова: профессиональная направленность, иностранный язык, СПО, профессиональные компетенции, обучение.
Профессиональная направленность при обучении иностранному языку в СПО
Ратькина Анна Владимировна, преподаватель
ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс»
Аннотация. В статье рассматривается проблема профессиональной направленности в обучении иностранному языку студентов средних профессиональных образовательных учреждений (СПО). Уделено внимание важности интеграции профессиональных компетенций и лексики в процесс обучения. Описаны подходы и методы, способствующие более эффективному усвоению материала и формированию языковых навыков, применимых в будущей профессиональной деятельности студентов. Рассмотрены примеры успешной интеграции профессионально ориентированных заданий в учебный процесс.
Ключевые слова: профессиональная направленность, иностранный язык, СПО, профессиональные компетенции, обучение.
Обучение иностранному языку в средних профессиональных образовательных учреждениях (СПО) играет важную роль в подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности. Однако традиционные подходы к изучению иностранного языка, ориентированные на освоение общего языка и грамматики, не всегда учитывают специфику профессиональных задач, которые предстоит решать выпускникам. В связи с этим в последние годы все больше внимания уделяется вопросу профессиональной направленности при обучении иностранному языку в СПО.
Профессиональная направленность обучения подразумевает использование языковых материалов и заданий, тесно связанных с будущей специальностью студентов. Основной целью такого подхода является не только развитие общих языковых навыков, но и формирование способности применять их в профессиональной среде. Важно, чтобы студенты не просто овладевали иностранным языком, но и могли свободно использовать его в контексте своей специальности: для общения с коллегами и клиентами, для работы с документацией, а также для решения прикладных профессиональных задач.
Одним из ключевых аспектов профессионально ориентированного обучения является подбор лексического и грамматического материала, соответствующего профилю подготовки студентов. Например, для студентов, обучающихся на медицинских специальностях, важно включать в программу такие темы, как медицинская терминология, описание симптомов и заболеваний, ведение медицинских отчетов на иностранном языке. В свою очередь, для студентов, изучающих технические специальности, необходимы материалы, связанные с технической документацией, описанием оборудования, процессами производства и техническими инструкциями.
Такой подход требует от преподавателя иностранного языка владения базовой терминологией и понимания ключевых аспектов профессиональной области студентов. Это позволяет ему не только адаптировать учебные материалы, но и разрабатывать упражнения, имитирующие реальные профессиональные ситуации. Например, можно предложить студентам провести симуляцию телефонного разговора с иностранным клиентом или подготовить презентацию технического проекта на иностранном языке. Такие задания помогают студентам преодолеть языковой барьер в профессиональной среде и осознать практическую ценность изучаемого языка.
Одним из эффективных методов в рамках профессиональной направленности является использование аутентичных материалов — текстов и документов, взятых из реальной профессиональной практики. Это могут быть статьи из специализированных журналов, инструкции по эксплуатации оборудования, деловые письма или медицинские отчеты. Аутентичные материалы помогают студентам не только изучать профильную лексику, но и знакомиться с форматами и стандартами документации, принятыми в их профессиональной области.
Кроме того, необходимо уделять внимание развитию навыков устной речи, таких как проведение переговоров, обсуждение профессиональных вопросов, деловая переписка. Для этого преподаватели могут организовывать ролевые игры и имитационные упражнения, в которых студенты смогут применять профессиональную лексику в реальных или приближенных к реальным ситуациях. Например, будущие специалисты по гостиничному делу могут отрабатывать навыки общения с клиентами и решения проблем, связанных с бронированием номеров или предоставлением услуг.
Эффективность профессионально ориентированного обучения во многом зависит от того, насколько преподаватель готов сотрудничать с профильными предметами и учитывать специфику этих дисциплин. Важно, чтобы изучаемый язык не рассматривался студентами как самостоятельная дисциплина, оторванная от их основной подготовки, а стал интегральной частью всего образовательного процесса. Это можно реализовать через проектную деятельность, когда студенты выполняют задания, связанные с их профессиональной сферой, но на иностранном языке.
Одним из удачных примеров интеграции профессиональной направленности является практика разработки междисциплинарных проектов. Например, студенты экономических специальностей могут совместно с преподавателями английского языка подготовить проект по анализу зарубежного рынка, представляя его результаты на английском. Это позволяет одновременно развивать и профессиональные навыки, и компетенции в области иностранного языка.
Таким образом, профессиональная направленность при обучении иностранному языку в СПО не только повышает мотивацию студентов к изучению языка, но и способствует их более успешной адаптации к будущей профессиональной деятельности. Этот подход позволяет студентам понять, что иностранный язык — это не просто учебная дисциплина, а важный инструмент в их будущей карьере. Преподаватели должны уделять внимание интеграции профессиональных аспектов в процесс обучения, активно сотрудничать с коллегами по другим дисциплинам и разрабатывать задания, максимально приближенные к реальным профессиональным ситуациям. Только в этом случае студенты смогут эффективно использовать иностранный язык в своей работе и чувствовать себя уверенно в международной профессиональной среде.
Список литературы
Белоу
сов
А.С.
С
пецифика
профориентационного
обучения иностранному языку на основе интегрированного подхода в системе среднего профессионального образования
// Вестник ТГУ. 2023. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-proforientatsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-na-osnove-integrirovannogo-podhoda-v-sisteme-srednego
(дата обращения: 30.09.2024).
Ломакина
Т.Ю.
, Васильченко
Н.В.
Целевой компонент технологии обучения в системе среднего профессионального образования // Известия ВГПУ. 2018. №10 (133). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-komponent-tehnologii-obucheniya-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
(дата обращения: 30.09.2024).
Медведев
А.В.
, Гончарова
Н.А.
О
бучение студентов среднего профессионального образования иноязычной профессионально ориентированной лексике на основе междисциплинарного проекта
// Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. №1 (110). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-inoyazychnoy-professionalno-orientirovannoy-leksike-na-osnove
(дата обращения: 30.09.2024).
Сысоев
П.В.
, Белоусов
А.С.
М
етодика
профориентационного
обучения иностранному языку обучающихся системы среднего профессионального образования
//
ПНиО
. 2023. №2 (62). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-proforientatsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-obuchayuschihsya-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
(дата обращения: 30.09.2024).