Профессиональная ориентация младших школьников | Тимерьянова Флида Ибрагимовна. Работа №345207
Мир профессий огромен. Каждому ученику рано или поздно предстоит проблема выбора своей дальнейшей профессии. Для обучающихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к сознательному их решению, не все представляют. Уже в начальной школе важно не упустить ни минуты и вовремя заинтересовать детей предстоящим выбором профессии.
Перед обучающимися 1-4 классов не стоит задача непосредственного выбора профессии, но правильно поставленная профориентация обучающихся начальных классов может стать основой , на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. С начальных классов родители ребенка задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.
Профессиональная ориентация младших школьников.
Тимерьянова Флида Ибрагимовна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ им. Т.Б. Гилязетдинова
д.Большебадраково
Мир профессий огромен. Каждому ученику рано или поздно предстоит проблема выбора своей дальнейшей профессии. Для обучающихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к сознательному их решению, не все представляют. Уже в начальной школе важно не упустить ни минуты и вовремя заинтересовать детей предстоящим выбором профессии.
Перед обучающимися 1-4 классов не стоит задача непосредственного выбора профессии, но правильно поставленная профориентация обучающихся начальных классов может стать основой , на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. С начальных классов родители ребенка задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.
Профориентационная работа в начальной школе считается подготовительным этапом. Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, интереса к миру профессий, в том числе профессиональной деятельности родителей и ближайшего окружения.
Перед учителем стоит такие задачи как:
-познакомить с разнообразием мира современных профессий;
-дать общее сведения о различных профессиях;
-воспитывать трудолюбие, старательность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Что же можно делать, занимаясь профориентацией со школьниками 7-12 лет?
1.Прежде всего, это расширять кругозор и представления о том, какие бывают профессии, чем занимаются представители тех или иных профессий, какими качествами нужно обладать, чтобы успешно работать. Для этого я использую просмотр документальных фильмов, экскурсионных посещений со встречами представителями различных профессий.
2.Формирование ценности труда и развитие уважения к нему. В семье, в школе, разговорах со старшими ребенок получает представления о том, для чего человек работает, для чего необходим труд и что он в человеке развивает.
3.Развитие понимания своих склонностей и интересов. Что мне больше всего интересно делать, чем нравится заниматься, какие уроки в школе легче даются, а какие труднее и почему? На какие кружки и дополнительные занятия хотел бы ходить? Музыка, футбол, танцы, рисование и так далее. Хожу туда, потому что мама заставляет или за компанию с друзьями, или мне самому это интересно? Очень важно родителям и учителям прислушиваться к интересам ребенка, позволить ему попробовать себя в самых различных видах деятельности и помочь ему понять, что больше всего нравится- и в этом поддерживать ребенка.
Самым эффективным методом работы профессиональной ориентации младших школьников осуществляется через внеклассную работу и внеурочную деятельность. Учителя начальных классов проводят в системе классные часы, занятия, экскурсии в соответствии с востребованием современных профессий.
Тематика классных часов должна быть направлена на знакомство с разными профессиями »Мир профессий», «Кем я хочу быть?» , »Профессия моих родителей» .
С удовольствием учителя начальных классов организуют экскурсии. Во время экскурсии обучающиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и на практике. Увлекательными экскурсиями были экскурсии в фельдшерский пункт, в сельскую библиотеку.
Приглашаем передовиков труда в школу, где обучающиеся узнают много интересного и получают информацию о профессиях. А так же организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах работы. Где они не только рассказывают о своей работе, но проводят практическую часть ( например, медицинский работник показывает, как оказать первую помощь при различных заболеваниях, травмах и т.д).
Важную роль играют сюжетно- ролевые игры, связанные с профессией. Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому ее широко использую в профориентационной работе с младшими школьниками в качестве одного из основных средств.
Сюжетно- ролевые игры из внешкольной жизни детей( « В саду», «Ухаживаем за больной бабушкой»)
-игры на профессиональные сюжеты («Школа», « Магазин», »Почта» и т.д.)
-игры , развивающие у детей техническую смекалку, творческие способности и воображение «Я- дизайнер»).
Такие игры расширяют кругозор детей о труде, профессиях, технике, условиях работы и т.д.
Стала традицией проведение каждый год неделя праздника «Все работы хороши -выбирай на вкус».Во время проведения этого праздника организуется выставка рисунков о профессиях, проводится викторина о профессиях. Очень нравится обучающимся игры «Покажи профессию»,»Пойми-узнай меня», интерактивная игра «Заколдованные профессии», лото « Кем быть?». А так же проводится конкурсы пословиц о труде «Продолжи…», « Ромашка»- придумать и разыграть сценку на тему « В столовой», «Я врач» и т.д.
Профессии родителей- это первые профессии, с которыми дети знакомятся. Поэтому в начальных классах нужно проводить конкурс семейных творческих работ: рассказов, сочинений о профессиях своих родителей. Можно сделать альбом «Профессии моей семьи».
Каждый родитель должен понимать своих детей, знать их интересы и мечты, помочь выбрать правильную профессию. Учителю начальных классов нужно посоветовать родителям , как поговорить с ребенком на тему профессий, что ему рассказать, а также должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка с их желаниями. Нужно поговорить об этом на родительских собраниях. Можно провести анкеты «Как я подготавливаю своего ребенка к труду и выбору профессии».
Для нас важно, чтобы дети понимали, как важно правильно выбрать профессию. Правильно выбранная профессия – это залог будущего, успешного и счастливого человека. С раннего возраста дети должны задавать себе такие вопросы : «Какая профессия мне наиболее интересна? Что я для этого могу начать делать уже сейчас?»
Мы, учителя, не должны забывать , что на будущую профессию школьника будут влиять различные внешние факторы: наличие склонностей и интересов, способностей, планы на будущее, мнение родителей, потребности общества, предпочтения, мнение сверстников, знания о профессии, которые они получат в школе. Поэтому обучающиеся должны получать больше знаний. Чем больше знаний они получат, тем легче им будет определится с профессией. Ученик должен владеть информацией о мире профессий, и чтоб он имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности. И такой ученик в дальнейшем сможет самостоятельно добывать новую информацию о заинтересованной профессии.