Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профессиональная ориентация на уроках труда (технологии): как помочь детям выбрать карьерный путь | Козлитина Светлана Егоровна. Работа №350071

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы профессиональной ориентации на уроках труда (технологии), которые помогают школьникам лучше понять свои интересы и способности, а также выбрать потенциальное направление будущей карьеры. Описаны подходы к знакомству с различными профессиями и навыки, которые формируются в процессе работы над проектами и практическими заданиями. Приведены примеры мероприятий и методов, направленных на развитие осознанного подхода к выбору карьеры.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, уроки труда, технология, карьера, выбор профессии, школьники, профессиональные навыки.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ): КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ВЫБРАТЬ КАРЬЕРНЫЙ ПУТЬ

 

Козлитина Светлана Егоровна, учитель труда(технологии)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 31 им. Стащенко Р. П. г. Тула

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы профессиональной ориентации на уроках труда (технологии), которые помогают школьникам лучше понять свои интересы и способности, а также выбрать потенциальное направление будущей карьеры. Описаны подходы к знакомству с различными профессиями и навыки, которые формируются в процессе работы над проектами и практическими заданиями. Приведены примеры мероприятий и методов, направленных на развитие осознанного подхода к выбору карьеры.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, уроки труда, технология, карьера, выбор профессии, школьники, профессиональные навыки.

 

Профессиональная ориентация — важный элемент образовательного процесса, который помогает школьникам понять свои интересы, способности и возможные направления для дальнейшего карьерного роста. Уроки труда (технологии) предоставляют учащимся уникальную возможность осознать свои таланты и попробовать себя в различных сферах. На уроках технологии школьники осваивают практические навыки, знакомятся с профессиями и могут уже в школе сформировать начальное представление о своей профессиональной траектории.

Организация профессиональных проб на уроках труда позволяет учащимся примерить на себя различные профессиональные роли. Учитель может предложить школьникам выполнять задания, связанные с определённой сферой, например, работа с деревом и металлом, основы конструирования, черчение или элементы дизайна. Такие практические занятия помогают школьникам не только развивать технические и творческие навыки, но и понять, какая работа им интересна. Например, при изготовлении простой мебели школьники знакомятся с процессом проектирования, выбора материалов и обработки, что может пробудить в них интерес к профессиям, связанным с дизайном и производством.

Знакомство с профессиями через проектную деятельность способствует более глубокому пониманию требований и задач в разных сферах. Учитель может предложить школьникам разработать проект, связанный с конкретной профессией, например, создание макета здания для будущих архитекторов, разработку экологического проекта для инженеров или создание настенного органайзера для дизайнеров. Такие проекты помогают детям осознать задачи разных профессий, развивают у них навыки планирования и дают представление о необходимых знаниях и компетенциях. Работа над проектами позволяет школьникам почувствовать себя в роли профессионалов и понять, какая деятельность их больше всего привлекает.

Приглашение специалистов для проведения мастер-классов и встреч позволяет школьникам познакомиться с профессиями из первых уст. Учитель может организовать встречи с профессионалами из разных отраслей, такими как дизайнеры, инженеры, строители или IT-специалисты, чтобы школьники могли задать вопросы и узнать о трудностях и достижениях в каждой из профессий. Например, мастер-класс по основам программирования или 3D-моделирования может дать школьникам возможность попробовать свои силы и увидеть, что представляет собой эта деятельность. Такие встречи расширяют кругозор учащихся, дают им возможность получить советы и вдохновляют на выбор профессионального пути.

Тестирование на профориентацию — это метод, который позволяет школьникам лучше понять свои интересы и личностные склонности. Учитель может предложить учащимся пройти профориентационные тесты, такие как тесты Холланда или тесты на определение типов интеллекта. Эти тесты помогают школьникам определить, какие профессии могут соответствовать их индивидуальности и способностям. Результаты тестирования дают учащимся пищу для размышлений и помогают осознанно подойти к выбору направления, которое им наиболее близко.

Создание профессиональных клубов и кружков по интересам позволяет школьникам углублённо изучать те направления, которые их привлекают. Учитель может организовать кружки, где учащиеся могут заниматься программированием, робототехникой, дизайном или изучением экологических проблем. Кружки и клубы позволяют детям глубже погружаться в сферу своих интересов, осваивать специфические навыки и определять, насколько им подходит выбранное направление. Участие в таких клубах помогает школьникам лучше понять, с чем связана та или иная профессия, и получить первые профессиональные навыки.

Практическое изучение современных технологий помогает школьникам развивать навыки, востребованные на рынке труда, и расширяет их представления о возможных карьерных путях. Учитель может знакомить учащихся с основами работы на компьютере, программирования, 3D-печати или создания макетов и чертежей. Знание современных технологий открывает перед школьниками широкий спектр возможностей, позволяет им осваивать востребованные навыки и ориентироваться на профессии, связанные с инновациями. Уроки технологии становятся для школьников площадкой для экспериментов и раскрытия своих способностей.

Проведение экскурсий на предприятия и в организации позволяет школьникам увидеть рабочую среду и лучше понять, чем занимаются специалисты на практике. Учитель может организовать экскурсии на производство, в дизайн-студии, исследовательские центры или IT-компании, где школьники смогут понаблюдать за профессионалами в действии. Экскурсии дают учащимся реальное представление о профессии, её плюсах и минусах, а также помогают увидеть перспективы в различных сферах. Такое знакомство с профессиональной средой помогает школьникам лучше понять, какой вид деятельности им подходит.

Создание портфолио школьника позволяет учащимся фиксировать свои достижения и видеть, в каких областях они преуспевают. Учитель может предложить школьникам собрать работы и проекты, выполненные на уроках труда, такие как чертежи, фотографии изделий или отчёты по проектам. Портфолио помогает школьникам осознать свои сильные стороны, увидеть динамику своих достижений и лучше понять, какие области их больше всего интересуют. Наличие портфолио также является полезным инструментом для дальнейшего профессионального роста, поскольку оно отражает практические навыки и успехи учащегося.

Поддержка и наставничество со стороны учителя играют важную роль в процессе профессиональной ориентации школьников. Учитель может помочь учащимся выявить их интересы, поддерживать их стремления и давать советы по выбору профессии. Индивидуальные беседы с учениками, обсуждение их успехов и интересов помогают учителю лучше понимать способности каждого школьника и направлять его в развитии. Наставничество укрепляет уверенность учащихся в своих силах и помогает им осознанно подходить к выбору будущей профессии.

Таким образом, можно утверждать, что профессиональная ориентация на уроках труда (технологии) позволяет школьникам не только развивать практические навыки, но и осознанно подходить к выбору будущей профессии. Практические занятия, встречи с профессионалами, кружки по интересам, экскурсии и создание портфолио помогают учащимся познакомиться с различными профессиями, развить свои таланты и понять, какое направление их привлекает. Важно, чтобы учитель поддерживал интерес учащихся к профессиональному самоопределению и создавал условия для успешного освоения будущей профессии, что способствует формированию у школьников уверенности в своих способностях и готовности к выбору карьерного пути.

 

Список литературы

Козлова, Т. А. Потенциал учебного предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся / Т. А. Козлова, Л. А.

Шаманина

, М. А. Страхов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 661-663.

Швецова, Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе / Н. В. Швецова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 202-205.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×