Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО | Дилара Ильсуровна Тагирова. Работа №348305

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения при осуществлении формирования карьерной ориентации студента, профессиональная компетентность как формирование на базе СПО таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в трудовой деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Тагирова Дилара Ильсуровна

преподаватель иностранного языка ГБПОУ «МПК»

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения при осуществлении формирования карьерной ориентации студента, профессиональная компетентность как формирование на базе СПО таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в трудовой деятельности.

 

В современном мире, где прогресс не стоит на месте, профессиональное самоопределение обучающихся играет очень важную роль. Профессиональное самоопределение — это процесс осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, отвечающей потребностям, способностям, индивидуальным особенностям развития и намерениям человека. Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать своё будущее, реализовать перспективы своего развития.Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.Профессиональное самоопределение опирается на три «столпа»:

Глубинный интерес к конкретным видам деятельности.

Индивидуальные особенности и сильные стороны.

Личностные ценности и ориентиры.

Вследствие происходящих преобразований повышаются требования к уровню сформированного профессионального самоопределения молодежи. Профессиональное  самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда, предусматривает широкую ориентировку в мире профессий, не ограничивая возможности развития личности. Самоопределение личности в профессии осуществляется в единстве жизненного и профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение имеет динамический длительный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.

С появлением новых государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования усилилось внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня. Задача профессионального образования сводится к тому, чтобы любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными и специальными знаниями и умениями, был способен реализовать их в профессиональной деятельности. Качество профессионального образования определяется через компетентности студентов, которые в дальнейшем обеспечивают  выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения студентов, педагогический коллектив колледжа выстраивает собственную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда. При этом основной акцент делается на профессиональном самоопределении как стержне успешного профессионального обучения в колледже и дальнейшей работе по специальности.

В колледже обучаются много разных студентов, разных возрастов начиная с 16 до 20 лет. У каждого свой характер, жизненные приоритеты и воспитание. Каждый пришёл сюда получить профессию, которую он выбрал для себя. С точки зрения психологии это возраст осознания собственной индивидуальности и готовности к самоопределению. Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе профессионального обучения это сложный, длительный и многоплановый процесс. Ведь Для обучающиеся СПО характерно особое отношение к будущему в силу возраста, так как основным содержанием устремлений каждого становится самоопределение и, прежде всего, профессиональное.

Проблемы профессионального самоопределения ярко проявляются в первые годы обучения. Студент должен сориентироваться и освоить новые способы и методы обучения. Для деятельности студента в этот период характерна интенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное и эмоциональное напряжение. Основной проблемой для первокурсников чаще всего оказывается решение личностного конфликта ту ли он профессию выбрал. Разрешение проблем профессионального самоопределения студентов в ходе профессионального обучения укрепляет уверенность в оправданности сделанного выбора. Постепенное усвоение будущей профессионально-социальной роли способствует констатированию себя как представителя определённого профессионального сообщества.

В нашем образовательном учреждении его рассматривают как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения в учебную, производственно - практическую и внеучебную деятельность на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии и осознания себя как будущего профессионала. Так как на стадии профессионального обучения у обучающихся формируется готовность к конкретной профессиональной деятельности, источником которой является производственное обучение, т.е. соединение учебной и трудовой деятельности, которое оказывает влияние на процесс профессионального становления личности студента. Обучающемуся необходимо быть инициативным, научиться использовать передовой опыт, овладеть общеобразовательной и профессионально- квалификационной подготовкой.

Существенными показателями, раскрывающими сущность процесса профессионального самоопределения являются мотивы профессионального выбора, профессионально - ценностные ориентации, наличие индивидуального жизненного плана студента. На сегодняшний день треть студентов, обучающихся в колледже, имеет диффузную мотивацию, которая складывается из непосредственных интересов и мотивов, порождаемых ситуацией выбора профессии и жизненного пути. Это, в свою очередь, вызывает кризисы в формировании и развитии их личности на данном этапе,так как тестирование студентов первого курса показывает наличие следующих проблем:

несформированность профессиональной мотивации;

незрелая личностная готовность;

несформированность индивидуального стиля учебной деятельности.

Поэтому одним из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива в колледже является профессиональное самоопределение студента. Чтобы сделать этот процесс эффективным, необходимо выстроить четкую систему работы, которая обеспечит слаженную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса. Только поэтапное введение студента в профессию, обеспечит осознанное формирование желания у студента ее получить. Начиная работать со студентами, педагогический коллектив составляет для себя как можно более полное представление о субъективных аспектах жизнедеятельности каждого студента. К этим аспектам относятся ценностные ориентации, определение профессиональных интересов и склонностей, установки и ожидания в отношении будущей профессии, мотивы профессионального выбора. Все в целом позволяет составить портрет студента. К тому же, выявление профессионально-личностных особенностей студентов позволяет преподавателям колледжа активно реализовывать личностно - ориентированную парадигму образования.

Одной из важнейших задач педагогов колледжа должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание помощи студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении.

Особую актуальность эти задачи приобретают в условиях компетентностного подхода в образовании, так как успешное формирование профессиональных компетенций будущего специалиста невозможно без внутренней мотивации на профессиональную деятельность по конкретной специальности.

Мотивационно - ценностный уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется степенью осознания студентами личной и общественной значимости будущей профессии. На этом этапе профессионального самоопределения начинается непосредственная работа со студентами.

Мотивационно - ценностный аспект профессионального самоопределения в колледже представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, формирование профессионального образа ''Я '', важной стороной которого является формирование ключевых и профессиональных компетенций у студентов.

Интеграция общеобразовательных, социально - экономических, гуманитарных, общих профессиональных и специальных дисциплин при непрерывном практикоориентированном обучении в колледже обеспечивает формирование у студентов общих учебных, общекультурных, коммуникативных умений и навыков, необходимых для успешного овладения профессиональными компетенциями и как результат поэтапное становление заинтересованного в учении студента, квалифицированного специалиста и успешной личности. Для достижения этой задачи в учебных планах подготовки специалистов всех направлений помимо общепрофессиональных и специальных дисциплин определенная доля учебного времени уделяется практике. Различные виды практик (практика по профилю специальности, преддипломная практика) позволяют студентам подтвердить правильность выбранной профессии. Студенты наблюдают за тем, как работают профессионалы, получают практический опыт, у них постепенно формируются необходимые профессиональные умения и навыки, возникает желание выполнять творческую исследовательскую деятельность.

Такой подход к процессу обучения в колледже способствует формированию подготовленного к профессиональной деятельности, конкурентоспособного, мобильного и творческого специалиста. Все это способствует решению одной из главных задач профессионального обучения студентов - успешному прохождению процесса профессионального самоопределения.

На деятельностно - практическом уровне профессионального самоопределения у студентов возникает потребность в установлении соответствия между личностными профессиональными качествами и профессиональными требованиями к профессии. Это становится возможным, когда студенты уже имеют представление о своих способностях и требованиях, предъявляемых профессией к личности. Как раз этому и посвящены первые два этапа работы по профессиональному самоопределению.

На данном этапе педагоги создают условия для профессиональной деятельности студента, показывают точки соприкосновения с профессией, учат ориентироваться на свои сильные стороны, открывая новые грани их личности.

К решению проблемы профессионального самоопределения в колледже подключены и кураторы студенческих групп, которые проводят тематические классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола, квест - игр, среди которых можно выделить «Моя профессия - мой выбор», «Есть такая профессия – студент», «Освоение профессии как путь к успеху в жизни», «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные планы», «Моя профессиональная и коммуникативная культура», «Портрет современного педагога глазами студентов».

Воспитательная деятельность кураторов студенческих групп выстраивается на личностно - деятельностном подходе и позволяет раскрыть студентам сущность социальной успешности, активизировать процесс самопознания личности, мотивировать студентов на развитие личностных и профессиональных качеств в рамках выбранной специальности.

Такой алгоритм построения работы со студентами позволяет постепенно сориентировать их в профессиональном выборе, не вызывая негативной реакции с их стороны, избегая мнительности и тревожности, наоборот повышая их веру в свои потенциальные возможности и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.

Но при этом важно знать, что такая организация процесса профессионального самоопределения принесет плоды лишь тогда, когда студенты и преподаватели ориентированы на построение демократических, равноправных отношений друг с другом, иначе работа будет бесполезной и вызовет отторжение у студентов.

 

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. Грибовская, Н.Н. Современные требования к подготовке молодых специалистов / Н.Н. Грибовская //

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-

практ. конф. № 4. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 24-27.

3. Капустина, Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации СПО [Текст]

// Капустина, Л.И. Научные исследования. – 2011.- № 3. – С. 88-94

4. Осипова С.И., Янченко И.В., Окунева В.С. Формирование общекультурных компетентностей студентов в

процессе профессиональной подготовки // Международный журнал экспериментального образования. –

2013. – № 10-2. – С. 196-200; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4210 (дата обращения:

01.06.2023)5.

5. Основина, Т.Ю. Профессиональная компетентность как критерий готовности специалиста к

профессиональной деятельности [Текст] / Т.Ю. Основина // Вестник Челябинского государственного

педагогического университета. – 2008. – № 12. – С. 103-112

6. Педкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие/ под ред. П.И. Педкасистого.- М.: Высшее образование,

2008.-430 с.

7. Томильцев А. В. Проблемы оценки профессиональной подготовки: методологические подходы / А.В.

Томильцев, А. В. Мальцев // Образование и наука. 2018.

№ 20 (4). С. 9-33.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×