"Профессиональное здоровье педагога" | Цодова Елена Ивановна. Работа №306643
В дошкольном учреждение, педагог проводит значительную часть времени. Чтобы чувствовать себя комфортно, находиться в гармонии с миром и с самим собой, нужно быть психически и физически здоровым. Физическое здоровье – привычный вопрос для обсуждения, а что мы знаем о психическом здоровье?
В лучшем случае вспоминается народная мудрость «В здоровом теле - здоровый дух». Задумаемся, можно ли провести границу, где кончаются болезни тела и начинаются болезни души?
С другой стороны, душевное неблагополучие часто заявляет о себе знаками телесных болезней, например, подготовка к конкурсу.
Кто из нас конкурсантов не испытывал боли в сердце, беспричинного повышения давления, температуры, головной боли, снижение аппетита и наконец бессонницы.
Профессиональное здоровье педагога.
В дошкольном учреждение, педагог проводит значительную часть времени. Чтобы чувствовать себя комфортно, находиться в гармонии с миром и с самим собой, нужно быть психически и физически здоровым.
Физическое здоровье – привычный вопрос для обсуждения, а что мы знаем о психическом здоровье?
В лучшем случае вспоминается народная мудрость В здоровом теле - здоровый дух. Задумаемся, можно ли провести границу, где кончаются болезни тела и начинаются болезни души?
С другой стороны, душевное неблагополучие часто заявляет о себе знаками телесных болезней, например, подготовка к конкурсу.
Кто из нас конкурсантов не испытывал боли в сердце, беспричинного повышения давления, температуры, головной боли, снижение аппетита и наконец бессонницы. Каждый вспомнит пример из своей жизни. Это выступление на педсовете, родительском собрании, открытое занятие и др., да и вся наша жизнь насыщена профессиональными стрессами.
Как же при нашей профессии быть психически и физически здоровым?
Здоровым – значит творчески работать. Обладать способностью самому, находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.
Профессия педагог, иначе, работа сердца, нервов, требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования душевных сил.
Профессия воспитателя характеризуется: огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего времени протекает в напряженной обстановке:
постоянная концентрация внимания;
эмоционально насыщенная деятельность;
повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей.
Такие факторы отрицательно влияют на здоровье. Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях принимать взвешенное решение, держать себя в руках, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.
Порой мы подавляем в себе деструктивные эмоции и при этом получаем противоположный эффект – эмоциональное напряжение.
Не справляясь с внутренними переживаниями, педагог пытается подавить хотя бы внешние эмоции.
Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся эмоции, обрушиваясь на организм, наносят мощные удары, от которых человек долго не может оправиться.
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний, как гипертония, язва желудка. Колит, мигрень, бронхиальная астма, заболевания неврогенного характера.
Не секрет, что с такими жалобами к врачам обращаются даже молодые педагоги - об этом свидетельствуют данные исследований.
Также, ученые считают, что причины проявления эмоциональной неустойчивости в деятельности педагога обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы:
социальный (повышение социальных нагрузок современной жизни, непрестижность профессии, недооценка общественной значимости дошкольного образования, но и наконец, социальное окружение чисто женский коллектив).
материально-бытовой (материально-техническое обеспечение работы).
фактор ответственности (конфликтность в системах)
1. Руководитель - подчиненный (невнимание к личности сотрудника - неудовлетворенность решениями руководства).
2. Коллега - коллега (недобросовестное отношение к работе, психологическая несовместимость коллег).
3. Педагог - ребенок (нарушение дисциплины, особенности современных детей).
4. Педагог - родители (игнорирование требований к ребенку со стороны д/сада, необоснованные претензии к воспитателю).
5. Организационно - демонстративный (перегруженность поручениями, открытые занятия, педсоветы, переполняемость групп).
Субъективные факторы: т.е. психологические, личностные характеристики, провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности.
Современная педагогика - использует специальный термин – эффективные педагоги.
К особенностям эффективности относятся:
1) уверенность в себе и высокая самооценка;
2) эмоциональная стабильность и интеллектуальная гибкость.
Специальные исследования показывают: для значительной части педагогов характерна негативная Я концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе. Недостаточно сформированы адекватные способы эмоционального реагирования на трудности.
В этой связи естественно возникают вопросы:
Как укрепить профессиональное здоровье педагога? Что может способствовать формированию положительного Я концепция?
Я предлагаю одно из решений – это специальные упражнения.
Уважаемые педагоги представьте себе лестницу из 4 ступенек, по которой мы с вами попробуем подняться.
Итак: первая ступенька Я.
Упр. На каждый вопрос необходимо ответить по 10 слов. Два вопроса. Кто я?, Какая Я?
У кого больше 10 слов? У кого меньше? Кому трудно, кому легко было найти слова? Попробуйте открыто и честно, взглянуть на себя, тем самым преодолели первую ступеньку.
Вторая ступенька Мир людей.
Общение с людьми вызывает разные эмоции. Спектр их огромен. Можно утонуть в море отрицательных эмоций и тогда мы получим в ответ психосоматические невротические заболевания, отрицательный фон настроения, пессимизм. А можно взглянуть на ту же ситуацию с другой стороны, минусы обращая в плюсы.
Здесь можно провести такое упражнение (Игра, хорошо - плохо).
Контраргументы
На листе бумаги в левой половине разместите свои слабые стороны, а в правой напротив каждого пункта укажите обратное положительное, например:
1. Ни одному из тех, 1. Те, кто действительно
кто меня знает, я не нравлюсь.меня знает, относится ко
мне хорошо.
Чтобы быть уверенным в себе помогают: установки, внутренний диалог, советы.
Третья ступенька: Окружающий мир.
Окружающий мир - это пространство. Иногда оно расширяется до размеров целой страны, а иногда сжимается до пределов комнаты. Светлые моменты соседствуют с мрачными проявлениями. Чтобы ни случилось, какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости. Ценить жизнь, дружбу, здоровье семью!
Радость начинается только с нас. А умеем ли мы чувствовать других людей, понять их боль? Хватит ли нам сердца порадоваться за талантливого человека?
Можно провести упражнение. В картинной галерее. Внимательно посмотрите на картину В.М. Васнецова Алёнушка, проникнитесь жизнью героини, войдите в её образ, попробуйте понять её состояние, эмоции и наконец, озвучите её мысли.
Если мы будем чаще стараться понимать душевное состояние других. Мир от этого только выиграет!
Четвертая ступенька: Творческая мастерская.
Это самая высокая ступенька. Поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все что нас окружает. И пусть сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и нерадостных людей. А мы будем учиться получать удовольствие от совместной творческой деятельности.
Упр. Волшебная палочка, давайте придумаем рассказ, чтобы он получился с общим сюжетом, (т.е. от каждого по словечку). Тема: Д/сад - моя радость. Я работаю воспитателем потому что …
Что вы почувствовали коллеги? Ответственность? Друг друга? Радость совместного творчества? Это упражнение показало, что сердце ваше здоровое, а душа наполнена светом доброты, сочувствия и понимания.
В заключении я хочу отметить: дошкольные работники всегда молоды душой, неугомонные и азартные.
Мы знаем ответы на вопросы: Что мы делаем? Зачем это делаем?
А это означает что мы физически и психически здоровы, уверенны в себе.
Этим самым мы формируем положительную Я концепцию, (знаю, умею, делаю, любим).
Автор – Цодова Е.И., заведующий