Профессиональные компетентность педагога в системе СПО | Казарян Тамара Кирилловна. Работа №301880
профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности. Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога и отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Высшим компонентом личности преподавателя является профессиональная компетентность
Казарян Т.К., преподаватель Кяхтинского филиала
«Байкальского базового медицинского колледжа
Министерства здравоохранения Республики Бурятия»
В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности. Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога и отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Высшим компонентом личности преподавателя является профессиональная компетентность.
Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.). Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована.
Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
социально-правовая компетентность
– знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
персональная компетентность
– способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
специальная компетентность
– подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
аутокомпетентнос
ть
– адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;
экстремальная компетентность
– способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов, на учебных занятиях.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, привитие основополагающих ценностей, идей и убеждений, пропаганды педагогических знаний;
дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные,
сугистивные
, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику коллектива учащихся и личности, анализ педагогических ситуаций, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
рефлексивные умения – самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, эмоциональных реакций, когнитивных особенностей, способность к самопознанию,
самоактуализация
;
организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;
конструктивные умения – интегративные умения разработки
учебной и технико-технологической документации, составление технологических карт, направляющих тестов;
Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др При этом компетентность всегда личностно ориентиррвана качествами конкретного человека, то есть, компетентность – это некая личностная характеристика, уже состоявшееся личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Таким образом, содержание профессиональной компетентности многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые можно объединить в три блока:
научно-теоретический блок (или когнитивный, информационно-
знаниевый
), характеризующий круг знаний, необходимых для реализации данной компетентности;
операционально-
деятельностный
блок (или
деятельностный
, операционально-технологический, предметно-практический), описывающий уровень владения субъектом алгоритмами, способами, умениями, опытом реализации
деятельностных
компонентов компетентности;
личностно-психологический блок, отражающий интеллектуальные, мотивационные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые структуры психики субъекта профессиональной деятельности, которые они выступают в качестве предпосылок индивидуальной успешной деятельности и развиваются в ходе ее осуществления.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности и характеризует его профессионализм. Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных преобразований, мы имеем в виду, что усвоение знаний - не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков - главного критерия профессиональной готовности. Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный смысл ее решения сводится к триаде «Мыслить - Действовать- Мыслить». В результате профессиональная компетенция педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности.
Педагогические умения объединены в четыре группы:
Умение ставить педагогические задачи;
Умение программировать способы педагогических взаимодействий;
Умение выполнять педагогические действия;
Умение изучать процесс и результаты решения педагогической задачи.
В колледж приходят работать молодые специалисты не имеющие педагогического образования и для того чтобы восполнить этот пробел под руководством методической службы успешно работает «Школа молодого преподавателя», слушателями которой являются преподаватели, чей педагогический стаж не более пяти лет. Тематика школы очень разнообразна, интересна и насыщена. Опытом с молодыми преподавателями делятся педагоги – наставники, проводя не только теоретические занятия, но и мастер классы, круглые столы.
Профессиональное становление молодого педагога сегодня протекает гораздо труднее, чем несколько лет назад. Это связано с тем, что изменились требования общества к педагогу, и особенно к педагогу СПО. Одной из основных задач методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, но и уметь связывать их с практическим обучением, педагога, владеющего различными методиками преподавания и способного применять их в своей профессиональной деятельности.
Список литературы:
Введенский В.Н
.
Моделирование профессиональной компетентнос
ти педагога // Педагогика. – 201
арецкая
И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное
пособие.-
2-е изд.,
перераб
., доп.-М.:
АПКиППРО
,2005.-116с.
3. – №10. – С. 51-55.
Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя/
Зарецкая И.И. Профессиональная культ
ура педагога: Учебное
пособие.-
3
-е изд.,
перераб
., доп.-М.: АПКиППРО,201
5.-116с.
Мухорина
Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных
условиях.-
Современные требования к новой модели профессионального образования (Материалы педагогических чтений)
Под.ред
.
Н.Б.Мухориной
– Коломна:
ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009. – 146с.
Сайт http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС