Профессиональные компетентности современного педагога | Мой кабинет. Работа №341370
Настоящая потребность общества в учителях, способных показать себя квалифицированным работником, актуализирует проблему реализации педагогической компетентности учителя.
Рассматривая вопрос компетентности учителя, надо признать, что нет четко сформулированных и утвержденных параметров, по которым можно было бы судить о компетентности. Развитие профессиональных качеств целиком и полностью становится задачей для самого педагога и полностью зависит от его личных, индивидуальных возможностей и способностей.
Профессиональную компетентность учителя определяют достижение эффективности своего труда и умение оценить собственный труд. Компетентный педагог есть педагог, умеющий грамотно реализовывать свои возможности, владеющий современными технологиями методами, осуществляющий творческую и исследовательскую деятельность, открытый к профессиональному развитию.
Профессиональные компетентности современного педагога.
Настоящая потребность общества в учителях, способных показать себя квалифицированным работником, актуализирует проблему реализации педагогической компетентности учителя.
Рассматривая вопрос компетентности учителя, надо признать, что нет четко сформулированных и утвержденных параметров, по которым можно было бы судить о компетентности. Развитие профессиональных качеств целиком и полностью становится задачей для самого педагога и полностью зависит от его личных, индивидуальных возможностей и способностей. Для оценки уровня профессионализма используются педагогическое портфолио и педагогический стандарт.
Профессиональная компетентность –это качество высокопрофессионального работника, способного максимально реализовывать себя в определенных видах трудовой деятельности и способного адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества, умеющего планировать карьерный рост и обладающий профессиональной мобильностью. Цель выступления: проанализировать педагогические компетентности и предоставить собственный опыт повышения их уровня.
В современном обществе к педагогу предъявляют много требований , вот только несколько функций ,которыми должен владеть педагог:
- самостоятельно учиться,
-повышать квалификацию\ полностью переучиваться,
-быстро оценивать ситуацию,
-принимать решения и нести за них ответственность,
-аргументировано отстаивать свою точку зрения,
-адаптироваться к современным условиям жизни и труда,
-оптимизировать деятельность, использовать новые приемы и методы.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
воспитательно-образовательной;
учебно
–методической;
социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно - образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально – педагогическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ОУ.
Какими компетентностями необходимо владеть учителю согласно педагогическому стандарту?
1.Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда.
2.Социальная компетентность.
Степень подготовленности педагога к общению с детьми и их родителями, коллегами и руководителями, представителями различных организаций и общественности.
3. Личностная компетентность.
Педагог владеет способами личностного самовыражения и стремление к личностному развитию и креативность; мотивация и готовность к инновациям: понимание современных приоритетов дополнительного образования; способность и потребность в рефлексии.
4.Индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.
5.Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.
6. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.
7. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика.
Профессиональные компетентности педагога определяются не только предметными результатами обучающихся, но индивидуальной способностью самого педагога к саморазвитию, самообразованию и саморегуляции. Таким образом, можно определить следующие пути развития профессиональных компетентностей учителя:
работа в методических объединениях, сообществах
(
общение с коллегами, обмен опытом и мнениями, организация мероприятий по предмету)
исследовательская деятельность
(проведение педагогических экспериментов, участие в исследовательских конференциях, помощь ученикам в участии в исследовательских конференциях)
освоение новых технологий
(передача опыта использования новых педагогических технологий, управление процессом путем применения новых технологий)
различные формы педагогической поддержки (в т.ч. наставничество
,
тьюторство
, посещение уроков педагогов школы и города, конструктивное участие в работе коллег, составление общей базы методического материала
)
участие в форумах и фестивалях педагогической направленности
(
в т.ч. Мастерс
кая наставника,
Коворкинг
, Калейдоскоп педагогических идей и прочите мероприятия, предоставляемые УМО, кафедрой иностранной филологии ТГУ и пр.)
трансляция собственного опыта
(
организация
собственных
мастер-классов, распространение педагогического опыта через публикации статей, конспектов уроков и мероприятий,
участие в дискуссиях в социальных сетях, в группах для педагогов в
Сферум
и
Телеграм
, составление педагогического
портфолио
и прохождение аттестации
)
активное использование ИКТ
(
использование современных ЦОР и ЭОР для составления и проведения уроков, для участия в педагогической жизни сообщества учителей города, привлечение учащихся к внеурочной деятельности в интернет пространстве)
чтение методической литературы
(своевременное ознакомление с новинками методической литературы, в электронном и бумажном виде
)
составление рабочей карты педагога
(
периодическое составление и заполнение РКП для уточнения дальнейшей стратегии саморазвития)
Заключение.
Профессиональную компетентность учителя определяют достижение эффективности своего труда и умение оценить собственный труд. Компетентный педагог есть педагог, умеющий грамотно реализовывать свои возможности, владеющий современными технологиями методами, осуществляющий творческую и исследовательскую деятельность, открытый к профессиональному развитию.