Профилактика буллинга среди школьников в коррекционной школе: методы и программы групповой работы | Дядяшева Елена Валентиновна. Работа №349706
Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики буллинга среди школьников в коррекционной школе. Особое внимание уделяется методам и программам групповой работы, направленным на формирование позитивного климата в коллективе и предотвращение агрессивного поведения. Приведены методы работы воспитателя по формированию у учащихся навыков общения, уважения и поддержки, что особенно важно в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Ключевые слова: буллинг, профилактика, коррекционная школа, групповая работа, социальные навыки, психолого-педагогическая поддержка.
ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДЫ И ПРОГРАММЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Дядяшева Елена Валентиновна, воспитатель
КОУ ВО «Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»,
с. Красное
Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики буллинга среди школьников в коррекционной школе. Особое внимание уделяется методам и программам групповой работы, направленным на формирование позитивного климата в коллективе и предотвращение агрессивного поведения. Приведены методы работы воспитателя по формированию у учащихся навыков общения, уважения и поддержки, что особенно важно в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Ключевые слова: буллинг, профилактика, коррекционная школа, групповая работа, социальные навыки, психолого-педагогическая поддержка.
Проблема буллинга в школьной среде становится все более актуальной, так как негативные проявления среди учеников оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние, успеваемость и психическое здоровье детей. В коррекционных школах, где учатся дети с особенностями в развитии и поведения, данная проблема стоит особенно остро, так как эти учащиеся чаще сталкиваются с трудностями в социальной адаптации, повышенной тревожностью и чувствительностью к критике. Важно отметить, что буллинг может проявляться как в явной форме, включающей физическую и вербальную агрессию, так и в скрытой форме, проявляющейся в социальной изоляции и манипуляции. Учитывая эти особенности, роль воспитателя в профилактике буллинга становится неоценимо важной, поскольку его задача — не только создавать безопасную и комфортную атмосферу в коллективе, но и формировать у детей социальные навыки, навыки эмпатии и взаимоуважения.
Профилактика буллинга в коррекционной школе требует целостного подхода, основанного на программах групповой работы, которые способствуют созданию доверительной среды, где каждый ученик чувствует поддержку и уважение. Воспитатель выполняет не только функцию наблюдателя, но и организатора мероприятий, способствующих укреплению социальных связей между учениками, их привязанности к коллективу и развитию навыков позитивного общения. В рамках программ профилактики буллинга особенно важно создать у детей представление о том, что уважение к окружающим и осознанное восприятие своих и чужих эмоций являются важными составляющими гармоничного общения.
Основной целью воспитателя в процессе групповой работы является создание условий для формирования у детей представлений о правилах социального взаимодействия и принятия социальных норм. Эффективным методом профилактики буллинга являются групповые тренинги и игры, которые помогают учащимся развивать навыки эмпатии, учат понимать чувства других людей и корректно реагировать на сложные ситуации. Групповые тренинги, направленные на понимание эмоций и умение контролировать свои чувства, помогают детям развивать самоконтроль, учат конструктивно выражать свои мысли и поддерживать сверстников. Важно также формировать у детей понимание того, что агрессия и буллинг недопустимы, и что их действия имеют последствия для окружающих.
Для эффективной профилактики буллинга необходимо, чтобы каждый ученик ощущал свою значимость и полезность в коллективе. Важно вовлекать детей в совместные проекты и творческие мероприятия, которые способствуют формированию чувства принадлежности к группе. Например, участие в коллективных творческих или спортивных мероприятиях позволяет детям укреплять взаимоотношения, развивать коммуникативные навыки и снижать уровень враждебности. В процессе групповой работы воспитатель способствует формированию у детей уверенности в себе и поддерживает их стремление к самовыражению, что позволяет уменьшить риск возникновения агрессивного поведения и способствует созданию атмосферы взаимопонимания и поддержки.
Одной из эффективных методик профилактики буллинга является арт-терапия, которая позволяет детям выражать свои эмоции и преодолевать внутренние конфликты через творчество. Данный метод помогает ребенку осознать свои эмоции, снизить уровень тревожности и развить навыки саморегуляции. В рамках арт-терапевтических занятий дети получают возможность выразить свои страхи, агрессию и неуверенность в форме, которая не несет угрозы ни для них самих, ни для окружающих. Это позволяет воспитателю не только выявить внутренние переживания детей, но и корректировать их поведение через постепенное формирование у них конструктивных моделей выражения эмоций.
Ключевым элементом профилактики буллинга в коррекционной школе является формирование навыков разрешения конфликтов, что особенно важно для детей с нарушениями в поведении. Воспитатель учит детей конструктивному общению, умению слушать друг друга и находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. В рамках групповых занятий детям предоставляется возможность обсуждать сложные ситуации, учиться находить пути их решения и получать поддержку со стороны одноклассников. Важно, чтобы воспитатель показывал детям на личном примере, как можно эффективно и корректно разрешать конфликты, а также поддерживать открытое и доброжелательное общение в коллективе.
Важным элементом профилактики буллинга является развитие у детей навыков самоконтроля и саморефлексии. Занятия, направленные на развитие осознанности и самооценки, помогают детям научиться управлять своими эмоциями, контролировать импульсивные реакции и осознанно реагировать на стрессовые ситуации. Воспитатель помогает детям осознать, что каждый человек уникален, и что уважение к окружающим — важное условие успешной и гармоничной жизни в коллективе. Важную роль в развитии самоконтроля играет поддержка и понимание со стороны воспитателя, который помогает детям учиться понимать и принимать свои эмоции.
Подводя итог, можно отметить, что профилактика буллинга среди школьников в коррекционной школе требует комплексного подхода, основанного на методах групповой работы и формировании у детей навыков конструктивного общения, эмпатии и самоконтроля. Работа воспитателя в этом процессе имеет важнейшее значение, так как именно он создает условия для формирования доверительных отношений, помогает детям развивать социальные навыки и формирует у них осознание важности уважительного отношения к окружающим. Групповая работа, направленная на профилактику буллинга, способствует созданию позитивного климата в коллективе и предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, что способствует гармоничному развитию и социализации детей.
Список литературы
1. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида : учебник : в 2 частях / Е. Г. Речицкая, Т. Г. Богданова, Е. А. Горбунова, К. И. Туджанова. — Москва : Владос, [б. г.]. — Часть 1 — 2014. — 285 с. — ISBN 978-5-691-01735-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96409
2. Свинцицкая Т. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе / Т. А. Свинцицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1224-1226.