Профилактика буллинга в образовательном учреждении. | Васильева Светлана Анатольевна. Работа №342062
Рекомендации педагогам по профилактике школьного буллинга. Школьный буллинг отличается своей жестокостью. Буллинг не происходит, когда два человека с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются. Буллинг всегда имеет цель, затравить жертву, вызвать страх, унизить. Предупредить возникновение такого явления как буллинг гораздо легче, чем работать с его последствиями!
«Профилактика буллинга в образовательном учреждении»
Коллеги! Практически в каждом образовательном учреждении есть обучающиеся, которые становятся объектом открытых насмешек, унижений. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой ребенок.
Буллинг – многократное психологическое давление на человека, жертва которого испытывает постоянный стресс. Травля одного человека другим. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.
Школьный буллинг отличается своей жестокостью. Буллинг не происходит, когда два человека с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются. Буллинг всегда имеет цель, затравить жертву, вызвать страх, унизить.
Существуют следующие виды буллинга:
Вид
Что включает
Физическое насилие
избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки
Эмоциональное насилие (психологическое)
Угрозы, насмешки, присвоение обидных кличек, бесконечные замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей, высмеивание, оскорбление, унижение ученика в присутствие других детей, принуждение делать что-то, чего ребенок делать не хочет.
Экономическое насилие
Порча и отнятие личных вещей. Вымогательство. Отбирание денег. Повреждение имущества.
Кибербуллинг
Использование телефона
1.Систематическиосуществляются анонимные звонки и отправляются оскорбляющего или угрожающего рода сообщения
2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет.
Использование E-mail
Рассылка злых и негативных сообщений.
Социальных сетей
1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.
2. Распространение непристойного видео и фото.
3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека.
4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека.
Видео-портал
Публикация в Интернете позорящего другого человека видео.
Причины возникновения буллинга в образовательном учреждении:
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Отсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время.
Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Цель буллинга – за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.
В ситуации травли всегда есть:
«Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву.
«Жертва» – человек, который подвергается агрессии.
«Защитник» – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
«Сторонники» – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
«Наблюдатель» – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Психологические портреты участников буллинга:
Часто буллерами становятся:
Дети, воспитывающиеся родителями-одиночкам;
Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
Дети из властных и авторитарных семей;
Дети из конфликтных семей;
Дети с низкой устойчивостью к стрессу;
Дети с низкой успеваемостью
Буллеры – это:
Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;
Дети, стремящиеся быть в центре внимания;
Дети высокомерные, делящие всех на «своих» и «чужих» (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
Максималисты, не желающие идти на компромиссы;
Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя
ответственность за свое поведение;
Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
Обязательные правила профилактики буллинга:
1.Не игнорировать.
2.Проявить активность в данной ситуации.
3.Разговор с «агрессором» буллинга.
4.Разговор с «жертвой» буллинга.
5.Разговор с классом.
6.Проинформировать педагогический коллектив.
Предупредить возникновение такого явления как БУЛЛИНГ гораздо легче, чем работать с его последствиями!
Что может делать педагог для профилактики буллинга:
Обучать детей конструктив
ным способам решения конфликтов
Развивать у детей
чувство
эмпатии
и толерантности
Обучать навык
ам самоконтроля и саморегуляции
Проводить
групповые внеклассные мероприятия,
н
аправленные на сплочение класса
«Хв
алить при всех, ругать наедине»
Устраивать
совместные праздники и чаепития
Помогать детям решать конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участнико
в, помогать находить компромисс
Рекомендации учителю по профилактике «Отверженности» в классе:
Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудача
ми одноклассников.
Следует пресекать любые прен
ебрежительные замечания в адрес
одноклассников.
Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
Помогают объединить класс совместные мер
оприятия, поездки
.
Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Разбо
р ошибок необходимо делать индивидуально.