Профилактика буллинга в образовательном учреждении | Людмила Анатольевна Терентьева. Работа №343514
Проблема профилактики буллинга очень актуальна. В данном материале есть информация о том, что такое буллинг, типах буллинга. Как должен действовать педагог, если в классе есть ситуация травли. Определённым алгоритмом должен руководствоваться педагог, работая с классом, с жертвой, агрессором, свидетелями. В статье представлены рекомендации по профилактике буллинга в школе.
Педагог-психолог МБОУ Трубчевской гимназии
Терентьева Людмила Анатольевна
«Профилактика буллинга в образовательном учреждении»
Что же такое буллинг?
Буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы.
Проблема эта действительно актуальна и есть масса вопросов, на которые нужно искать ответы, решать возникающие проблемы.
Согласно исследованиям психологов, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли, насмешек и были психологически травмированы ситуацией.
Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней не принято было говорить. Другими словами, ребенок оставался один на один в непростой ситуации. Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) показывает, что Россия находится на первых местах по частоте эпизодов травли, с которыми сталкиваются дети.
Чем буллинг отличается от конфликта:
- агрессивностью (направлен на причинение боли, дискомфорта, унижение достоинства другого человека);
- целенаправленностью (преднамеренность нанесения физических и душевных страданий) и регулярность;
- неравенство силы
- это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия;
- буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим;
- буллинг всегда негативные последствия для всех участников (не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей – утрата способности к сочувствию, пассивность, привычка к страху, восприятие себя как правонарушителя).
Типы буллинга:
прямой (физическая агрессия) - удары, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какой-либо неудобной / унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение.
косвенный (вербальная агрессия) - может проявляться в насмешках, обзывании, высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани.
По способу причинения: насилие может быть физическим, психологическим, сексуальным, экономическим.
Рассмотрим структуру буллинга: в нем есть буллер, жертва, свидетели.
Кто чаще становится буллером (агрессором):
- дети, испытывающие сильную потребность подчинять себе других;
- импульсивные и легко приходящие в ярость;
- те, кто часто вызывающе ведет себя по отношению к взрослым – включая родителей и учителей;
- не испытывающие сочувствия к своим жертвам;
- если это мальчики, то они обычно физически сильнее других мальчиков;
- страдающие от насилия в семье;
- дети из семей, где мало эмоционального тепла и поддержки;
- неуспевающие ученик, пытающиеся компенсировать свою неуспеваемость;
Считается, что особенно опасен буллинг со стороны девочек. Если мальчики, избирая какого-то ребенка "козлом отпущения", демонстрируют только лишь свое физическое превосходство, то девочки начинают против своих жертв психологическую войну. Сплетни, вербальные оскорбления, бойкоты - это часто встречающиеся формы буллинга среди девочек. Такие повторяющиеся оскорбительные действия могут нанести вред физическому и эмоциональному развитию ребенка, против которого оно направлено.
Типичные жертвы буллинга:
- пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые дети;
- новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены;
- тревожные, неуверенные в себе дети с низкой самооценкой;
- склонные к депрессии;
- болезненные дети, которые не успевают выстроить отношения;
- если это мальчики, они могут быть физически слабее своих сверстников.
Сейчас активно набирает обороты кибербуллинг – новая, стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, использующая возможности интернета для агрессивного преследования человека.
Кибербуллинг вызывает не менее сильную тревогу у детей, чем травля в «реальном» мире. Традиционная форма буллинга в некотором смысле даже оказывается безопаснее, потому что в ней есть определенность, временные и пространственные ограничения, чего нет в виртуальном пространстве. Подростки выступают наиболее уязвимой группой для кибербуллинга. До 80% российских школьников выкладывают в Сеть свои личные данные, школу, в общем доступе их личные фотографии. Уже известны случаи суицидов, совершенных подростками после киберпреследования.
Формы кибербуллинга:
- харассмент (настойчивые оскорбительные или угрожающие сообщения)
- грифинг (порча удовольствия от игры, виртуальные участники мешают друг другу)
- троллинг (провокация сильных эмоциональных реакций и аффектов)
- секстинг (сообщения сексуального характера, как правило, фотографии)
- флейминг (публичный обмен оскорблениями)
- клевета (унижающая ложная информация, искаженные изображения)
- фрэпинг (использование чужого аккаунта, публикация нежелательного контента)
- исключение (удаление из «списка друзей», создание закрытых чатов)
Таким образом, в социальных сетях может происходить самая настоящая травля человека через:
1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео.
2. Распространение непристойного видео и фото.
3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека.
4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти к определенному человеку.
5. Удаление из чата и т.д.
И, к сожалению, есть такое явление, как скулшутинг (школьная стрельба) — событие, при котором учащийся учебного заведения— стреляет, ранит или убивает по учащихся или учителей на территории этого учебного заведения.
Какие же факторы способствуют появлению буллинга в детских коллективах.
1) во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье;
2) микроклимат образовательного учреждения;
3) микроклимат в классном коллективе;
4) отсутствие должного контроля за поведением детей в свободное время;
5) проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп),
6) воздействие средств массовой информации (СМИ) , компьютерные игры, социальные сети и т.д.
Какие же меры профилактики буллинга необходимо применять?
Это проблема актуальна не только в России. В частности, в Европе разработан проект «Демократическая школа без насилия» по предотвращению агрессивности.
Школьники играют в компьютерные игры, обучающие «антижертвенному» поведению, участвуют в играх и театральных постановках, специально разработанных для жертв и агрессоров, существует система шефства – когда к младшему школьнику прикреплен старший, который сопровождает его в школу и обратно. Во многих странах бороться начали с мобильными телефонами. В Италии приняли решение запретить школьникам приносить на уроки телефоны. Во Франции принят закон о запрете съемки реальных сцен насилия и распространения их в Интернете. В Великобритании собираются поставить в школах «глушилки», которые будут блокировать сигналы мобильных телефонов. К сожалению, в нашей стране данные методы пока не используются.
На что и на кого необходимо обращать внимание педагогам в первую очередь:
1. Семьи, склонные к насилию (психологическому, физическому) в отношении несовершеннолетних;
2. Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями, успехами, неуспехами, проблемами детей, что может привести к развитию разных видов агрессивности у детей.
3. Отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем.
4. Неконструктивные отношения со сверстниками (обзывание, ссоры, толкание, порча личных вещей, буллинг, косвенная агрессия).
5. Помочь обучающимся с низким статусом в коллективе показать свою полезность для коллектива, класса, группы.
6. Помогите родителям организовать досуг подростков во внеучебное время (сообщать о работе кружков и секций);
7. Важно повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
8. Рекомендовать обращаться к специалистам при невозможности справиться с возникшими трудностями.
На эти факторы необходимо обращать внимание и проводить работу по их преодолению.
Если произошел буллинг в классе, как действовать?
Существуют обязательные правила работы в ситуации буллинга для педагогов
Практическое задание: попробуйте записать свои четкие действия в ситуации буллинга в вашем классе.
1. Оставаться спокойным и контролировать ситуацию.
2. Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно. Не игнорировать, не преуменьшать его значение.
3. Занять позицию.
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации, провести работу с классом.
4. Разговор с буллером.
Ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг и обозначить свою позицию.
5. Разговор с жертвой буллера.
Беседа с жертвой буллинга призвана, прежде всего, поддержать его, устранить чувство страха и угрозы, а также перестать скрывать буллинг. Очень важно защитить ребенка, ставшего жертвой буллеров.
6. Разговор с классом.
Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
7. Проинформировать педагогический коллектив.
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
8. Пригласить родителей для беседы.
Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
9. Наступление неотвратимых последствий.
Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений жертве и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга
Скажите ребенку:
Я тебе верю
(это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось
(это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина
(дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал
(это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность
(это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Алгоритм работы с классом:
Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию
(травля – это…)
Дать оценку:
Недопустимость и неприятие любых форм поведения
Вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются
3. Обозначить травлю как общую проблему:
Решать всем вместе
Стараться, чтобы был дружный класс
4. Сформулировать выбор каждого
Осознать важность действий каждого
Оценить личный вклад
5. Принятие или обращение к правилам для класса
Не оскорблять, не быть равнодушным
6. Поддерживать благоприятный климат и наблюдать, отслеживать эмоциональное состояние учащихся.
Меры по профилактике буллинга могут осуществлять учителя:
1. Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов (компромисс, сотрудничество).
2. Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности.
3. Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции.
4. «Хвалить при всех, ругать наедине»!
5. Устраивать совместные мероприятия (походы, праздники, творческие вечера).
6. Формировать у учащихся конструктивное поведение на случай буллинга в их адрес.
Дети должны уметь и быть готовыми:
- Рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют;
- Вести себя уверенно;
- Искать друзей среди сверстников и одноклассников;
- Избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;
- Быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);
- Не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
- Учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агресси ;
7. Необходимо повышать самоценность детей, социальный престиж, привлекая к участию в школьных проектах, общеклассных и общешкольных мероприятиях
8. Призывать родителей быть бдительными в отношении буллинга, просвещать их по этой проблеме.
В целом, чтобы эффективно работать в отношении профилактики проблемы буллинга должны быть доверительные отношения между педагогами и учениками, педагогами и родителями, педагогами и администрацией. Так как в случае нарушения правил дисциплины начинается игра: кто виноват?, а в ней нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению.
С течением времени буллинг меняется, но в то же время является довольно стабильной характеристикой, присущей человеческому обществу. Сейчас есть технологии, методы, позволяющие эффективно снижать ситуации травли, но тем не менее изучение этого феномена по-прежнему продолжается. И мы должны проводить работу по профилактике данного негативного явления.