Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика буллинга в образовательном учреждении | Людмила Анатольевна Терентьева. Работа №343514

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема профилактики буллинга очень актуальна. В данном материале есть информация о том, что такое буллинг, типах буллинга. Как должен действовать педагог, если в классе есть ситуация травли. Определённым алгоритмом должен руководствоваться педагог, работая с классом, с жертвой, агрессором, свидетелями. В статье представлены рекомендации по профилактике буллинга в школе.

Педагог-психолог МБОУ Трубчевской гимназии

Терентьева Людмила Анатольевна

 

«Профилактика буллинга в образовательном учреждении» 

Что же такое буллинг?

Буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы.

Проблема эта действительно актуальна и есть масса вопросов, на которые нужно искать ответы, решать возникающие проблемы.

Согласно исследованиям психологов, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли, насмешек и были психологически травмированы ситуацией. 

Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней не принято было говорить. Другими словами, ребенок оставался один на один в непростой ситуации. Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) показывает, что Россия находится на первых местах по частоте эпизодов травли, с которыми сталкиваются дети.

Чем буллинг отличается от конфликта:

- агрессивностью (направлен на причинение боли, дискомфорта, унижение достоинства другого человека);

- целенаправленностью (преднамеренность нанесения физических и душевных страданий) и регулярность;

- неравенство силы

- это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия;

- буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим;

- буллинг всегда негативные последствия для всех участников (не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей – утрата способности к сочувствию, пассивность, привычка к страху, восприятие себя как правонарушителя).

Типы буллинга:

прямой (физическая агрессия) - удары, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какой-либо неудобной / унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение.

косвенный (вербальная агрессия) - может проявляться в насмешках, обзывании, высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани.

По способу причинения: насилие может быть физическим, психологическим, сексуальным, экономическим.

 

Рассмотрим структуру буллинга: в нем есть буллер, жертва, свидетели.

 

Кто чаще становится буллером (агрессором):

  - дети, испытывающие сильную потребность подчинять себе других;

  - импульсивные и легко приходящие в ярость;

 - те, кто часто вызывающе ведет себя по отношению к взрослым – включая родителей и учителей;

-  не испытывающие сочувствия к своим жертвам;

  - если это мальчики, то они обычно физически сильнее других мальчиков;

  - страдающие от насилия в семье;

- дети из семей, где мало эмоционального тепла и поддержки;

  - неуспевающие ученик, пытающиеся компенсировать свою неуспеваемость;  

Считается, что особенно опасен буллинг со стороны девочек. Если мальчики, избирая какого-то ребенка "козлом отпущения", демонстрируют только лишь свое физическое превосходство, то девочки начинают против своих жертв психологическую войну. Сплетни, вербальные оскорбления, бойкоты - это часто встречающиеся формы буллинга среди девочек. Такие повторяющиеся оскорбительные действия могут нанести вред физическому и эмоциональному развитию ребенка, против которого оно направлено.

 

Типичные жертвы буллинга:

  - пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые дети;

 - новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены;

 - тревожные, неуверенные в себе дети с низкой самооценкой;

-  склонные к депрессии;

 - болезненные дети, которые не успевают выстроить отношения;

-  если это мальчики, они могут быть физически слабее своих сверстников.

 

Сейчас активно набирает обороты кибербуллинг – новая, стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, использующая возможности интернета для агрессивного преследования человека.

Кибербуллинг вызывает не менее сильную тревогу у детей, чем травля в «реальном» мире. Традиционная форма буллинга в некотором смысле даже оказывается безопаснее, потому что в ней есть определенность, временные и пространственные ограничения, чего нет в виртуальном пространстве. Подростки выступают наиболее уязвимой группой для кибербуллинга. До 80% российских школьников выкладывают в Сеть свои личные данные, школу, в общем доступе их личные фотографии. Уже известны случаи суицидов, совершенных подростками после киберпреследования.

 

Формы кибербуллинга:

- харассмент (настойчивые оскорбительные или угрожающие сообщения)

- грифинг (порча удовольствия от игры, виртуальные участники мешают друг другу)

- троллинг (провокация сильных эмоциональных реакций и аффектов)

- секстинг (сообщения сексуального характера, как правило, фотографии)

- флейминг (публичный обмен оскорблениями)

- клевета (унижающая ложная информация, искаженные изображения)

- фрэпинг (использование чужого аккаунта, публикация нежелательного контента)

- исключение (удаление из «списка друзей», создание закрытых чатов)

Таким образом, в социальных сетях может происходить самая настоящая травля человека через:

1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео.

2. Распространение  непристойного видео и фото.

3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека.

4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти к определенному человеку.

5. Удаление из чата и т.д.

    

И, к сожалению, есть такое явление, как скулшутинг (школьная стрельба) — событие, при котором учащийся учебного заведения— стреляет, ранит или убивает по учащихся или учителей на территории этого учебного заведения.

Какие же факторы способствуют появлению буллинга в детских коллективах.

1) во  многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье;

2) микроклимат  образовательного учреждения;

3) микроклимат в классном коллективе;

4) отсутствие должного контроля за поведением детей в свободное время;

5) проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп),

6) воздействие средств массовой информации (СМИ) , компьютерные игры, социальные сети и т.д.

 

Какие же меры профилактики буллинга необходимо применять?

Это проблема актуальна не только в России. В частности, в Европе разработан проект «Демократическая школа без насилия» по предотвращению агрессивности.

 Школьники  играют в компьютерные игры, обучающие «антижертвенному» поведению, участвуют в играх и театральных постановках, специально разработанных для жертв и агрессоров, существует система шефства – когда к младшему школьнику прикреплен старший, который сопровождает его в школу и обратно. Во многих странах бороться начали с мобильными телефонами. В Италии приняли решение запретить школьникам приносить на уроки телефоны. Во Франции принят закон о запрете съемки реальных сцен насилия и распространения их в Интернете. В Великобритании собираются поставить в школах «глушилки», которые будут блокировать сигналы мобильных телефонов. К сожалению, в нашей стране данные методы пока не используются.

 

На что и на кого необходимо обращать внимание педагогам в первую очередь:

 

1.       Семьи, склонные к насилию (психологическому, физическому) в отношении несовершеннолетних;

2.       Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями, успехами, неуспехами, проблемами детей, что может привести к развитию разных видов агрессивности у детей.

3.       Отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем.

4.       Неконструктивные отношения со сверстниками (обзывание, ссоры, толкание, порча личных вещей, буллинг, косвенная агрессия).

5.       Помочь обучающимся с низким статусом в коллективе показать свою полезность для коллектива, класса, группы.

6.       Помогите родителям организовать досуг подростков во внеучебное время (сообщать о работе кружков и секций);

7.       Важно повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;

8.       Рекомендовать обращаться к специалистам при невозможности справиться с возникшими трудностями.

На эти факторы необходимо обращать внимание и проводить работу по их преодолению.

Если произошел буллинг в классе, как действовать?

 

Существуют обязательные правила работы в ситуации буллинга для педагогов

 

Практическое задание: попробуйте записать свои четкие действия в ситуации буллинга в вашем классе.

1. Оставаться спокойным и контролировать ситуацию.

2. Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно. Не игнорировать, не преуменьшать его значение.

3. Занять позицию.

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации, провести работу с классом.

4. Разговор с буллером.

Ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг и обозначить свою позицию.

5. Разговор с жертвой буллера.

Беседа с жертвой буллинга призвана, прежде всего, поддержать его, устранить чувство страха и угрозы, а также перестать скрывать буллинг. Очень важно защитить ребенка, ставшего жертвой буллеров.

6. Разговор с классом.

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

7. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

8. Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

9. Наступление неотвратимых последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений жертве и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

 

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга

Скажите ребенку:

Я тебе верю

 (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).

Мне жаль, что с тобой это случилось

 (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).

Это не твоя вина

(дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

Хорошо, что ты мне об этом сказал 

(это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).

Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность

 (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

 

Алгоритм работы с классом:

Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию

(травля – это…)

Дать оценку:

Недопустимость и неприятие любых форм поведения

Вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются

3. Обозначить травлю как общую проблему:

Решать всем вместе

Стараться, чтобы был дружный класс

4. Сформулировать выбор каждого

Осознать важность действий каждого

Оценить личный вклад

5. Принятие или обращение к правилам для класса

Не оскорблять, не быть равнодушным

6. Поддерживать благоприятный климат и наблюдать, отслеживать эмоциональное состояние учащихся.

 

Меры по профилактике буллинга могут осуществлять учителя:

 

1. Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов (компромисс, сотрудничество).

2. Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности.

3.  Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции.

4.  «Хвалить при всех, ругать наедине»!

5. Устраивать совместные мероприятия (походы, праздники, творческие вечера).

6. Формировать у учащихся конструктивное поведение на случай буллинга в их адрес.

 Дети должны уметь и быть готовыми: 
- Рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют;

- Вести себя уверенно; 

- Искать друзей среди сверстников и одноклассников; 

- Избегать ситуаций, в которых возможен буллинг; 

- Быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне); 

- Не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие; 

- Учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агресси ;

7. Необходимо повышать самоценность детей, социальный престиж, привлекая к участию в школьных проектах, общеклассных и общешкольных мероприятиях

8. Призывать родителей быть бдительными в отношении буллинга, просвещать их по этой проблеме.

В целом, чтобы эффективно работать в отношении профилактики проблемы буллинга должны быть доверительные отношения между педагогами и учениками, педагогами и родителями, педагогами и администрацией. Так как в случае нарушения правил дисциплины начинается игра: кто виноват?, а в ней нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению.

С течением времени буллинг меняется, но  в то же время является довольно стабильной характеристикой, присущей человеческому обществу. Сейчас есть технологии, методы, позволяющие эффективно снижать ситуации травли, но тем не менее изучение этого феномена по-прежнему продолжается. И мы должны проводить работу по профилактике данного негативного явления.

 

Скачать работу
Устали от бумажной работы? А тут еще и аттестация? Подготовим документы на категорию за 7 дней!
Пожалуйста, подождите.
x
×