Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика буллинга в подростковой среде: эффективные методы и подходы | Эберляин Марина Владимировна. Работа №350617

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы буллинга среди подростков в лицее-интернате и предлагаются эффективные методы и подходы к его профилактике. Особое внимание уделяется созданию безопасной образовательной среды, развитию социальных навыков и вовлечению всей школьной сообщества в процесс борьбы с насилием. Примеры успешных практик показывают, как можно предотвратить буллинг и создать атмосферу поддержки и доверия. 

Ключевые слова: буллинг, подростки, профилактика, лицей-интернат, социальные навыки, образовательная среда.

Профилактика буллинга в подростковой среде: эффективные методы и подходы

 

Эберляин Марина Владимировна, социальный педагог

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей" с. Лесниково

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы буллинга среди подростков в лицее-интернате и предлагаются эффективные методы и подходы к его профилактике. Особое внимание уделяется созданию безопасной образовательной среды, развитию социальных навыков и вовлечению всей школьной сообщества в процесс борьбы с насилием. Примеры успешных практик показывают, как можно предотвратить буллинг и создать атмосферу поддержки и доверия. 

Ключевые слова: буллинг, подростки, профилактика, лицей-интернат, социальные навыки, образовательная среда.

 

Буллинг в подростковой среде — это серьезная проблема, с которой сталкиваются многие образовательные учреждения, включая лицеи-интернаты. Данное явление может оказывать разрушительное воздействие как на жертву, так и на саму образовательную среду, что делает важным вопрос профилактики. Социальные педагоги играют ключевую роль в создании безопасной атмосферы и в борьбе с буллингом, внедряя различные методы и подходы.

Первым шагом к профилактике буллинга является создание безопасной и поддерживающей образовательной среды. Это достигается путем формирования культуры уважения и инклюзивности среди учащихся. В нашем лицее была разработана программа «Школа дружбы», в рамках которой проводятся тренинги и мастер-классы по развитию навыков общения и взаимопонимания. На одном из таких мероприятий ребята работали в командах, решая задачи на сплочение. Это не только улучшило атмосферу в классе, но и помогло многим ученикам понять важность поддержки и уважения друг к другу.

Также важным аспектом профилактики буллинга является обучение подростков распознаванию и реагированию на агрессию. В рамках образовательной программы проводятся занятия по социальной и эмоциональной грамотности, где обсуждаются различные сценарии поведения. На одном из таких занятий учащиеся рассматривали ситуации буллинга и обсуждали возможные пути решения. Например, один из учеников рассказал о случае, когда он стал свидетелем того, как его одноклассник подвергался насмешкам. Вместе с педагогом они проанализировали ситуацию и нашли варианты, как можно было вмешаться и поддержать жертву.

Важным инструментом профилактики является вовлечение родителей в этот процесс. В нашем лицее регулярно проводятся родительские собрания и семинары, на которых обсуждаются темы, связанные с буллингом, его признаками и способами предотвращения. Одна из таких встреч была посвящена тому, как родители могут распознать, что их ребенок подвергается буллингу, и что они могут сделать для его поддержки. Обсуждение реальных примеров из жизни помогло многим родителям лучше понять, как важно открыто говорить с детьми и быть внимательными к их переживаниям.

Кроме того, необходимо активное сотрудничество с местными организациями и специалистами. Например, была инициирована программа «Поддержка через искусство», в рамках которой специалисты из местного центра психического здоровья проводили занятия по арт-терапии. Учащиеся имели возможность выразить свои эмоции и переживания через творчество, что дало им выход для самовыражения и снизило уровень стресса. Эти занятия не только способствовали повышению эмоциональной грамотности, но и помогли выявить скрытые проблемы, связанные с буллингом.

Еще одним эффективным методом является создание системы «друзей-помощников» — это старшеклассники, которые обучаются тому, как поддерживать младших учеников и помогать им в трудных ситуациях. В нашем лицее мы запустили проект, в рамках которого старшеклассники проходили специальное обучение, чтобы стать наставниками для младших классов. Один из таких помощников, Ваня, поделился, как ему удалось предотвратить случай буллинга, просто предложив поддержку и дружбу тому, кто был изолирован в классе. Это укрепило его позицию как лидера и помогло создать атмосферу доверия среди учеников.

Важно также активно использовать современные технологии для борьбы с буллингом. В нашем лицее была внедрена анонимная система обратной связи, где учащиеся могут сообщать о случаях буллинга без страха быть наказанными или осужденными. Эта система позволяет социальным педагогам вовремя реагировать на возникающие проблемы и проводить профилактические беседы с нарушителями. Учащиеся, узнав о такой возможности, стали более открытыми и начали сообщать о случаях насилия, что позволило оперативно вмешиваться и предотвращать эскалацию конфликта.

Программы по повышению осведомленности о буллинге и его последствиях также играют важную роль. Мы организуем информационные кампании, во время которых размещаем плакаты и проводим лекции о том, как распознать буллинг и что с ним делать. Это помогает создать общественное мнение, что буллинг — это неприемлемое поведение, которое не находит поддержки ни среди учащихся, ни среди педагогов.

В заключение, профилактика буллинга в подростковой среде требует комплексного подхода и активного участия всех членов образовательного сообщества. Социальные педагоги играют ключевую роль в создании безопасной и поддерживающей атмосферы, где подростки могут развиваться без страха стать жертвой насилия. Эффективные методы, такие как обучение социальным навыкам, вовлечение родителей и использование современных технологий, помогают снизить уровень буллинга и способствуют формированию культуры уважения и поддержки в лицее-интернате. Создание такой среды позволяет не только предотвратить буллинг, но и формировать у подростков навыки, которые помогут им стать ответственными и заботливыми членами общества.

 

Список литературы

 

1. Бочавер А.А., Женодарова Е.Д., Хломов К.Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах. Москва, центр «Перекрёсток», 2014 г.

2. Мосина О.А., Устенко В.С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.29. – С. 144-148.

3. Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство по противодействию и профилактике буллинга / под ред. акад. А.А. Реана. М., 2019 г.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×