Профилактика буллинга в школе | Морозова Татьяна Леонидовна . Работа №344539
Профилактика буллинга
На общешкольном уровне реализуются следующие направления профилактики:
- создание благоприятной и безопасной среды для развития и социализации личности обучающегося;
- улучшение качества взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- оценка психологической комфортности и безопасности образовательной среды в школе;
- создание и поддержка эффективной работы службы школьной медиации (примирения), опирающейся в своей деятельности на восстановительные технологии;
- вовлечение обучающихся в работу службы медиации(примирения);
- использовать медиативный подход в работе с детьми «группы риска» для создания условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса и формирования навыков совладающего поведения;
- повышение компетентности педагогических работников в вопросах профилактики буллинга и сплочения классных коллективов;
-публикация, размещение и соблюдение правил против буллинга, принятых всей школой;
- поддержание высокой про социальной активности школьников (их учебные и внеучебные интересы, кружки, профессиональные увлечения, спорт)
- обеспечение вмешательства любого из сотрудников школы в ситуацию травли сразу же, как только она была замечена.
На групповом уровне (классный коллектив) реализуются следующие направления профилактики:
- диагностика межличностных отношений в классах, с целью выявления случаев буллинга;
- проведение «Кругов сообщества» как способа позитивной социализации, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих;
- реализация профилактических программ, направленных на сплочение классных коллективов, снижение конкуренции и обучение детей навыкам «активной дружбы»:
1) уважать друг друга и относится к другим как к равным,
2) радоваться успехам других,
3) стоять друг за друга,
4) принимать ценность каждого члена коллектива,
5) уметь позитивно общаться;
6) разрешать и урегулировать конфликтные ситуации.
Если в младшей школе тренировку этих навыков можно обеспечить во время игры, на переменах, после уроков на занятиях споротом, то в средней чаще используются схемы наставничества или консультирования с привлечением старшеклассников.
На личностном уровне реализуются следующие направления профилактики:
- психокоррекционная работа с обучающимся, имеющими агрессивные, насильственные и асоциальные проявления;
- психокоррекционная работа с обучающимися, проявляющими виктимное поведение;
- проведение процедуры медиации и других восстановительных технологий с участниками школьной травли;
- при постановке участников буллинга на профилактический учет, реализация индивидуальных профилактических программ.
На семейном уровне реализуются следующие направления профилактики:
- просветительская работа с родителями по формированию их позиции в отношении пресечения буллинга;
- адресная информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями);
- организация встреч с родителями детей, которые участвуют в школьной травле;
- консультации и тренинги на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.
Можно использовать в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте.
Она должна отвечать на вопросы:
- что делать, если вашего ребенка травят;
- как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);
-что делать, если ребенок – зачинщик.
В работе социального педагога и педагога-психолога по профилактике буллинга важное место занимает работа с определенными обучающимися и с классом в целом. К каждому обучающемуся необходимо найти свой подход, поддерживать и помогать в трудные моменты жизни, учитывая особенности личности.
Педагоги, реализуя профилактику буллинга среди обучающихся особое внимание должны уделять коррекции имеющихся социальных девиаций, выстраиванию в классе доброжелательных, дружественных и доверительных отношений. Очень важно выстроить в ходе совместной работы в классном коллективе отношения, основанные на взаимопомощи и поддержке.
Для создания безопасной психологической среды в образовательной организации необходимо объединить профилактические мероприятия в единую систему. В основном меры при профилактике буллинга в образовательных организациях сводятся к формированию определенных установок у обучающихся, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.
Если говорить о методах профилактики буллинга в образовательном учреждении, то необходимо учитывать возраст детей. Понятно, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она будет проводиться, отличается по своему содержанию. То есть, занятие по профилактике буллинга с обучающимися младших классов не тождественно аналогичному уроку в среднем учебномзвене.
Например, на классном часе по профилактике буллинга в школе можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»). Игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, при условии их правильного выбора будут интересны не только младшим школьникам, но и подросткам.
Профилактика буллинга
На общешкольном уровне реализуются следующие направления профилактики:
- создание благоприятной и безопасной среды для развития и социализации личности обучающегося;
- улучшение качества взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- оценка психологической комфортности и безопасности образовательной среды в школе;
- создание и поддержка эффективной работы службы школьной медиации (примирения), опирающейся в своей деятельности на восстановительные технологии;
- вовлечение обучающихся в работу службы медиации(примирения);
- использовать медиативный подход в работе с детьми «группы риска» для создания условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса и формирования навыков совладающего поведения;
- повышение компетентности педагогических работников в вопросах профилактики буллинга и сплочения классных коллективов;
-публикация, размещение и соблюдение правил против буллинга, принятых всей школой;
- поддержание высокой про социальной активности школьников (их учебные и внеучебные интересы, кружки, профессиональные увлечения, спорт)
- обеспечение вмешательства любого из сотрудников школы в ситуацию травли сразу же, как только она была замечена.
На групповом уровне (классный коллектив) реализуются следующие направления профилактики:
- диагностика межличностных отношений в классах, с целью выявления случаев буллинга;
- проведение «Кругов сообщества» как способа позитивной социализации, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих;
- реализация профилактических программ, направленных на сплочение классных коллективов, снижение конкуренции и обучение детей навыкам «активной дружбы»:
1) уважать друг друга и относится к другим как к равным,
2) радоваться успехам других,
3) стоять друг за друга,
4) принимать ценность каждого члена коллектива,
5) уметь позитивно общаться;
6) разрешать и урегулировать конфликтные ситуации.
Если в младшей школе тренировку этих навыков можно обеспечить во время игры, на переменах, после уроков на занятиях споротом, то в средней чаще используются схемы наставничества или консультирования с привлечением старшеклассников.
На личностном уровне реализуются следующие направления профилактики:
- психокоррекционная работа с обучающимся, имеющими агрессивные, насильственные и асоциальные проявления;
- психокоррекционная работа с обучающимися, проявляющими виктимное поведение;
- проведение процедуры медиации и других восстановительных технологий с участниками школьной травли;
- при постановке участников буллинга на профилактический учет, реализация индивидуальных профилактических программ.
На семейном уровне реализуются следующие направления профилактики:
- просветительская работа с родителями по формированию их позиции в отношении пресечения буллинга;
- адресная информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями);
- организация встреч с родителями детей, которые участвуют в школьной травле;
- консультации и тренинги на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.
Можно использовать в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте.
Она должна отвечать на вопросы:
- что делать, если вашего ребенка травят;
- как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);
-что делать, если ребенок – зачинщик.
В работе социального педагога и педагога-психолога по профилактике буллинга важное место занимает работа с определенными обучающимися и с классом в целом. К каждому обучающемуся необходимо найти свой подход, поддерживать и помогать в трудные моменты жизни, учитывая особенности личности.
Педагоги, реализуя профилактику буллинга среди обучающихся особое внимание должны уделять коррекции имеющихся социальных девиаций, выстраиванию в классе доброжелательных, дружественных и доверительных отношений. Очень важно выстроить в ходе совместной работы в классном коллективе отношения, основанные на взаимопомощи и поддержке.
Для создания безопасной психологической среды в образовательной организации необходимо объединить профилактические мероприятия в единую систему. В основном меры при профилактике буллинга в образовательных организациях сводятся к формированию определенных установок у обучающихся, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.
Если говорить о методах профилактики буллинга в образовательном учреждении, то необходимо учитывать возраст детей. Понятно, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она будет проводиться, отличается по своему содержанию. То есть, занятие по профилактике буллинга с обучающимися младших классов не тождественно аналогичному уроку в среднем учебномзвене.
Например, на классном часе по профилактике буллинга в школе можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»). Игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, при условии их правильного выбора будут интересны не только младшим школьникам, но и подросткам.