Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика девиантного поведения детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних | Шипицина Марина Александровна. Работа №344298

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья рассматривает вопросы профилактики девиантного поведения у детей и подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Описаны основные причины возникновения девиантного поведения и предложены методы работы педагога-психолога, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения. Особое внимание уделено важности создания благоприятной социальной и эмоциональной среды в процессе реабилитации. Статья акцентирует необходимость комплексного подхода и взаимодействия с семьей для успешной профилактики девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, дети, подростки, социальная реабилитация, профилактика, педагог-психолог, семейная поддержка.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Шипицина Марина Александровна, педагог-психолог

Филиал Республиканского СРЦН «СРЦН г. Воткинска»

 

Аннотация. Статья рассматривает вопросы профилактики девиантного поведения у детей и подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Описаны основные причины возникновения девиантного поведения и предложены методы работы педагога-психолога, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения. Особое внимание уделено важности создания благоприятной социальной и эмоциональной среды в процессе реабилитации. Статья акцентирует необходимость комплексного подхода и взаимодействия с семьей для успешной профилактики девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, дети, подростки, социальная реабилитация, профилактика, педагог-психолог, семейная поддержка.

 

Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре, является одной из ключевых задач педагога-психолога. Девиантное поведение, как отклонение от социальных норм, проявляется в виде агрессии, воровства, нарушений дисциплины, алкоголизма, наркомании и других форм асоциального поведения. Дети и подростки, находящиеся в условиях социальной реабилитации, зачастую имеют опыт психологических травм, проблемных отношений в семье, что способствует формированию девиантных паттернов поведения. Именно поэтому профилактическая работа должна строиться на раннем выявлении рисков и активной поддержке несовершеннолетних в преодолении их жизненных трудностей.

Первостепенное значение в профилактике девиантного поведения имеет выявление факторов риска, которые способствуют развитию отклоняющегося поведения. Среди них можно выделить:

- Семейные факторы: отсутствие внимания и поддержки со стороны родителей, конфликты в семье, насилие или пренебрежение потребностями ребенка. Дети, лишенные заботы и эмоциональной привязанности в семье, часто ищут поддержку в асоциальных группах.

- Личностные факторы: низкая самооценка, эмоциональная нестабильность, склонность к импульсивным поступкам. Эти качества могут стать основой для развития девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте, когда личность формируется и ищет способы самовыражения.

- Социальные факторы: влияние негативной компании, низкий уровень социализации, отсутствие позитивных ролевых моделей. Часто дети, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, испытывают сложности в налаживании позитивных отношений с окружающими, что способствует изоляции и асоциальному поведению.

Задача педагога-психолога — создать такие условия, при которых ребенок сможет осознать свои проблемы и найти конструктивные способы их решения. Одним из важных направлений профилактики является формирование у ребенка позитивной самооценки и уверенности в себе. Многие дети, склонные к девиантному поведению, ощущают себя «ненужными» или «лишними» в обществе. Это приводит к стремлению проявить себя через асоциальные действия. В этом контексте важную роль играют поддерживающие беседы, где психолог помогает ребенку осознать его сильные стороны, а также ставит перед ним достижимые цели, что способствует формированию успешного опыта.

Другим важным аспектом является обучение детей навыкам самоконтроля и ответственности за свои поступки. Девиантное поведение часто связано с неспособностью ребенка предвидеть последствия своих действий и управлять своими импульсами. Для этого могут применяться игровые методы, ролевые игры, в которых ребенок учится анализировать ситуации и выбирать более конструктивные пути поведения. Например, методика «обсуждения последствий» позволяет детям рассматривать различные сценарии своих действий и их возможные результаты. В ходе таких упражнений подростки учатся принимать взвешенные решения и избегать импульсивных поступков.

Особую роль в профилактике девиантного поведения играет создание благоприятной социальной среды в рамках социально-реабилитационного центра. Для детей, которые привыкли к конфликтным или нестабильным условиям жизни, важно ощущать безопасность и поддержку. В этой связи педагогу-психологу важно формировать позитивный климат в группе, основанный на взаимном уважении, сотрудничестве и поддержке. Групповые занятия, такие как тренинги по развитию социальных навыков, помогают детям выстраивать доверительные отношения с ровесниками и взрослыми. Таким образом, подростки учатся находить общие интересы, решать конфликты мирным путем и поддерживать друг друга.

Кроме того, профилактическая работа включает в себя обучение детей критическому мышлению и навыкам анализа ситуаций. Девиантное поведение часто проявляется в результате подражания негативным моделям поведения. Психолог помогает детям осознавать, что внешне привлекательное поведение может иметь негативные последствия для их жизни. Важно обучить подростков анализировать поведение окружающих, отличать конструктивные модели от разрушительных и осознанно выбирать свой путь.

Не менее важной составляющей профилактики является работа с семьей. Проблемы в детско-родительских отношениях часто становятся причиной отклоняющегося поведения. Психолог проводит консультации с родителями, помогает им осознать свои ошибки в воспитании и выстраивать более конструктивные отношения с детьми. Родителям важно научиться активному слушанию, уважению мнения ребенка и его потребностей. Семейные тренинги и совместные занятия способствуют восстановлению доверия в семье и формированию эмоциональной близости между родителями и детьми.

Для успешной профилактики девиантного поведения также важно вовлечение детей в разнообразные формы активной деятельности. Спорт, творчество, участие в общественных мероприятиях помогают подросткам найти позитивные способы самовыражения и социализации. Психолог организует такие занятия, которые способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка и формированию у него чувства успеха. Это может быть участие в спортивных соревнованиях, театральных постановках, художественных выставках и других мероприятиях, где ребенок может проявить свои таланты и получить положительные эмоции.

Таким образом, профилактика девиантного поведения детей и подростков в социально-реабилитационном центре строится на комплексном подходе, включающем работу с личностными и семейными факторами, создание позитивной социальной среды и вовлечение в активную деятельность. Важнейшую роль в этом процессе играет педагог-психолог, который поддерживает ребенка в преодолении его трудностей, помогает ему осознать свои сильные стороны и формирует у него навыки конструктивного поведения. Эффективная профилактическая работа не только снижает риск проявления девиантного поведения, но и способствует успешной социализации ребенка, его адаптации к окружающему миру и формированию позитивных жизненных установок.

 

Список литературы

Лебедева И.В., Ушаков И.И. Профилактика девиантного поведения детей в социально-реабилитационном центре // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-detey-v-sotsialno-reabilitatsionnom-tsentre

(дата обращения: 19.09.2024).

Лебедева И.В., Шарова М.Д. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения детей в социально-реабилитационном центре // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №73-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-deyatelnost-po-profilaktike-deviantnogo-povedeniya-detey-v-sotsialno-reabilitatsionnom-tsentre

(дата обращения: 19.09.2024).

Пронюшкина

Т.Г., Уколова О.Н. Теоретическая модель профилактической работы в учреждениях интернатного типа // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-profilakticheskoy-raboty-v-uchrezhdeniyah-internatnogo-tipa

(дата обращения: 19.09.2024).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×