Профилактика девиантного поведения воспитанников в детском доме | Сусляева Наталья Викторовна. Работа №350090
Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты профилактики девиантного поведения у воспитанников детских домов. В условиях детского дома дети могут сталкиваться с различными трудностями, которые могут провоцировать отклонения в их поведении. Статья предлагает методы и стратегии, направленные на выявление и предотвращение девиантного поведения, а также на создание поддерживающей среды для детей. Приводятся примеры успешной практики работы с детьми, что может помочь педагогам и психологам в их повседневной деятельности.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, воспитанники детского дома, социальная адаптация, поддерживающая среда, работа с эмоциями.
Профилактика девиантного поведения воспитанников в детском доме
Сусляева Наталья Викторовна, педагог-психолог
Муниципальное казённое учреждение
«Детский дом «Семья»
Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты профилактики девиантного поведения у воспитанников детских домов. В условиях детского дома дети могут сталкиваться с различными трудностями, которые могут провоцировать отклонения в их поведении. Статья предлагает методы и стратегии, направленные на выявление и предотвращение девиантного поведения, а также на создание поддерживающей среды для детей. Приводятся примеры успешной практики работы с детьми, что может помочь педагогам и психологам в их повседневной деятельности.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, воспитанники детского дома, социальная адаптация, поддерживающая среда, работа с эмоциями.
Девиантное поведение является одной из наиболее актуальных проблем в сфере работы с детьми, находящимися в детских домах. Ситуации, с которыми сталкиваются воспитанники, зачастую приводят к возникновению эмоциональных и социальных трудностей, что, в свою очередь, может выражаться в различных формах отклоняющегося поведения. Поэтому профилактика девиантного поведения становится важной задачей для педагогов-психологов и всего персонала детского дома.
Прежде всего, для понимания девиантного поведения необходимо осознать его причины. Воспитанники детских домов могут проявлять агрессию, изоляцию, несоблюдение правил и другие формы девиации, как следствие утраты родительской заботы, стрессов, эмоционального неблагополучия и социальных неудовлетворенностей. Поэтому ключевым аспектом профилактической работы является создание комфортной и поддерживающей среды, где дети будут чувствовать себя в безопасности и смогут свободно выражать свои эмоции.
Одним из эффективных методов профилактики является работа с эмоциями. Регулярные занятия, направленные на эмоциональное развитие воспитанников, помогают им научиться распознавать и правильно выражать свои чувства. Например, можно использовать техники арт-терапии, где дети могут через творчество передавать свои эмоции, переживания и страхи. Создание группы поддержки, где воспитанники смогут делиться своими переживаниями, также может стать важным инструментом в профилактической работе. Психолог может организовывать обсуждения, где воспитанники смогут говорить о своих чувствах и опыте, что будет способствовать их социальной адаптации и уменьшению уровня стресса.
Важно также проводить работу по развитию навыков общения и взаимодействия. Организация совместных мероприятий, таких как спортивные игры, творческие мастерские или театральные постановки, может помочь детям установить дружеские отношения и научиться работать в команде. Эти мероприятия создают возможности для взаимодействия, что снижает уровень конфликтности и способствует формированию положительных социальных навыков. Важно, чтобы воспитанники ощущали поддержку не только со стороны педагогов, но и друг друга. Групповые занятия и совместная деятельность могут помочь создать атмосферу доверия и взаимопонимания, что критически важно для профилактики девиантного поведения.
Адаптация и социализация детей с девиантным поведением требуют особого внимания. Педагоги могут использовать специальные программы, направленные на работу с детьми, имеющими проблемы в поведении. Такие программы могут включать обучение навыкам управления гневом, развитии эмпатии и социальной ответственности. Упражнения, направленные на развитие этих навыков, могут значительно снизить вероятность проявления девиантного поведения. Например, ролевые игры, где дети смогут отрабатывать ситуации, требующие проявления социальных навыков, могут помочь им лучше понять, как действовать в сложных ситуациях.
Не менее важно и создание структуры и распорядка в жизни детского дома. Дети, особенно те, кто испытывает трудности в поведении, нуждаются в ясных и предсказуемых рамках. Четкие правила, регулярные расписания и последовательность в действиях помогут детям чувствовать себя более уверенно и снизят уровень тревожности. Педагоги должны активно работать над тем, чтобы объяснить детям важность следования правилам, а также последствия несоблюдения установленных норм. Например, можно внедрить систему поощрений за положительное поведение, что будет способствовать созданию мотивации для соблюдения правил.
Кроме того, работа с девиантным поведением должна включать в себя и элементы индивидуального подхода. Каждый воспитанник уникален, и его история требует внимательного рассмотрения. Педагоги-психологи должны быть готовы к тому, чтобы адаптировать свои подходы в зависимости от потребностей каждого ребенка. Например, некоторые дети могут нуждаться в более интенсивной поддержке, чем другие. Индивидуальные консультации, которые предоставляют возможность обсуждения личных проблем, помогут детям справиться с трудностями и снизить уровень стресса.
Также стоит отметить, что работа с девиантным поведением не должна ограничиваться только проблемами. Важно также подчеркивать положительные качества и достижения детей. Педагоги должны активно поощрять и поддерживать детей за их успехи, даже если они невелики. Это может быть сделано через систему наград, похвалу, а также через создание возможности для детей продемонстрировать свои достижения. Ощущение успеха и признания может стать мощным мотиватором для детей и поможет им увидеть в себе положительные качества.
В заключение, профилактика девиантного поведения у воспитанников детского дома является сложной и многоаспектной задачей, требующей комплексного подхода. Работа с эмоциями, развитие социальных навыков, создание структуры и индивидуализированный подход являются ключевыми элементами в успешной профилактике девиантного поведения. Педагоги и психологи должны активно работать над созданием поддерживающей среды, где каждый воспитанник будет чувствовать себя в безопасности и иметь возможность развиваться. Систематическая работа в этих направлениях может привести к значительным улучшениям в поведении воспитанников, способствуя их социальной адаптации и личностному росту.
Список литературы
Белянина
Е. И.
, Бибикова
Н. В.
П
рофилактика
девиантного
поведения в молодежной с
реде // Наука в жизни человека. 2022.
№1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-v-molodezhnoy-srede
Желнин
Э. В.
П
рофилактика
девиантного
поведения несовершеннолетних // Вестник науки. 2021. №8 (41). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih
Старченко И. А.
О
собенности и проблемы профилактики подростковых девиаций в среде воспитанников
интернатных
учреждений // Молодой исследователь Дона. 2021. №3 (30).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-problemy-profilaktiki-podrostkovyh-deviatsiy-v-srede-vospitannikov-internatnyh-uchrezhdeniy
Якунина Е. В.,
Тремаскина
Е. В.
П
рофилактика
девиантного
поведения подростков // Вестник магистратуры. 2016. №6-2 (57).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-1