Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика дисграфии и дислексии | Моховикова Анжелика Маратовна. Работа №352056. Номер работы: №352056

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста. В ней рассмотрены основные признаки и причины этих нарушений, а также особенности их выявления на ранних стадиях. Основное внимание уделено превентивным мерам и методам работы, направленным на предупреждение этих нарушений у детей, а также коррекционно-развивающим методам, которые могут быть использованы логопедами и воспитателями. Описание включает практические рекомендации для организации образовательного процесса, направленного на предотвращение дисграфии и дислексии, а также примеры упражнений и игр, которые способствуют развитию необходимых речевых и когнитивных навыков у детей.

Ключевые слова: профилактика дисграфии, профилактика дислексии, логопедическая работа, речевые нарушения, дошкольники, методы коррекции, развитие письма, ранняя диагностика.

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Моховикова Анжелика Маратовна, учитель-логопед
Частное образовательное учреждение Начальная школа - детский сад Новое Развитие г. Москва
Аннотация: Статья посвящена вопросам профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста. В ней рассмотрены основные признаки и причины этих нарушений, а также особенности их выявления на ранних стадиях. Основное внимание уделено превентивным мерам и методам работы, направленным на предупреждение этих нарушений у детей, а также коррекционно-развивающим методам, которые могут быть использованы логопедами и воспитателями. Описание включает практические рекомендации для организации образовательного процесса, направленного на предотвращение дисграфии и дислексии, а также примеры упражнений и игр, которые способствуют развитию необходимых речевых и когнитивных навыков у детей.
Ключевые слова: профилактика дисграфии, профилактика дислексии, логопедическая работа, речевые нарушения, дошкольники, методы коррекции, развитие письма, ранняя диагностика.
Дисграфия и дислексия — это специфические нарушения, которые связаны с трудностями в овладении письмом и чтением, соответственно. Эти расстройства в большинстве случаев не обусловлены недостаточной умственной способностью или отсутствием интереса к обучению, а имеют нейропсихологические корни, что делает их коррекцию сложной, но в то же время возможной, если вовремя начать работу. Важно, что данные расстройства проявляются уже в детском возрасте, и их раннее выявление может значительно улучшить прогноз на успешную коррекцию. Дошкольный возраст — это период активного формирования всех базовых навыков, включая чтение и письмо, и в этот момент можно и нужно предпринимать меры по профилактике таких нарушений.
Дисграфия и дислексия — это не просто временные трудности, которые можно преодолеть усилиями и желанием. Эти расстройства требуют системного подхода и, главное, раннего вмешательства. Несмотря на то что они проявляются в школьном возрасте, факторы риска и признаки этих нарушений могут быть замечены уже в дошкольный период, что даёт шанс на предотвращение более серьёзных последствий. Следовательно, профилактика дисграфии и дислексии в детском саду должна начинаться с диагностики речевого и когнитивного развития детей, а также с разработки программы профилактических мероприятий, направленных на формирование речевых навыков, развитие внимательности, памяти, восприятия и других важных аспектов.
Одной из первоочередных задач является работа с детьми, у которых наблюдаются задержки в речевом развитии, а также у тех, кто по каким-то причинам не усваивает базовые навыки чтения и письма. Логопеды и педагоги детских садов должны активно включаться в работу с такими детьми, отслеживать их поведение и психо-речевое развитие, при необходимости вовлекая специалистов (неврологов, психологов) для более точной диагностики и разработки индивидуальных рекомендаций.
Основной причиной дисграфии и дислексии являются нарушения в восприятии и переработке информации, что связано с дисфункцией тех участков мозга, которые отвечают за обработку звуков, зрительных образов и их связь с буквами и словами. Когда ребёнок не может правильно воспринять звучание слов, это затрудняет процесс их письма. Например, дети с дисграфией могут путать буквы, пропускать или заменять их, а также проявлять трудности в восприятии звуков, что ведет к искажению слов. Эти проблемы могут возникнуть из-за слабого развития фонематического слуха или неверного восприятия структуры слова, а также из-за нарушений координации движений, которые могут препятствовать правильному написанию букв.
Профилактика этих нарушений заключается в системной и регулярной работе с детьми, направленной на развитие их речевых и когнитивных навыков. Важным этапом является развитие фонематического слуха и речевой моторики. Фонематический слух – это способность различать и воспринимать звуки речи, а также определять их место и роль в слове. У детей с риском дисграфии и дислексии часто наблюдаются трудности в восприятии отдельных звуков и слогов, что приводит к ошибкам при чтении и письме. Проблемы с моторикой могут проявляться в затруднениях при письме, когда ребёнок не может точно и быстро изобразить буквы, а также в трудностях с координацией движений при выполнении других задач.
Чтобы предотвратить развитие этих нарушений, важно начинать работать с детьми с самого раннего возраста. Для этого логопеды могут использовать разнообразные игры и задания, направленные на развитие слухового восприятия, мелкой моторики и внимательности. Например, одной из эффективных методик является работа с аудиовизуальными материалами. Использование картинок и звуков позволяет детям лучше воспринимать различия между звуками, а также связывать звуки с изображениями, что способствует лучшему усвоению письма и чтения в будущем.
Детям с риском дислексии полезно выполнять задания на дифференциацию звуков в словах. Например, можно предложить ребёнку отыскать предметы, начинающиеся на определённый звук, или правильно произнести слова, где звуки расположены в определённой последовательности. Эти упражнения развивают внимание к звукам, учат воспринимать их не только как отдельные элементы, но и как составную часть слова, что является важным для грамотного написания.
Систематическая работа по развитию фонематического слуха и зрительно-моторной координации помогает детям не только лучше воспринимать звуки и буквы, но и значительно повышает их мотивацию к обучению, улучшая их восприятие самого процесса письма и чтения. Важно также развивать мелкую моторику, так как она напрямую связана с речевым развитием. Работая с детьми, можно использовать такие задания, как рисование по точкам, обводка различных форм, упражнения на развитие координации рук и глаз. Эти простые, но эффективные занятия оказывают благоприятное влияние на общий уровень развития детей и способствуют успешному овладению письмом и чтением в дальнейшем.
Особое внимание стоит уделить организации обучающей среды. Для детей с риском дислексии и дисграфии важна чёткая структура деятельности и регулярные повторения. Дети такого типа часто не могут сконцентрировать внимание на сложных заданиях, поэтому важно предложить им упражнения, которые помогут сосредоточиться на одной задаче. Например, логопед может предложить ребёнку несколько упражнений на распознавание букв и их сочетаний, чтобы развить способность различать и воспринимать визуальные и звуковые элементы.
Нельзя забывать и о важности совместной работы с родителями. Родители могут активно поддерживать профилактику дисграфии и дислексии в домашних условиях, проводя с детьми простые, но важные упражнения. Например, они могут читать с детьми вслух, обсуждать книги, задавать вопросы по прочитанному материалу, а также играть в развивающие игры, направленные на тренировку внимания и памяти. Родители должны понимать, что даже небольшие, но регулярные занятия могут значительно повлиять на развитие ребёнка.
Профилактика дисграфии и дислексии — это не только работа с детьми, но и тесное взаимодействие с их окружением. Проблемы с письмом и чтением, если они не будут устранены на ранних этапах, могут серьёзно повлиять на школьную успеваемость ребёнка. Поэтому важно уделять внимание развитию этих навыков в дошкольный период, чтобы дети имели все необходимые ресурсы для успешного овладения письмом и чтением в будущем. Комплексный подход, включающий логопедические занятия, игры на развитие фонематического слуха и внимательности, а также вовлечённость родителей, является основой успешной профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.
Таким образом, профилактика дисграфии и дислексии — это важнейшая часть работы логопеда в дошкольном возрасте. Эффективная диагностика, своевременное вмешательство и регулярные занятия, направленные на развитие речевых и когнитивных навыков, помогут детям избежать серьёзных трудностей в дальнейшем обучении, создавая основы для успешного овладения письменной и устной речью.
Список литературы
Дорофеева С.В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии: опыт успешного применения комплексного подхода // Вопросы психолингвистики. 2017. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-aspekty-korrektsii-disleksii-i-disgrafii-opyt-uspeshnogo-primeneniya-kompleksnogo-podhoda
Жулина Е.В., Борисова Ю.В. Опыт профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии посредством инновационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-profilaktiki-i-korrektsii-opticheskoy-disgrafii-i-disleksii-posredstvom-innovatsionnyh-tehnologiy
Штерц О.М. Когнитивные процессы у детей с дислексией и дисграфией // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-protsessy-u-detey-s-disleksiey-i-disgrafiey
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×