Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика дисграфии у младших школьников: роль учителя – логопеда | Ляшенко Марина Валентиновна. Работа №344988

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Профилактика дисграфии у младших школьников является важной задачей для учителей и логопедов, поскольку это расстройство может существенно влиять на учебную деятельность и общую успеваемость детей. В статье рассматриваются причины возникновения дисграфии, методы её профилактики и роль учителя-логопеда в этом процессе. Приведены примеры эффективных подходов и мероприятий, направленных на предупреждение дисграфии, а также рекомендации по взаимодействию с родителями и другими специалистами. Важность раннего выявления и своевременной коррекции речевых нарушений подчеркивает значимость комплексного подхода в профилактической работе.

Ключевые слова: дисграфия, профилактика, младшие школьники, учитель-логопед, методы работы, взаимодействие.

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: РОЛЬ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Ляшенко Марина Валентиновна, учитель-логопед
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Аннотация: Профилактика дисграфии у младших школьников является важной задачей для учителей и логопедов, поскольку это расстройство может существенно влиять на учебную деятельность и общую успеваемость детей. В статье рассматриваются причины возникновения дисграфии, методы её профилактики и роль учителя-логопеда в этом процессе. Приведены примеры эффективных подходов и мероприятий, направленных на предупреждение дисграфии, а также рекомендации по взаимодействию с родителями и другими специалистами. Важность раннего выявления и своевременной коррекции речевых нарушений подчеркивает значимость комплексного подхода в профилактической работе.
Ключевые слова: дисграфия, профилактика, младшие школьники, учитель-логопед, методы работы, взаимодействие.
Дисграфия — это специфическое расстройство письма, проявляющееся в трудностях с овладением графическими и орфографическими навыками. Оно может оказывать значительное влияние на учебный процесс, что в свою очередь приводит к снижению успеваемости, потере интереса к обучению и формированию низкой самооценки у детей. Профилактика дисграфии у младших школьников становится одной из ключевых задач учителей и логопедов, поскольку раннее вмешательство может предотвратить развитие более серьезных нарушений в будущем.
Основные причины дисграфии могут быть разнообразными: это и нарушения слухового и зрительного восприятия, и недостаток фонематического восприятия, и несформированные графомоторные навыки. Знание этих причин позволяет логопедам и учителям разрабатывать индивидуальные программы профилактики и коррекции. Профилактические мероприятия должны быть направлены как на выявление детей, находящихся в группе риска, так и на создание поддерживающей среды для всех учащихся.
Одним из первых шагов в профилактике дисграфии является диагностика. Логопед совместно с учителем может проводить наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности, выявляя детей с трудностями в овладении письмом. Своевременное выявление проблем позволяет начать коррекционные занятия на ранней стадии, что значительно увеличивает шансы на успешное преодоление дисграфии. Например, если учитель замечает, что ребенок постоянно пропускает буквы или заменяет одни буквы другими, это может быть сигналом к тому, что ему требуется помощь логопеда.
Учитель-логопед также играет важную роль в формировании фонематического восприятия у детей, что является одной из основ для успешного овладения письмом. Фонематическое восприятие включает в себя умение различать звуки в словах, а также осознавать их позиции. Для этого логопед может использовать различные игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия. Например, игра Найди слово помогает детям научиться определять начало и конец слова, а также различать похожие по звучанию слова.
Графомоторные навыки — еще одна важная область работы логопеда. Неправильное положение руки, недостаточная координация движений и слабая мышечная память могут стать причиной трудностей в письме. Учитель-логопед может предложить упражнения для развития мелкой моторики, такие как игры с конструкторами, лепка из пластилина и рисование. Например, рисование по точкам или создание простых фигур из бумаги может значительно улучшить координацию движений, что непосредственно влияет на качество письма.
Интеграция логопедических занятий в общую образовательную программу также является важной частью профилактической работы. Учитель-логопед может разработать специальные программы для работы с детьми, которые находятся в группе риска. Эти программы могут включать упражнения, направленные на развитие всех необходимых навыков для успешного овладения письмом. Например, логопед может предложить задания, которые сочетают в себе элементы игры и обучения, что делает процесс освоения письма более увлекательным и эффективным.
Взаимодействие с родителями также играет значительную роль в профилактике дисграфии. Учитель-логопед должен активно вовлекать родителей в процесс обучения и коррекции. Проведение консультаций и семинаров для родителей поможет им понять, как они могут поддерживать своих детей дома. Например, родителям можно рекомендовать совместные занятия, которые будут направлены на развитие графомоторных навыков. Игры с буквами, составление простых слов и чтение вслух могут стать отличным способом для совместного времяпровождения и одновременно обучения.
Также важно обучать родителей, как правильно организовать домашнюю среду для занятий письмом. Удобное рабочее место, наличие необходимых материалов и наличие времени для спокойных занятий могут значительно повлиять на успехи ребенка. Логопед может предложить родителям идеи для создания позитивной атмосферы во время выполнения домашних заданий, включая использование похвалы и небольших поощрений за достижения.
Не менее важным аспектом является работа в группе. Учитель-логопед может организовать занятия, на которых дети будут работать вместе, выполняя задания, направленные на развитие письменной речи. Например, использование коллективных проектов, таких как создание книги или сборника рассказов, может помочь детям научиться взаимодействовать друг с другом и развивать свои навыки письма в непринужденной обстановке. Такие проекты создают возможность для обсуждения и обмена мнениями, что в свою очередь способствует развитию речевых навыков.
Использование современных технологий может стать полезным инструментом в профилактической работе. Логопеды могут рекомендовать родителям различные образовательные приложения и онлайн-ресурсы, которые помогут детям развивать навыки письма. Например, интерактивные платформы с упражнениями на составление слов, улучшение орфографии и развитие графомоторных навыков могут быть полезными дополнениями к традиционным методам обучения.
В заключение, профилактика дисграфии у младших школьников требует комплексного подхода и активного участия как учителей, так и логопедов. Важно создавать поддерживающую среду для детей, развивать их навыки через игровые методы и вовлекать родителей в процесс обучения. Своевременная диагностика, разработка индивидуальных программ и использование современных технологий помогут значительно снизить риск возникновения дисграфии и способствовать успешному обучению детей. Работая вместе, учитель-логопед и родители могут создать эффективную систему поддержки, которая поможет детям не только преодолеть трудности, но и развить уверенность в своих силах.
Список литературы
Ахметшина И.А., Лосева А.А., Юсупова Х.Г. Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-po-korrektsii-disgrafii-u-mladshih-shkolnikov
Калашникова О.Г. , Талыпова А.Ч., Ценева И.К. Профилактика оптической дисграфии у младших школьников с помощью графо-моторных навыков // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. №6 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-opticheskoy-disgrafii-u-mladshih-shkolnikov-s-pomoschyu-grafo-motornyh-navykov
Керн С.А. Эффективные методы коррекции дисграфии у учащихся младшего школьного возраста // Научный журнал. 2017. №10 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-metody-korrektsii-disgrafii-u-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×