Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика эмоционального выгорания среди преподавателей СПО: стратегии и подходы | Петушкова Екатерина Сергеевна. Работа №351678

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме эмоционального выгорания среди преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений (СПО). В статье рассмотрены причины и последствия выгорания, а также предложены эффективные стратегии и подходы для профилактики этого явления. Автор анализирует ключевые факторы, способствующие снижению стресса и повышению эмоционального благополучия преподавателей, а также предлагает практические рекомендации для образовательных учреждений.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, преподаватели СПО, профилактика, стратегии, подходы, стресс, профессиональное выгорание, поддержка, эмоциональное благополучие.

 

Профилактика эмоционального выгорания среди преподавателей СПО: стратегии и подходы

 

Петушкова Екатерина Сергеевна, преподаватель

ФГБОУ ВО «ВВГУ» г. Владивосток

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме эмоционального выгорания среди преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений (СПО). В статье рассмотрены причины и последствия выгорания, а также предложены эффективные стратегии и подходы для профилактики этого явления. Автор анализирует ключевые факторы, способствующие снижению стресса и повышению эмоционального благополучия преподавателей, а также предлагает практические рекомендации для образовательных учреждений.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, преподаватели СПО, профилактика, стратегии, подходы, стресс, профессиональное выгорание, поддержка, эмоциональное благополучие.

 

Эмоциональное выгорание является актуальной проблемой не только для работников сферы здравоохранения, социальной сферы или бизнеса, но и для педагогов, в том числе преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений. В последнее время наблюдается рост уровня стресса среди преподавателей, связанный с увеличением нагрузки, быстрым темпом образовательных реформ и проблемами, которые возникают из-за недостатка ресурсов и поддержки. Эмоциональное выгорание может привести к снижению качества образования, утрате профессиональной мотивации и ухудшению общего психологического состояния педагогов. Поэтому профилактика выгорания становится важной задачей для образовательных учреждений.

Эмоциональное выгорание — это состояние эмоционального истощения, которое возникает в результате постоянного стресса и перегрузки на рабочем месте. Для преподавателей, которые часто сталкиваются с высокими требованиями, нехваткой времени для подготовки, а также с необходимостью поддержания дисциплины и мотивации студентов, это явление может стать особенно остром. Ключевыми признаками эмоционального выгорания являются хроническая усталость, апатия, депрессия, отсутствие удовлетворения от работы и потеря профессиональной идентичности. Выгорание может привести к значительному снижению качества преподавания, что влияет на учебный процесс и успеваемость студентов.

Одной из причин выгорания является перегрузка преподавателей. Высокая рабочая нагрузка, необходимость выполнять множество административных задач, постоянная потребность в саморазвитии и обновлении образовательных материалов становятся основными факторами стресса. В условиях многозадачности преподаватели часто не успевают уделять должное внимание своим личным потребностям и психоэмоциональному состоянию, что приводит к истощению. Кроме того, в педагогической деятельности существует высокий уровень ответственности за успехи студентов, что также усиливает стресс.

Для профилактики эмоционального выгорания необходимо использовать целый ряд стратегий и подходов. Во-первых, важным элементом профилактики является создание здорового рабочего климата. Важно, чтобы преподаватели чувствовали поддержку со стороны руководства учебного заведения и коллег. Открытость в общении, взаимопомощь и наличие возможностей для профессионального и личностного роста помогают снизить уровень стресса и создать атмосферу доверия. Одним из эффективных методов является организация регулярных встреч с преподавателями для обсуждения возникающих трудностей и поиска совместных решений.

Во-вторых, важно обратить внимание на организацию рабочего времени. Преподаватели часто сталкиваются с дефицитом времени, что приводит к перегрузке и стрессу. Для предотвращения выгорания необходимо научиться правильно планировать рабочие часы, включая регулярные перерывы, отдых и время на личные дела. Планирование рабочего времени помогает снизить уровень стресса и повысить продуктивность.

Еще одним важным подходом к профилактике эмоционального выгорания является обучение преподавателей навыкам саморегуляции. Речь идет о развитии у педагогов умения справляться со стрессом, управлять своими эмоциями и находить баланс между работой и личной жизнью. Это может включать в себя участие в тренингах по стресс-менеджменту, медитации, дыхательных упражнениях и других методах релаксации. Также важно вовремя распознавать первые признаки выгорания и предпринимать действия для восстановления эмоционального состояния.

Не менее важным аспектом является поддержка со стороны студентов. Преподаватели, которые чувствуют интерес и уважение со стороны своих учеников, испытывают меньший стресс и большую удовлетворенность от своей работы. Создание позитивной атмосферы в классе, внедрение инновационных методов преподавания, которые способствуют мотивации студентов, также могут быть эффективными средствами профилактики выгорания. Когда преподаватель видит прогресс студентов, их успехи и улучшения, это дает дополнительную мотивацию и способствует эмоциональной устойчивости.

Отдельное внимание стоит уделить профессиональному развитию преподавателей. Одним из способов профилактики эмоционального выгорания является возможность для педагогов постоянно развиваться и осваивать новые подходы в обучении. Участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, обмен опытом с коллегами позволяет не только расширять профессиональные знания, но и уменьшать чувство стагнации. Когда преподаватели чувствуют, что их труд ценится и что они могут развиваться, это значительно повышает их эмоциональное благополучие.

Кроме того, важно создать системы внутренней поддержки в образовательных учреждениях. Это может быть как психологическая поддержка (например, консультации с психологами), так и системы наставничества, где более опытные коллеги помогают новичкам адаптироваться и справляться с трудностями. Такая поддержка помогает избежать чувства изолированности и стресса, что особенно важно в условиях современной образовательной среды.

Таким образом, профилактика эмоционального выгорания среди преподавателей требует комплексного подхода, включающего как организационные меры, так и индивидуальные стратегии саморегуляции. Важно создавать такие условия, в которых преподаватели смогут не только эффективно работать, но и сохранять свое психологическое здоровье. Образовательные учреждения должны оказывать поддержку педагогам и обеспечивать их необходимыми ресурсами для предотвращения выгорания. Профилактика выгорания — это не только задача преподавателей, но и задача системы образования в целом, которая должна учитывать потребности и благополучие своих сотрудников для обеспечения высокого качества образования.

 

 

Список литературы

Бышаева

Ю. А. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными формами трудовой деятельности / Ю. А.

Бышаева

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 452-454. — URL:

https://moluch.ru/archive/497/109261/

Киреева

А. Г. Взаимосвязь эмоционального интеллекта, выгорания и стрессоустойчивости у преподавателей высшего состава / А. Г.

Киреева. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 675-677. — URL:

https://moluch.ru/archive/520/114599/

Малютина

Т. В.

,

Друк

И. В.

,

Лонская

Л. В.

И

зучение синдрома эмоционального выгорания среди преподавателей колледжа // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-sredi-prepodavateley-kolledzha

Матвеичева

И. Ф.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов // Достижения науки и образования. 2018. №7 (29).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-2

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×