Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии в школьной практике | Рахчеева Анна Николаевна. Работа №354427

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в школьной практике. Автор рассматривает причины возникновения данных нарушений, их влияние на учебную деятельность детей, а также предлагает методы и подходы, направленные на своевременное выявление и устранение проблем. Особое внимание уделяется междисциплинарному подходу в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей, а также использованию современных технологий для коррекционной работы.

Ключевые слова: дисграфия, дислексия, школьная практика, коррекционная работа, логопедическая помощь, учебные трудности, профилактика.

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

 

Рахчеева Анна Николаевна, учитель-логопед

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чаинского района "Подгорнская средняя общеобразовательная школа" Томская область, с.Подгорное

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в школьной практике. Автор рассматривает причины возникновения данных нарушений, их влияние на учебную деятельность детей, а также предлагает методы и подходы, направленные на своевременное выявление и устранение проблем. Особое внимание уделяется междисциплинарному подходу в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей, а также использованию современных технологий для коррекционной работы.

Ключевые слова: дисграфия, дислексия, школьная практика, коррекционная работа, логопедическая помощь, учебные трудности, профилактика.

 

Дисграфия и дислексия являются одними из наиболее распространённых речевых нарушений, с которыми сталкиваются учащиеся младших классов. Эти трудности связаны с частичным нарушением процессов письма и чтения и оказывают значительное влияние на успеваемость ребёнка, его самооценку и эмоциональное состояние. В школьной практике своевременная профилактика и коррекция данных нарушений являются ключевыми факторами, способствующими успешной адаптации ребёнка в образовательной среде.

Причины возникновения дисграфии и дислексии часто кроются в недоразвитии высших психических функций, таких как фонематический слух, зрительно-пространственное восприятие, речевая моторика и память. Они могут быть обусловлены как органическими поражениями головного мозга, так и функциональными нарушениями, связанными с недостаточным развитием когнитивных и речевых навыков в дошкольном возрасте. Нередко данные нарушения сопровождаются общим недоразвитием речи, что усугубляет сложности в освоении письменной и устной речи.

Профилактика дисграфии и дислексии должна начинаться ещё в дошкольный период и продолжаться на начальных этапах школьного обучения. В школьной практике важным аспектом является раннее выявление детей с риском развития этих нарушений. Диагностическая работа учителя-логопеда должна включать обследование фонематического восприятия, уровня речевой моторики, анализа структуры слов и предложений, а также навыков письма и чтения. Эти данные позволяют определить зоны, требующие коррекционного воздействия, и разработать индивидуальную программу сопровождения ребёнка.

Коррекция дисграфии и дислексии в школьной практике требует системного подхода, направленного на развитие тех функций, которые лежат в основе письма и чтения. Логопедическая работа в данном случае должна строиться на активизации фонематического слуха, формировании правильного звукопроизношения, развитии навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, а также укреплении зрительно-моторной координации. Важным компонентом является работа над речевым дыханием и развитием общего речевого аппарата.

Не менее значимой является роль учителя начальных классов, который осуществляет повседневное обучение ребёнка. Применение методик, направленных на поэтапное освоение навыков чтения и письма, создание комфортной образовательной среды, где ребёнок может не бояться допустить ошибку, а также регулярное взаимодействие с логопедом способствуют успешной коррекции нарушений. Работа в междисциплинарной команде позволяет выстроить единый образовательный маршрут для каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей.

Особое внимание в профилактике и коррекции дисграфии и дислексии уделяется взаимодействию с родителями. Педагог должен разъяснить родителям значение логопедической работы, предложить рекомендации для домашних занятий, направленных на развитие навыков письма и чтения. Поддержка семьи играет ключевую роль в эмоциональной адаптации ребёнка и формировании у него позитивного отношения к учебному процессу.

Современные технологии открывают новые возможности в коррекции дисграфии и дислексии. Использование интерактивных программ, обучающих приложений и игр позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для ребёнка. Электронные ресурсы, разработанные с учётом возрастных и когнитивных особенностей учащихся, помогают отрабатывать звуко-буквенные связи, развивать навыки анализа и синтеза, а также укреплять мотивацию к обучению.

Эффективность коррекционной работы зависит от её системности, регулярности и постепенности. Учителю-логопеду важно учитывать индивидуальные темпы освоения навыков каждым ребёнком, акцентируя внимание на его успехах и достижениях. Постепенное усложнение заданий, последовательная работа над устранением речевых и письменных ошибок способствуют формированию у ребёнка уверенности в своих силах и интереса к обучению.

Таким образом, профилактика и коррекция дисграфии и дислексии в школьной практике являются сложным, но важным процессом, который требует тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Логопед, учителя, родители и сам ребёнок являются частью единой системы, целью которой является не только устранение трудностей в обучении, но и формирование условий для успешной учебной деятельности, личностного и эмоционального развития.

 

Список литературы

1. Гребенькова С. В. Система работы по профилактике фонематической дислексии у обучающихся первых классов / С. В. Гребенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 774-777.

2. Медведева М. А. Причины возникновения и пути коррекции оптической дисграфии у обучающихся начальной школы / М. А. Медведева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 36-39.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×