Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика и коррекция трудностей адаптации к школе у детей дошкольного возраста | Бегунова Анастасия Валерьевна. Работа №342937

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы профилактики и коррекции трудностей адаптации к школе у детей дошкольного возраста. Описаны основные психологические и социальные факторы, влияющие на успешную адаптацию к школьным условиям, а также приведены рекомендации для педагогов и родителей по созданию условий, способствующих лёгкому вхождению ребёнка в школьную среду. Приведены примеры коррекционных программ и игр, направленных на преодоление трудностей адаптации.

Ключевые слова: адаптация к школе, дошкольники, трудности адаптации, коррекционные программы, психологическая помощь, педагог-психолог.

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Бегунова Анастасия Валерьевна, педагог-психолог

МБОУ СОШ «ЛИДЕР»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы профилактики и коррекции трудностей адаптации к школе у детей дошкольного возраста. Описаны основные психологические и социальные факторы, влияющие на успешную адаптацию к школьным условиям, а также приведены рекомендации для педагогов и родителей по созданию условий, способствующих лёгкому вхождению ребёнка в школьную среду. Приведены примеры коррекционных программ и игр, направленных на преодоление трудностей адаптации.

Ключевые слова: адаптация к школе, дошкольники, трудности адаптации, коррекционные программы, психологическая помощь, педагог-психолог.

 

Переход от детского сада к школе — важный и часто непростой этап в жизни ребёнка. Адаптация к школьной среде может вызывать у дошкольников множество трудностей, таких как страх перед новыми условиями, повышенная тревожность, трудности с концентрацией внимания или нарушениями поведения. Поэтому профилактика и коррекция трудностей адаптации играют ключевую роль в подготовке детей к школьному обучению. Педагог-психолог может помочь детям преодолеть эти трудности, используя специальные методики, которые способствуют снижению уровня стресса и помогают развивать навыки, необходимые для успешной адаптации к школе.

Одним из важных факторов адаптации является психологическая готовность ребёнка к обучению. Чтобы предотвратить возможные трудности, педагог-психолог может проводить занятия, направленные на развитие у дошкольников самоконтроля, внимательности, способности работать в коллективе и следовать правилам. Игры и упражнения, которые требуют от детей выполнения последовательных действий, умения ждать и концентрироваться на задании, помогают детям лучше подготовиться к школьным условиям. Например, игра «Закончи начатое» учит детей планировать свои действия и доводить начатое дело до конца, что является важным навыком для школьного обучения.

Не менее важно работать с эмоциональной сферой детей. Часто трудности адаптации связаны с повышенной тревожностью или страхами, связанными с новым для ребёнка миром школы. Педагог-психолог может использовать игровые методы и упражнения, направленные на снижение уровня тревожности у детей. Например, игры на релаксацию, дыхательные упражнения или арт-терапия помогают детям справляться с эмоциональным напряжением и легче адаптироваться к новым условиям. Примером может служить упражнение «Цветы и ветер», где дети изображают цветы, раскачивающиеся на ветру, что помогает им расслабиться и снять напряжение.

Одним из эффективных методов профилактики трудностей адаптации является организация игр, моделирующих школьные ситуации. В таких играх дети учатся следовать правилам, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, выполнять учебные задания. Например, игра «Школа» помогает детям привыкнуть к школьной обстановке: в роли учеников они решают задачи, отвечают на вопросы и учатся работать по расписанию. Это позволяет не только снизить тревожность перед школой, но и подготовить детей к будущим учебным нагрузкам.

Важным аспектом в профилактике и коррекции трудностей адаптации является работа с родителями. Родители должны быть готовы поддержать ребёнка на этапе перехода к школьной жизни, обеспечить ему комфортные условия дома и помочь справиться с новыми вызовами. Педагог-психолог может проводить встречи с родителями, где будет объяснять, как лучше всего поддержать ребёнка в этот период, какие игры и упражнения можно выполнять дома для снижения уровня стресса. Например, родителям можно предложить упражнения на развитие эмоциональной устойчивости, обсудить с ребенком причины его страха или переживаний.

Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в адаптации, может включать индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие коммуникативных и учебных навыков. Например, игры на командную работу, такие как «Построй башню вместе», помогают детям учиться взаимодействовать с ровесниками, развивать навыки сотрудничества и учиться решать конфликты. Эти занятия также могут включать развитие навыков самостоятельной работы и ответственности, что особенно важно для успешной адаптации к школе.

Педагог-психолог может использовать методы диагностики для выявления детей, которые подвержены риску испытывать трудности с адаптацией. Например, тесты на готовность к школе, наблюдения за поведением детей в группе, беседы с родителями помогают выявить тех, кто может столкнуться с трудностями, и спланировать индивидуальную работу с ними. Это позволяет заранее разработать план профилактических мер и вовремя оказать помощь.

Подводя итог, профилактика и коррекция трудностей адаптации к школе у детей дошкольного возраста требует комплексного подхода, включающего психологическую подготовку детей, работу с их эмоциональной сферой, а также поддержку со стороны родителей. Игры и упражнения, направленные на развитие навыков самоконтроля, коммуникации и выполнения правил, помогают детям легче адаптироваться к школьной среде. Педагог-психолог играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая необходимую поддержку и помощь как детям, так и их родителям.

 

Список литературы

1. Горлова Н.А. Единый подход к формированию универсальных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Перспективы исследования современных проблем педагогики: Коллект. монография // Под ред. С.А. Козловой. М.: Экон-информ, 2017.

2. Гакаме Ю. Д., Тавадьян М. Э. Трудности адаптации детей к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 181–185.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×