Профилактика и преодоление эмоционального выгорания у педагогов | Баяндина Ангелина Евгеньевна, Скоробогатова Ксения Вячеславовна . Работа №338720. Номер работы: №338720
Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления.
И.А. Удинкан
воспитатель Детского сада №260 ОАО «РЖД» г. Хабаровск
Н.Н. Величко
Педагог-психолог Детского сада №260 ОАО «РЖД» г. Хабаровск
Аннотация. В статье представлена проблема эмоционального выгорания
педагогов образовательных учреждений, рассмотрены пути профилактики
синдрома.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагогические работники,
дошкольная образовательная организация.
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального
выгорания, который входит в число других профессиональных деформаций.
Эмоциональное выгорание развивается, как правило, у специалистов,
которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее
реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и
психические затраты. Поэтому педагогическая деятельность – одна из наиболее
деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности.
Педагоги работают в сфере «человек-человек», часто находятся в состоянии
постоянного стресса и полной «боевой» готовности, т.к. конфликты в
дошкольном учреждении просто неизбежны. А воспитатели должны быть
постоянно готовы решать эти конфликты, уметь быстро и правильно
реагировать.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция
специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические,
психофизиологические и поведенческие компоненты.
«Эмоционально выгоревшие» педагоги так характеризуют свое состояние:
- «я встаю утром и не хочу идти на работу»;
-«не могу с собой справиться, начинаю кричать по любому пустяку»;
- «очень плохо сплю, вспоминаю весь прошедший день и не могу заснуть»;
- «ловлю себя на мысли, что уже ненавижу свою работу»;
- «наверно я перестала любить детей»;
- «дети и родители сейчас совсем другие, не уважают педагога совсем»;
- «чувствую себя белкой в колесе » и т.п.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального
выгорания воспитателей можно отнести:
1. Гипертрофированное чувство ответственности за детей. Педагог
полностью отвечает за безопасность воспитанников. А в современных
условиях тревога за здоровье и безопасность детей достигает огромных
размеров.
2. Высокая интеллектуальная и физическая нагрузка. Из-за нехватки
кадров воспитатель часто вынужден работать по 10 - 12 часов в день, порой
выполнять работу не только педагога, но и помощника воспитателя. Если
учесть, что зачастую в детских садах нет спален и работа включает (кроме
мытья посуды и уборки помещений) установку раскладушек, то физическая
нагрузка достаточно серьезна. А это плюс к тому, что педагог должен успеть
провести занятия, погулять с воспитанниками и провести индивидуальную
работу, которую запланировал.
Достаточно большой объем документации, которую нужно вести педагогу
при осуществлении воспитательного процесса не улучшает положения.
Регулярно меняющиеся условия аттестации педагогов становятся
дополнительным эмоционально травмирующим фактором.
3. Работа с детьми с ОВЗ. В условиях декларируемого инклюзивного
образования детей с особенностями здоровья в дошкольных учреждениях
становится все больше. Это воспитанники, как с физическими особенностями
так и с расстройствами аутического спектра. Каждая из категорий детей
нуждается в особых условиях организации окружающей среды, помощи
специалистов дефектологов-абилитологов, в ежедневном режиме. Если помощь
детям с нарушениями речи оказывается в специализированных логопедических
группах, то с остальными категориями все гораздо сложнее. Не до конца
продумана система помощи педагогам массовых общих групп, которые
посещают дети с особенностями здоровья. Тьютор в таких условиях насущная
необходимость и большая редкость. На практике педагог остается один на
один с проблемой абилитации таких воспитанников в группе, что значительно
повышает его психоэмоциональную нагрузку.
4. Неудовлетворенность финансовой и эмоциональной компенсацией за
тяжелые условия работы. Падает престиж педагогической профессии. Уровень
культуры общения родителей с педагогами оставляет желать лучшего.
Возникает дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и
морально–материальным вознаграждением педагога.
5. Непродуманная кадровая и административная политика руководства
дошкольными учреждениями также может ускорить процесс эмоционального
выгорания. Часто педагогов нагружают сверх меры дополнительными
обязанностями. Это и участие в постоянных конкурсах, ведение своих страниц
в интернете, дополнительных кружков и т.д. и т.п. Если учесть недостаток
рабочих кадров, возраст (часто коллектив состоит из воспитателей от 45 до 60,
которые подвержены уже возрастной гормональной перестройке) понятна
причина возникновения конфликтных ситуаций в коллективе как между
педагогами и родителями, так и педагогами и руководством.
Синдром эмоционального выгорания является ответной реакцией
педагога на пролонгированные во времени стрессовые воздействия
межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели
и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень
работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на
характер межличностных отношений как в системе «воспитатель-родитель»,
«воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».
Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием,
приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности
специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в
системе профилактической работы дошкольного учреждения.
Существует несколько уровней проявления эмоционального выгорания.
Приведем их в порядке усиления:
Первый - физиологический (начальный) проявляется в виде головных
болей, расстройствах желудочно-кишечного тракта; болей в пояснице, шейном
отделе позвоночника, плечах, горле; общем недомогании, нарушении сна;
ощущении эмоционального и физического истощения; снижении
восприимчивости; резкой потере или увеличении веса; снижении внешней и
внутренней сенсорной чувствительности. Появляется чувство постоянной
усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом
хронической усталости ). Если не принять меры, возникает следующий
уровень эмоционального сгорания.
Второй - эмоциональный. Выражается в состоянии неосознанного
беспокойства и повышенной тревожности; напряженности; эмоциональной
истощенности. Появляются безразличие, скука, пассивность и депрессия
(пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); нервные срывы
(вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней
ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность,
скованность); общая негативная установка на жизненные и профессиональные
перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Третий - поведенческий. Проявляется в виде: бурных неадекватных
реакций, опозданий на работу, стремлении уйти пораньше, снижении
энтузиазма по отношению к работе, безразличия к результатам; траты большей
части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение
автоматических и элементарных действий; невыполнение важных,
приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях; повышении
неадекватной критичности.
Четвертый - смысловой. Утрата смысла профессиональной деятельности,
негативное отношение к себе как к специалисту.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной
профилактики синдрома, которая проводится в нескольких направлениях:
1. Оптимизация организационных условий труда педагога.
Необходимо проведение разноплановых мероприятий и четкая
определенность должностных инструкций и обязанностей. Нужно отладить
конструктивную и «прозрачную» систему поощрений и наказаний. Кадровая
политика должна быть справедливой и давать педагогу возможность
продвижения по служебной лестнице. Оказание социальной поддержки и
защита интересов сотрудников, отлаженная система охраны труда
положительно скажется на общем эмоциональном фоне и работоспособности
коллектива. Необходимо также обговорить и принять стандарты формального
и неформального поведения педагогов в учреждении. Профессиональная и
административная поддержка, эффективное руководство, доступность
администрации для диалога приведет к оптимизации условий труда педагогов.
2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет
способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и
самовыражении педагога:
- создание администрацией условий для постоянного повышения
профессионального уровня и квалификации педагогов;
- создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и
обеспечение комфортной ситуации аттестации;
- участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах,
деловых играх;
- обобщение педагогического опыта воспитателя;
- возможности публикации педагогических находок и разработок педагога
и др.
3. Обучение педагогов приемам и методам саморегуляции и профилактики
стрессов и выгорания (групповые формы работы):
- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального
выгорания;
- ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для
сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического
здоровья.
Наиболее доступным в качестве профилактических мер является
использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода
техника безопасности для педагогов. Вот только некоторые приемы коррекции
синдрома эмоционального выгорания:
Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не
вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в
детском саду? Громко запеть, резко встать и пройтись, быстро и резко написать
или нарисовать что-то на доске или листе бумаги, измалевать листок бумаги,
измять и выбросить.
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не
прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по
энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют
успокаивающе.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события
прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным
энергетическим проводником.
Диетологи советуют снизить употребление продуктов, с высоким
содержанием кофеина (кофе, кола, шоколад), потому что он является сильным
стимулятором, который способствует стрессу. Замечено, что через три недели
(в среднем) после прекращение употребления кофеиновых продуктов у
человека снижается тревожность, беспокойство, боль в мышцах.
Нужно разделять ответственность, научиться отказывать. Человек,
который живет по принципу «чтобы было хорошо, нужно сделать самому»,
неизбежно станет жертвой синдрома выгорания.
Библиографические ссылки
1. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. АРТ-терапевтические техники в
тренинге, СПб, «Речь», 2010
2. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и
настроениями, СПб, «Речь», 2011
3. Сташкова Т.Н. «Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика
синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога
02.2011.
4. Чекунова Е.А., Колодяжная Т.П. Сохранение здоровья детей и
педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.
5. Чернышова В.М., Лифанова С.Ю. Инновационные подходы к
профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник
педагога-психолога. 03.2011.
6. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. /
Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград.
274c3ae19fdf62e47a9eee2306d5290a.pdf