Профилактика конфликтов в группе детского сада: работа с детьми с РАС и ОВЗ | Селиверстова Елена Юрьевна. Работа №352220
Аннотация: Профилактика конфликтов в группе детского сада является одной из важнейших задач воспитателя, особенно когда речь идет о работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с такими особенностями часто имеют трудности в социальной адаптации, коммуникативных навыках и восприятии окружающего мира, что делает их более уязвимыми в межличностных взаимодействиях. В статье рассматриваются методы профилактики конфликтов, направленные на создание гармоничной и инклюзивной среды в группе детского сада. Особое внимание уделяется работе с детьми с РАС и ОВЗ, а также рекомендациям для воспитателей по организации эффективного взаимодействия с такими детьми, чтобы предотвратить и минимизировать конфликтные ситуации. Также приводятся практические примеры, которые могут быть полезны воспитателям в повседневной работе.
Ключевые слова: профилактика конфликтов, дети с РАС, дети с ОВЗ, детский сад, инклюзивное образование, социальная адаптация, межличностные конфликты, методы профилактики, воспитатель, работа с детьми с особыми потребностями.
Селиверстова Елена Юрьевна, воспитатель
МАДОУ Детский сад №10 Золотая рыбка г. Мегион
Аннотация: Профилактика конфликтов в группе детского сада является одной из важнейших задач воспитателя, особенно когда речь идет о работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с такими особенностями часто имеют трудности в социальной адаптации, коммуникативных навыках и восприятии окружающего мира, что делает их более уязвимыми в межличностных взаимодействиях. В статье рассматриваются методы профилактики конфликтов, направленные на создание гармоничной и инклюзивной среды в группе детского сада. Особое внимание уделяется работе с детьми с РАС и ОВЗ, а также рекомендациям для воспитателей по организации эффективного взаимодействия с такими детьми, чтобы предотвратить и минимизировать конфликтные ситуации. Также приводятся практические примеры, которые могут быть полезны воспитателям в повседневной работе.
Ключевые слова: профилактика конфликтов, дети с РАС, дети с ОВЗ, детский сад, инклюзивное образование, социальная адаптация, межличностные конфликты, методы профилактики, воспитатель, работа с детьми с особыми потребностями.
Профилактика конфликтов в группе детского сада — это не только предупреждение и разрешение ситуаций, связанных с агрессией, грубостью или недопониманием между детьми, но и создание такой атмосферы, которая способствует развитию у детей навыков мирного разрешения разногласий, эмоциональной устойчивости и уважения к окружающим. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только помогать детям решать возникающие споры, но и работать на предупреждение конфликтных ситуаций еще на стадии их зарождения. Особенно важно это в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) и ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), которые, как правило, обладают особенностями восприятия, общения и взаимодействия с окружающими. Для детей с РАС и ОВЗ конфликтные ситуации могут становиться особенно болезненными и сложными для разрешения, поскольку такие дети зачастую не всегда могут правильно интерпретировать социальные сигналы, испытывают трудности в выражении своих эмоций и чувств, а также в адаптации к коллективу. Эти особенности могут привести к изоляции ребенка, нарушению его эмоционального фона и ухудшению общего психоэмоционального состояния.
Работа с детьми с особыми потребностями требует от воспитателя внимательности и терпимости, а также умения выстраивать коммуникацию таким образом, чтобы минимизировать стрессовые ситуации. Дети с расстройствами аутистического спектра или с ограниченными возможностями здоровья могут реагировать на изменения в окружающей среде или на поведение сверстников неадекватно, что зачастую приводит к возникновению конфликтов. Однако, с правильным подходом и пониманием особенностей таких детей, можно значительно уменьшить количество конфликтных ситуаций и обеспечить детям с РАС и ОВЗ безопасную и комфортную среду для развития и социализации.
Одним из ключевых аспектов профилактики конфликтов является создание инклюзивной атмосферы в группе. Инклюзия, или включение детей с особыми потребностями в общий образовательный процесс, способствует не только их социальной адаптации, но и формированию у других детей толерантности, эмпатии и уважения к различиям. Важно, чтобы дети с РАС и ОВЗ не ощущали себя изолированными или выделяющимися из группы. Для этого воспитатель должен работать как с детьми с особыми потребностями, так и с их сверстниками, развивая у всех детей осознание того, что каждый человек уникален, и все имеют право на уважение и понимание.
Создание гармоничной и инклюзивной среды в детском саду требует четкого планирования и организации образовательного процесса, где каждый ребенок будет чувствовать себя в безопасности и получит поддержку в нужный момент. Для этого воспитатель должен понимать особенности каждого ребенка и учитывать их при планировании занятий и межличностных взаимодействий. Важно понимать, что дети с РАС и ОВЗ могут испытывать трудности в восприятии социальных норм и часто не знают, как правильно вести себя в определенной ситуации. Например, дети с аутизмом могут не понимать, когда стоит вступить в разговор, или какие слова и действия являются агрессивными или обидными для других детей. Поэтому важнейшая задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям научиться взаимодействовать друг с другом, выражать свои эмоции и чувства, а также развивать навыки разрешения конфликтов.
Для профилактики конфликтов важно обучать детей основным социальным навыкам, таким как: умение делиться, просить помощи, высказывать свое мнение, понимать эмоции других людей, решать споры без агрессии. Воспитатель может использовать различные игровые методики, ролевые игры и упражнения, направленные на развитие этих навыков. Например, в процессе игры дети могут моделировать различные конфликтные ситуации и тренировать способы их разрешения. Важно, чтобы дети понимали, что каждый конфликт можно решить мирным путем, и что уважение и терпимость к другим всегда приносят положительный результат.
Для детей с РАС и ОВЗ роль воспитателя в профилактике конфликтов особенно велика. Такие дети, как правило, имеют особенности восприятия социальных ситуаций, их реакции на поведение сверстников могут быть непредсказуемыми. Например, ребенок с аутизмом может не понять, что его поведение вызывает у другого ребенка недовольство, или не осознавать, что определенное действие является нарушением социальных норм. Воспитатель должен быть готов поддержать таких детей в сложных ситуациях, разъясняя правила поведения и помогая им разбираться в возникающих недопониманиях.
Методы профилактики конфликтов включают не только объяснение правильных способов поведения, но и работу с детьми на эмоциональном уровне. Например, дети с аутизмом могут испытывать трудности с распознаванием своих эмоций, а также эмоций окружающих. В этом случае важно использовать специальные техники, такие как "эмоциональные карточки" или "картинки с выражениями лиц", которые помогут детям научиться идентифицировать различные чувства. Также воспитатель может проводить занятия по саморегуляции, где дети учат контролировать свои эмоции и использовать различные способы успокоения, например, дыхательные упражнения или использование "тихого уголка".
Не менее важным элементом профилактики конфликтов является взаимодействие воспитателя с родителями детей с РАС и ОВЗ. Родители могут предоставить важную информацию о том, как их ребенок ведет себя в домашних условиях, какие у него предпочтения и привычки, а также какие методы они используют для решения возникающих проблем. Важно, чтобы воспитатель и родители работали в едином ключе, создавая последовательную и согласованную стратегию в воспитании ребенка. Например, если ребенок с аутизмом имеет трудности в коммуникации, родители могут подсказать воспитателю, какие визуальные или вербальные методики они используют дома для облегчения общения с ребенком.
Профилактика конфликтов также требует внимания к психоэмоциональному состоянию детей с особыми потребностями. Дети с РАС и ОВЗ могут быть особенно уязвимы к стрессам и перегрузкам, что может приводить к агрессивным реакциям или изоляции. Воспитатель должен уметь распознавать признаки стресса у ребенка и применять методы, которые помогут снять напряжение и успокоить его. Это может быть как физическое вмешательство — например, мягкая поддержка или прогулка на свежем воздухе, так и эмоциональная поддержка в виде беседы или игры.
Примеры из практики показывают, что успешная профилактика конфликтов возможна при системной работе воспитателя и других специалистов с детьми с РАС и ОВЗ. Например, в одной из групп детского сада, где были дети с аутизмом, воспитатель использовал метод "дружеских пар", когда дети с аутизмом работали в парах с другими детьми, выполняя задания вместе. Это позволило улучшить коммуникацию между детьми и снизить количество конфликтов, а также способствовало развитию эмпатии у детей без особенностей.
Таким образом, профилактика конфликтов в группе детского сада, где есть дети с РАС и ОВЗ, требует от воспитателя внимательности, терпимости и знания особенностей каждого ребенка. Важно создавать инклюзивную среду, в которой дети с особыми потребностями будут чувствовать себя комфортно и защищенно. Эффективная профилактика конфликтов невозможна без регулярной работы с детьми, направленной на развитие социальных и коммуникативных навыков, а также без взаимодействия с родителями и другими специалистами. В результате такой работы дети с РАС и ОВЗ смогут развивать свои потенциалы и успешно интегрироваться в группу, минимизируя конфликты и повышая качество своей социализации.
Список литературы
Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. 2018. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-reabilitatsii-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovaniya
Григорьева С.Е., Костина О.Ю., Черногорова А.Е. Особенности организации инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовании // НИР/S&R. 2021. №S2-1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-inklyuzii-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-doshkolnom-obrazovanii
Гусакова М.П. Характер трудностей при взаимодействии в группе ребенка с рас // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakter-trudnostey-pri-vzaimodeystvii-v-gruppe-rebenka-s-ras