Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика речевых нарушений | Ускова Татьяна Анатольевна. Работа №351253. Номер работы: №351253

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Актуальными стали вопросы профилактики и раннего выявления различных патологий. В связи с этим возрастает необходимость уделять внимания вопросам предупреждения речевых нарушений у детей. В данной статье описаны причины, направления и профилактика речевых нарушений.

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической и социальной помощи Багратионовского городского округа»

МБУ Центр ППСП Багратионовского муниципального округа

238420 Калининградская область, г.Багратионовск, ул. Пограничная, д.80 тел./факс 8-(40156)3-32-24 E-mail: ppmsc39@mail.ru

 

 

 

 

Профилактика речевых нарушений

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель–логопед:

Ускова Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

 

 

 

В последнее время наблюдается увеличение количества детей
с дефектами речи. Актуальными стали вопросы профилактики и раннего выявления различных патологий. В связи с этим возрастает необходимость уделять внимания вопросам предупреждения речевых нарушений у детей.

Причины речевых нарушений:

ухудшение экологической обстановки;

увеличение числа патологий беременности;

увеличение количества родовых травм;

наследственные факторы;

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

р

азличные социальные факторы.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений
у детей дошкольного возраста:

фор

мирование фонематического слуха;

развитие мелкой моторики

;

развитие артикуляционной моторики;

развитие речевого дыхания и голоса.

 

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких
по звучанию: рак – лак – мак, Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое
и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

Развитие слухового внимания

.

Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки; игры, направленные на восприятие ритма;

Развитие фонематического восприятия.

Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»; Различение близких
по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.

Известно, что, стимулируя развитие мелкой моторики рук,
мы стимулируем развитие головного мозга ребёнка. Пальчиковые игры – это самое простое, что можно провести с ребёнком и в дошкольном учреждении и дома. Они не требуют специального оборудования. Любое стихотворение, или песенка, которую Вы знаете наизусть, подойдут для занятий пальчиковой гимнастикой. Так же для активного развития мелкой моторики подойдут
не только крупные яркие игрушки из различных материалов чистых цветов
и несложных форм но и разные настольные игры. Например, шнуровки: из дерева, ткани и пластика.

Для того чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными
и автоматическими, а этому может научить только взрослый. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов. Рекомендуются специальные, индивидуальные упражнения для подготовки органов артикуляции.

Дети часто говорят тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шёпотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребёнка к правильному интонированию как средству выразительности.

Использование театрализованных игр на самом элементарном уровне способствуют не только развитию мелкой моторики, но и развитию голоса.

Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей
с речевой патологией. Детям прежде всего, необходимо развивать объём лёгких, формировать грудобрюшной тип дыхания, чтобы со временем перейти на речевое дыхание. Детям раннего возраста помогут игры
с использованием разных дудочек, султанчиков, стаканчиков, вертушек, свистулек и многое другое.

Особое место в системе по профилактике речевых нарушений занимает работа с семьёй. РОДИТЕЛИ с удовольствием принимают участие. Тренируясь в дыхательных упражнениях, артикуляционной гимнастики. Принимают участие в слуховой и динамической разминке, пальчиковой гимнастике, игровой терапии. В конце встреч всегда, выдаются памятки для родителей с советами. В итоге хочется отметить, что только тесное взаимодействие в работе логопеда, педагогов и родителей будет способствовать созданию эффективных условий для правильного развития речи детей. В профилактике должны участвовать все стороны этого процесса т.е медики, педагоги, логопед, родители и т. д. И только совокупность
их работы даст видимый результат.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×