Профилактика речевых нарушений | Татьяна Александровна Редькина. Работа №264671. Номер работы: №264671
Автор: Татьяна Александровна Редькина
Статья о необхолимости ранней логопедической диагностике и коррекции
Профилактика речевых нарушений
у детей младшего дошкольного возраста
Профилактика является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важнейших направлений логопедической работы.
Во-первых, необходима своевременная логопедическая диагностика, так как она позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, эффективно корригировать темпы психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.
Работа при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в ходе деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, потому что, как показывает практика, с каждым годом число неговорящих малышей возрастает. Причины этого явления неоднозначны: это и перинатальные поражения центральной нервной системы, и минимальная мозговая дисфункция, и различные внутриутробные инфекции, и гипоксия плода, и хронические заболевая матери, и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов, асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды, а также целый ряд причин в постнатальный период, то есть в период от рождения до года (заболевания ребенка, травмы и прочее).
Признаки неврологической симптоматики, на которые сразу надо обратить внимание:
Первый крик ребенка при родовой деятельности уже говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в психомоторном и речевом развитии ребенка. Если крик у него слабый, монотонный, то это должно насторожить.
Ранний отказ от грудного вскармливания – другой настораживающий фактор. Возможно, что у ребенка ослаблена круговая мышца рта. В этом случае у детей часто при кормлении грудью подтекает молоко. Причина заключается в одно- или двустороннем парезе губ.
Затрудняет грудное вскармливание и укороченная подъязычная связка (уздечка). Возможно, придется подрезать подъязычную связку. Решит и сделает это при необходимости хирург.
Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряженность) верхних конечностей (рук).
Наличие мышечной и иннервациональной недостаточности в органах артикуляции, саливации, в результате – нечеткое произношение, смазанность речи.
Одна из главных задач – поиск путей наиболее эффективного воздействия для профилактики речевых нарушений.
Актуальность проблемы определяет цель коррекционно-развивающей работы – развивать коммуникативные умения и создавать благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребенка. Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы.
Чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени потребуется для коррекции.
Итак, в вашей семье прибавление… малыш растет. Вы радуетесь, когда он впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что-то сообщать другим людям, ребенок понимает примерно в год. Освоение речи решающим образом влияет на развитие ребенка: своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явление окружающего мира.
Но что же делать, если ваш любимый малыш в предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно?
Для правильного звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ваш ребенок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для формирования звукопроизношения.
При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.
Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивные движения органов артикуляции, который выполняет взрослый, способствует включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.
Примеры пассивной гимнастики для губ
(Е.Ф. Архипова)
Собирание губ в «трубочку».
Растягивание губ в улыбку, пос
тавив указательные пальцы обеих
рук
в углы губ.
Поднимание верхней губы – движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десна.
Все движения выполняются 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.
Активная гимнастика сначала выполняется в медленном темпе, обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять все упражнения, зеркало можно убрать.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы.
Занятия должны проводиться в игровой форме- ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем мишке (птичке, лошадке), как правильно выполнять гимнастику для язычка». Или : «Давай выполним упражнения «Как мишка рычит», «Как птичка поет», «Как лошадка скачет» и т.д. Также подбираем каждому упражнению картинку-образ, который служит ребенку образцом для подражания. Любят, например, дети сказки про «Приключения Веселого Язычка», стихи о язычке.
Наукой доказано, что все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Знакомство с произведениями фольклора расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь.
Очень благотворно влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает правильную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения, которые помогут достичь главного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длинным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами). Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное повторение таких упражнений может привести к головокружению.
Примеры упражнений для развития дыхания
Игра «Футбол»
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказать между кубиками.
Игра «Ветряная мельница»
Для этой игры нужна вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
Игра «Шторм в стакане»
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Игра «Бабочка»
Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку или прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Взрослый и ребенок произносят приговорку.
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На березовой ветке!
Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.
Памятка для родителей
Существует определенная последовательность в становлении и появлении звуков в определенный возрастной период. Обучение артикуляции звуков речи – очень сложная задача. Несмотря на то, что в произнесении звуков ребенок начинает упражняться с полутора месячного возраста, ему требуется почти пять лет для того, чтобы овладеть этим искусством.
Вторая младшая группа
– готовим артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время провидения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками: [а], [у], [о], [и], [э], [б], [м], [ф], [в].
Средняя группа
– готовим артикуляционный аппарат для правильного
произношения звуков [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы]; закрепляем или уточняем произношение свистящих звуков: [с] мягкий, [с], [з] мягкий, [з], [ц].
Старшая группа
– тренируем четкость движений артикуляционного аппарата при проведении артикуляционной гимнастики и работе над звуками [й], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]; закрепляем, а у некоторых детей только уточняем произношение йотированных гласных: [я], [е], [ё], [ю]; шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорных звуков [л], [р].
Помимо этого, во всех возрастных группах обязательно ведется работа по развитию слухового внимания, речевого слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, а также над четким произношением слов, предложений, спокойным и размеренным ритмом речи.
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Ранняя диагностика речевого развития–
залог успеха профилактических и коррекционных мероприятий!