Профилактика школьной тревожности: как поддержать психическое здоровье детей | Поплавская Влада Вадимовна. Работа №344994
Аннотация. В статье рассматриваются причины и проявления школьной тревожности у младших школьников, а также методы ее профилактики. Особое внимание уделено роли учителя в создании безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей снижению уровня тревожности у детей. Описаны эффективные методы психолого-педагогической поддержки для обеспечения эмоционального благополучия школьников.
Ключевые слова: школьная тревожность, психическое здоровье, профилактика, эмоциональная поддержка, младшие школьники, педагогические технологии.
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: КАК ПОДДЕРЖАТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Поплавская Влада Вадимовна,
учитель начальных классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа N29» г. Химки
Аннотация. В статье рассматриваются причины и проявления школьной тревожности у младших школьников, а также методы ее профилактики. Особое внимание уделено роли учителя в создании безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей снижению уровня тревожности у детей. Описаны эффективные методы психолого-педагогической поддержки для обеспечения эмоционального благополучия школьников.
Ключевые слова: школьная тревожность, психическое здоровье, профилактика, эмоциональная поддержка, младшие школьники, педагогические технологии.
Начальная школа является важным этапом в жизни ребенка, так как она не только закладывает основы знаний, но и формирует эмоциональное и психическое состояние. В этот период дети сталкиваются с новыми обязанностями, учатся работать в коллективе, осваивают навыки самоконтроля и самостоятельности. В связи с этим у многих школьников может возникнуть повышенная тревожность, которая негативно сказывается на их успеваемости и общем самочувствии. Важной задачей учителя становится профилактика школьной тревожности и создание условий для поддержания психического здоровья детей.
Школьная тревожность — это состояние, при котором учащийся испытывает чувство страха или напряжения в учебной среде. Среди основных причин школьной тревожности можно выделить:
1. Страх перед оцениванием. Дети боятся не соответствовать ожиданиям родителей и учителей, что вызывает у них стресс перед проверочными и контрольными работами.
2. Социальная адаптация. В начальной школе дети проходят процесс адаптации к коллективу и новому социальному окружению, что может вызывать беспокойство.
3. Высокие учебные нагрузки. Если задания не соответствуют уровню подготовки ребенка, это может вызывать у него чувство неуверенности и тревоги.
4. Проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. Конфликты или трудности в общении с другими детьми могут усилить чувство изоляции и тревожности.
Школьная тревожность у детей может проявляться в разных формах:
н
ежелание посещать школу или заниматься учебной деятельностью;
ж
алобы на физическое недомогание (головные боли, боли в животе) перед уроками или контрольными работами;
з
атруднения в усвоении материала и выполнение домашних заданий;
п
овышенная нервозность, плаксивость, раздражительность;
з
амкнутость, трудности в общении с одноклассниками и учителями.
Профилактика школьной тревожности требует комплексного подхода, включающего психолого-педагогические меры и создание благоприятной образовательной среды.
1. Для снижения уровня тревожности учитель должен создавать в классе атмосферу, способствующую свободному выражению мыслей и эмоций детей. Это может быть достигнуто через установление позитивных взаимоотношений между учениками и поддержание доверительных отношений с учителем. Важно, чтобы дети не боялись ошибаться и знали, что ошибки являются частью процесса обучения.
2. Понимание индивидуальных особенностей каждого ребенка помогает учителю предвидеть и предотвращать возникновение тревожности. Если ребенок не справляется с заданиями, учитель может предложить ему альтернативные формы выполнения работы или дополнительные объяснения. Важно учитывать, что не все дети одинаково воспринимают учебный материал, и не каждый может усваивать его с одинаковой скоростью.
3. Мотивация к обучению является важным фактором для снижения тревожности. Учителю следует использовать методы, направленные на поддержание интереса к учебной деятельности, такие как игровые формы обучения, поощрение любознательности, создание ситуаций успеха. Важно ставить перед детьми достижимые цели, чтобы они чувствовали себя успешными и уверенными в своих силах.
4. Для уменьшения социальной тревожности важно развивать у детей навыки общения и работы в группе. Учитель может организовывать групповые задания, поощрять совместные проекты, помогать детям решать конфликты через диалог. Развитие социальных навыков позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно в коллективе и снижает уровень тревожности.
5. Сотрудничество с родителями является важным элементом профилактики тревожности. Учитель должен поддерживать контакт с семьей, информировать о возможных признаках тревожности у ребенка и давать рекомендации по поддержке дома. Родители могут способствовать снижению тревожности, проявляя понимание и поддержку, избегая давления и чрезмерных ожиданий.
Учитель играет важную роль в профилактике школьной тревожности. Он должен быть внимателен к эмоциональному состоянию детей, вовремя замечать признаки стресса и тревоги, предлагать детям поддержку. Важно, чтобы учитель создавал в классе атмосферу безопасности, доверия и взаимопонимания. Педагог должен способствовать развитию позитивной самооценки у учащихся, поощрять их успехи и помогать справляться с неудачами.
В заключение отметим, что профилактика школьной тревожности — это важный аспект образовательного процесса, направленный на обеспечение психического здоровья детей. Для успешной профилактики необходимо создать в классе комфортную психологическую обстановку, учитывать индивидуальные особенности учащихся и поддерживать их социальное развитие. Учитель должен выступать в роли наставника и помощника, способствуя снижению уровня тревожности у детей и поддерживая их эмоциональное благополучие.
Список литературы
Захарова, Е.И. Социально-психологическая адаптация младших школьников // Образование и психология. — 2019. — №4. — С. 34-42.
Никитина, Ю.В. Поддержка психического здоровья детей в начальной школе // Вопросы психологии. — 2018. — №6. — С. 11-18.
Петров, О.Н. Роль учителя в снижении школьной тревожности у младших школьников // Педагогическое мастерство. — 2020. — №5. — С. 19-25.