Профилактика школьной тревожности: роль психолога в поддержке учеников | Клепикова Алеся Владимировна. Работа №345283
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы школьной тревожности у учеников, ее причины, проявления и влияние на процесс обучения. Особое внимание уделено роли педагога-психолога в профилактике и коррекции тревожных состояний у детей и подростков. Описываются основные методы и приемы работы с тревожными детьми, а также формы взаимодействия с педагогами и родителями для создания благоприятной образовательной среды. Профилактика школьной тревожности рассматривается как важный компонент психолого-педагогической поддержки учащихся, необходимый для их успешной адаптации и гармоничного развития.
Ключевые слова: школьная тревожность, педагог-психолог, профилактика, поддержка учеников, эмоциональная адаптация, психологическая помощь
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПОДДЕРЖКЕ УЧЕНИКОВ
Клепикова Алеся Владимировна, педагог-психолог Бурнакский филиал МБОУ "Жердевская средняя общеобразовательная школа N2"
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы школьной тревожности у учеников, ее причины, проявления и влияние на процесс обучения. Особое внимание уделено роли педагога-психолога в профилактике и коррекции тревожных состояний у детей и подростков. Описываются основные методы и приемы работы с тревожными детьми, а также формы взаимодействия с педагогами и родителями для создания благоприятной образовательной среды. Профилактика школьной тревожности рассматривается как важный компонент психолого-педагогической поддержки учащихся, необходимый для их успешной адаптации и гармоничного развития.
Ключевые слова: школьная тревожность, педагог-психолог, профилактика, поддержка учеников, эмоциональная адаптация, психологическая помощь.
Школьная тревожность — одно из распространенных эмоциональных расстройств среди учащихся, которое может значительно осложнять учебный процесс и социальное взаимодействие в школе. Тревожность у детей и подростков возникает по разным причинам, и она может проявляться в виде страха перед контрольными, общением с одноклассниками или учителями, а также в постоянном беспокойстве по поводу успеваемости. Часто тревожные дети испытывают трудности в обучении, имеют заниженную самооценку и недостаток мотивации.
В этой связи роль педагога-психолога становится критически важной в процессе профилактики школьной тревожности. Специалист должен не только выявлять тревожные состояния у детей, но и организовывать системную работу по их предупреждению и снижению, помогая учащимся справляться с эмоциональными трудностями. Психологическая поддержка учащихся должна быть направлена на создание безопасной, комфортной учебной среды, в которой каждый ребенок может развиваться, не испытывая чрезмерного стресса.
Причины и проявления школьной тревожности
1. Причины школьной тревожности
Школьная тревожность у детей и подростков может возникать под влиянием множества факторов. Среди них выделяют как внешние причины, так и личностные особенности ребенка:
- Учебная нагрузка. Одной из основных причин школьной тревожности является высокая учебная нагрузка, связанная с постоянными проверками знаний, контрольными, экзаменами и тестами. Страх перед возможной неудачей в учебе вызывает у детей состояние стресса и тревоги.
- Социальные факторы. Тревожность может возникать на фоне сложных отношений с одноклассниками или педагогами. Дети могут опасаться осуждения со стороны окружающих, испытывать страх не соответствовать ожиданиям других или быть непринятыми в коллективе.
- Ожидания родителей. Завышенные ожидания со стороны родителей также могут вызывать у ребенка тревожные состояния. Постоянное давление и требование высоких результатов в учебе могут привести к эмоциональному истощению и снижению самооценки.
- Личностные особенности. У детей с повышенной чувствительностью и склонностью к перфекционизму риск развития тревожности выше. Эти дети часто стремятся к идеальным результатам и сильно переживают любые неудачи.
2. Проявления школьной тревожности
Тревожность у школьников может проявляться в различных формах, включая как поведенческие, так и эмоциональные реакции:
- Эмоциональные реакции. Дети с повышенной тревожностью часто испытывают чувство страха, напряжения, беспокойства. Они могут жаловаться на внутреннюю тревогу перед важными событиями, такими как контрольные работы, выступления перед классом или общение с учителями.
- Поведенческие проявления. Тревожные дети могут избегать выполнения заданий, стараются не вступать в контакт с одноклассниками и педагогами. Иногда это выражается в пропуске занятий, неспособности сосредоточиться на учебе или отказе от участия в коллективных мероприятиях.
- Физиологические реакции. Часто у тревожных детей наблюдаются и физиологические проявления, такие как учащенное сердцебиение, повышенная потливость, головные боли, боли в животе, головокружение. Эти симптомы могут возникать как реакция на стрессовые ситуации, связанные с учебой или школьными взаимодействиями.
Педагогу-психологу необходимо учитывать все эти аспекты, так как своевременная диагностика тревожности и определение причин ее возникновения являются основой для эффективной профилактики.
Роль педагога-психолога в профилактике школьной тревожности
1. Диагностика и выявление тревожности
Одна из основных задач педагога-психолога — своевременно выявлять тревожные состояния у детей. Для этого могут использоваться различные методы психологической диагностики, включая наблюдение, беседы с детьми и педагогами, а также использование специальных психологических тестов и опросников.
Диагностика должна быть комплексной и включать изучение не только эмоционального состояния ребенка, но и факторов, которые могут провоцировать тревожность. Важно также учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников. Например, у младших школьников тревожность часто связана с адаптацией к новым условиям школы, в то время как у подростков она может быть вызвана давлением со стороны сверстников или страхом перед будущими экзаменами.
2. Психологическая профилактика
Профилактика тревожности у школьников — это система мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности и предупреждение ее развития. Она включает несколько основных направлений:
- Создание комфортной учебной среды. Психолог должен помогать педагогам создавать такие условия в классе, где дети чувствовали бы себя комфортно и защищенно. Это может быть достигнуто через развитие у педагогов эмпатии и понимания индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также через организацию таких форм взаимодействия, которые способствуют открытости и доверию между учителями и учениками.
- Работа с учебной мотивацией. Важную роль в профилактике тревожности играет формирование положительной учебной мотивации. Психолог должен помогать детям осознавать ценность обучения не только как способа достижения оценок, но и как процесса личностного роста и развития. Важно снижать излишнюю фокусировку на оценках и результатах, помогая детям находить радость в самом процессе познания.
- Развитие эмоциональной устойчивости. Для профилактики тревожности психологи работают над развитием у детей навыков эмоциональной саморегуляции. Это может включать обучение методам расслабления, управления эмоциями, преодоления стресса. Важно также обучать детей навыкам позитивного мышления и адаптации к трудностям.
3. Коррекционная работа
Если у ребенка уже проявляется повышенная тревожность, психолог организует коррекционную работу, направленную на снижение уровня тревожности и развитие уверенности в своих силах. Коррекционные программы могут включать:
- Индивидуальные и групповые занятия. Индивидуальная работа с тревожными детьми помогает более глубоко понять личные переживания ребенка и оказать ему адресную помощь. Групповые занятия могут быть полезны для развития коммуникативных навыков, снижения социальной тревожности и улучшения взаимодействия с одноклассниками.
- Методы когнитивно-поведенческой терапии. Психологи могут использовать элементы когнитивно-поведенческой терапии, помогая детям справляться с тревожными мыслями и заменять их на более позитивные и реалистичные установки. Это помогает детям лучше контролировать свои эмоции и справляться с трудными ситуациями в учебе.
- Тренинги по управлению стрессом. В рамках таких тренингов детей обучают различным техникам управления стрессом и расслабления, что помогает снижать уровень тревожности и предотвращать негативные последствия стресса на здоровье.
4. Взаимодействие с родителями и педагогами
Одним из важных аспектов работы педагога-психолога является взаимодействие с родителями и учителями. Тревожные состояния детей часто связаны с чрезмерными ожиданиями и давлением со стороны взрослых, поэтому работа с педагогами и родителями направлена на формирование у них понимания эмоциональных потребностей ребенка и создание поддерживающей среды.
Психолог может проводить консультации для педагогов, помогая им распознавать тревожные состояния у детей и правильно реагировать на них. Также важно обучать педагогов эффективным методам работы с тревожными детьми, чтобы те не только снижали учебную нагрузку, но и поддерживали детей в процессе обучения.
Работа с родителями направлена на снижение их тревожности и давление на ребенка. Психолог может помочь родителям лучше понять, как поддерживать своих детей, не создавая для них дополнительных стрессовых факторов. Консультации также могут быть посвящены вопросам воспитания и общения с детьми, направленного на формирование у них уверенности и эмоциональной устойчивости.
Методы работы с тревожными детьми
1. Арт-терапия
Одним из эффективных методов работы с тревожными детьми является арт-терапия. Этот метод позволяет ребенку выражать свои эмоции через творчество, что помогает снять внутреннее напряжение и стресс. В процессе рисования, лепки, музыки или других видов творчества дети могут исследовать свои чувства, а также находить способы преодоления тревожных состояний.
2. Игровая терапия
Игровая терапия также является важным инструментом в работе с тревожными детьми. Игра предоставляет возможность ребенку осваивать социальные роли, учиться взаимодействовать с другими и справляться с эмоциональными трудностями. Через игру дети могут прорабатывать ситуации, вызывающие у них тревогу, и учиться решать конфликты.
3. Тренинги социально-коммуникативных навыков
Психолог может проводить специальные тренинги, направленные на развитие социальных и коммуникативных навыков у детей. Эти тренинги помогают детям справляться с тревогой, возникающей в ситуациях общения, учат их уверенному поведению и навыкам установления контактов с окружающими.
В заключение можно отметить, что школьная тревожность — это серьезная проблема, которая может отрицательно сказаться на процессе обучения и личностном развитии ребенка. Важную роль в профилактике и коррекции школьной тревожности играет педагог-психолог, который помогает детям справляться с тревогой, создавая для них комфортную и безопасную образовательную среду. Профилактика тревожности должна включать как работу с самим ребенком, так и взаимодействие с педагогами и родителями, направленное на создание благоприятной атмосферы в учебной среде. Благодаря комплексному подходу и своевременной помощи педагог-психолог может существенно снизить уровень школьной тревожности, способствуя успешной адаптации и гармоничному развитию учеников.
Список литературы
1. Барыльник С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей / С. Н. Барыльник // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 683-686.
2.Обухов А. С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3. Петрова А. И. Профилактика тревожности у старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену / А. И. Петрова // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 168-171.