Профилактика стресса у школьников с ОВЗ | Турукина Оксана Андреевна. Работа №346959
Аннотация. В статье обсуждаются методы профилактики стресса у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные причины возникновения стресса у детей с ОВЗ и его влияние на психическое и физическое состояние. Рассмотрены психологические техники и педагогические методы, направленные на снижение уровня стресса и повышение устойчивости к нему. Особое внимание уделено созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды, которая способствует гармоничному развитию детей с ОВЗ.
Ключевые слова: стресс, дети с ОВЗ, профилактика, психологическая поддержка, стрессоустойчивость, образовательная среда.
ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Турукина Оксана Андреевна,
педагог-психолог МКОУ для обучающихся с ОВЗ
Одинцовская общеобразовательная школа "Надежда"
Аннотация. В статье обсуждаются методы профилактики стресса у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные причины возникновения стресса у детей с ОВЗ и его влияние на психическое и физическое состояние. Рассмотрены психологические техники и педагогические методы, направленные на снижение уровня стресса и повышение устойчивости к нему. Особое внимание уделено созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды, которая способствует гармоничному развитию детей с ОВЗ.
Ключевые слова: стресс, дети с ОВЗ, профилактика, психологическая поддержка, стрессоустойчивость, образовательная среда.
Школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сталкиваются с уникальными трудностями, связанными с учебным процессом, социальными взаимодействиями и адаптацией к школьной жизни. Эти факторы могут стать источниками стресса для детей, оказывая негативное влияние на их эмоциональное состояние и здоровье. Важно не только вовремя выявлять проявления стресса у школьников с ОВЗ, но и создавать условия для его профилактики.
Стресс у детей с ОВЗ может проявляться в различных формах: повышенной тревожности, агрессивном поведении, соматических жалобах (головные боли, боли в животе), ухудшении учебной успеваемости. Поэтому вопрос профилактики стресса является ключевым в работе педагогов и психологов.
Рассмотрим причины возникновения стресса у школьников с ОВЗ:
1. Учебные трудности. Многие дети с ОВЗ сталкиваются с трудностями в обучении, что связано с их когнитивными и физическими особенностями. Несоответствие между требованиями учебной программы и возможностями ребенка вызывает у него чувство неуспеха и беспомощности, что становится основным источником стресса.
2. Проблемы в социализации. Школьники с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в общении со сверстниками. Социальная изоляция, непринятие или буллинг могут значительно ухудшать эмоциональное состояние детей и усиливать стрессовые реакции.
3. Завышенные ожидания взрослых. Родители и учителя иногда предъявляют к детям завышенные ожидания, что может привести к эмоциональному перенапряжению. Ребенок с ОВЗ, не справляясь с задачами, начинает чувствовать вину и разочарование, что способствует развитию хронического стресса.
Выделим методы профилактики стресса у школьников с ОВЗ:
1. Создание поддерживающей образовательной среды. Для профилактики стресса у детей с ОВЗ важно создать инклюзивную и поддерживающую образовательную среду, которая будет способствовать их эмоциональному и социальному благополучию. Учителя и педагоги должны учитывать индивидуальные особенности детей и адаптировать учебный процесс под их возможности. Например, предоставление дополнительных учебных материалов, помощь ассистента или снижение учебной нагрузки может значительно снизить уровень стресса у ребенка.
2. Психологическая поддержка. Регулярная психологическая поддержка школьников с ОВЗ играет важную роль в профилактике стресса. Психологические консультации и групповые занятия помогают детям развивать навыки саморегуляции, учат справляться с эмоциями и улучшать коммуникативные навыки. Например, методики эмоциональной регуляции, такие как дыхательные упражнения или техники расслабления, помогают снизить уровень тревожности и стресса.
3. Упражнения на развитие эмоциональной устойчивости. Важным аспектом профилактики стресса является формирование эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ. Это может включать в себя упражнения на осознание своих эмоций, управление ими, а также развитие позитивного мышления. Например, практика ведения "Дневника настроения", в котором ребенок записывает свои эмоции и мысли, помогает ему осознать и проработать свои стрессовые переживания.
4. Игровые методы. Игровая деятельность является эффективным средством профилактики стресса. Через игры дети могут выразить свои эмоции и переживания в безопасной форме. Игры на взаимодействие и кооперацию помогают им научиться решать конфликтные ситуации и развивать навыки общения со сверстниками.
Примером является игра "Радужный мяч", где ребенок бросает мяч другому участнику и называет одну из своих эмоций. Это помогает ему научиться распознавать и выражать свои эмоции, что снижает внутреннее напряжение и способствует снижению стресса.
5. Вовлечение родителей в процесс. Родители играют важную роль в профилактике стресса у детей с ОВЗ. Важно информировать родителей о возможных источниках стресса у ребенка и предоставлять им рекомендации по созданию дома комфортной и поддерживающей атмосферы. Совместная работа педагогов, психологов и родителей способствует более успешной профилактике стресса у детей.
В заключение отметим, что профилактика стресса у школьников с ОВЗ требует комплексного подхода, включающего создание поддерживающей образовательной среды, психологическую помощь, развитие эмоциональной устойчивости и активное взаимодействие с родителями. Применение различных методик и техник помогает снизить уровень стресса и улучшить эмоциональное состояние детей, что способствует их успешному обучению и гармоничному развитию. Важно помнить, что каждый ребенок с ОВЗ нуждается в индивидуальном подходе, учитывающем его особенности и потребности.
Список литературы
Белова, А. Н. (2018). Стресс у школьников с ОВЗ: причины и методы профилактики. Современные проблемы психологии и педагогики, 5(7), 102-110.
Захарова, И. В. (2021). Психологическая поддержка школьников с ОВЗ: профилактика стресса. Вестник педагогики и психологии, 4(9), 87-95.
Кузнецова, Е. П. (2019). Эмоциональная регуляция у детей с ОВЗ: методы профилактики стресса. Психология и педагогика, 3(14), 45-53.