Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профилактика стресса у школьников с ОВЗ | Турукина Оксана Андреевна. Работа №346959

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье обсуждаются методы профилактики стресса у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные причины возникновения стресса у детей с ОВЗ и его влияние на психическое и физическое состояние. Рассмотрены психологические техники и педагогические методы, направленные на снижение уровня стресса и повышение устойчивости к нему. Особое внимание уделено созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды, которая способствует гармоничному развитию детей с ОВЗ.

Ключевые слова: стресс, дети с ОВЗ, профилактика, психологическая поддержка, стрессоустойчивость, образовательная среда.

ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

 

Турукина Оксана Андреевна,

педагог-психолог МКОУ для обучающихся с ОВЗ

Одинцовская общеобразовательная школа "Надежда"

 

Аннотация. В статье обсуждаются методы профилактики стресса у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные причины возникновения стресса у детей с ОВЗ и его влияние на психическое и физическое состояние. Рассмотрены психологические техники и педагогические методы, направленные на снижение уровня стресса и повышение устойчивости к нему. Особое внимание уделено созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды, которая способствует гармоничному развитию детей с ОВЗ.

Ключевые слова: стресс, дети с ОВЗ, профилактика, психологическая поддержка, стрессоустойчивость, образовательная среда.

 

Школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сталкиваются с уникальными трудностями, связанными с учебным процессом, социальными взаимодействиями и адаптацией к школьной жизни. Эти факторы могут стать источниками стресса для детей, оказывая негативное влияние на их эмоциональное состояние и здоровье. Важно не только вовремя выявлять проявления стресса у школьников с ОВЗ, но и создавать условия для его профилактики.

Стресс у детей с ОВЗ может проявляться в различных формах: повышенной тревожности, агрессивном поведении, соматических жалобах (головные боли, боли в животе), ухудшении учебной успеваемости. Поэтому вопрос профилактики стресса является ключевым в работе педагогов и психологов.

Рассмотрим причины возникновения стресса у школьников с ОВЗ:

1. Учебные трудности. Многие дети с ОВЗ сталкиваются с трудностями в обучении, что связано с их когнитивными и физическими особенностями. Несоответствие между требованиями учебной программы и возможностями ребенка вызывает у него чувство неуспеха и беспомощности, что становится основным источником стресса.

2. Проблемы в социализации. Школьники с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в общении со сверстниками. Социальная изоляция, непринятие или буллинг могут значительно ухудшать эмоциональное состояние детей и усиливать стрессовые реакции.

3. Завышенные ожидания взрослых. Родители и учителя иногда предъявляют к детям завышенные ожидания, что может привести к эмоциональному перенапряжению. Ребенок с ОВЗ, не справляясь с задачами, начинает чувствовать вину и разочарование, что способствует развитию хронического стресса.

Выделим методы профилактики стресса у школьников с ОВЗ:

1. Создание поддерживающей образовательной среды. Для профилактики стресса у детей с ОВЗ важно создать инклюзивную и поддерживающую образовательную среду, которая будет способствовать их эмоциональному и социальному благополучию. Учителя и педагоги должны учитывать индивидуальные особенности детей и адаптировать учебный процесс под их возможности. Например, предоставление дополнительных учебных материалов, помощь ассистента или снижение учебной нагрузки может значительно снизить уровень стресса у ребенка.

2. Психологическая поддержка. Регулярная психологическая поддержка школьников с ОВЗ играет важную роль в профилактике стресса. Психологические консультации и групповые занятия помогают детям развивать навыки саморегуляции, учат справляться с эмоциями и улучшать коммуникативные навыки. Например, методики эмоциональной регуляции, такие как дыхательные упражнения или техники расслабления, помогают снизить уровень тревожности и стресса.

3. Упражнения на развитие эмоциональной устойчивости. Важным аспектом профилактики стресса является формирование эмоциональной устойчивости у детей с ОВЗ. Это может включать в себя упражнения на осознание своих эмоций, управление ими, а также развитие позитивного мышления. Например, практика ведения "Дневника настроения", в котором ребенок записывает свои эмоции и мысли, помогает ему осознать и проработать свои стрессовые переживания.

4. Игровые методы. Игровая деятельность является эффективным средством профилактики стресса. Через игры дети могут выразить свои эмоции и переживания в безопасной форме. Игры на взаимодействие и кооперацию помогают им научиться решать конфликтные ситуации и развивать навыки общения со сверстниками.

Примером является игра "Радужный мяч", где ребенок бросает мяч другому участнику и называет одну из своих эмоций. Это помогает ему научиться распознавать и выражать свои эмоции, что снижает внутреннее напряжение и способствует снижению стресса.

5. Вовлечение родителей в процесс. Родители играют важную роль в профилактике стресса у детей с ОВЗ. Важно информировать родителей о возможных источниках стресса у ребенка и предоставлять им рекомендации по созданию дома комфортной и поддерживающей атмосферы. Совместная работа педагогов, психологов и родителей способствует более успешной профилактике стресса у детей.

В заключение отметим, что профилактика стресса у школьников с ОВЗ требует комплексного подхода, включающего создание поддерживающей образовательной среды, психологическую помощь, развитие эмоциональной устойчивости и активное взаимодействие с родителями. Применение различных методик и техник помогает снизить уровень стресса и улучшить эмоциональное состояние детей, что способствует их успешному обучению и гармоничному развитию. Важно помнить, что каждый ребенок с ОВЗ нуждается в индивидуальном подходе, учитывающем его особенности и потребности.

 

Список литературы

 

Белова, А. Н. (2018). Стресс у школьников с ОВЗ: причины и методы профилактики. Современные проблемы психологии и педагогики, 5(7), 102-110.

Захарова, И. В. (2021). Психологическая поддержка школьников с ОВЗ: профилактика стресса. Вестник педагогики и психологии, 4(9), 87-95.

Кузнецова, Е. П. (2019). Эмоциональная регуляция у детей с ОВЗ: методы профилактики стресса. Психология и педагогика, 3(14), 45-53.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×