Название статьи:
Профилактика табакокурения в коррекционной школе | Марина Альбертовна Аксенова. Работа №328784
Дата публикации:
24.01.2024
Автор:
Марина Альбертовна Аксенова
Описание:
Коррекционные школы VIII вида входят в систему специального образования и занимаются обучением детей с умственной отсталостью. Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).При организации работы с умственно отсталыми детьми педагогу необходимо учитывать особенности психической деятельности и эмоциональной сферы.
Профилактика табакокурения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Коррекционные школы VIII вида входят в систему специального образования и занимаются обучением детей с умственной отсталостью. Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта. Основной контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с наиболее лёгкой степенью умственной отсталости – дебильностью. Процент таких детей в коррекционных школах – 75-80 %. Их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет 50-70 условных единиц. После обучения в специальных школах эти дети, как правило, продолжают образование в профессиональных училищах, где они приобретают рабочие специальности (строители, швеи и т.п.). Программа обучения детей с дебильностью имеет свои отличия. Помимо того, что все предметы, так или иначе, имеют своей целью социальную адаптацию учащихся, значительное место в программе отводится трудовому обучению. Привитие умственно отсталым школьникам трудовых навыков помогает решить проблему адаптации ребёнка в последующей жизни.
Сравнительно недавно – порядка 10-15 лет в России осуществляется обучение детей, имеющих умеренную умственную отсталость – имбецильность. Данная категория обучающихся составляет примерно 15 % от всего числа обучающихся в коррекционных школах. Их уровень интеллектуального развития составляет 20-50 условных единиц. Ранее необучаемые эти дети в условиях современной коррекционной школы получают необходимый набор знаний по общеобразовательным предметам, соответствующий уровню их интеллектуального развития. Основной упор при обучении детей с умеренной умственной отсталостью делается на привитие детям навыков самообслуживания и обучение их простейшим трудовым операциям. Наряду с традиционными и обязательными школьными предметами в программу обучения детей с умеренной умственной отсталостью включены такие предметы, как цветоводство и обслуживающий труд, необходимые для последующей трудовой коррекции.
При организации работы с умственно отсталыми детьми педагогу необходимо учитывать особенности психической деятельности и эмоциональной сферы. Нарушения психической деятельности при олигофрении составляют основу дефекта. Клиническая картина психических нарушений при разных формах умственной отсталости неодинакова и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, характера патогенного агента и времени его воздействия, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребёнка в период активного формирования психических функций (частые заболевания, неблагоприятные условия в семье).
Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Умственно отсталые дети в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Пониженная реактивность коры приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечётки и малодифференцированны. Данные нарушения восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Своеобразие познавательной деятельности умственно отсталого школьника состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления.
В большинстве случаев у умственно отсталого школьника нарушена волевая сфера. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Кроме того, у олигофренов нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Слабость воли у многих детей выражается ещё и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрицательному), не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер. Отсюда неспособность сдерживать свои чувства и эмоции.
У детей с нарушениями в развитии грань в понимании отрицательной либо положительной стороны своего поступка или общего поведения довольно условна. Поэтому формирование у них чётких представлений о хорошем и плохом, дозволительном и преступном имеет первостепенное значение. Особенно если это касается вредных привычек и формирования навыков здорового образа жизни. Параллельно с процессом формирования положительных установок должен идти процесс коррекции имеющихся нарушений поведения.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций
Среди учащихся школ восьмого вида наиболее распространенным проявлением аддиктивного поведения является табакокурение. Специалисты отмечают, что многие дети с нарушением интеллекта начинают курить с семи лет, но наибольшие трудности возникают при общении с подростками. На психологическую и физическую адаптацию ребенка в окружающей среде влияют многие факторы, которые могут способствовать развитию аддиктивного поведения. К таким факторам можно отнести личностные особенности ребенка, его возраст; негативизм, характерный для подросткового возраста; эмоциональную неустойчивость; сформированность нервной системы; повреждения головного мозга; а так же микросоциальные, социально-психологические и индивидуально-биологические факторы. Безнадзорность и бесконтрольность родителей усиливают влияние этих факторов, так как в таких условиях ребенок наиболее склонен к аддиктивному поведению. Осложняют данное положение ребенка неврозы психические заболевания и другие болезненные состояния.
Профилактика табакокурения в работе социального педагога начинается с такого метода как доверительная беседа о вреде курения и о необходимости собственной активности подростка в преодолении вредной привычки. Для реализации данного метода используются следующие способы: самовнушение и релаксопедия (способ решения учебных и воспитательных задач с помощью психической саморегуляции).
Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы большое количество времени было отведено на психогигиенические мероприятия, сопровождающиеся положительными эмоциями. Такое построение учебного процесса способствует повышению работоспособности учащихся, духовному удовлетворению, самосовершенствованию подростка, повышению мотивации и оптимизации работоспособности, а также проявлению творческих способностей и оздоровлению взаимоотношений подростков с ближайшим окружением.
Профилактическая работа является одним из приоритетных направлений в работе социального педагога. Наряду с традиционными способами профилактики табакокурения, такими как индивидуальные и групповые беседы, классные часы, специалистом могут использоваться творческие и нетрадиционные формы профилактической работы – выпуск стенгазет и молний о вреде табака, проведение акций Конфета за сигарету, смыслом которой является обмен у учащихся имеющихся у них сигарет на конфеты, проведение Дней здоровья и дней свободных от курения, когда все перемены заняты спортивными и развлекательными мероприятиями (конкурсы, эстафеты), отвлекающими детей от желания покурить, проведение мероприятий, в которых сами дети рассказывают своим одноклассникам о вреде курения, проведение конкурса Класс свободный от курения. Как показывает практика, именно нетрадиционные способы профилактики наиболее востребованы учащимися и оказывают на них наибольшее влияние. Важной особенностью профилактической работы в коррекционной школе VIII вида является и то, что педагог должен активно формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, через расширение знаний о здоровье, организме человека и т.п. Тема табакокурения и его негативного влияния на человека не должна преобладать, напротив она должна быть завуалирована. Это, прежде всего, связано с особенностями психики умственно отсталого школьника. Активная профилактика, подробные беседы о табаке и последствиях его курения, напротив, могут подтолкнуть подростка, пробудить в нём желание попробовать то, о чёт так много говорят.
Таким образом, профилактика табакокурения в школе должна стоять на одном из приоритетных мест, особенно важно это в коррекционной школе, где контингент обучающихся в силу своих психических особенностей наиболее подвержен влиянию вредных привычек. Профилактическая работа специалиста школы должна опираться на знание особенностей умственно отсталого школьника и быть, как можно более индивидуализирована. Среди наиболее эффективных способов профилактики табачной зависимости можно назвать нетрадиционные и творческие способы, достаточно успешно реализация профилактической работы в коррекционной школе идёт через формирование у учеников навыков здорового образа жизни.
Скачать работу
Коррекционные школы VIII вида входят в систему специального образования и занимаются обучением детей с умственной отсталостью. Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта. Основной контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с наиболее лёгкой степенью умственной отсталости – дебильностью. Процент таких детей в коррекционных школах – 75-80 %. Их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет 50-70 условных единиц. После обучения в специальных школах эти дети, как правило, продолжают образование в профессиональных училищах, где они приобретают рабочие специальности (строители, швеи и т.п.). Программа обучения детей с дебильностью имеет свои отличия. Помимо того, что все предметы, так или иначе, имеют своей целью социальную адаптацию учащихся, значительное место в программе отводится трудовому обучению. Привитие умственно отсталым школьникам трудовых навыков помогает решить проблему адаптации ребёнка в последующей жизни.
Сравнительно недавно – порядка 10-15 лет в России осуществляется обучение детей, имеющих умеренную умственную отсталость – имбецильность. Данная категория обучающихся составляет примерно 15 % от всего числа обучающихся в коррекционных школах. Их уровень интеллектуального развития составляет 20-50 условных единиц. Ранее необучаемые эти дети в условиях современной коррекционной школы получают необходимый набор знаний по общеобразовательным предметам, соответствующий уровню их интеллектуального развития. Основной упор при обучении детей с умеренной умственной отсталостью делается на привитие детям навыков самообслуживания и обучение их простейшим трудовым операциям. Наряду с традиционными и обязательными школьными предметами в программу обучения детей с умеренной умственной отсталостью включены такие предметы, как цветоводство и обслуживающий труд, необходимые для последующей трудовой коррекции.
При организации работы с умственно отсталыми детьми педагогу необходимо учитывать особенности психической деятельности и эмоциональной сферы. Нарушения психической деятельности при олигофрении составляют основу дефекта. Клиническая картина психических нарушений при разных формах умственной отсталости неодинакова и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, характера патогенного агента и времени его воздействия, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребёнка в период активного формирования психических функций (частые заболевания, неблагоприятные условия в семье).
Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Умственно отсталые дети в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Пониженная реактивность коры приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечётки и малодифференцированны. Данные нарушения восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Своеобразие познавательной деятельности умственно отсталого школьника состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления.
В большинстве случаев у умственно отсталого школьника нарушена волевая сфера. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Кроме того, у олигофренов нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Слабость воли у многих детей выражается ещё и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрицательному), не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер. Отсюда неспособность сдерживать свои чувства и эмоции.
У детей с нарушениями в развитии грань в понимании отрицательной либо положительной стороны своего поступка или общего поведения довольно условна. Поэтому формирование у них чётких представлений о хорошем и плохом, дозволительном и преступном имеет первостепенное значение. Особенно если это касается вредных привычек и формирования навыков здорового образа жизни. Параллельно с процессом формирования положительных установок должен идти процесс коррекции имеющихся нарушений поведения.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций
Среди учащихся школ восьмого вида наиболее распространенным проявлением аддиктивного поведения является табакокурение. Специалисты отмечают, что многие дети с нарушением интеллекта начинают курить с семи лет, но наибольшие трудности возникают при общении с подростками. На психологическую и физическую адаптацию ребенка в окружающей среде влияют многие факторы, которые могут способствовать развитию аддиктивного поведения. К таким факторам можно отнести личностные особенности ребенка, его возраст; негативизм, характерный для подросткового возраста; эмоциональную неустойчивость; сформированность нервной системы; повреждения головного мозга; а так же микросоциальные, социально-психологические и индивидуально-биологические факторы. Безнадзорность и бесконтрольность родителей усиливают влияние этих факторов, так как в таких условиях ребенок наиболее склонен к аддиктивному поведению. Осложняют данное положение ребенка неврозы психические заболевания и другие болезненные состояния.
Профилактика табакокурения в работе социального педагога начинается с такого метода как доверительная беседа о вреде курения и о необходимости собственной активности подростка в преодолении вредной привычки. Для реализации данного метода используются следующие способы: самовнушение и релаксопедия (способ решения учебных и воспитательных задач с помощью психической саморегуляции).
Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы большое количество времени было отведено на психогигиенические мероприятия, сопровождающиеся положительными эмоциями. Такое построение учебного процесса способствует повышению работоспособности учащихся, духовному удовлетворению, самосовершенствованию подростка, повышению мотивации и оптимизации работоспособности, а также проявлению творческих способностей и оздоровлению взаимоотношений подростков с ближайшим окружением.
Профилактическая работа является одним из приоритетных направлений в работе социального педагога. Наряду с традиционными способами профилактики табакокурения, такими как индивидуальные и групповые беседы, классные часы, специалистом могут использоваться творческие и нетрадиционные формы профилактической работы – выпуск стенгазет и молний о вреде табака, проведение акций Конфета за сигарету, смыслом которой является обмен у учащихся имеющихся у них сигарет на конфеты, проведение Дней здоровья и дней свободных от курения, когда все перемены заняты спортивными и развлекательными мероприятиями (конкурсы, эстафеты), отвлекающими детей от желания покурить, проведение мероприятий, в которых сами дети рассказывают своим одноклассникам о вреде курения, проведение конкурса Класс свободный от курения. Как показывает практика, именно нетрадиционные способы профилактики наиболее востребованы учащимися и оказывают на них наибольшее влияние. Важной особенностью профилактической работы в коррекционной школе VIII вида является и то, что педагог должен активно формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, через расширение знаний о здоровье, организме человека и т.п. Тема табакокурения и его негативного влияния на человека не должна преобладать, напротив она должна быть завуалирована. Это, прежде всего, связано с особенностями психики умственно отсталого школьника. Активная профилактика, подробные беседы о табаке и последствиях его курения, напротив, могут подтолкнуть подростка, пробудить в нём желание попробовать то, о чёт так много говорят.
Таким образом, профилактика табакокурения в школе должна стоять на одном из приоритетных мест, особенно важно это в коррекционной школе, где контингент обучающихся в силу своих психических особенностей наиболее подвержен влиянию вредных привычек. Профилактическая работа специалиста школы должна опираться на знание особенностей умственно отсталого школьника и быть, как можно более индивидуализирована. Среди наиболее эффективных способов профилактики табачной зависимости можно назвать нетрадиционные и творческие способы, достаточно успешно реализация профилактической работы в коррекционной школе идёт через формирование у учеников навыков здорового образа жизни.