Название статьи:
Профориентационная работа на уроках естественнонаучного цикла | Гапоненко Ольга Константиновна. Работа №365035
Дата публикации:
08.04.2025
Автор:
Гапоненко Ольга Константиновна
Описание:
Профориентационная работа на уроках естественнонаучного цикла
Статья посвящена важности профориентационной работы на уроках естественнонаучного цикла в образовательных учреждениях. В условиях быстро меняющегося мира и увеличения выбора профессий, особенно в научной и технической сферах, крайне необходимо заинтересовать учащихся и помочь им сделать осознанный выбор будущей профессии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32
Выступление на педагогическом совете.
Тема: Профориентационная работа на уроках естественнонаучного цикла
Подготовила: Гапоненко Ольга
Константиновна
Учитель биологии и химии
г. Сургут
2025 г
Суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач. Интерес к химии, биологии обуславливается, прежде всего, практической значимостью этих дисциплин. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают эти предметы. Полюбив химию и биологию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.
Так, как же сформировать профессиональную ориентацию школьников при обучении химии и биологии в современных условиях?
На уроках и во внеурочной деятельности я веду профориентационную работу. Сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях в области биологии и химии. Увязываю познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение осуществляется путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников (зачитываю интересные факты из жизни ученых или интересные открытия).
Химия – наука, являющаяся основой рабочих профессий технической направленности.В нашем современном мире - в мире технологий, самыми востребованными являются такие специальности: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, автомеханик, сварщик, электромонтёр, слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования, инженер по технологическому обеспечению работы нефтегазового промысла. Поэтому в 9 классе при изучении темы Металлы рассказываю обучающимся, что практически все технические профессии связаны с изучением металлов и их свойств, с применением. Изучая физические свойства металлов, обучающиеся заслушивают сообщение школьника о важнейших свойствах меди – отличной электропроводности и теплопроводности. При изучении темы Железо и его соединения в 9 классе, обращаю внимание обучающихся на большую роль железа в нашей жизни. Не будь его, на Земле не могли бы существовать представители животного мира: ведь железо входит в их кровь. Трехвалентное железо содержится в гемоглобине – веществе, обеспечивающим кислородом ткани животных. Рассказываю, что определяет уровень гемоглобина в крови лаборант.Для определения уровня гемоглобина нужно сдать общий анализ крови. Клинические лаборатории поликлиник сейчас оснащаются специальными гематологическими анализаторами, которые в автоматическом режиме считают важные показатели крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, СОЭ и т.д., раньше эти показатели лаборанты считали вручную.
В 10 классе при изучении органической химии знакомлю с профессиями добычи и переработки нефти и газа: геолог, гидрогеолог, нефтехимик. Менеджер нефтегазовых проектов: организует и координирует проекты по добыче и переработке нефти, Специалист по диспетчерско-технологическому управлению нефтегазовой отрасли: координирует процессы добычи и транспортировки газа, Оператор нефтяных и газовых скважин, Оператор по ремонту скважин и др. Инженер-геофизик: проводит исследования для поиска новых месторождений нефти.
На уроках биологии: Слайд 1
При подготовке к ВПР в 5 классе выполняем тренировочные задания Определить представителей разных профессий, связанных с биологией. назвать эти профессии.
На первом снимке представлена медицинская сестра / медработник.
Люди этой профессии заботятся о пациентах и оказывают поддержку врачам.
Работа медсестры полезна обществу, потому что она помогает пациентам справиться с болезнями и недугами, возвращает им надежду и силы, а также способствует возвращению к обычной жизни. Медсёстры выполняют различные функции: наблюдают и ухаживают за больными, оказывают первую помощь, выполняют простые медицинские процедуры и манипуляции, выписывают справки и направления на обследования.
2.На втором снимке представлена профессия кинолога
Специалисты этой профессии обучают и тренируют собак.
Работа кинолога полезна обществу, так как специально обученные собаки помогают в поиске пропавших людей, выявляют преступников и выполняют другие задачи.
3.На третьем снимке представлена профессия фермера.
Люди этой профессии занимаются посевом и выращиванием сельскохозяйственных растений.
Работа фермеров полезна обществу, потому что они производят продукты питания, такие как зерно, овощи, фрукты и мясо, которые обеспечивают питание людей и животных. Фермерство также способствует развитию сельских районов, созданию рабочих мест и сохранению природных ресурсов.
4.На четвертом снимке представлена профессия ветеринар
Специалисты этой профессии заботятся о здоровье домашних и диких животных.
Работа ветеринара полезна обществу, потому что эти специалисты заботятся о здоровье животных, лечат их, делают прививки и следят за качеством продукции сельского хозяйства. Таким образом, ветеринары предотвращают распространение заболеваний среди животных и обеспечивают безопасность пищевых продуктов для людей.
5.На пятом снимке представлена профессия учитель.
Люди этой профессии обучают детей, что способствует повышению уровня образования в обществе.
Работа учителя полезна обществу, потому что учителя обучают и воспитывают новые поколения, передают знания и навыки, формируют личность учеников. Благодаря учителям дети получают образование, развивают свои способности и становятся успешными в будущем.
6. На шестом снимке представлена профессия тренер
Тренер следит за правильностью выполнения упражнений, чтобы ученик не навредил себе чрезмерными нагрузками и получил максимальную пользу от тренировок.
Работа тренера полезна обществу, потому что она помогает людям улучшить своё физическое и психическое здоровье, развить спортивные навыки и достичь личных целей.
В 6 классе при изучении темы Общее знакомство с цветковыми растениями,раскрывая значение растений в жизни человека, рассказываю школьникам о профессиифармацевта, фитодизайнера. С целью расширения знаний обучающихся о лекарственных растениях, для знакомства с элементами труда фармацевта в качестве домашнего задания предлагаю заполнить таблицу с колонками: название лекарственного растения, используемый в медицине, часть растения и его применение.
При изучении темы: Минеральное питание растений. Удобрения. Учащиеся узнают о земледелии и о профессии агроном, агротехник, гидробиолог.
В 7 классе при изучении роли бактерий в жизни человека, учащихся знакомлю с профессией микробиолога, профессией врача-инфекциониста, которые выявляют и лечат инфекционные болезни и проводит мероприятия, направленные на их профилактику.
В 8 классе при изучении каждого класса животных рассказываю о профессиях эколога, зоотехника, ветфельдшера, орнитолога, дрессировщика, ихтиолога, энтомолога, ветеринара, зоотехника.
В 9 классе проводятся все практические работы и самонаблюдения по изучению нарушений осанки, изучение влияния дозированной нагрузки на ЧСС и другие. Школьники знакомятся с профессиями фельдшера, врача (стоматолога, терапевта, хирурга и т.д.). В процессе изучениятемы “Поведение и психика” знакомлю с профессией психолога и основными методами и приемами его работы. На уроке, школьники проводят практические и тестовые работы: – по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и способы активизации.
В старших классах рассказываю о Новых перспективных технологиях: Генетическая инженерия Синтетическая биология, синтетическая геномика Персонализированная медицина.
Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на профориентацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет.
Познакомимся с более востребованными профессиями современности.
В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.
Эколог.Повседневная работа защитника окружающей среды — изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.
Биотехнолог.Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог — это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе — новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое.
Медицинский работник.Эта профессия не новая, но своей актуальности не теряет по нынешнее время.Медицинские работники– это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.
Медицинских работников традиционно подразделяют на работниковвысшего, среднего и младшего звена.
Медработники высшего звена– врачии другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование.Среднее звеносоставляют фельдшера, медицинские сестры, акушерки, рентген-лаборанты, зубные врачи и зубные техники.Младший медицинский персоналпредставлен санитарами, дезинфекторами, сёстрами-хозяйками.
Врач– мед. работник с высшим образованием по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, гигиена и санитария. Специализация делит врачей на специальности: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гигиенист и др.
Медицинская сестра– мед. работник со средним профильным образованием (медицинский колледж). Деятельности медсестры заключается в помощи врачу и осуществлении процедур ухода за больным.
В обязанностимедицинских работников младшего звена(санитарки, младшие медсестры, сестры-хозяйки) входит регулярная уборка помещения, помощь медсестре в уходе за больными, транспортировке больных, соблюдении режима, выдача белья и инвентаря.
Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессиюфитодизайнера.Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии.
Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессиисадовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства.Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузахготовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства.Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.
Ландшафтный дизайнер.Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки — от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести альпийскую горку, высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.
Ветеринар. Человек с давних времен приступил к одомашниванию диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.
Деятельность ветеринара представляет собой как лечение, так и профилактику болезней животных, медицинские и косметические процедуры, а также ветеринарно-санитарный контроль. Работа ветеринара может проходить в предоставлении консультаций в клиниках или лабораториях, так и вне помещения при выездах в хозяйство, на ферму. В процессе работы специалист использует медицинские инструменты, лекарственные препараты и химические реактивы.
Скачать работу
Выступление на педагогическом совете.
Тема: Профориентационная работа на уроках естественнонаучного цикла
Подготовила: Гапоненко Ольга
Константиновна
Учитель биологии и химии
г. Сургут
2025 г
Суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач. Интерес к химии, биологии обуславливается, прежде всего, практической значимостью этих дисциплин. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают эти предметы. Полюбив химию и биологию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.
Так, как же сформировать профессиональную ориентацию школьников при обучении химии и биологии в современных условиях?
На уроках и во внеурочной деятельности я веду профориентационную работу. Сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях в области биологии и химии. Увязываю познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение осуществляется путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников (зачитываю интересные факты из жизни ученых или интересные открытия).
Химия – наука, являющаяся основой рабочих профессий технической направленности.В нашем современном мире - в мире технологий, самыми востребованными являются такие специальности: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, автомеханик, сварщик, электромонтёр, слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования, инженер по технологическому обеспечению работы нефтегазового промысла. Поэтому в 9 классе при изучении темы Металлы рассказываю обучающимся, что практически все технические профессии связаны с изучением металлов и их свойств, с применением. Изучая физические свойства металлов, обучающиеся заслушивают сообщение школьника о важнейших свойствах меди – отличной электропроводности и теплопроводности. При изучении темы Железо и его соединения в 9 классе, обращаю внимание обучающихся на большую роль железа в нашей жизни. Не будь его, на Земле не могли бы существовать представители животного мира: ведь железо входит в их кровь. Трехвалентное железо содержится в гемоглобине – веществе, обеспечивающим кислородом ткани животных. Рассказываю, что определяет уровень гемоглобина в крови лаборант.Для определения уровня гемоглобина нужно сдать общий анализ крови. Клинические лаборатории поликлиник сейчас оснащаются специальными гематологическими анализаторами, которые в автоматическом режиме считают важные показатели крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, СОЭ и т.д., раньше эти показатели лаборанты считали вручную.
В 10 классе при изучении органической химии знакомлю с профессиями добычи и переработки нефти и газа: геолог, гидрогеолог, нефтехимик. Менеджер нефтегазовых проектов: организует и координирует проекты по добыче и переработке нефти, Специалист по диспетчерско-технологическому управлению нефтегазовой отрасли: координирует процессы добычи и транспортировки газа, Оператор нефтяных и газовых скважин, Оператор по ремонту скважин и др. Инженер-геофизик: проводит исследования для поиска новых месторождений нефти.
На уроках биологии: Слайд 1
При подготовке к ВПР в 5 классе выполняем тренировочные задания Определить представителей разных профессий, связанных с биологией. назвать эти профессии.
На первом снимке представлена медицинская сестра / медработник.
Люди этой профессии заботятся о пациентах и оказывают поддержку врачам.
Работа медсестры полезна обществу, потому что она помогает пациентам справиться с болезнями и недугами, возвращает им надежду и силы, а также способствует возвращению к обычной жизни. Медсёстры выполняют различные функции: наблюдают и ухаживают за больными, оказывают первую помощь, выполняют простые медицинские процедуры и манипуляции, выписывают справки и направления на обследования.
2.На втором снимке представлена профессия кинолога
Специалисты этой профессии обучают и тренируют собак.
Работа кинолога полезна обществу, так как специально обученные собаки помогают в поиске пропавших людей, выявляют преступников и выполняют другие задачи.
3.На третьем снимке представлена профессия фермера.
Люди этой профессии занимаются посевом и выращиванием сельскохозяйственных растений.
Работа фермеров полезна обществу, потому что они производят продукты питания, такие как зерно, овощи, фрукты и мясо, которые обеспечивают питание людей и животных. Фермерство также способствует развитию сельских районов, созданию рабочих мест и сохранению природных ресурсов.
4.На четвертом снимке представлена профессия ветеринар
Специалисты этой профессии заботятся о здоровье домашних и диких животных.
Работа ветеринара полезна обществу, потому что эти специалисты заботятся о здоровье животных, лечат их, делают прививки и следят за качеством продукции сельского хозяйства. Таким образом, ветеринары предотвращают распространение заболеваний среди животных и обеспечивают безопасность пищевых продуктов для людей.
5.На пятом снимке представлена профессия учитель.
Люди этой профессии обучают детей, что способствует повышению уровня образования в обществе.
Работа учителя полезна обществу, потому что учителя обучают и воспитывают новые поколения, передают знания и навыки, формируют личность учеников. Благодаря учителям дети получают образование, развивают свои способности и становятся успешными в будущем.
6. На шестом снимке представлена профессия тренер
Тренер следит за правильностью выполнения упражнений, чтобы ученик не навредил себе чрезмерными нагрузками и получил максимальную пользу от тренировок.
Работа тренера полезна обществу, потому что она помогает людям улучшить своё физическое и психическое здоровье, развить спортивные навыки и достичь личных целей.
В 6 классе при изучении темы Общее знакомство с цветковыми растениями,раскрывая значение растений в жизни человека, рассказываю школьникам о профессиифармацевта, фитодизайнера. С целью расширения знаний обучающихся о лекарственных растениях, для знакомства с элементами труда фармацевта в качестве домашнего задания предлагаю заполнить таблицу с колонками: название лекарственного растения, используемый в медицине, часть растения и его применение.
При изучении темы: Минеральное питание растений. Удобрения. Учащиеся узнают о земледелии и о профессии агроном, агротехник, гидробиолог.
В 7 классе при изучении роли бактерий в жизни человека, учащихся знакомлю с профессией микробиолога, профессией врача-инфекциониста, которые выявляют и лечат инфекционные болезни и проводит мероприятия, направленные на их профилактику.
В 8 классе при изучении каждого класса животных рассказываю о профессиях эколога, зоотехника, ветфельдшера, орнитолога, дрессировщика, ихтиолога, энтомолога, ветеринара, зоотехника.
В 9 классе проводятся все практические работы и самонаблюдения по изучению нарушений осанки, изучение влияния дозированной нагрузки на ЧСС и другие. Школьники знакомятся с профессиями фельдшера, врача (стоматолога, терапевта, хирурга и т.д.). В процессе изучениятемы “Поведение и психика” знакомлю с профессией психолога и основными методами и приемами его работы. На уроке, школьники проводят практические и тестовые работы: – по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и способы активизации.
В старших классах рассказываю о Новых перспективных технологиях: Генетическая инженерия Синтетическая биология, синтетическая геномика Персонализированная медицина.
Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на профориентацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет.
Познакомимся с более востребованными профессиями современности.
В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.
Эколог.Повседневная работа защитника окружающей среды — изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.
Биотехнолог.Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог — это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе — новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое.
Медицинский работник.Эта профессия не новая, но своей актуальности не теряет по нынешнее время.Медицинские работники– это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.
Медицинских работников традиционно подразделяют на работниковвысшего, среднего и младшего звена.
Медработники высшего звена– врачии другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование.Среднее звеносоставляют фельдшера, медицинские сестры, акушерки, рентген-лаборанты, зубные врачи и зубные техники.Младший медицинский персоналпредставлен санитарами, дезинфекторами, сёстрами-хозяйками.
Врач– мед. работник с высшим образованием по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, гигиена и санитария. Специализация делит врачей на специальности: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гигиенист и др.
Медицинская сестра– мед. работник со средним профильным образованием (медицинский колледж). Деятельности медсестры заключается в помощи врачу и осуществлении процедур ухода за больным.
В обязанностимедицинских работников младшего звена(санитарки, младшие медсестры, сестры-хозяйки) входит регулярная уборка помещения, помощь медсестре в уходе за больными, транспортировке больных, соблюдении режима, выдача белья и инвентаря.
Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессиюфитодизайнера.Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии.
Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессиисадовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства.Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузахготовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства.Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.
Ландшафтный дизайнер.Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки — от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести альпийскую горку, высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.
Ветеринар. Человек с давних времен приступил к одомашниванию диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.
Деятельность ветеринара представляет собой как лечение, так и профилактику болезней животных, медицинские и косметические процедуры, а также ветеринарно-санитарный контроль. Работа ветеринара может проходить в предоставлении консультаций в клиниках или лабораториях, так и вне помещения при выездах в хозяйство, на ферму. В процессе работы специалист использует медицинские инструменты, лекарственные препараты и химические реактивы.