Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профориентационная работа с подростками, лишенными родительского попечительства и контроля. | Муратова Елена Николаевна. Работа №344332

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Особенную трудность и сложность профессиональное самоопределение представляет для воспитанников «Центра для несовершеннолетних». Они имеют свои особенности, потому процесс профессионального самоопределения будет протекать иначе, чем у детей, воспитывающихся в семье. 

Муратова Елена Николаевна,

воспитатель ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»,

г.Черногорск, Республика Хакасия

Профориентационная работа с подростками, лишенными родительского попечительства и контроля.

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Особенную трудность и сложность профессиональное самоопределение представляет для воспитанников «Центра для несовершеннолетних». Они имеют свои особенности, потому процесс профессионального самоопределения будет протекать иначе, чем у детей, воспитывающихся в семье. Негативный жизненный опыт воспитанников, тяжелые социально-бытовые условия жизни откладывают существенный отпечаток на выбор их дальнейшего жизненного пути и выбора профессии в частности. Кроме того, присутствует ряд противоречивых позиций:

• недостаточность информированности подростков о мире профессий и требование сознательности и самостоятельности выбора;

• противоречие между незнанием воспитанников о правилах выбора профессии и необходимостью обязательного выбора хоть «чего-то» и «как-то»;

Помимо этого, профессиональное самоопределение подростков, воспитывающихся в Центре, имеет ряд особенностей:

низкий уровень осознанности выбора профессии (когнитивный компонент), т.е. они не соотносят свои способности с требованиями профессии;

доминируют материальные мотивы выбора профессия (эмоциональный компонент);

имеется пассивная позиция при подготовке к овладению профессией (поведенческий компонент).

Это является причинами основных трудностей, возникающими у подростков, воспитывающихся вне семьи в процессе профессионального самоопределения.

Правильно выбранная профессия обеспечит вхождение воспитанников в социум, а значит и успешность социальной адаптации. Посредством профориентационной работы происходит не только личностное развитие воспитанника, но и развитие познавательной сферы, эмоционально-волевой, а так же совершенствуются навыки общения.

Важно обеспечить такое профессиональное самоопределение, которое будет стимулировать личностный рост ребят и позволит предотвратить роль социальной сироты-иждивенца, к которой склонны воспитанники реабилитационных центров и детских домов. Ведущей идеей в работе с воспитанниками должно быть: «Не важно, что ты сирота, важно, что ты профессионал!»

Работа по профориентации подростков в нашем социальном учреждении ведется по следующим направлениям: профпросвещение, диагностика и консультирование.

Данные формы работы реализуют следующие задачи.

У воспитанников младших классов (1-4 класс) с помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые игры, группы по интересам, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседования), необходимых для формирования добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества.

У подростков 5-7 классов важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У воспитанников 9 классов необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии и определения стратегии действий по освоению запасного варианта.

При организации работы по профориентации детей работа строится с учетом возрастных особенностей, начиная с младшего школьного возраста через занятия, экскурсии, художественные произведения, сюжетно - ролевые игры и т.д. За последний год дети посетили следующие организации города: Музей раритетной железнодорожной техники г. Абакана, ООО «Бентонит Хакасии» г. Черногорск, филиал № 1библиотеки им. А.С. Пушкина ( в том числе Музей Военизированной горноспасательной части России по г. Черногорску), независимую испытательную лабораторию ООО «Аналитик» г. Абакан, кафе «Хочу хинкали и фо бо» г. Абакан, Музей Доблести и Славы УФСИН России по Республике Хакасия г. Абакан, где познакомились с представителями различного рода профессий. Данные экскурсии позволяют расширить у подростков знания о мире профессионального труда и активизации уже имеющихся знаний о профессиях.

Осуществляется работа по профориентации подростков в системе, для эффективности деятельности по профессиональному самоопределению ориентируемся на формирование личностных качеств воспитанников. Для выявления у детей доминирующего типа профессии, используется дифференцированно-диагностический опросник Е.А. Климова «Я предпочту», позволяющий определить у каждого ребёнка ведущие интересы и психологические требования к профессии. При анализе данных можно сделать вывод, что для воспитанников характерны такие типы профессий как «человек-человек» и «человек-техника». За последние 3 года ребята в основном поступают в колледжи и техникумы нашей республики.

Таким образом, основная идея профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в реабилитационном центре, заключается в развитии личности (ее направленности, компетентности, гибкости самосознания), помощи определения выбора профессии. Подросток должен обрести профессиональную самоориентацию к 9 классу. Ведь выбор профессии это и средство социальной и психологической адаптации подростка в обществе, и возможность для внутренних ресурсов личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и противостоять предстоящим жизненным трудностям.

Литература

1. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации). Омск: Омский пед. ин-т, 1976.

2. «Профессиональная адаптация молодежи»; М.: Издательство Моск. ун-та, 1969.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×