профориентационная работа в школе | Ирина Алексеевна Ноздрякова. Работа №309913. Номер работы: №309913
Педагоги должны оказывать психолого-педагогическую поддержку профессиональному самоопределению обучающихся. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения — это «особая сфера деятельности педагогов, ориентированная на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждении в ней». Составляющими элементами педагогической поддержки профессионального самоопределения являются: профессиональная ориентация по пяти направлениям: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация; предпрофильная подготовка, включающая профильную ориентацию и информационную работу; профильное обучение.
Педагоги должны оказывать психолого-педагогическую поддержку профессиональному самоопределению обучающихся. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения — это «особая сфера деятельности педагогов, ориентированная на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждении в ней». Составляющими элементами педагогической поддержки профессионального самоопределения являются: профессиональная ориентация по пяти направлениям: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация; предпрофильная подготовка, включающая профильную ориентацию и информационную работу; профильное обучение. Профессиональная ориентация обеспечивает учащихся и их семьи знанием об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды. Под профильной ориентацией подразумевается система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению обучащихся старших классов основной и средней школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности. Благодаря профдиагностики происходит изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей с помощью набора специальных диагностических методик.
Центральным компонентом педагогической поддержки профессионального самоопределения является профессиональная ориентация, которая должна осуществляться на всех этапах жизни человека.
Профориентация в школе осуществляется в различных видах деятельности обучающихся: познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой и т.д. Составлен план работы школы по профориентационной работе. Это направление прослеживается в рабочих программах классных руководителей в разделе «Профориентация». С учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся можно выделить следующие этапы профориентационной работы в школе:
1-4 классы – формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности;
5-7 классы- развитие у обучающихся познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики;
8-9 классы – уточнение профессионального запроса в ходе учебных занятий и занятий внеурочной деятельности; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;
10-11 классы - обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
В своей работе педагоги школы используют следующие формы профориентационной работы в зависимости от количества участников: индивидуальные, групповые, массовые. В работе используются пассивные и активные формы профориентации.
Пассивные формы профориентации- «Встречи с профессией», встречи со специалистами, беседы о профессиях, проведение викторин на знание техники и специальностей; посещение предприятий учреждения. Активные формы: вовлечение в клубы и кружки, просмотр фильмов. Можно выделить четыре группы методов, используемые в нашей школе: информационно-справочные, просветительские; профессиональной психодиагностики; морально-эмоциональной поддержки; помощи в конкретном выборе и принятии решения.
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. На уроке педагоги сообщают учащимся определенные знания о профессиях; раскрывают социальные, экономические и психологические стороны профессий; информирют учащихся о путях овладения избранными профессиями; формируют ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. В школе отмечается индивидуальный характер любого профориентационного воздействия , учитываются индивидуальные особенности обучающегося, характер семейных взаимоотношений, опыт трудовых действий, развитие профессионально важных качеств). Работа направлена всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Каждый классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
- составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- организует тематические экскурсии учащихся на предприятия;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.