Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профориентационная работа в условиях школы-интерната. | Санникова Светлана Степановна. Работа №213872

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Санникова Светлана Степановна
Профориентационная работа в условиях школы-интерната со слепыми и слабовидящими детьми.

 

Система профориентационной работы и ее эффективность в условиях школы-интерната.

 

Для каждого человека выбор профессии - важный этап в жизни любого школьника, от которого зависит будущее. Ведь часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем мечтали. И если раньше учащиеся об этом задумывались ближе к окончанию школы, то теперь жизнь заставляет школьника, чуть ли не с 5 класса серьезно подходить к выбору жизненного пути.

Трудности в профессиональном самоопределении воспитанников школы-интерната у некоторых могут быть вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, недостаточным уровнем развития познавательных процессов (памяти, восприятия, воображения), неадекватной самооценкой, бедным словарным запасом слов.

В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию обучающихся. Формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

По данным опроса, примерно 53%молодежи из-за незнания

правил выбора профессий, отсутствие опыта избирают профессию, не

соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. А это влечет за

собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.

Профессиональная ориентация учащихся в нашей школе проводится для оказания помощи в выборе профессии с учетом своих способностей и возможностей. Деятельность воспитателя свободно владеющего компьютерными технологиями, приобретает

качественно иной уровень, позволяет оказать более квалифицированную помощь.

Мною запланированы мероприятия по профориентации с целью: показать значение трудовой деятельности в жизни человека, воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, дать возможность распознать свои способности. Способствовать профессиональному самоопределению.

Важнейшим этапом профессиональной ориентации является

профессиональное просвещение – пропаганда профессий различными

формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, встречи с людьми

интересных, востребованных профессий, экскурсии в учебные заведения

города. Эффективным средством профессионального просвещения сегодня

становится Интернет. Вот лишь несколько примеров Интернет-ресурсов,

которые могут составить действительно адекватное представление о

профессиях: портал «Учебау», раздел «Профессии»

ttp://www.ucheba.ru/prof) предоставляет более 600 описаний наиболее

востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по

области деятельности, их профессиограммы; справочник профессий

(http://www.e-xecutive.ru/career/trades/) содержит как общие описания

профессий, так и специфические описания позиций для таких областей

профессиональной деятельности, как «Право», «Информационные

технологии», толковые словари новых профессий.

Огромное количество организованной информации позволит не только

ознакомиться с профессиограммой любой, в том числе самой редкой

профессии, но и представить себе будни специалиста,

Отработать навыки профессиональной деятельности помогают учащимся

игры .

Игры раскрывают некоторые аспекты профессии и формируют интерес к специальным знаниям.

Одним из наиболее сложных, требующих особого внимания этапов

профориентационной деятельности учащихся, профессиональная

диагностика – изучение и оценка потенциальных профессиональных

возможностей учащихся для установления степени соответствия его

выбранным трудовым функциям с учетом своих возможностей. Особое место среди методов профессиональной диагностики занимают электронные тесты по

профориентации.

Существуют готовые тестовые комплексы, позволяющие совместить анализ

интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках

диагностики их профессиональных склонностей. Преимущество

использования средств ИКТ в процессе профессиональной диагностики

заключается в том, что они предоставляют возможности для хранения и

обработки накапливаемых данных, что позволяет обеспечить

преемственность профориентационной работы на протяжении нескольких

учебных лет, а так же заинтересовать ребят. Комплект тестов на выявление трудовых склонностей и личностных характеристик значительно облегчает деятельность воспитателя, освобождая его от бумажной работы.

Существует много интересных методик анкетирования в системе

профориентации и профотбора. Компьютерные методики как

активизирующие опросники, с помощью которых можно рассмотреть

ориентировочную готовность к профессиям, мотивацию к той или иной

деятельности, так как именно автоматизированные методики позволяют

получить мгновенные результаты для проведения дальнейших исследований

и аналитических выводов. А это более интересно ребятам получать мгновенные результаты , делать выводы, искать новые направления своего развития без потери времени.

На воспитательных занятиях рассмотрели правильный подход к выбору профессии по известной формуле «хочу-могу-надо», а тем самым и выбора учебного заведения, которые могут принять детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся ознакомились с типами профессий «Человек-Человек», «Человек-Техника», «Человек-Природа», «Человек-Знаковая система», «Человек-Художественный образ». Проводим тестирование, определяем мотивацию выбора профессии.

Мною ведется работа по профориентации в системе уже на протяжении трех лет. И если в начале работы с ребятами они при опросе выяснялось, что их выбор не особо совпадал с их способностями и возможностями, из ответов детей следовало, что у них высокий уровень притязаний и сильно завышенная самооценка. Это объясняется низкой критичностью учеников, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями. То сейчас ребята уже осознанно подходят к своему выбору. Они начали присматриваться в повседневной жизни к тем людям, кто уже работает по той или иной специальности. Начали обращать внимание на плюсы и минусы той или иной профессии, на ее востребованность, на то, какое положение в обществе занимают люди выбранной ими профессии. Некоторые ребята стали лучше заниматься по тем предметам, которые им в дальнейшем пригодятся для овладения профессией. Они более осознанно понимают, как важен выбор правильный в начале их жизненного пути, что бы потом без огорчений, за неправильный свой выбор или навязанный выбор родителями, идти дальше. Реализация себя, через использование своих талантов и возможностей – это путь к счастливой жизни, удовлетворенности собой.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×