Профориентация детей имеющих нарушение слуха | Нина Витальевна Князева. Работа №337848
Сегодня особое внимание уделяется проблеме социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации, учащихся с нарушениями слуха. Успешная профессиональная деятельность лиц с нарушениями слуха предполагает высокий уровень не только обучения и образования, но и духовно – нравственной социально – психологической (адаптационной и компенсирующей) технологической информацией и коммуникативной культурой. Большое внимание в обучении уделяется формированию без барьерного пространства жизнедеятельности учащихся с нарушением слуха. Сущность профориентационной работы в школе сводиться к помощи учащимся с нарушением слуха и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Профориентация детей имеющих нарушение слуха
Автор: Князева Н.В. (воспитатель)
КГБОУ «Минусинская школа – интернат»
г. Минусинск. Красноярский край. Россия.
В настоящее время профориентация младших школьников очень актуальна, поэтому организация данной работы в КГБОУ «Минусинская школа-интерн» является одним из самых важных направлений в структуре воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения обучающихся с нарушением слуха.
База к профессиональному самоопределению должна формироваться задолго до подросткового возраста. Поэтому, значительное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.
Профориентационная работа в начальной школе проводится с целью:
– расширения представлений о роли труда в жизни человека;
– расширения первоначальных представлений о различных профессиях;
– предоставления возможности учащимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации.
В течение трех лет я работала с учащимися, которые обучаются по адаптированной образовательной программе начального общего образования для глухих и слабослышащих детей.
Известно, что при работе с глухими и слабослышащими детьми с труднее добиться необходимого эффекта при обучении, чем с обучающимися имеющими норму слуха. Не всегда такие дети могут делать осознанный выбор своей профессии даже в старшем школьном возрасте. Это связано со спецификой глухих и слабослышащих обучающихся, которая проявляется:
- в дефиците словесной информации, т.к. небольшой словарный запас;
-в ограниченном представление о структуре труда, что вытесняет выпускников специальных школ в зону неквалифицированного труда.
Поэтому профориентационная работа так необходима с детьми данной группы.
В своей работе я реализую программу внеурочной деятельности социальной направленности «Мир профессий». Профессии, изучаемые в рамках данной программы, подобраны с учетом того, что именно дети с нарушениями слуха могут получить в дальнейшем эту специальность, а также и те профессии, с которыми они будут сталкиваться постоянно во взрослой самостоятельной жизни. Программа внеурочной деятельности, позволяет спланировать работу с младшими школьниками так, что бы на первом этапе, пассивно-поисковом, осуществлялся первичный профессиональный выбор.
На внеурочных занятиях дети узнают о многообразии различных профессий, для этого мною, используются разнообразные формы, такие как: беседы, игровые занятия, экскурсии, викторины, встречи с людьми интересных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические и слухоречевые игры.
Наиболее эффективной формой профориентационной работы младших школьников является игра. В игре младшие школьники начинают осваивать такие ценности, которые на сегодняшний день являются основой трудовой деятельности человека: ответственность, честность, самостоятельность. Учатся соблюдать правила в игре, приходит осознание нерушимости данных правил, но при этом понимают, что сама игра пластична, видоизменяема и подчиняется играющим. В процессе игрового действия можно заметить, какое влияние она оказывает на обучающихся: дети учатся культуре общения, проявляют благодарность к труду взрослых, приходит понимание важности труда. Через игру обучающиеся имеющие нарушение слуха запоминают название профессий, атрибуты их трудовой деятельности, специфику труда. С помощью сюжетно - ролевых игр примеряют на себя роль людей различных профессий.
Формирование опыта различных видов деятельности, интереса и положительного отношения к труду, расширение знаний о мире профессий проходила также через организацию проектной деятельности. Этот метод проектов является эффективным инструментом в работе педагога по профессиональной ориентации учащихся. Работа над проектами позволяет учащимся имеющим нарушение слуха не только познакомиться с миром профессий, самоутвердиться и самореализоваться, сформировать свою жизненную позицию, но и приобрести умения решать проблемы, планировать свои действия, формировать навыки самостоятельной работы и работы в команде. В нашем классе ребятам было предложено создать проект «Моя будущая профессия». В этом проекте учащиеся должны были узнать более подробно о профессиях, которые представляли для них интерес, обосновать свой выбор и выступить с защитой своего проекта на школьной конференции «Карнавал профессий». Ребята выбрали следующие профессии: парикмахер, мастер маникюра, водитель, продавец - консультант, футболист и художник. На уровне класса все учащиеся смогли выступить с проектами, но на уровне школы смогли защитить свои работы только два ученика, в результате они получили Диплом за 2 место и Диплом участника.
Из вышеперечисленного следует, что сущность работы педагога по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной деятельности, привлекать к общественно-полезному труду. При этом в процессе разнообразной деятельности склонности учащихся развиваются, а профессиональные знания успешно накапливаются.
Заключение
Сегодня особое внимание уделяется проблеме социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации, учащихся с нарушениями слуха. Успешная профессиональная деятельность лиц с нарушениями слуха предполагает высокий уровень не только обучения и образования, но и духовно – нравственной социально – психологической (адаптационной и компенсирующей) технологической информацией и коммуникативной культурой. Большое внимание в обучении уделяется формированию без барьерного пространства жизнедеятельности учащихся с нарушением слуха. Сущность профориентационной работы в школе сводиться к помощи учащимся с нарушением слуха и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Поэтому в начальной школе важно у обучающихся:
развить положительное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, сформировать интерес к профессиям родителей и близкие к нему профессии, воспитать в детях потребность узнавания новых профессии. Помочь подойти к выбору профессий очень серьезно. С помощью различных видов деятельности познавательной, игровой, общественно-полезной и трудовой деятельности.
создать условия, чтобы они узнали как много больше профессий, также могли выбрать понравившеюся им, узнать, как получить это профессию, актуальна ли она в современном мире.
организовать д
ля всех учащихся смен
у
видов деятельности, чтобы они отвлекались, переключались и находили что-то новое и интересное для себя, тем самым не теряя интерес к внеурочному занятию и к теме профессий.