Профориентация подростков с ОВЗ | Журавлева Марина Алексеевна. Работа №325197
Профориентация обучающихся с ОВЗ(задержка психического развития)
Профессиональная деятельность является важнейшей составляющей в жизни каждого человека. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество. Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей. Рассмотрим некоторые особенности профессионального самоопределения подростка с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития.
Главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Министерство образования уделяет огромное значение профессиональному становлению личности и отсюда у нас в школе предусмотрен в учебном плане урок технологии «Твоя профессиональная карьера»
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, а самое главное - успешная социализация.
В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии обучающимися с ОВЗ, мной разработан комплексный подход к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья, диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания, обучения, природных задатков, так и от жизненных факторов. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и групповая работа.
Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками с ОВЗ:
-позиция родителей;
-учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
-знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
-информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той -профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками с ОВЗ, достаточно многообразны:
Уроки технологии «Твоя профессиональная карьера
профессионально – ориентационные беседы;
занятия в кружках, мастерских;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
встречи со специалистами и представителями колледжей и вузов;
посещение «дней открытых дверей учебных заведений»
участие в конкурсах, фестивалях, выставках, ярмарках;
использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;
Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;
В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации учащихся с ОВЗ и необходимость совместных усилий педагогов школ, родителей по подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности совместно с учреждениями начального и среднего профессионального образования. Ежегодно 70% обучающихся нашей школы поступают в средние профессиональные учреждения, из них 10% обучающихся с ОВЗ. В частности, востребованным остается Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар» По статистике поступают 10% обучающихся и в основном дети из малообеспеченных семей, в том числе и учащиеся с ОВЗ. В дальнейшем обеспечивая себя работой, постоянным заработком, умением приготовить и возможностью всегда быть сытым. Конечно, проведение конкурсов профессионального мастерства является очень значимым для учащихся, родителей и педагогов, но в силу своих возможностей, образа жизни не все могут поучаствовать в них. Чаще всего из-за низкого материального положения. Из года в год растет число обучающихся, в том числе с ОВЗ принявших участие в конкурсах, фестивалях, профессиональных пробах. Любое участие в мероприятиях по профориентации, в частности в конкурсах и фестивалях повышает уровень мотивации и самооценки учащихся с ОВЗ и ориентирует на дальнейшую учебную и трудовую деятельность.
Таким образом, для эффективной профориентационной работы с подростками ОВЗ, следует выделять:
- индивидуальный характер (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
- направленность профориентационных мероприятий, прежде всего на всестороннее развитие личности (создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Журавлева М.А
Педагог-психолог
МАОУ СОШ № 146
г. Екатеринбург
Профессиональная деятельность является важнейшей составляющей в жизни каждого человека. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество. Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей. Рассмотрим некоторые особенности профессионального самоопределения подростка с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития.
Главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Министерство образования уделяет огромное значение профессиональному становлению личности и отсюда у нас в школе предусмотрен в учебном плане урок технологии «Твоя профессиональная карьера»
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, а самое главное - успешная социализация.
В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии обучающимися с ОВЗ, мной разработан комплексный подход к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья, диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания, обучения, природных задатков, так и от жизненных факторов. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и групповая работа.
Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками с ОВЗ:
-позиция родителей;
-учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
-знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
-информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той -профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками с ОВЗ, достаточно многообразны:
Уроки технологии «Твоя профессиональная карьера
профессионально – ориентационные беседы;
занятия в кружках, мастерских;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
встречи со специалистами и представителями колледжей и вузов;
посещение «дней открытых дверей учебных заведений»
участие в конкурсах, фестивалях, выставках, ярмарках;
использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;
Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;
В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации учащихся с ОВЗ и необходимость совместных усилий педагогов школ, родителей по подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности совместно с учреждениями начального и среднего профессионального образования. Ежегодно 70% обучающихся нашей школы поступают в средние профессиональные учреждения, из них 10% обучающихся с ОВЗ. В частности, востребованным остается Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар» По статистике поступают 10% обучающихся и в основном дети из малообеспеченных семей, в том числе и учащиеся с ОВЗ. В дальнейшем обеспечивая себя работой, постоянным заработком, умением приготовить и возможностью всегда быть сытым. Конечно, проведение конкурсов профессионального мастерства является очень значимым для учащихся, родителей и педагогов, но в силу своих возможностей, образа жизни не все могут поучаствовать в них. Чаще всего из-за низкого материального положения. Из года в год растет число обучающихся, в том числе с ОВЗ принявших участие в конкурсах, фестивалях, профессиональных пробах. Любое участие в мероприятиях по профориентации, в частности в конкурсах и фестивалях повышает уровень мотивации и самооценки учащихся с ОВЗ и ориентирует на дальнейшую учебную и трудовую деятельность.
Таким образом, для эффективной профориентационной работы с подростками ОВЗ, следует выделять:
- индивидуальный характер (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
- направленность профориентационных мероприятий, прежде всего на всестороннее развитие личности (создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Литература
1.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
2. Зеер М.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004.
3. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 1990. – с.158
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
5. Ковалёв А. Г. Психология личности. – СПб. 1963.
6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. - № 1. – С. 6-22.).
7. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 16-23.
8. Интернет источник. www.metodkabi.net.ru