Профориентация в ДОО по формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №344431
В данной статье мы рассмотрим как проходит профориентация в старшем дошкольном возрасте. Знакомство с трудовой деятельностью взрослых формирует у ребенка первоначальные представления о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в развитии ребенка.
Профориентация в ДОО по формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста
Веракса Ирина
Аннотация:
В данной статье мы рассмотрим как проходит профориентация в старшем дошкольном возрасте. Знакомство с трудовой деятельностью взрослых формирует у ребенка первоначальные представления о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в развитии ребенка.
Ключевые слова: профориентация, профессия, представления о мире, старший дошкольный возраст.
Профориентация – немаловажное направлением работы образовательных организаций.
Профориентация детей существенно оказывает большое влияние на будущую самореализацию личности.
Так что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, нацеленных на раскрытие индивидуальных особенностей, способностей, а также увлечений у каждого человека, для того чтобы помочь совершить разумный выбор профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным способностям. Это относится не только выпускников средних учебных заведений, а также детей дошкольного возраста, так как уже трехлетний дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Понимая педагогические и психологические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в определенных видах деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, предоставив ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
Профориентация в детских садах является начальным звеном системы непрерывного образования. Дошкольная образовательная организация – это первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с разнообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкий спектр деятельности для педагогов и психологов, и это новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети узнают о разных профессиях через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересах и отношении к определенным видам деятельности. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, чтобы он мог познакомиться со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться тем, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать свой выбор в будущем, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. По мнению родителей, раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в том, чтобы навязать ребёнку того, кем он должен стать, а тем чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в будущем. Необходимо развивать у ребёнка уверенность в себе, поддерживая его усилия в творчестве, технике, спорте, и т. д. Чем больше разных навыков и умений ребенок приобретет в детстве, тем лучше он будет понимать и оценивать свои способности, когда станет старше.
В практике дошкольных образовательных организаций накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Это включает в себя экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят играя. Следовательно, игра является ключевым средством формирования представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Основным видом игры, в которой дети непосредственно знакомятся с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольной образовательной организации разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно- ролевой игре дети воспроизводят мир взрослого. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, принимая на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.
Главной особенностью сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют сюжетную линию, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. Дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв листики, камушки, палочки он может себя представить поваром или взять строительные материалы и представить себя строителем. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.
Содержание игры помогает понять основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Ещё одной особенностью сюжетно- ролевых игр заключается в том, что они носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессию взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но в тоже время это ограничено правилами игры. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают правила игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Дети старшей группы дошкольного возраста воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Например, у старших дошкольников конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, необходимое для повседневной жизни . Дети усваивают основные трудовые умения и навыки, изучают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление.
В процессе профориентации с дошкольниками мы расширим кругозор, знакомясь с профессиями которых они не знают; узнаем, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде; обогатим словарный запас дошкольников, расширим коммуникативные навыки.
Дети узнают назначение профессиональной техники, инструментов и материалов в трудовой деятельности взрослых, различают профессии по основным характеристикам и называть важные качества, представителей разных профессий. Выделяют структуру трудовых процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют отношения между людьми разных профессий в игре, участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых, положительно относятся к трудовой деятельности и к труду в целом, демонстрируют сознательный способ безопасного поведения в повседневной жизни.
Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в образовательных организациях, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, анкетирование, круглые столы, конкурсы, выставки, рассказы родителей о профессии, дни открытых дверей.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности учебного процесса обучения с учетом педагогических, психологических и физиологических особенностей дошкольников.
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004 – 52 с.
3.