Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Профориентация в ДОО по формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №344431

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье мы рассмотрим как проходит профориентация в старшем дошкольном возрасте. Знакомство с трудовой деятельностью взрослых формирует у ребенка первоначальные представления о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в развитии ребенка.

 

Профориентация в ДОО по формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста

Веракса Ирина

Аннотация:

В данной статье мы рассмотрим как проходит профориентация в старшем дошкольном возрасте. Знакомство с трудовой деятельностью взрослых формирует у ребенка первоначальные представления о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в развитии ребенка.

Ключевые слова: профориентация, профессия, представления о мире, старший дошкольный возраст.

 

Профориентация немаловажное направлением работы образовательных организаций.

Профориентация детей существенно оказывает большое влияние на будущую самореализацию личности.

Так что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, нацеленных на раскрытие индивидуальных особенностей, способностей, а также увлечений у каждого человека, для того чтобы помочь совершить разумный выбор профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным способностям. Это относится не только выпускников средних учебных заведений, а также детей дошкольного возраста, так как уже трехлетний дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Понимая педагогические и психологические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в определенных видах деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, предоставив ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.

Профориентация в детских садах является начальным звеном системы непрерывного образования. Дошкольная образовательная организация это первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с разнообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкий спектр деятельности для педагогов и психологов, и это новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети узнают о разных профессиях через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересах и отношении к определенным видам деятельности. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, чтобы он мог познакомиться со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться тем, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать свой выбор в будущем, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. По мнению родителей, раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в том, чтобы навязать ребёнку того, кем он должен стать, а тем чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в будущем. Необходимо развивать у ребёнка уверенность в себе, поддерживая его усилия в творчестве, технике, спорте, и т. д. Чем больше разных навыков и умений ребенок приобретет в детстве, тем лучше он будет понимать и оценивать свои способности, когда станет старше.

В практике дошкольных образовательных организаций накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Это включает в себя экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят играя. Следовательно, игра является ключевым средством формирования представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Основным видом игры, в которой дети непосредственно знакомятся с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольной образовательной организации разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно- ролевой игре дети воспроизводят мир взрослого. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, принимая на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Главной особенностью сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют сюжетную линию, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. Дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв листики, камушки, палочки он может себя представить поваром или взять строительные материалы и представить себя строителем. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает понять основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Ещё одной особенностью сюжетно- ролевых игр заключается в том, что они носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессию взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но в тоже время это ограничено правилами игры. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают правила игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы дошкольного возраста воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Например, у старших дошкольников конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, необходимое для повседневной жизни . Дети усваивают основные трудовые умения и навыки, изучают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление.

В процессе профориентации с дошкольниками мы расширим кругозор, знакомясь с профессиями которых они не знают; узнаем, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде; обогатим словарный запас дошкольников, расширим коммуникативные навыки.

Дети узнают назначение профессиональной техники, инструментов и материалов в трудовой деятельности взрослых, различают профессии по основным характеристикам и называть важные качества, представителей разных профессий. Выделяют структуру трудовых процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют отношения между людьми разных профессий в игре, участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых, положительно относятся к трудовой деятельности и к труду в целом, демонстрируют сознательный способ безопасного поведения в повседневной жизни.

Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в образовательных организациях, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, анкетирование, круглые столы, конкурсы, выставки, рассказы родителей о профессии, дни открытых дверей.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности учебного процесса обучения с учетом педагогических, психологических и физиологических особенностей дошкольников.

 

 

 

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004 – 52 с.

3.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×