Профориентация в системе дополнительного образования: от профориентационной работы с обучающимися к их профессиональному самоопределению. | Пахалина Анна Юрьевна. Работа №342076
Профессиональная ориентация – единственный общедоступный инструмент, который может обеспечить подготовку нынешних подростков к реалиям завтрашнего дня.
Игровые технологии имеют огромный потенциал для формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра является важнейшим средством
воспитания и на сегодняшний день переживает период своеобразного расцвета
Профориентация в системе дополнительного образования: от профориентационной работы с обучающимися к их профессиональному самоопределению.
1.ВВЕДЕНИЕ.
Эволюция профессиональной ориентации в нашей стране прошла несколько этапов своего развития, и на каждом из этапов ведущие цели профориентационной работы постоянно менялись.
Например, в 80-е годы прошлого века профориентационная работа позиционировалась как помощь человеку в его профессионально-образовательном выборе, решалась задача взаимовыгодного подбора «предприятия, который нуждался в определённых типах работников», и «человека, который был способен и имел желание работать на конкретном рабочем месте».
В дальнейшем профессиональная ориентация рассматривалась, в первую очередь, как поддержка профессионального самоопределения человека. А в чем профессиональное самоопределение отличается от профессиональной ориентации?
Профессиональная ориентация
Профессиональное самоопределение
-ориентирование обучающегося, оказание ему помощи в профессиональном самоопределении
- это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой трудовой деятельности
В современном тысячелетии профориентационная работа с подростками, определяет новую цель – подготовка человека к успешной жизнедеятельности в условиях неопределённого будущего. Это будущее может носить разные имена – «цифровая экономика», «информационное общество», или другие – но во всех случаях мы знаем о нём только одно: оно кардинально отличается от того, что было в прошлом, и от того, что мы видим в настоящем. А значит, чтобы быть готовым к будущему, нужно уметь проявлять качество «преадаптации» (А. Г. Асмолов) и «навык проворства» (Джой Ито) – максимально возможную гибкость и изменчивость в своих действиях, умениях и компетенциях. Для того , чтобы добиться результативности, нужно учитывать следующее: нужно оказывать помощь в выборе профессии, колледжа, ВУЗА;
Развивать обучающихся как субъектов профессионального самоопределения; и осуществлять подготовку к профессиональному самоопределению в условиях будущего. Профессиональная ориентация – единственный общедоступный инструмент, который может обеспечить подготовку нынешних подростков к реалиям завтрашнего дня.
Что ещё мы ужу сейчас знаем о будущем труда и профессий?
- Выбор профессии – уже не будет выбором «один раз и на всю жизнь». Скорее всего, после первого выбора придётся выбирать ещё раз, снова и снова, на протяжении всей жизни.
- Универсальные компетенции – «софт скиллз» (soft skills) – в профессиональной деятельности уже сейчас приобретают не меньшее, а порой и большее значение, чем собственно профессиональные компетенции – «хард скиллз» (hard skills). Что такое «софт скиллз»? Это прежде всего социальные навыки, связанные с коммуникацией, организацией, работой в команде, а также с самообразованием и обработкой информации. Наличие их у человека уже в ближайшем будущем станет базовым условием готовности к любому виду профессиональной деятельности. Но это не значит, что «софт скиллз» полностью вытеснят «хард скиллз»: нельзя стать успешным ветеринаром, инженером, поваром или даже менеджером проекта только за счёт своей коммуникабельности или организованности.
- Во всём мире «профессия» постепенно перестаёт быть стабильным набором трудовых функций, требующим определённых знаний, умений и навыков, и становится персонализованным динамичным набором компетенций. В мире будущего большинство «профессий», скорее всего, будут определяться как «рабочее место, созданное работником под себя».
- Это не значит, что сама ценность профессионализма отмирает. В наступающем постиндустриальном мире профессионализм – это базовый набор профессиональных компетенций, широкая базовая сфера профессиональной деятельности, в рамках которой человек включается в разные проекты и реализует их – в команде или самостоятельно, последовательно или параллельно.
- Производственный процесс меняется уже сейчас: рядом с большими заводами и длительными, массовыми технологическими процессами возникает всё больше стартапов, проектных команд, распределённых офисов, гибких малосерийных производств. Всё большее распространение получают и новые формы организации труда – фриланс, коворкинг, краудсорсинг, волонтёрство.
- Всё больше производственных и управленческих процессов будет автоматизироваться с использованием разнообразных цифровых технологий.
- Часть жизни наших детей, которую они проводят в Интернете – это неизбежность. Возможно, это – важный этап в развитии их профессионального самоопределения: весьма вероятно, что большая половина его профессиональной деятельности будет проходить в сети.
Предметы образовательной работы с будущим, в том числе в рамках профориентационной работы с будущим, могут иметь различный масштаб: глобальное будущее Космоса, Земли и человечества – будущее нашей страны – будущее нашего города, района – будущее отраслей и профессий – моё персональное будущее.
2. Опыт работы с обучающимися в рамках программы «Мир профессий».
Профориентационные игры.
Игровые технологии всегда представляли интерес для педагогов - психологов. В отечественной, и в мировой психологической практике накоплен большой научный и практический опыт использования игровых технологий. Игровые технологии имеют огромный потенциал для формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра является важнейшим средством
воспитания и на сегодняшний день переживает период своеобразного расцвета. И в своей работе в этом учебном году я сделала акцент именно на профориентационных играх.
Краткий обзор игр и опыта работы, выставка пособий.
3. Вывод по данной теме и ориентир работы на новый учебный год ( проектная работа)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Агеева, И.Д. Парад профессий: веселые познавательные игры для
учащихся 5-10 классов [Текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.-No 7.-
С. 3-8.
Атлас новых профессий 3.0 [Электронный ресурс] Доступ:
http://atlas100.ru
3. Гуревич Г. И. Лоция будущих открытий: Книга обо всём. – М.: «Наука», 1989. – 208 с. Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. –Мн.: Бел. наука, 2000.
Профориентационный
навигатор [Электронный ресурс]. —
Режим доступа:
https://czn.admtyumen.ru/content/
5. Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. –Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
6. Школа профессий будущего. Образовательная (просветительская) психолого - педагогическая программа [Электронный ресурс] / Г. А. Белая, О. П. Белякова, Ю. Ю. Валисава и др.-; ГУ Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс».
7. Электронный ресурс www.metodkabi.net.ru
8. Электронный ресурс www.narod.vch.ru
9. Электронный ресурс: http://www.uroki.net/docklruk/docklruk24.htm
10.Электронный ресурс: http://www.uchmet.ru/library/material/138279/
11.Электронный ресурс: http://www.klassnye-chasy.ru/v-mire-professiy