Программа "Декоративно-прикладное искусство и керамика" | Булгару Жанна Жумасултановна. Работа №365270
Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство и керамика» направлена на развитие у учащихся объемно-пространственного мышления и чувства формы (ее конструктивные и индивидуальные особенности), а так же обучение их мыслить пластическими образами, развивать наблюдательность и зрительную память.
В соответствии с концепцией школы, направленной на межэтническую толерантность, программа включает в себя уроки, знакомящие детей с культурой народов, проживающих на территории области. Дети знакомятся с фолклером и художественными промыслами, создавая на их основе творческие работы.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1 имени Н.П. Будашкина»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Декоративно-прикладное искусство и керамика»
Чита 2025
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ
Рассмотрено:
Методическим советом
МБУ ДО «ДШИ №1 им. Н.П. Будашкина»
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «ДШИ №1 им. Н.П. Будашкина» Дошлова А.П.
«___»___________2025г. «___»________________2025г.
Составитель: Ж.Ж. Булгару, преподаватель изобразительного искусства МБУ ДО «ДШИ №1 им. Н.П. Будашкина»
Рецензент: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура программы учебного предмета
I Пояснительная записка …………………………………………..………….4
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательногоучреждения на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II Содержание учебного предмета …………………………………………. 10
-Учебно-тематический план
- Годовые требования
III Требования к уровню подготовки обучающихся ……………...…….. 14
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV Формы и методы контроля, система оценок …………..……………… 17
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V Методическое обеспечение учебного процесса………………………….18
VI Списки рекомендуемой учебной и методической литературы …..…19
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
I Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство и керамика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, на основании «Примерных учебных планов детских школ искусств» Министерства культуры РФ, 23.06.2003 № 66-01-16/32) и на основе программы (проекта) по предмету «скульптура» для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств, Москва, 1989 год.
Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство и керамика» направлена на развитие у учащихся объемно-пространственного мышления и чувства формы (ее конструктивные и индивидуальные особенности), а так же обучение их мыслить пластическими образами, развивать наблюдательность и зрительную память.
В соответствии с концепцией школы, направленной на межэтническую толерантность, программа включает в себя уроки, знакомящие детей с культурой народов, проживающих на территории области. Дети знакомятся с фолклером и художественными промыслами, создавая на их основе творческие работы. Занятия, посвященные работе с натуры, строятся по академической методике, что способствует приобретению знаний и навыков, необходимых для создания классических работ. Таким образом, занятия по программе расширяют кругозор детей, приобщают их к этнической культуре, содействуют их профессиональному и творческому развитию. Это определяет педагогическую целесообразность, новизну и актуальность данной программы.
Срок реализации учебного предмета
Программа «Декоративно-прикладное искусство и керамика» рассчитана на четыре года обучения в детской школе искусств на базе общеобразовательной школы, с первого по четвёртый класс.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Недельная нагрузка составляет 2 раза в неделю по 2 часа, итого 16 часов в месяц, 144 часа в год. Общий курс программы составляет 576 часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая и мелкогрупповая, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа: лекция, совмещая с элементами мастер-класса и практической работой. Занятие носит групповой характер.
Цель и задачи учебного предмета
Цель программы: Создание условий для развития детского воображения, образного мышления, фантазии, художественной наблюдательности, обучение творчеству.
Задачи программы:
- Расширение художественного кругозора
- Выявление и развитие художественных способностей и возможностей ребёнка
- Обучение определённым техническим навыкам, некоторым графическим, живописным и композиционным приёмам
- Формирование художественного вкуса, чувство стиля
- Воспитание любви к изобразительному искусству, к народным традициям своего края, уважению культуры других народов.
- Развитие у детей творческого воображения, наблюдательности и зрительной памяти, объемно–пространственного восприятия мира, художественного вкуса.
- Приобретение профессиональных навыков работы, воспитание понимания материала и особенностей языка скульптуры.
- Приобретение навыков и умений работы с пластическим материалом.
- Развитие умения передачи чувств, эмоций и мыслей ограниченными средствами скульптуры.
- Знакомство с культурой народов, населяющих регион и развитие межэтнической толерантности.
Отличительной особенностью настоящей программы от аналогичных по профилю является изучение народного творчества во взаимосвязи с краеведением. Такой подход позволяет сформировать у детей представления о национальных культурах региона и выполнить главную задачу школы, а именно дать базу для продолжения профессионального образования.
Структура программы учебного предмета
Программа представляет собой последовательную систему обучения, предусматривающую постепенное усложнение задач, накопление основных знаний и профессиональных навыков, а так же развитие у учащихся видения и понимания формы и правильной передачи объектов и явлений окружающей действительности. На занятиях рассматриваются в основном два раздела «Декоративно-прикладное искусство» и «Керамика».
Кроме того, на уроках, посвященных культуре народов, проживающих на территории области, дети знакомятся с фольклором и художественными промыслами, людей, принадлежащих к другому этносу, с другими обычаями и укладом. Это позволяет детям сблизиться, лучше узнать и понять друг друга. А впоследствии быть более толерантными по отношению к другим народам.
За период обучения учащиеся приобретают элементарные навыки в работе с пластическими материалами и инструментами. Они учатся лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают характер и пропорции предметов, животных и человека. Приучаются передавать свои творческие замыслы в пластическом материале.
Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первом классе, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, кинофильмов и т. д.
Обучение в 1 классе происходит по схеме: украшение - изображение. Ребёнок, приобретая первичный опыт в простых упражнениях по украшению предметов постепенно становиться их творцом.
В последующие годы обучения эти умения и навыки совершенствуются.
В конце второго года обучения учащиеся должны:
- Иметь представление о видах, техниках и материалах скульптуры. Уметь работать в материале и применять основные технические приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др).
- Овладеть элементарными умениями и навыками работы в объеме.
В конце третьего года обучения учащиеся должны:
- овладеть навыками работы с пластическими материалами и инструментами.
- Правильно держать кисть при декоративной росписи, выполнять различные элементы в один-два приема.
- Знать правила образования узора в простой и сложной полосе.
- Уметь пластически решать однофигурные композиции в объеме.
В конце четвертого года обучения учащиеся должны:
- Иметь представление о пропорциональных отношениях и пластике.
- Уметь пластически решать однофигурные композиции как в объеме, так и в рельефе.
- Знать правила образования узора в круге и сетке.
- Уметь стилизовать и декорировать изображение.
- Создавать декоративную композицию.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение:
Оборудование:
• Мультимедийное оборудование
• Столы, табуреты.
• Доски для рельефов.
• Клеёнка
• Наглядный фонд
Материалы:
• Бумага.
• Карандаши простые, ластик, линейка.
• Кисть круглая №1,№5 (белка) (одной из фирм: «Гамма», «Rooblef»; «Северный город»).
• Акварель, гуашь (фирмы «Гамма», «Северный город» 9-24 цвета).
• Глина, скульптурный пластилин, гипс, соленое тесто.
• Стека.
Методическое оснащение учебного процесса:
• Наглядные материалы, в том числе в электронном виде.
– методические таблицы, работы учащихся, гипсовые слепки, предметы быта, живая натура , фотографии и изделия декоративно- прикладного искусства.
- методические таблицы и электронные пособия демонстрирующие этапы работы над круглой скульптурой и рельефом; принципы построения рельефа; и т. д.
• Фонд работ учащихся, преподавателя.
• Фотографии, репродукции изделий, работ мастеров искусства разного жанра, вида, эпохи.
• Книги, каталоги, альбомы, журналы по декоративному искусству разного жанра, вида, эпохи.
• Компьютерная база данных по искусству «интернет», презентации.
II Содержание учебного предмета
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование темы
Кол- во часов
Теор
Практ
1 класс
1 полугодие
1
Вводное занятие «Мисс декор» Простая и сложная линия на цветном фоне. Росписи линией заготовок-шаблонов.
2
12
2
Чудо - росписи: основные элементы в росписях «Дымковская игрушка». Урок с элементами мастер-класс
6
14
3
История возникновения керамики. Упражнения по разминанию и лепка из глины. Лепим из джута. Лепим из комка. Пластический метод лепки. «Конь»\ Филимоновская игрушка.
4
16
4
Грунтовка и роспись глиняного изделия
4
14
2 полугодие
5
Чудо - росписи: основные элементы в росписях «Гжель». Зимние узоры. Урок с элементами мастер-класс
6
16
6
Декоративная композиция «Вербушка»
2
12
7
Роспись шаблонов пасхальных яиц с фоном. Воск + акварель. Гуашь.
2
12
8
Чудо - росписи: основные элементы в росписях «Хохлома», Урок с элементами мастер- класс
6
9
9
Изготовление и роспись глиняного медальона.
Урок с элементами мастер-класс
2
6
Всего 144
34
110
2 класс
1 полугодие
1
«Древний декор керамики». Росписи линией заготовок- шаблонов из цветного картона, кувшина и тарелки.
2
12
2
Преобразование глиняной массы на основе модуля. Упражнения по разминанию и лепка из глины посуды, метод изготовления из шарика, лепешки и жгута, роспись. Урок с элементами мастер-класс.
6
16
3
Иллюстрация сказки «Теремок» (изображение деревянного расписного терема, ёлок, зверей в окошках)
3
9
4
Иллюстрация сказки «Колобок» (изображение нарядной лисицы с колобком на носу). Урок с элементами мастер- класс.
3
6
5
Каргопольская игрушка. Упражнения по разминанию и лепка из глины, роспись «Животные из сказки». Урок с элементами мастер-класс.
2
12
2 полугодие
6
Работа с соленым тестом. «Рождественский венок». Урок-презентация с элементами мастер-класс.
4
14
7
Пасхальный натюрморт, лепка и роспись пасхальных яиц по эскизу. Урок с элементами мастер-класс.
4
14
8
Декоративная композиция «Букет цветов» Урок с элементами мастер-класс.
4
14
9
Узор в круге. Декоративная композиция. Урок с элементами мастер- класс.
2
10
10
Роспись гипсового панно-медальона. Урок с элементами мастер- класс.
2
3
Всего 144
34
110
3 класс
1 полугодие
1
Узор в сетке. Декоративная композиция. Урок с элементами мастер-класс.
3
12
2
Лепка и роспись «Дымковской игрушки». Барышня, козлик, петух.
6
16
3
Маска. Макет карнавальной маски с применением картона, ткани, блёсток и т. д. Урок с элементами мастер-класс.
4
14
4
Знаки зодиака. Изображение зодиакальных символов на звёздном небе. Урок с элементами мастер-класс.
3
13
2 полугодие
5
Чудо - росписи: основные элементы в росписях «Городец».
Урок- презентация с элементами мастер-класс.
6
12
6
Роспись картонного шаблона разделочной досточки «Городецкий конь ретивый»
4
14
7
Чудо - росписи: основные элементы в росписях «Жостово».
Урок- презентация с элементами мастер-класс.
2
13
8
Роспись картонного шаблона подноса в стиле «Жостово».
6
16
Всего 144
34
110
4 класс
1 полугодие
1
Стилизация животных и птиц. Декоративное панно «Кот Мурлыка», «Птица счастья», «Совушка»
6
22
2
Лепка из глины. Барельеф. Простой натюрморт из фруктов (яблоко, банан, виноград с листом, виноград). Урок с элементами мастер- класс
6
16
3
Резьба по ганчу. Гипсовая розетка.
4
18
2 полугодие
4
Рисование музыкальных инструментов, художественных принадлежностей и композиции из них. Декоративная сюрреалистическая абстрактная композиция.
6
17
5
Круглая скульптура. Лепка на тему «Животный мир» Декоративное решение и стилизация изделий.
4
18
6
Приглашение на праздник. Разработка пригласи- тельной открытки. Урок с элементами мастер- класс.
4
8
7
Разработка эмблемы к произвольному, на выбор, мероприятию; школе искусств.
4
12
Всего 144
34
110
Итого 576
136
440
Работая с учащимися над программными задачами, педагог объясняет и наглядно показывает принципы построения предметов и фигур с использованием проволочного каркаса и без каркаса; правила построения рельефа; способы выполнения декоративной пластики; разницу между монументальной скульптурой и мелкой пластикой.
Теоретическая часть дается в начале занятий и закрепляется последующей практической работой. Методы обучения
Информация должна дополнять творческий процесс, а не сводить его к минимуму. Метод обучения должен быть основан на создании доброго климата и доверия на уроке. Для этого необходимо настроить ребёнка на положительные эмоции, снять психологический барьер, учитывать индивидуальные особенности индивида. Беседы об изобразительном искусстве должны быть построены в интересной интерпретации, современной подаче с использованием мультимедийного оборудования. Уроки, созданные с использованием компьютерных программ, в виде презентации, несомненно, станут небольшим праздником в жизни ребёнка.
Каждый урок должен отличаться от предыдущего новизной, но необходимо сохранять связь между ними. На протяжении всего урока нужно стараться сохранить атмосферу взаимоуважения и взаимопонимания. Индивидуальный подход позволит помочь сделать правильный выбор в дальнейшем профессиональном обучении, независимо от природных данных детей.
В процессе изучения программы решаются такие важные аспекты как :
- Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов. - Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
- Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
III Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
Раздел программы «Декоративно-прикладное искусство и керамика» для 1 класса предусматривает освоение следующих задач;
1) первоначальные сведения о пластических материалах (глине и пластилине);
2) развитие творческого воображения;
3) развитие наблюдательности и зрительной памяти;
4) изучение основных принципов построения композиции;
5) приобретение первоначальных профессиональных навыков работы (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор, отход от работы);
6) приобретение обязательного в процессе работы навыка отхода от станка — для осуществления сравнения выполняемого задания с натурой или для его кругового обзора;
7) воспитание у детей понимания материала и любви к нему.
Раздел программы для 2 класса предусматривает освоение следующих задач:
1) закрепление знаний, полученных на первом году обучения;
2) дальнейшее развитие и совершенствование у учащихся пластических навыков на основе усложнения заданий как натурных, так и композиционных;
3) дальнейшее развитие способности творчески воспринимать окружающий мир, среду;
4) развитие зрительной памяти;
5) дальнейшее развитие объемно-пространственного восприятия мира
6) развитие умения передавать строение человека и животных, их пропорции и движение в форме, доступной детям данного возраста;
7) понятие о декоративности и скульптуре;
8) освоение закономерностей изменения и построения формы в уплощенном пространстве двухпланового рельефа.
Раздел программы для 3 класса предусматривает дальнейшее усложнение заданий, повышение требований к работам учащихся и освоение ими следующих задач:
1) работа с более сложными моделями при копировании классических гипсовых орнаментов;
2) дальнейшее развитие глазомера (только в крайнем случае следует пользоваться циркулем или промерами);
3) представление о каркасе для лепки фигуры человека, работа с каркасами, построение человеческой фигуры в движении;
4) расширение представлений о работе в рельефе;
5) самостоятельная подготовительная работа при создании композиции: использование документального материала, собственных наблюдений, умение видеть главное, запечатлеть это в своих композициях в доступной для данного возраста форме;
6) закрепление навыков правильного хода работы над композицией — от поиска композиционного решения в эскизе к работе в большом размере;
7) повышение у учащихся требований к своей работе: к ее выразительности, читаемости силуэта, пластическому построению композиции, ее образному решению.
Задачами программы 4 класса являются:
1) закрепление полученных во время учебы знаний, наиболее отчетливое проявление их при исполнении заключительного задания по композиции;
2) закрепление полученных во 2 и 3 классах навыков работы и фигурой человека с натуры (работа на соответствующем каркасе — на «глаголе»);
3) умение работать над композицией в рельефе, уделяя особое внимание распределению планов, пластической и динамической выразительности, ритму, роли фона;
4) владение навыками работы с натуры, в том числе выполнение орнамента «Розетка», значительно более сложного по форме и движению масс, чем все предыдущие модели, использовавшиеся для аналогичного задания;
5) дальнейшее развитие у учащихся способности предельно концертировать внимание, распределять свои силы для работы, а также умения расчленять выполнение задачи на отдельные этапы;
6) знакомство со строением головы человека на основе работы с натуры и по античным слепкам;
7) самостоятельное решение композиционных задач в заключительной работе; выявление объема знаний, полученных ими в этой области за время обучения в школе (объемно-пространственные представления, пластическая взаимосвязь, круговой обзор, читаемость силуэта, отбор характерных деталей, выразительность и т. д.), в доступной для данного возраста форме. Предполагается, что при выполнении свободной темы учащиеся получат возможность полнее раскрыть свою творческую индивидуальность.
IV Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Виды контроля
Содержание
Формы контроля
Методы и способы контроля.
Сроки контроля
Вводный.
Общая эрудиция.
Уровень знаний по программе. Развитие моторики руки, творческого воображения.
1-4 годы
Овладение лепкой, скульптурой.
Просмотр работ.
Выставка работ.
Выставление оценок.
Наблюдение,
Беседа,
Выполнение учащимися практических заданий.
Сентябрь.
Текущий.
Промежуточный.
Творческий потенциал учащихся
Оценка личностных качеств.
Формирование общеучебных умений.
Опрос. Выставление текущих оценок.
Полугодовые оценки оценки.
Просмотры.
Анализ учителем проведенных занятий. Упражнения по выполнению рисования с образца с натуры и по представлению.
Октябрь.
Декабрь.
Январь.
Май.
Коррекция
Ликвидация пробелов
Упражнения рисования по образцу.
Карточки.
В течение года.
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач.
Конкурсы, выставки, фестивали.
Отчетные выставки за полугодие, за год.
Итоговые контрольные уроки.
Годовые оценки.
Декабрь.
Май.
Для проверки полученных знаний и навыков используется такая форма контроля как творческая работа, так же проводится промежуточный полугодовой просмотр, а в конце года выполняется контрольное задание и проводится итоговый просмотр.
Подведение итогов реализации программы проводятся в форме выставок и конкурсов.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
V Методическое обеспечение учебного процесса
Наличие натурного фонда, включающего в себя предметы быта; геометрические тела; муляжи овощей и фруктов; гипсовые розетки, архитектурные элементы, головы, фигуры людей; чучела птиц и животных.
Наглядные пособия с изображением цветов, птиц и животных.
Методические таблицы и электронные пособия демонстрирующие этапы работы над круглой скульптурой и рельефом; принципы построения рельефа; и т. д.
Рекомендуемые пособия
1. Фотографии и изделия декоративно-прикладного искусства.
2. Необходимые интернет-ресурсы, презентации по каждому заданию.
3. Фотографии птиц, рыб, домашней утвари.
4. Фотографии природы родного края и разных климатических зон.
VI Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Методическая литература
1. Гулова Ф. Ф Скульптура, шаг за шагом / Ф. Ф. Гулова– Москва: АСТ, 2005 – 32с.
2. Декоративно-прикладное искусство. Программа и методическое пособие для ДХШ и худ. отделений ДШИ. - Москва: 2005. – 25 с.
3. Дульский П. И. Моделирование фигуры человека. Анатомический справочник скульптора П. И. Дульский – Минск: ООО Попурри, 2009 – 136с.
4. Одноралов Н.А Скульптура и скульптурные материалы \ Н. А Одноралов– Москва: ДРОФА-М, 2002. – 184 с.
5. Изобразительный фольклор. Примерная программа для ДХШ и изо. отделений ДШИ, Москва: 2005. – 32 с.
6. Чаварра Х. Ручная лепка/ Х. Чаварра. – Москва: АСТ, 2003 – 63с.
Учебная литература
1. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. / Большаков М.В. - Москва: Книга, 1990 – 226 с.
2. Бретаницкий Л.С Искусство Азербайджана IV XVIII веков. /Л.С Бретаницкий, Б.В. Веймарн - Москва: Искусство, 2006. - 272 с.
3. Ватагин В. Изображение животных/ В. Ватагин - Москва: Искусство, 2007. – 186 с.
4. Голубкина А. Несколько слов о ремесле скульптора /А. Голубкина – Москва: ДРОФА-М, 2003.- 164 с.
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко - Москва: Владос, 2006 – 174 с.
6. Писаревский Л. Д Лепка \ Л.Д Писаревский - Москва: Искусство, 2002. – 178 с.
7. Соколов В.В Лепка фигуры/ Соколов В.В - М. 2008 – 186 с.
Литература для обучающихся
1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002 .- 32 с.
2. Брагинский В.Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002. - 32 с.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН,
2002. - 64 с.
4. Иванов В.И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002. - 32 с.
5. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000. - 95 с.
6. Панов В.П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005. - 32 с.
7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.:
РОСМЭН, 2003. - 48 с.
8. Ткаченко Е.И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999. - 32 с.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2004. - 36 с.
10. Чивиков Е.К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006. - 31 с.
11. Шабаев М.Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002 .- 32 с.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, наглядным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; Лепим народную игрушку. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-9 лет. Автор: В. Лобанова,
Наглядные пособия по декоративно-прикладному искусству:
«Городецкая роспись» (+ форма для росписи)
«Цветочные узоры Полхов-Майдана» (+ форма для росписи)
«Сказочная гжель» (+ форма для росписи)
«Жостовский букет» (+ форма для росписи)
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; «Народное искусство» Автор: А. Назарова (комплект из 10 электронных книг)
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.