Программа для детей с ОВЗ в средней группе | Киселева Наталья Олеговна. Работа №301868
Адаптированная для детей с ОВЗ (ТНР) программа физкультурно-спортивной направленности
«Обучение плаванию в детском саду»
Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические- требования к устройству, содержанию и организации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Рассмотрено
на заседании Педагогического совета
протокол №1 от 31.08.2022г
УТВЕРЖДАЮ
_______________________Л.А Лукша
Приказ МАДОУ д/с «Радуга»
от 1.09.2022г №171
Дополнительная адаптированная для детей с ОВЗ (ТНР) общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Обучение плаванию в детском саду»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Киселева Н.О, инструктор по физической культуре
г. Советский, 2022 г
Пояснительная записка
Актуальность
Здоровые дети – это основа жизни нации. Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно является физическая культура. Правильная организация занятий физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.
Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях приравненных к районам Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования.
Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы, а затем всех систем организма.
Заболевания, связанные с длительным проживанием человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм. Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо, проявляющимися в весеннее время. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Кроме того, в районах Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре Дополнительно к физкультурным занятиям в нашем саду включаются занятия по плаванию, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют разностороннему физическому развитию.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические- требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13); Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726р; Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014 «Об утверждении Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО Югре», Устав МАДОУ «Детский сад «Радуга», Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад «Радуга».
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе программы «Обучение плаванию в детском саду» (Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева) для воспитанников 4-5 лет.
Направленность:физкультурно-спортивная.
Уровеньсложности:стартовый
Программа составлена для детей 4-5 летнего возраста.
Возрастные особенности:
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слабо. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышцы взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки сформированы плохо. Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышце взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются. Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.
Особенности детей с ОВЗ (нарушение речи).
Как правило, это дети соматически ослаблены. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса по отношению к возрастным возможностям.
Обнаруживается снижение ориентировочно- познавательной деятельности. Внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Для них также характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать его длительное время и переключать его при смене деятельности. Детям требуется гораздо большее количество попыток для решения наглядной задачи. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливают несформированность навыков самообслуживания.
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
- по развитию физических качеств. Дети с расстройствами отличаются от здоровых детей низким уровнем ловкости и быстроты.
- по степени сформированной двигательных навыков. Дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).
Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.
Занятия плаванием благотворно влияют на все важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
Цель и задачи реализации программы.
Цель программы: укрепление и оздоровление воспитанников для разностороннего физического развития, через обучение детей плаванию.
Задачи программы:
Оздоровительные задачи:
1. Укрепить здоровье ребенка.
2. Совершенствовать опорно – двигательный аппарат.
3. Формировать правильную осанку.
4. Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
5. Адаптация к водной среде
Образовательные задачи:
1. Формировать двигательные умения и навыки.
2. Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.
3. Формировать навыки плавания.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать двигательную культуру.
2.Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, чувства коллективизма и взаимопомощи, умения взаимодействовать в коллективе.
3.Воспитывать заботу о своем здоровье навыков личной гигиены, бережного осознанного отношения к своему здоровью.
Коррекционные задачи для детей с ОВЗ:
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья;
- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- формирование у детей общей культуры.
Планируемые результаты освоения программы:
Основным показателем успешной реализации программы является устойчивое позитивно – эмоциональное отношение ребенка к воде (наблюдение за ребенком), общее позитивное самовосприятие, а также сформированность двигательных навыков. Личностныерезультатыотражаютсявиндивидуальныхкачественных свойствахобучающихся. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, вположительномотношениидетейкзанятиямплаванием,накоплении необходимых знаний для удовлетворенияиндивидуальных интересов ипотребностей,достиженияличностнозначимыхрезультатоввфизическом совершенстве.
Врезультате освоения программногоматериалапоплаванию дошкольники:
знают:
- правила поведениявбассейне;
- краткиесведения о строенииифункцияхорганизма;
- влияниеплаванияна организм;
-правилауходазасобойисвоимтелом,оказаниепервойпомощипри проблемахнаводе;
- оназначении оборудования и инвентаря;
умеют:
-правильновыполнять подводящие и специальныеупражнения.
Предполагаемые результаты первого года обучения:
На занятиях по плаванию дети 4-5 лет обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течении непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей поддерживающей силе воды, кроме того, дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох – выдох в воду несколько раз.
С учетом основных задач начального обучения плаванию на данном этапе лишь игры с игрушками, включая все виды ходьбы, бега и прыжков. При обучении детей среднего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что первоначально созданные и закрепленные, они не разрушаются полностью и впоследствии могут проявиться. При неправильно сформированных навыках в плавании (скольжении) движения выполняются неэкономно, и это затрудняет весь дальнейший процесс обучения. Переучивать детей очень сложно.
Оценка достижения результатов усвоения программы проводится 2 раза в год (в начале и в конце года) по методике предложенной Л.М.Денякиной, доцентом кафедры начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Метапредметные результаты для детей с ОВЗ:
- развивается слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- улучшается координации движений, общая и мелкая моторики, мимика лица
- развивается физиологическое и речевое дыхания, что способствует закреплению поставленных звуков в свободной речи, формированию темпа, ритма и интонационной выразительности речи.
Численность группы – до 10 человек 4-5 лет.Набор в группу осуществляется при наличии медицинской справки о здоровье.
Режим занятий:
Период обучения: октябрь-май (32 учебных недели).
Количество занятий в неделю – 2 (2 раза в неделю по 1 занятию). Продолжительность одного занятия до 20 мин. Количество занятий в год – 64.
Особенности работы педагога на группе для детей с ОВЗ (нарушение речи):
деление инструкции на части
инструкцию адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
проговаривание, комментирование, систематическое повторение инструкции;
увеличение времени на выполнение задания;
опора на тактильные ощущения;
деление детей на подгруппы для выполнения задания;
речь педагога неторопливая, эмоциональная и выразительная для более полного понимания и усвоения детьми матер
иала.
Форма организации образовательного процесса - занятие: учебно-игровая; соревновательное, игровое.На занятиях по плаванию применяется индивидуальный подход, как для наиболее выдающихся обучающихся, так и для обучающихся, испытывающих трудности в усвоении программного материала. В группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.
Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.
Структура проведения занятий.
Занятие состоит из 3 частей: подготовительная часть (обще-развивающие упражнения на суше или в воде); основная часть (специальные и подготовительные упражнения для обучения плаванию); заключительная часть (игры и упражнения на внимание).
Методы, приёмы обучения организации детей на занятиях подбираются с учётом задач этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей, характера упражнений:
наглядный (показ движений, зрительные ориентиры);
словесный
(объяснение, указания, название упражнений, словесные инструкции, оценка);
практический
(выполнение упражнений, проведение упражнений в игровой форме).
Принципы обучения плаванию детей дошкольного возраста
1. Систематичность. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
2. Доступность. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям.
3. Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.
4. Наглядность. Что бы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождается показом упражнений. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т.д
5. Последовательность и постепенность. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным.
6. Индивидуальность. Занятия должны обеспечивать учет индивидуальных способностейи возможностейребенкавпроцессеобучения.
2. Учебный план
№ п/п
Название раздела/ темы
Количество занятий
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
1
Модуль 1. Первый год обучения
1.1
Знакомство с детьми. Беседа о видах спорта, правилах поведения в спортзале и на воде.
2
0.5
1.5
1.2
Ознакомление со свойствами воды
6
0.5
5.5
диагностика
1.3
Упражнения обучающие дыханию.
10
0.5
9.5
1.4
Упражнения обучающие погружению и всплытию
8
0.5
7.5
1.5
Упражнения обучающие скольжению
10
0.5
9.5
1.6
Упражнения обучающие движению ног
10
0.5
9.5
1.7
Имитация движения ног
8
0.5
7.5
1.8
Закрепление всех приобретенных навыков.
10
0.5
9.5
диагностика
Итого:
64
4,5
59,5
3. Содержание программы
Модуль 1.
№ п/п
Раздел
Содержание
1
Знакомство с детьми. Беседа о видах спорта, правилах поведения в бассейне и на воде.
Теория.Правилаповедения в бассейне, Техника безопасности.
Практика. Вхождение в воду.Ходьба парами по дну бассейна, бег, прыжки.
2
Ознакомление со свойствами воды
Теория. Правила поведения в бассейне.
Практика: Ходить, бегать, прыгать в воде помогая себе руками, выпрыгивать из воды как можно выше, помогая руками.
3
Упражнения, обучающие дыханию
Теория. Правила поведения в бассейне.
Практика: Ходить и бегать парами по дну бассейна, держась за руки. Держась парами, лицом друг к другу, поочередно выполнять погружения в воду до подбородка, до глаз, с головой
Присесть, по сигналу сделать вдох, опустить лицо в воду. Присесть, подбородок на уровне поверхности воды, сделать вдох, подуть на воду
4
Упражнения, обучающие погружению и всплытию
Теория. Правила поведения в бассейне.
Практика: Идти в право и влево приставными шагами, держась за руки. Стоя в кругу, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, присесть, сгруппироваться, всплыть («как поплавок»).
5
Упражнения обучающие скольжению
Теория. Правила поведения в бассейне.
Практика: Стоя у бортика, поднять руки вверх, положив ладони друг на друга, слегка оттолкнуться от дна бассейна, проскользить по воде задержав дыхание. Присев в воду, рассматривать предметы на дне бассейна.
6
Упражнения обучающие движению ног
Теория. Правила поведения в бассейне.
Практика: Присесть, подбородок на уровне поверхности воды, сделать вдох, подуть на воду .работа ног, как при плавании кролем, у бортика бассейна.
7
Имитация движения ног.
Теория. Правила поведения в бассейне.
Практика; Работа ног, как при плавании кролем у бортика. Стоя спиной к бортику, поднять руки вперед-вверх, задержать дыхание, наклониться вперед и плавно лечь на воду. Расслабиться, полежать на воде с задержкой дыхания. Скользить на груди после отталкивания от бортика бассейна, совершая выдох в воду.
8
Закрепление всех приобретенных навыков.
Теория. Правила поведения в бассейне.
Практика:Скольжение на груди с постепенным выдохом в воду. Скольжение на груди с работой ног. Держась за бортик, движения ногами, как при плавании способом кроль. Погрузиться в воду с открытыми глазами, достать со дна игрушку или разбросанные по дну предметы.
4. Календарный график занятий
№ п/п
Месяц
Дата / номер уч.нед
Время проведения
формы занятия
Количество часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1
10
1
По расписанию
Беседа, игры
1
Знакомство: с детьми, видами спорта, правила поведения в бассейне и на воде
бассейн
2
10
1
По расписанию
Беседа, игры
1
Знакомство: с детьми, видами спорта, правила поведения в бассейне и на воде
бассейн
3
10
2
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Ознакомление со свойствами воды.
бассейн
4
10
2
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Ознакомление со свойствами воды.
бассейн
5
10
3
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Ознакомление со свойствами воды.
бассейн
6
10
3
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
7
10
4
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
8
10
4
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
9
11
5
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Упражнения обучающие дыханию
10
11
5
По расписанию
практика
1
Упражнения обучающие дыханию
бассейн
Диагностика (входная)
11
11
6
По расписанию
практика
1
Упражнения обучающие дыханию
бассейн
Диагностика (входная)
12
11
6
По расписанию
практика
1
Упражнения обучающие дыханию
бассейн
Диагностика (входная)
13
11
7
По расписанию
демонстрация, практика, игра
1
Упражнения обучающие дыханию
бассейн
14
11
7
По расписанию
демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
15
11
8
По расписанию
демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
16
11
8
По расписанию
демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
17
12
9
По расписанию
демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
18
12
9
По расписанию
демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
19
12
10
По расписанию
демонстрация, практика, игра
1
Упражнения, обучающие погружению и всплыванию
бассейн
20
12
10
По расписанию
демонстрация, практика, игра
1
Упражнения, обучающие погружению и всплыванию
бассейн
21
12
11
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Упражнения, обучающие погружению и всплыванию
бассейн
Упражнение «Звездочка»,
22
12
11
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Упражнения, обучающие погружению и всплыванию
бассейн
23
12
12
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Упражнения, обучающие погружению и всплыванию
бассейн
Упражнение «Звездочка»,
24
12
12
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков.
бассейн
25
01
13
По расписанию
практика
1
Закрепление приобретенных навыков.
бассейн
26
01
13
По расписанию
практика
1
Закрепление приобретенных навыков.
бассейн
27
01
14
По расписанию
практика
1
Упражнения обучающие скольжению
бассейн
28
01
14
По расписанию
практика
1
Упражнения обучающие скольжению
бассейн
29
01
15
По расписанию
практика, игра
1
Упражнения обучающие скольжению
бассейн
30
01
15
По расписанию
практика, игра
1
Упражнения обучающие скольжению
бассейн
31
02
16
По расписанию
практика, игра
1
Упражнения обучающие скольжению
бассейн
32
02
16
По расписанию
практика, игра
1
Упражнения обучающие скольжению
бассейн
33
02
17
По расписанию
беседа, игра
1
Упражнения обучающие скольжению
бассейн
динамики текущей успеваемости
34
02
17
Порасписанию
беседа, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
35
02
18
По расписанию
практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
динамики текущей успеваемости
36
02
18
По расписанию
практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
37
02
19
По расписанию
практика, игра
1
Скольжение на груди с разучиванием движений ног
бассейн
динамики текущей успеваемости
38
02
19
По расписанию
практика, игра
1
Скольжение на груди с разучиванием движений ног
бассейн
39
03
20
По расписанию
практика (отработка навыков плавания )
1
Скольжение на груди с разучиванием движений ног
бассейн
40
03
20
По расписанию
практика (отработка навыков плавания )
1
Скольжение на груди с разучиванием движений ног
бассейн
41
03
21
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Скольжение на груди с разучиванием движений ног
бассейн
42
03
21
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Скольжение на груди с разучиванием движений ног
бассейн
43
03
22
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
44
03
22
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
45
03
23
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
46
03
23
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление приобретенных навыков
бассейн
47
03
24
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Имитация движения ног как при плавание кроль на груди
бассейн
48
03
24
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Имитация движения ног как при плавание кроль на груди
бассейн
49
04
25
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Имитация движения ног как при плавание кроль на груди
бассейн
50
04
25
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Имитация движения ног как при плавание кроль на груди
бассейн
51
04
26
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление пройденного материала
бассейн
52
04
26
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление пройденного материала
бассейн
53
04
27
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление пройденного материала
бассейн
54
04
27
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Закрепление пройденного материала
бассейн
55
04
28
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди.
бассейн
56
04
28
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди.
бассейн
57
05
29
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди.
бассейн
58
05
29
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди.
бассейн
59
05
30
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди.
бассейн
60
05
30
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди.
бассейн
Диагностика
61
05
31
По расписанию
беседа, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди.
бассейн
диагностика
62
05
31
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: дыхание, погружение, скольжение, работа ног как при плавании кроль на груди.
бассейн
63
05
32
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: свободное плавание
бассейн
64
05
32
По расписанию
беседа, демонстрация, практика, игра
1
Закрепление всего пройденного материала: свободное плавание
бассейн
ИТОГО
64
*Продолжительность занятия до 20 мин.
Условия реализации.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в бассейне. При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:
№
Наименование оборудования
Количество
1
Доски плавательные
15
2
Ласты
9
3
Нарукавники
12
4
Кольца тонущие разноцветные
11
5
Мячи резиновые
10
6
Пояс поддерживающий
5
7
Обруч пластмассовый маленький с поролоном
10
8
Ромашка зеленая
4
9
Колобашки
11
10
Нудлы
10
11
Дорожка
1
12
Соединительные муфты
Большие
маленькие
15
13
Кольца резиновые черные
10
14
Часы настенные
1
15
Игра кольцеброс
2
16
Летающие рыбки (набор плавающих игрушек)
6
17
Кольцо баскетбольное
2
18
Дуги подводные
8
19
Дельфинчики тонущие
12
20
Обручи подводные стоячие
4
21
Цветной поплавок (человечек)
2
22
Диски тонущие
4
23
Модули присоски
4
24
Мяч надуной ПВХ
3
25
Сетка волейбольная
1
26
Кольца тактильные
2 наб.* 4шт
Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Все пособия и игрушки периодически подвергаются санобработке в установленном порядке.
Кадровые условия: К реализации курса допускаются педагоги имеющие образование, соответствующее профилю программы.
5. Перечень литературных источников
1. Осокина Т.И., Богина Т.Л., Тимофеева Е.А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.
2. Воронова Е.К «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.
3. Пищикова Н.Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста». М., Скрипторий 2003.
4. Карпенко Е. Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения, М., Олимпия – пресс. 2006.
5. Постановление главного санитарного врача РФ от22.07.2010.
6. Сафонова Ж.Б., Гусева Л.В. –« Особенности физического воспитания в специальных медицинских группах». Омск 1997.
7. Воронова Е.К. «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.
8. Баранова В.Г., Маханева М.Д. методическое пособие «Фигурное плавание в д/с» М., Сфера. 2009.
9. Пищикова Н.Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста». М., Скрипторий 2003.
10. «Радуга» Примерная основная образовательная программа дошкольного, авторский коллектив: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е.А.Екжанова; науч. рук. Е. В. Соловьёва. Москва, Просвещение, 2014 год.
Приложение 1.
МАТЕРИАЛЫ ПО МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель мониторинга плавательных умений обусловила его задачи:
1.проанализировать качество усвоения плавательных навыков и умений детьми;
2.выявить индивидуальную динамику усвоения плавательных умений;
3.обозначить перечень проблем, которые необходимо вынести на обсуждение с целью устранения или коррекции.
Разработанная система мониторинга позволяет подойти к оценке качества плавательных умений дифференцированно. Для детей, имеющих группу здоровья ниже 3, в данном случае от количественных параметров следует отказаться с медицинской точки зрения, а учитывать только качественные показатели.
Диагностика специальной подготовки по плаванию первый год обучения (дети 4-5 лет)
№ п/п
Ф.И ребенка
Погружение в воду с головой
Скольжение на груди
Скольжение на спине
Плавание кролем на груди
Плавание кролем на спине
уровень
сек.
с доской
без доски
с доской
без доски
с доской
без доски
с доской
без доски
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 лет ( первый год обучения)
Вдох и выдох в воду.
Методика оценки:
И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.
Уровень
Длительность выдоха (секунд)
Количество вдохов и выдохов
Оценка пузырей
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Высокий
3,1
3,0
4
3
активное пускание пузырей
Средний
2,1
2,0
3
2
редкие воздушные пузыри
Низкий
1,1
1,0
2
1
нет воздушных пузырей
Лежание на груди
Методика оценки:
И.п. стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.
Уровень
Оценка уровней
Мальчики
Девочки
Высокий
5,0
4,5
подбородок прижат к груди; горизонтальное положение тела; руки и ноги вытянуты, свободно лежит на груди и на спине
Средний
4,0
3,5
подбородок лежит на поверхности воды; тело прогибается в позвоночнике; руки согнуты в локтях, ноги в коленях
Низкий
1,3
1,3
плечи над поверхностью воды, ноги касаются дна
Скольжение на груди с опорой.
Методика оценки И.п.: стоя спиной к борту бассейна, в руках доска, руки вытянуты вверх, голова находится между руками. Сделать вдох, наклониться вперед и выполнить толчок обеими ногами от борта. Скольжение выполняется до полной остановки. Измеряется расстояние от места толчка до кончиков пальцев рук в момент остановки скольжения.
Уровень
Оценка уровней
Мальчики
Девочки
Высокий
3.5 метра
3 метра
сильный толчок от опоры; голова опущена в воду.
Средний
3 метра
2 5 метра
подбородок лежит на поверхности воды.
Низкий
2 метра
1.5 метра
плечи находятся над поверхности воды.