Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа для ребенка 7 класса с умственной отсталостью | Кузнецова Виталия Валерьевна. Работа №297818

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузнецова Виталия Валерьевна
Индивидуальная программа учителя-логопеда для ребенка 7 класса с глубокой умственой отсталостью и дисфагией. Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.В программе представлены основные цели и задачи по развитию всех сторон речи у неговорящего ребенка. В программе прописаны принципы работы, направления работы, задачи для родителей, продолжительность и формы работы. В тематическом планировании подробно расписаны содержание  и упражнения с домашними заданиями по лексическим темам. Подробно описан список литературы.

Государственное областное бюджетное учреждение
Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи филиал №4
Индивидуально-ориентированная
коррекционно-развивающая программа
Формирование слоговой структуры слов.
Составитель:
учитель-логопед филиала №4
Окуловка
2018
Пояснительная записка
Актуальность программы
Мальчик, ученик 7 класса, находящийся на индивидуальном обучении), ребенок с глубокой умственной отсталостью.
Мальчик не первый год занимается с учителем-логопедом. Мама выполняет рекомендации специалистов, домашние задания выполняет. В связи с заболеванием, таким детям свойственна потеря полученных знаний, после летних каникул Вячеслав пришел, утратив знания, полученные ранее. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение старого материала и получение новых знаний.
Расстройства речи у ребенка с интеллектуальным нарушением проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом. Речевое нарушение носит системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушены все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.
Артикуляционная моторика развита недостаточно, с трудом выполняет упражнения за логопедом, переключение от одного движения к другому – затруднено.
Мелкая и общая моторика развита недостаточно. Мальчик с трудом пишет ручкой (слабый нажим, неточность движений, слабый и неправильный пальцевый захват).
Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, ограничен обиходно-бытовой тематикой, преобладании пассивного словаря над активным. Отраженно может повторить слова по слогам, но самостоятельное произношение искаженное. Самостоятельные высказывания для мальчики трудны.
Слоговая структура слова грубо нарушена (не договаривает окончания, делает пропуски букв).
Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может. У мальчика ослаблен контроль за собственной речью. Звукопроизношение значительно нарушено (отмечается отсутствие сонорных звуков, недостаточная дифференциация шипящих и свистящих звуков). В процессе усвоения связных высказываний школьник нуждается в постоянной стимуляции со стороны логопеда, в систематической помощи, которая проявляется в виде вопросов или подсказок.
Заключение: системное недоразвитие речи тяжелой степени, дисфагия.
1.2. Научная обоснованность
Для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.
Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.
На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.
Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.
Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.
На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.
Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: Дай пить, Хочу спать, Дай куклу и т.д.
Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.
Дисфагия – это обозначение нарушения функции глотания, при котором отмечается дискомфорт или затруднение продвижения пищи изо рта в желудок.Дисфагия является одним из наиболее частых и жизнеугрожающих следствий инсульта и черепно-мозговой травмы. Наличие дисфагии приводит к высокому риску развития медицинских осложнений: аспирационной пневмонии, обструкции дыхательных путей, обезвоживанию, нарушению энергетического обмена, недостаточности питания (мальнутриции), истощению (кахексии) и смерти. При дисфагии также нарушается психический статус больного, вплоть до развития тяжелых депрессий. Данное расстройство значительно ухудшает качество жизни больного и зачастую приводит к плохому функциональному прогнозу.
Ведение пациентов с дисфагией
Нарушение функционального взаимодействия структур, участвующих в акте глотания, приводит к тому, что пациент перестает полноценно питаться. Дезорганизация сенсомоторного уровня управления процессом глотания обусловливает появление симптомов нейрогенной дисфагии. Отсутствие или ослабление контроля, слабость лицевых мышц, ограничение движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба приводит к затруднению продвижения пищи и жидкости из ротовой полости к глотке.
В остром периоде основная роль по ведению пациентов с нарушениями глотания отводится логопеду.
В программе используются следующие принципы:
Личностное ориентирование – учет психо-эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у ребенка данной категории выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными детьми. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый ребенок требует своего подхода. На занятиях важна динамика ребенка. Важно отличать, когда и как переключить внимание ребенка.
Эмоциональный резонанс и поддержка – создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. Необходимо создать такие условия, чтобы у него вознила потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала обычной и необходимой требуется очень много времени.
Взаимодействие с родителями, обеспечивающая закрепление и востребовательность приобретенных навыков в повседневной жизни;
1.3. Направленность и уровень программы
Цель программы: Формирование слоговой структуры слов.
Задачи программы:
Научить выполнять упражнения артикуляционной гимнастики – конфетка, вкусное варенье
Учить проговаривать слова по слогам (с прохлопыванием).
Побуждение к использованию речи при взаимодействии с окружающими.
Развитие мелкой морики рук (штриховка вертикальная)
Задачи для родителей:
Научить выполнять упражнения артикуляционной гимнастики (вкусное варенье, конфетка)
Организация речевого общения в домашних условиях.
Адресность и продолжительность программы
Адресат программы: ребенок школьного возраста с тяжелой степенью умственной отсталости
Продолжительность курса: программа рассчитана на 20 учебных недель. Продолжительность занятия – 1 час. Систематичность – 1 занятия в неделю. Программа реализуется с сентября 2018 по январь 2019 г.
Форма работы: Занятия проводятся в индивидуальной форме. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность специалист – ребенок – родитель. Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий.
Для освоения программного содержания в работе с ребенком используются приемы показа, проговаривания.
Эффективность системы занятий оценивается в ходе диагностического обследования по методике О.Б. Иншаковой, в начале и в конце программы.
Планируемые результаты и система оценки достижения
К концу коррекционно-развивающей работы планируется достичь следующих результатов:
Умеет выполнять упражнения – конфетка, вкусное варенье
Проговаривает слова с одновременным прохлопыванием
Использует речь в процессе взаимодействия
Умеет вертикально штриховать фигуры
Система оценки реализации программы
До начала и по окончании занятий проводится качественная и количественная оценка знаний, умений и навыков.
Качественная оценка проводится с использованием методик О.Б Иншаковой, Е.А. Стребелевой, Н.В. Серебряковой.
Количественная оценка проводится по следующей шкале:
проговаривает – 3 балла
справляется с помощью– 2 балла
не проговаривает – 1 балл
мама умеет выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, побуждает мальчика к проговариванию слов по слогам.
Тема
Содержание
Упражнения
Кол-во
Семья
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Конфетка, Вкусное варенье
Покажи, где?, Скажи, кто это?,
Рассматривание фотографий, Картинный материал по теме, пальчиковая гимнастика Семья, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
1
Времена года. Осень
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме.
Развитие тонких движений пальцев рук.
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Рассматривание сюжетной картинки: Осень, мимические упражнения Толстый-худой, Повтори, не ошибись, Трафареты, Осенние листики, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
2
Фрукты
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Разрезные картинки из 2 частей, Трафареты, Раскрашивание пальчиками, Волшебный мешочек, Кубики, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
2
Игрушки
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Покажи, где?, Скажи, что это?, Найди пару, Посмотри, кто спрятался в комочке, Разрезные картинки, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
1
Домашние животные
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Кто как подает голос?, Один-много, Раскрашивание красками животных, Что не так?, Послушай и угадай, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
1
Дикие животные
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Трафареты, Сложи по образцу, Выкладывание фигур животных по контуру, Кто как подает голос?, Один-много, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
1
Птицы
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Рассматривание картинного материала по теме. Какого цвета?, Найди такую же птичку, Выкладывание фигур птиц по контуру, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
2
Времена года. Зима
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Рассматривание сюжетной картинки: Зима, мимические упражнения Толстый-худой, Повтори, не ошибись, Снежинки, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
2
Части тела
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Покажи, где?, Назови, что покажу, Ладошки, Игры с пальчиками, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
2
Мебель
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Разрезные картинки из 2 частей, Трафареты, Кубики, Назови, что покажу, Разложи по величине, цвету, форме, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
1
Одежда
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Разложи по величине, цвету, форме, Разрезные картинки, Назови, что это?, Колокольчики, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
1
Обувь
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Покажи, где?, Скажи, что это?, Найди пару, Посмотри, кто спрятался в комочке, Разрезные картинки, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
1
Посуда
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Покажи, где?, Скажи, что это?, Найди пару, Футбол, Разрезные картинки, Шарик, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
1
Предметы гигиены
Артикуляционная гимнастика (упражнения для мимических мышц, мышц губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти)
Обогащение и уточнение словарного запаса по теме;
Формирование слоговой структуры слова (проговаривание слов по слогам)
Развитие тонких движений пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика: Оближем губы, Качели, Маляр, Чистим верхние зубы, Посчитаем верхние зубы, Лошадка, Мед, Футбол, Поэтапное полоскание, Карандаш, Учимся глотать, Конфетка, Вкусное варенье
Покажи, где?, Скажи, что это?, Мыльные пузыри, Большой-маленький, Скажи, для чего это необходимо?, Картинный материал по теме, графические упражнения
Рекомендации родителям: ежедневно (несколько раз в день) перед зеркалом, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения. Проговаривать слова по слогам.
2
Итого
20
4. Литература
Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов высших учебных заведений/ под редакцией Л.В. Волковой. – 5е изд., перераб и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007 г.
Морозова И.А. Логопедическое сопровождение педагогического процесса обучающихся по программе VIII вида. – В.Новгород
Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина Пальцы помогают говорить – М.: Издательство Гном и Д, 2011
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×