Программа для воспитанников дошкольного возраста с ЗПР | Тюменцева Кристина Александровна. Работа №338297
1.1. Пояснительная записка.
Программа спроектирована на основе ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей от 3 до 8 лет с ЗПР, по направлению (образовательной области) физическое развитие (ФГОС ДО), с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Срок реализации рабочей программы Сентябрь 2023 - Май 2024 года.
Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного возраста с ЗПР
(с 3 до 8 лет)
Содержание
1.
Целевой раздел
3
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цели и задачи рабочей программы
3
1.3
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
3
1.4
Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей (группы)
4
1.5
Планируемые результаты освоения воспитанниками группы адаптированной программы (по физическому развитию)
6
2.
Содержательный раздел
7
2.1
Содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы с детьми группы в образовательной области физическое развитие.
7
2.2
Перспективного планирования образовательной деятельности в образовательной области физическое развитие в группе.
13
2.3
Календарное планирование образовательной деятельности
в образовательной области физическое развитие.
21
3.
Организационный раздел
27
3.1
Структура реализации образовательной деятельности
27
3.2
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
28
3.3
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы
28
3.4
Список литературы
29
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка.
Программа спроектирована на основе ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей от 3 до 8 лет с ЗПР, по направлению (образовательной области) физическое развитие (ФГОС ДО), с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Срок реализации рабочей программы Сентябрь 2023 - Май 2024 года.
1.2. Цели и задачи рабочей программы
Цель:
- реализация содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанников с задержкой психического развития в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования по физическому развитию воспитанников
Задачи:
- Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Воспитывать у детей желание заниматься двигательной деятельностью.
- Организация системы физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
- Обеспечение личностно-ориентированного и деятельностного подхода к физическому развитию воспитанников.
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
1.4. Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей группы
В соответствии с классификацией К.С. Лебединской традиционно различают четыре основных варианта ЗПР.
Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). В данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Снижена мотивация в интеллектуальной деятельности, отмечается недостаточность произвольной регуляции поведения и деятельности.
Задержка психического развития соматогенного генеза у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении. Наиболее выраженным симптомом является повышенная утомляемость и истощаемость, низкая работоспособность.
Задержка психического развития психогенного генеза. Вследствие раннего органического поражения ЦНС, особенно при длительном воздействии психотравмирующих факторов, могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка. Это приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, и даже к патологическому развитию личности. На первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции. Дети не способны к длительным интеллектуальным усилиям, страдает поведенческая сфера.
Задержка церебрально-органического генеза. Этот вариант ЗПР, характеризующийся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее тяжелой и стойкой формой, при которой сочетаются черты незрелости и различные по степени тяжести повреждения ряда психических функций. Эта категория детей в первую очередь требует квалифицированного комплексного подхода при реализации воспитания, образования, коррекции. В зависимости от соотношения явлений эмоционально-личностной незрелости и выраженной недостаточности познавательной деятельности внутри этого варианта
И.Ф. Марковской выделены две группы детей. В обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: при первом варианте развития в большей степени страдают звенья регуляции и контроля, при втором - звенья регуляции, контроля и программирования.
Этот вариант ЗПР характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, незрелостью мыслительных процессов, недостаточностью целенаправленности интеллектуальной деятельности, ее быстрой истощаемостью, ограниченностью представлений об окружающем мире, чрезвычайно низкими уровнями общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности, преобладанием игровых интересов в сочетании с низким уровнем развития игровой деятельности.
И.И. Мамайчук выделяет четыре основные группы детей с ЗПР:
1. Дети с относительной сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.
2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенного происхождения и с осложненной формой психофизического инфантилизма.
Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью.
В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается
выраженнаядефицитарность
отдельных психических функций (памяти, внимания,
гнозиса
,
праксиса
).
Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабо выраженной познавательной активности.
В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза,
обнаруживающие
первичную дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти,
гнозиса
,
праксиса
и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно, слабо развита произвольная регуляция деятельности. Качественное своеобразие характерно для эмоционально-волевой сферы и поведения.
Таким образом, ЗПР – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью.
1.5. Планируемые результаты освоения воспитанниками группы адаптированной образовательной программы (по физическому развитию воспитанников).
Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста (к 5 годам).
Физическое развитие. Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором «Лего», крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с ЗПР (к 7-8 годам).
По направлению «Физическое развитие»:
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму;
подвижен, владеет основными движениями, их техникой;
может контролировать свои движения и управлять ими; достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений;
обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.);
развита способность к пространственной организации движений;
слухо
-зрительно-моторной координации и чувству ритма;
проявляет способность
к выразительным движениям, импровизациям.
Содержательный раздел рабочей программы
2.1. Содержание образовательной, коррекционно-развивающей деятельности с детьми группы в образовательной области физическое развитие.
В соответствии с ФГОС Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьбы, бега, мягких прыжков, поворотов в обе стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Цели, задачи и содержание области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста в условиях ДОО представлены двумя разделами:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Общие задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
:
в т. ч. обеспечение их эмоционального благополучия; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления; создание условий, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы и других систем организма;
воспитание культурно-гигиенических навыков
: создание условий для адаптации детей к двигательному режиму; содействие формированию культурно-гигиенических навыков и полезных привычек и др.;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
: ценностей здорового образа жизни, относящихся к общей культуре личности; создание условий для овладения детьми элементарными нормами и правилами питания, закаливания.
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР:
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в т. ч. ограниченных возможностей здоровья);
оказание помощи родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья их детей.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Осваивает движения, связанные с укреплением здоровья, следуя демонстрации и инструкциям взрослого. С интересом осваивает приемы здоровьесбережения. Различает, что значит быть здоровым или нездоровым. Сообщает о своем недомогании взрослому. Отсутствуют признаки частой заболеваемости.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Испытывает потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни: просится в туалет, самостоятельно правильно выполняет процессы умывания, мытья рук; замечает непорядок в одежде, устраняет его с небольшой помощью взрослого. Старается правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Имеет представления о том, что утренняя зарядка, подвижные игры, физические упражнения, прогулки, соблюдение правил гигиены важны для здоровья человека, что с помощью сна восстанавливаются силы. Имеет представления о полезной и вредной пище. Умеет различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши). Имеет представления о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Осваивает разучиваемые движения, их элементы как на основе демонстрации, так и на основе словесной инструкции, понимает указания взрослого. Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Отсутствуют признаки частой заболеваемости.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Правильно выполняет процессы умывания, мытья рук с мылом. Пользуется расческой, носовым платком, пользуется столовыми приборами, салфеткой, хорошо пережевывает пищу, ест бесшумно. Действия могут требовать небольшой коррекции и напоминания со стороны взрослого.
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Знаком с понятиями «здоровье», «болезнь». Имеет представление о составляющих ЗОЖ: о питании, закаливании, необходимости соблюдения гигиенических процедур. Знает о частях тела и об органах чувств человека, о пользе утренней зарядки и физических упражнений, прогулок,
о витаминах, об оказании элементарной помощи при ушибах и травме.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Легко выполняет и осваивает технику разучиваемых движений, их элементов. Отсутствуют признаки частой заболеваемости. Может привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, недомогания.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Самостоятельно и правильно выполняет процессы умывания, мытья рук, помогает в осуществлении этих процессов сверстникам. Следит за своим внешним видом и внешним видом других детей. Помогает взрослому в организации процесса питания. Самостоятельно одевается и раздевается, помогает в этом сверстникам. Элементарно ухаживает за вещами личного пользования и игрушками, проявляя самостоятельность.
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Знаком с понятиями «здоровье», «болезнь», может дать их толкование в доступном возрастным возможностям объеме. Имеет представление о составляющих ЗОЖ: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней гимнастики и физических упражнений.
Физическая культура
Общие задачи:
развитие двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, координации):
организация видов деятельности, способствующих гармоничному физическому развитию детей; поддержание инициативы детей в двигательной деятельности;
совершенствование умений и навыков в основных видах движений и двигательных качеств
: формирование правильной осанки; воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
развитие у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
формирование готовности и интереса к участию в подвижных играх и соревнованиях; формирование мотивационно-
потребностного
компонента физической культуры. Создание условий для обеспечения потребности детей в двигательной активности.
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР:
развитие общей и мелкой моторики;
развитие произвольности (самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
) двигательных действий, двигательной активности и поведения ребенка;
формирование двигательных качеств: скоростных, а также связанных с силой, выносливостью и продолжительностью двигательной активности, координационных способностей.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
1. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации). Двигательные качества соответствуют возрастным нормативам, характеризуются хорошими показателями. Может самостоятельно регулировать свою двигательную активность, проявляя произвольность некоторых двигательных действий. Способен к регуляции тонуса мускулатуры на основе контрастных ощущений («сосулька зимой» – мышцы напряжены, «сосулька весной» – мышцы расслабляются).
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Техника основных движений: ходьбы, бега, ползания и лазанья, прыжков соответствует возрастным нормативам. Выполняет традиционные двухчастные общеразвивающие упражнения с четким сохранением разных исходных положений в разном темпе (медленном, среднем, быстром), выполнение упражнений с напряжением, с разными предметами с одновременными и поочередными движениями рук и ног, махами, вращениями рук; наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях, наклоны (вправо, влево). Ребенок может сохранять правильную осанку в различных положениях по напоминанию взрослого, удерживает ее непродолжительно. При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое. Уверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе. Легко находит свое место при совместных построениях и в играх. Может выполнять двигательные задания в коллективе сверстников. Умеет строиться в колонну, шеренгу, круг, находит свое место при построениях, согласовывает совместные действия. Может сохранять равновесие с открытыми глазами в различных положениях (сидя, стоя и в движении). Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх. Соблюдает элементарные и более сложные правила в играх, меняет вид движения в соответствии с поставленной задачей. Согласовывает движения, ориентируется в пространстве. Ходит и бегает свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя координацию движений рук и ног. С желанием катается на трехколесном велосипеде.
3. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Двигается активно, естественно, не напряженно. Участвует в совместных подвижных играх и упражнениях, старается соблюдать правила. Интересуется способами выполнения двигательных упражнений, старательно их повторяет. Пользуется физкультурным оборудованием. Стремится к самостоятельности в применении опыта двигательной деятельности. Быстро осваивает новые движения. От двигательной деятельности получает удовольствие. Объем двигательной активности (ДА) соответствует возрастным нормам.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
1. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Развитие движений соответствует возрастной норме; движения хорошо координированы и энергичны; выполняются ловко, выразительно, красиво. Показатели тестирования показывают высокий возрастной уровень развития и физических качеств.
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Умения и навыки в основных движениях соответствуют возрастным возможностям. Доступны традиционные четырехчастные общеразвивающие упражнения с четким сохранением разных исходных положений в разном темпе (медленном, среднем, быстром), выполнение упражнений с напряжением, с разными предметами с одновременными и поочередными движениями рук и ног, махами, вращениями рук; наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях, наклоны (вправо, влево). Доступно освоение главных элементов техники: в беге – активного толчка и выноса маховой ноги; в прыжках – энергичного толчка и маха руками вперед-вверх; в метании – исходного положения, замаха; в лазании – чередующегося шага при подъеме на гимнастическую стенку одноименным способом. Ловля мяча с расстояния 1,5 м, отбивание его об пол не менее 5 раз подряд. Правильные исходные положения при метании. Ползание разными способами: пролезание между рейками лестницы, поставленной боком; ползание с опорой на стопы и ладони по доске, наклонной лестнице, скату; лазание по гимнастической стенке, подъем чередующимся шагом, не пропуская реек, перелезание с одного пролета лестницы на другой вправо, влево, не пропуская реек. Выполняет прыжки на двух ногах с поворотами кругом, со сменой ног; ноги вместе-ноги врозь; с хлопками над головой, за спиной; прыжки с продвижением вперед, вперед-назад, с поворотами, боком (вправо, влево); прыжки в глубину (спрыгивание с высоты 25 см); прыжки через предметы высотой 5- 10 см; прыжки в длину с места; вверх с места на высоту 15-20 см). Сохраняет равновесие после вращений или в заданных положениях: стоя на одной ноге, на приподнятой поверхности. Соблюдает правила в подвижных играх. Соблюдает правила, согласовывает движения, ориентируется в пространстве. Развито умение ходить и бегать разными видами бега свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя координацию движений рук и ног. Сформировано умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Сохраняет правильную осанку самостоятельно в положениях сидя и стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Новые движения осваивает быстро. Соблюдает технику выполнения ходьбы, бега, лазанья и ползанья. Правильно выполняет хват перекладины во время лазанья. Энергично отталкивает мяч при катании и бросании; ловит мяч двумя руками одновременно. Энергично отталкивается двумя ногами и правильно приземляется в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; на двух ногах и поочередно на одной ноге; принимает правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. В играх выполняет сложные правила, меняет движения. Сформированы навыки доступных спортивных упражнений: катание на санках (подъем с санками на горку, скатывание с горки, торможение при спуске; катание на санках друг друга). Катание на двух- и трехколесном велосипедах: по прямой, по кругу, «змейкой», с поворотами.
3. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Активно участвует в совместных играх и физических упражнениях. Выполняет правила в подвижных играх, реагирует на сигналы и команды. Развит интерес, самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений и подвижных игр, при этом переживает положительные эмоции. Пользуется физкультурным инвентарем и оборудованием в свободное время. Сформировано желание овладевать навыками доступных спортивных упражнений. Объем двигательной активности соответствует возрастным нормам.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
1. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Развитые физические качества проявляются в разнообразных видах двигательной деятельности. Стремится к выполнению физических упражнений, позволяющих демонстрировать физические качества в соответствии с полом (быстроту, силу, ловкость, гибкость и красоту исполнения). Проявляется соотношение некоторых физических упражнений с полоролевым поведением (силовые упражнения – у мальчиков, гибкость – у девочек). Показатели тестирования показывают высокий возрастной уровень развития физических качеств.
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Техника основных движений соответствует возрастной норме. Осознанно и технично выполняет физические упражнения, соблюдает правильное положение тела. Выполняет четырехчастные, шестичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одновременным последовательным выполнением движений рук и ног, одноименной и разноименной координацией. Способен выполнить общеразвивающие упражнения с различными предметами, тренажерами. Доступны энергичная ходьба с сохранением правильной осанки и равновесия при передвижении по ограниченной площади опоры. Бег на носках, с высоким подниманием колен, через предметы и между ними, со сменой темпа. Выполняет разные виды прыжков: в длину, ширину, высоту, глубину, соблюдая возрастные нормативы. Прыгает через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад. Выполняет разнообразные движения с мячами: прокатывание мяча одной и двумя руками из разных исходных положений между предметами, бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками, отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее 5-6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание вдаль (5-9 м) в горизонтальную и вертикальную цели (3,5-4 м) способами прямой рукой сверху, прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку, из-за спины через плечо. Ползание на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезание через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40-50 см). Лазание по гимнастической стенке чередующимся шагом с разноименной координацией движений рук и ног, лазание ритмичное, с изменением темпа. Участвует в подвижных играх с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием, играх-эстафетах. Участвует в спортивных играх: в городках, баскетболе по упрощенным правилам. В футболе доступно отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении; обведение мяча между и вокруг ног. Двигательный опыт обогащается в самостоятельной деятельности: свободно и вариативно использует основные движения, переносит в разные виды игр, интегрирует разнообразие движений с разными видами и формами детской деятельности.
3. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Ребенок проявляет стремление к двигательной активности. Получает удовольствие от физических упражнений и подвижных игр. Хорошо развиты самостоятельность, выразительность и грациозность движений. Умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры и разнообразные упражнения. Испытывает радость в процессе двигательной деятельности; активен в освоении новых упражнений; замечает успехи и ошибки в технике выполнения упражнений; может анализировать выполнение отдельных правил в подвижных играх; сочувствует спортивным поражениям и радуется победам. Вариативно использует основные движения, интегрирует разнообразие движений с разными видами и формами детской деятельности, действует активно и быстро в соревнованиях со сверстниками. Помогает взрослым готовить и убирать физкультурный инвентарь. Проявляет интерес к различным видам спорта, к событиям спортивной жизни страны. Проявляет положительные нравственные и морально-волевые качества в совместной двигательной деятельности. Объем двигательной активности на высоком уровне.
Перспективное планирование образовательной деятельности в
образовательной области физическое развитие.
Месяц
Образовательные области
Темы\направления деятельности
Основные задачи работы с детьми
Формы работы (занятия, проекты.праздники, концертыи др.)
Сентябрь
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
Исследование индивидуального развития детей. Мониторинг развития детей.
Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ
доставлять удовольствие от общения со сверстниками и педагогом
научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
НОД физкультурные занятия
Физкультурный досуг
Октябрь
Социально-коммуникативное развитие
«Осень. Признаки осени»
«Грибы, ягоды»
«Фрукты»
«Овощи»
Обобщить знания у детей об осени.
Воспитывать дружеские взаимоотношения
НОД (физкультурные занятия)
Физкультурный досуг
Речевое развитие
Подвижная игра с речевым сопровождением (Пр. «Репка»)
Физическое развитие
Совершенствовать умение прыгать на двух ногах
Совершенствовать умение передавать мяч друг другу
Развитие и совершенствование навыков перестроения в колонну/шеренгу
Познавательное развитие
Развитие воображения и сообразительности в ходе игры малой подвижности (Пр.«Съедобное-несъедобное»)
Ноябрь
Социально-коммуникативное развитие
«Игрушки»
«Человек. Части тела»
«Одежда»
«Обувь»
Обобщать и систематизировать знания детей о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях
Закрепить понятие «игрушки», и привитие уважение к своим вещам.
НОД (физкультурные занятия)
Физкультурный досуг
Речевое развитие
Разучивать речитативы подвижных тематических игр, считалки по лексическим темам.
Физическое развитие
Осваивать технику метания, бросания и ловли мяча.
Совершенствовать умение метать в горизонтальную цель.
Продолжать совершенствование навыков перестроения в колонну/шеренгу
Познавательное развитие
Формировать умение соблюдать правила игры
Декабрь
Социально-коммуникативное развитие
«Зима. Сезонные изменения в природе»
«Дикие животные и их детеныши»
«Зимующие птицы»
«Новогодний праздник»
Формирование у детей чувства коллективизма и взаимопомощи
НОД (физкультурные занятия)
Физкультурный досуг
Речевое развитие
Расширение словарного запаса за счет разучивания пословиц
Физическое развитие
Совершенствование навыков ползания на животе
Развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др.
Познавательное развитие
Закрепить знания детей о диких животных, птиц.
Январь
Социально-коммуникативное развитие
«Зимние забавы»
«Домашние птицы»
«Домашние животные и их детеныши»
Продолжать формирование навыков действовать в соответствии с правилами.
Воспитывать умение сдерживать себя
НОД (физкультурные занятия)
Физкультурный досуг
Речевое развитие
Разучивание новых считалок по лексическим темам.
Подвижные игры с речевым сопровождением.
Физическое развитие
Упражнять детей в сохранении равновесия при ходьбе по наклонной плоскости.
Совершенствовать умение в ходьбе и беге в определенном направлении одновременно всей группой с изменением темпа, в прямом и обратном направлении
Познавательное развитие
Развитие внимательности и памяти за счет отгадывание тематических загадок
Февраль
Социально-коммуникативное развитие
«Посуда»
«Транспорт»
«Профессии»
«Бытовые приборы
(электроприборы)»
Воспитывать умение действовать по заданию и сигнала педагога
НОД (физкультурные занятия)
Спортивный досуг «Наша Армия Сильна!»
Речевое развитие
Расширение словарного запаса за счет различных тематических игр.
Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой.
Физическое развитие
Развитие ориентировки в пространстве, координации движений.
Развивать основные виды движений.
Совершенствовать умение бегать «змейкой» по одному и парами между предметами
Познавательное развитие
Обобщить и систематизировать знания детей о различных профессиях, учить соотносить действия людей с их профессией
Март
Социально-коммуникативное развитие
«Мамин день»
«Весна. Сезонные изменения в природе»
«Мебель»
«Животные жарких стран»
Развитие желания участвовать в соревновательной деятельности
НОД (физкультурные занятия)
Физкультурный досуг вместе с мамами
«Наши мамы лучше всех!»
Речевое развитие
Совершенствовать диалоговую речь детей.
Разучивать новые считалки и игры с речитативом.
Физическое развитие
Совершенствовать умение действовать по группам по сигналу.
Упражнять в метании, лазании, равновесии.
Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования.
Познавательное развитие
Обобщать знания детей о весне. Выявлять признаки и описывать словами это время года.
Апрель
Социально-коммуникативное развитие
«Неделя здоровья»
«Космос»
«Перелетные птицы»
«Первоцветы»
Способствовать функциональному совершенствованию детского организма, повышение его работоспособности
НОД (физкультурные занятия)
Физкультурный досуг
Речевое развитие
Разучивать речитативы подвижных тематических игр, считалки по лексическим темам.
Физическое развитие
Совершенствовать навыки перешагивания через предметы
Упражнять в прыжках в длину
Познавательное развитие
Расширение представления об окружающем мире
Май
Социально-коммуникативное развитие
«День победы»
«Насекомые»
«Зоопарк»
«Лето»
Вырабатывать осознанное отношение к физкультуре и спорту, как к методу укрепления и тренировки организма
НОД (физкультурные занятия)
Физкультурный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»
Речевое развитие
Совершенствовать диалоговую речь детей.
Физическое развитие
Упражнять в ходьбе друг за другом разными способами.
Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования.
Познавательное развитие
Формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Тематическое планирование образовательной деятельности в группе
Месяц,
неделя
Тема
Сентябрь
1-4 неделя
Адаптация детей к условиям ДОУ.
Детский сад.
Октябрь
1неделя
Осень
Октябрь
2 неделя
Овощи
Октябрь
3 неделя
Фрукты
Октябрь
4 неделя
Грибы, ягоды
Ноябрь
1 неделя
Игрушки
Ноябрь
2 неделя
Человек. Части тела.
Ноябрь
3 неделя
Одежда
Ноябрь
4 неделя
Обувь
Декабрь
1 неделя
Зима. Сезонные изменения в природе.
Декабрь
2 неделя
Дикие животные и их детеныши.
Декабрь
3 неделя
Зимующие птицы
Декабрь
4 неделя
Новогодний праздник
Январь
2 неделя
Зимние забавы
Январь
3 неделя
Домашние птицы
Январь
4 неделя
Домашние животные и их детеныши
Февраль
1 неделя
Посуда
Февраль
2 неделя
Транспорт
Февраль
3 неделя
Профессии
Февраль
4 неделя
Бытовые приборы
(электроприборы)
Март
1 неделя
Мамин день
Март
2 неделя
Весна. Сезонные изменения в природе.
Март
3 неделя
Мебель
Март
4 неделя
Животные жарких стран
Апрель
1 неделя
Неделя здоровья
Апрель
2 неделя
Космос
Апрель
3 неделя
Перелетные птицы
Апрель
4 неделя
Первоцветы
Май
1 неделя
День победы
Май
2 неделя
Насекомые
Май
3 неделя
Зоопарк
Май
4 неделя
Лето
2.3. Календарное планирование непрерывной образовательной деятельности в образовательной области
физическое развитие
Сентябрь
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Темы
Этапы занятия
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Вводная часть
Ходьба на носочках, на пятках, спиной вперед/прямо, легкий бег, бег врассыпную
ОРУ
Диагностика
Диагностика
Без предмета
Без предмета
Основные виды движений
1.Пролезание в обруч
2.Прыжки на месте на двух ногах в чередовании с ходьбой
3. Ползание на четвереньках с подлезанием под дугу
1.Ходьба по «следам» с правильной установкой стоп при помощи инструктора
2.Прокатывание мяча между предметами
3.Перелезание через несколько дуг
Подвижные игры
«Пилоты»
«Пилоты»
«Зайка беленький сидит»
«Зайка беленький сидит»
III часть
Ходьба в колонне
по одному
Ходьба в колонне
по одному
Ходьба в колонне
по одному
Ходьба в колонне
по одному
Октябрь
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Темы
Этапы занятия
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Вводная часть
Ходьба на носках, на пятках, с перешагиванием через предметы, лег бег, быстрый бег, бег врассыпную
ОРУ
С платочком
С мячом
С платочком
С мячом
Основные виды движений
1.Ползание на четвереньках с опорой на колени и ладони
2.Метание мешочка с мячом в горизонтальную цель
3. Ползание на четвереньках с подлезанием под дугу
1.Пролезание в обруч
2.Прыжки на месте на двух ногах в чередовании с ходьбой
3. Ползание на четвереньках с подлезанием под дугу
1.Ходьба по «следам» с правильной установкой стоп при помощи инструктора
2.Прокатывание мяча между предметами
3.Перелезание через несколько дуг
1. Ходьба с перешагиванием через шнур
2. Ползание по скамейке на животе
3.Ползание по наклонной доске вверх
Подвижные игры
«С кочки на кочку»
«Принеси игрушку»
«С кочки на кочку»
«Принеси игрушку»
III часть
Ноябрь
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Темы
Этапы занятия
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Вводная часть
Ходьба в колонне по одному, с перестроением в колонну по два, легкий бег правым и левым боком
ОРУ
Без предмета
С кубиками
Без предмета
С мячом
Основные виды движений
1.Ходьба по ритмический счет или хлопки инструктора
2. Прыжки со скамейке
3.Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз
1. Ходьба по ритмический счет или хлопки инструктора, с чередованием на легкий бег
2. Бросание мяча в цель
3. Прыжки со скамейке
1.Прокатывание мячей друг другу двумя руками, исходное положение – стоя на коленях.
2. Подлезание под шнур, не касаясь руками пола.
3.Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками.
1. Ходьба по ритмический счет или хлопки инструктора
2. Подлезание под шнур, не касаясь руками пола.
3.Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками.
Подвижные игры
«Мы - веселые ребята»
«Не задень»
«Мы - веселые ребята»
«Не задень»
III часть
Дыхательная гимнастика «Котята»
Дыхательная гимнастика «Котята»
Дыхательная гимнастика «Котята»
Дыхательная гимнастика «Котята»
Декабрь
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Темы
Этапы занятия
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Вводная часть
Ходьба на носках, на пятках, левым и правым боком, обычная ходьба, легкий бег врасыпную с остановкой по сигналу
ОРУ
Общеразвивающие упражнения
С флажком
С гимнастической палкой
Общеразвивающие упражнения
Основные виды движений
1.Ходьба по веревке прямо, боком.
2. Прыжки через веревку, лежащую на полу.
3. Подлезание под веревку.
1.Ходьба по веревке боком.
2.Прыжки через лежащую на полу веревку вперед
3.Лазание по гимнастической лестнице
1.Ходьба по веревке прямо, боком.
2. Прыжки через веревку, лежащую на полу.
3. Подлезание под веревку.
1.Ходьба по веревке боком.
2.Прыжки через лежащую на полу веревку вперед
3.Лазание по гимнастической лестнице
Подвижные игры
«Попади в обруч»
«Веселые снегири»
«Снежинки»
«К нам приходит Новый Год»
III часть
Дыхательная гимнастика«Надуй шарик»
Дыхательная гимнастика«Надуй шарик»
Дыхательная гимнастика«Надуй шарик»
Дыхательная гимнастика«Снежинки и ветерок»
Январь
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Темы
Этапы занятия
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
Вводная часть
Ходьба в колонне по одному, с перестроением в колонну по два, легкий бег врасыпную, с остановкой по сигналу; ползание на четвереньках со сменой направления
ОРУ
Без предмета
С обручем
С мячом
Основные виды движений
1.Перешагивавание через кегли по прямой
2.Бросание мяча двумя руками от груди через сетку
3.Прокатывание мяча головой на четвереньках
1.Ходьба по веревке боком левым и правым
2.Прыжки на двух ногах через обруч
3.Катание мяча в парах из разных положений
1.Перешагивавание через кегли по прямой
2. Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз
3.Прокатывание мяча головой на четвереньках
Подвижные игры
«Снежки»
«Нам в любой мороз не страшно»
«Снежки»
III часть
Дыхательная гимнастика «Снежинки и ветерок»
Дыхательная гимнастика «Снежинки и ветерок»
Дыхательная гимнастика «Снежинки и ветерок»
Февраль
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Темы
Этапы занятия
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Вводная часть
Ходьба на носках, на пятках, спиной вперед; построения в звенья; прямой галоп правой и левой ногами; ходьба на четвереньках по скамейке; ведение мяча
ОРУ
С кубиками
Без предмета
С платочком
Без предмета
Основные виды движений
1.Подлезание под веревкой прямо и боком
2. Метание мешочка с песком от плеча одной рукой левой, правой
3. Перелезание через несколько дуг
1.Подлезание под веревкой прямо и боком
2. Прокатывание мяча между предметами
3. Ползание по скамейке на животе
1.Ходьба по ритмический счет или хлопки инструктора
2. Скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет
3.Ползание по наклонной доске на четвереньках
1.Ходьба по ритмический счет или хлопки инструктора
2.Перебрасывание мяча в паре
3.Катание мяча в парах из разных положений
Подвижные игры
«Звонкие ложки»
«Трамвай»
«Раз, два , три, повтори»
«Раз, два , три, повтори»
III часть
Дыхательная гимнастика«Каша кипит»
Дыхательная гимнастика «Самолеты»
Дыхательная гимнастика«Трубач»
Дыхательная гимнастика «Часики»
Март
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Темы
Этапы занятия
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Вводная часть
Ходьба на носках, на пятках, спиной вперед; построения в звенья; боковой галоп правой и левой ногами; пролезание в катащийся обруч; метание мяча
ОРУ
С кеглями
Без предмета
Без предмета
С флажками
Основные виды движений
1.Ходьба по ребристой доске.
2.Метание мяча в горизонтальную цель
3. Подлезание под шнур, не касаясь руками пола.
1.Ходьба с чередованием на бег змейкой между предметами
2.Отбивание мяча обеими руками об пол
3. Ползание на четвереньках с подлезанием под дугу
1. Пролезание в обруч
2. Прыжки на двух ногах
3. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку
1.Ходьба с чередованием на бег змейкой между предметами
2.Метание мяча в горизонтальную цель
3. Ползание на четвереньках с подлезанием под дугу
Подвижные игры
«Праздник мам»
«У медведя во бору»
«Погрузи мебель в машину»
«У медведя во бору»
III часть
Ходьба в колонне
по одному
Дыхательная гимнастика «Гуси»
Дыхательная гимнастика «Гуси»
Ходьба в колонне
по одному
Апрель
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Темы
Этапы занятия
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Вводная часть
Ходьба на носках, на пятках, спиной вперед, боком, обычная ходьба; боковой галоп правым и левым боком; перебрасывание мяча от груди, из-за головы, двумя руками
ОРУ
С обручем
Без предмета
С обручем
Без предмета
Основные виды движений
1.Ходьба по скамейке боком
2. Ползание по скамейке на животе
3.Отбивание мяча обеими руками об пол
1.Ходьба по скамейке боком и прямо по веревке
2.Прокатывание обруча по залу
3. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками
1.Влезание на наклонную лесенку, и спуск по вертикальной
2. Отбивание мяча обеими руками об пол
3. Лазание по гимнастической лестнице
1.Перешагивавание через кегли по прямой
2.Прыжки в длину с места до ориентира
3. Ползание по скамейке на животе
Подвижные игры
«Точно в цель»
«Земля и луна»
«Точно в цель»
«Сбей кеглю»
III часть
Дыхательная гимнастика
Ходьба в колонне
по одному
Ходьба в колонне
по одному
Дыхательная гимнастика
Май
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Темы
Этапы занятия
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Вводная часть
Ходьба в колонне по одному, с перестроением в колонну по два, легкий бег врасыпную, прыжки на левой и правой ноге, метание мяча одной рукой, лазание по лестнице
ОРУ
С кубиками
С кубиками
Диагностика
Диагностика
Основные виды движений
1.Ходьба по веревке прямо, боком.
2. Прыжки через веревку, лежащую на полу.
3. Подлезание под веревку прямо и боком
1.Ходьба по веревке боком.
2.Прыжки через лежащую на полу веревку вперед
3.Лазание по гимнастической лестнице
Подвижные игры
«Сбей кеглю»
«Шмель»
«Сбей кеглю»
«Шмель»
III часть
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
3. Организационный раздел рабочей программы.
3.1. Структура реализации образовательной деятельности
Совместная образовательная деятельность с детьми
Самостоятельная деятельность
Образовательная деятельность в семье
Непрерывная образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимные моменты
Физкультурные занятия:
- классические
- сюжетно-ролевые, - тематические;
- музыкально
-ритмические;
- интегрированные;
- игровые (на основе подвижных игр);
-познавательные (фольклор); Оздоровительно-коррекционные занятия с включением корригирующей гимнастики:
- игровые;
- сюжетно-игровые; - сюжетно-ролевые. Общеразвивающие упражнения:
- с предметами;
- без предметов;
- сюжетные;
- имитационные.
Игры с элементами спорта. Спортивные упражнения
Индивидуальная работа с детьми. Игровые упражнения. Игровые ситуации. Утренняя гимнастика:
- классическая;
- игровая;
- музыкально-ритмическая;
- полоса препятствий;
- имитационные движения. Физкультминутки. Динамические паузы. Подвижные игры. Игровые упражнения. Игровые ситуации. Проблемные ситуации. Имитационные движения. Физкультурные праздники и досуги. Гимнастика после дневного сна:
- оздоровительная;
- коррекционная;
- коррекционные дорожки здоровья. Упражнения:
- корригирующие;
- классические;
- коррекционные.
Подвижные игры. Игровые упражнения. Имитационные движения.
Анкетирование Консультации. Беседы. Совместные игры. Участие в открытых занятиях, физкультурных досугах, праздниках. Посещение бассейна. Походы.
3.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приложение.
Объект
педагогической диагностики (мониторинга)
Формы и методы педагогической диагностики
Периодичность проведения педагогической диагностики
Длительность проведения педагогической диагностики
Сроки проведения педагогической диагностики
Индивидуальные достижения детей в образовательной области:
"Физическое развитие"
Наблюдение
Наглядные
Словесные
Практические
2 раза в год
1-4 недели
Сентябрь
Май
3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды
Образовательная область
Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной среды
Содержание
Срок (месяц)
Физическое развитие
Кубики
Мячи (
маленькие, средние,
фитбол
ы
, гимнастические)
Мешочки
,
наполненные
песком
Веревочки
Обручи
Кегли
Массажные
дорожки
К
анат
Маски
животных
Рукоход
Мягкий модуль «Труба»,
«Куб»
Баскетбольные
кольца
Мишень
Маты
Гимнастичекие
коврики
Скакалк
и
Волейбольная сетка
Комплект конусов и палок
Сентябрь-Май
3.4. Список литературы:
С.Я.Лайзане
«Физическая культура для малышей»;
Е.Н.Вавилова
«Учите бегать, прыгать, лазать, метать»;
Д.В.Хухлаева
«Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях»;
Л.И.Пензулаева
«Физкульту
рные занятия с детьми с детьми 3
-
4
лет»;
Л.И.Пензулаева
«Физкульту
рные занятия с детьми с детьми 4
-
5
лет»;
Л.И.Пензулаева
«Физкультурные занятия с детьми с детьми 5 -6 лет»;
Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов
Зиглинда
Мартин
«Теория и организация адаптивной физической культуры» под общ. ред. С.П. Евсеева – М., Советский спорт, 2010
«Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья» С.Б.
Нарзулаев
, Томск, 2006
Вавилова Е.Н. «Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет»;
Л.И.
Пензулаева
«Подвижные игры и упражнения для детей 3 – 5 лет»;
.
Л.И.
Пензулаева
«Подвижные игры и упражнения для детей 5 – 7 лет»;
М.Г. Борисенко «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем»;
Е.Г.Сайкин
, Ж.Е.
Фирилева
«
Фикульт
– привет!»;
О.Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»;
М.Ю.
Картушина
«Зеленый огонек здоровья»;
Л.В.
Останко
Оздоровительная гимнастика для дошкольников. СПб. Литера 2006
Кириллова Ю.А. Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей логопедических групп с диагнозом ОНР и детей массовых групп от 3-7лет. СПб. Детство–пресс 2012
Кириллова Ю.А. Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с ОНР с 3-4 лет СПб Детство-пресс 2013
Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. СПб Детство-пресс 2005
Гуськов А.А Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет развитие моторики, коррекция координации движений и речи. Волгоград 2014.
Галанов С.А. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб. Речь. 2007.
Потапчук
А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. СПб. Речь 2007.
Мелехина
Н.А.,
Колмыкова
Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. СПб. Детство Пресс, 2012
Красикова И.С. Дыхательная гимнастика и массаж для детей с заболеваниями органов дыхания. СПб. Кроха
принт
. 2004.
Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи(ТНР) методами физического воспитания: Методическое пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ТНР. Москва ГУИ
Владос
, 2017.
Коновалова Н.Г. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации, комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе. Волгоград, Учитель.
Соломенникова
Н.М. Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет. Волгоград. Учитель
Гуськова
А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики коррекции координации движений и речи. Волгоград. Учитель.
Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 3 до 4 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018
Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 4 до 5 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018
Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018
Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 6 до 7 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018
Кириллова Ю.А. Комплекс общеразвивающих упражнений в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 3 до 4 лет и с 4 до 5 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018.
Кириллова Ю.А. Комплекс общеразвивающих упражнений в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018.
Копылова С.Ф. Физкультурные занятия с элементами
логоритмики
. Волгоград. Учитель.
Гулидова
Т.В., Осипова Н.А. Взаимодействие детского сада с семьей в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников. Семейные праздники, физкультурные занятия, консультации для родителей. Волгоград. Учитель.