Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа ДОООТ "Арктикведение" | Мытник Ирина. Работа №353267

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа ДООТ "Арктикведения" предусмотренна для детей 10-15 лет, программа на 1 год обучения. Изучает арктические регионы России. С применением пособия "Дети Аркимки". Также касаються вопросы о странах арктической зоны планеты. В программе предусмотрены темы по изучению от национальных особенностей, природных ресурсов, северных традиционных профессий, до охраняемых объектах культуры.

Муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тазовский районныйДом творчества»

ул. Калинина, д. 2, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

Тел./факс (34940) 2-05-58, trdt@tazovsky.yanao.ru

 

 

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МБОУ ДО «Тазовский районный

Дом творчества»

Протокол № от « »сентября 2023г.

Утверждено

приказом заместителя директора по УВР

МБОУ ДО «Тазовский районный

Дом творчества»

№ от « » сентября 2023г.

_________________А.С. Новоселовой

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

«Арктикведение»

(наименование программы)

 

Направленность программы: туристско-краеведческая

 

 

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Мытник И.А.,

педагог дополнительного образования МБОУДО «Тазовский районный

Дом творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Тазовский

2023 год

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств, чувство любви к малой Родине. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ подчеркивается необходимость единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов в условиях многонационального государства.

В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения» реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс ознакомления детей с родным краем осуществляется в различных видах детской деятельности и стимулирует детскую активность.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ.

ДООП"Арктикведение" является туристско-краеведческой по функциональному предназначению учебно-познавательной.

В рамках данной программы рассматривается материал по Северу.
Предлагаемый материал призван углубить знания и расширить кругозор учащихся об арктическом Севере.В содержании курса предусматривается реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Предлагаемой программы дополнительного образования определяется и
общественно значимой ролью Циркумполярного региона для России и картографической
культуры в системе образования, необходимостью формирования у обучающихся целостного представления об истории освоения и открытий в полярных широтах и их значении всемирном историко-культурном, экономическом процессе.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку. Интеграция направлений благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка. Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие любви к своей Родине, родному краю, к людям, живущих рядом.

 

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

ДООП «Арктиведение» разработана для реализации в МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества» с обучающимися 10-15 лет. Количество детей в группах до 9 человек. Группы формируются на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся.

 

СРОК ОСВОЕНИЯ

Программа рассчитана на 1 год и реализуется в объеме 144 часов.

 

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

При реализации ДООП применятся интеграция очных и дистанционных форм обучения. Очная форма обучения – групповая.

Очная форма обучения

Основная форма организации образовательной деятельности - занятие. В процессе занятия используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы с обучающимися. ДООП предусматривает такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда широко используются различные виды деятельности. Такое разнообразие делает процесс обучения интересным, а значит более эффективным.

Дистанционная форма обучения

Дистанционная форма рассчитана на предоставление обучающимся возможности освоения программы, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

 

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ

ДООП относится к программам базового уровня, направлена на углубление знаний, развитие интересов и навыков, и расширение спектра специализированных знаний. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создает возможность для успешной патриотической деятельности.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Реализация программы представляет традиционную модель, т.е. линейная последовательность освоения содержания в течение курса обучения.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Формы ДОТ: e-mail; дистанционные конкурсы; дистанционное обучение на интернет-платформе (Google Класс); оn-line тестирование; интернет-уроки; практические занятия и мастер-классы с дистанционной поддержкой; skype-общение; облачные сервисы, мессенджеры.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения. Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно, как к школьному, так и к дополнительному образованию для обеспечения продолжения образовательного процесса в условиях введения в образовательных организациях режима карантина или невозможности посещения занятий по причине погодных явлений.

Режим занятий

п/п

Направленность объединения

Число занятий в неделю

Число и продолжительность занятий в день

(очная форма обучения)

Число и продолжительность занятий в день

(очно-дистанционная и дистанционная форма обучения)

1.

Туристско-краеведческая

4

2 занятия по 40 минут, перемена между занятиями 10 минут

для детей 10-15 лет – 25 минут

 

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: образовательной работы на ознакомление детей с историей и культурой родного края, его природными и социальными особенностями. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

Задачи:

- расширить представление о семье, родственных связях, вызвать, уважение к семейным традициям;

- ознакомить детей с историей своего города, района, округа, его символикой;

- знакомство с особенностями народно – прикладного искусства коренных народов Севера;

- сформировать представление о флоре и фауне родного края;

- дать представление о быте и труде коренных народов Севера (охоте, оленеводстве, рыбном промысле);

Развивающие задачи:

- развитие познавательного интереса, стремления как можно больше узнать о своем крае;

- развитие способности чувствовать красоту культуры и быта народов Севера;

- развить стремление к познанию национальных традиций;

- формирование нравственных качеств.

Воспитательные задачи:

- воспитание чувства привязанности к родному краю, бережного отношения к природе;

- развитие у обучающихся чувства гордости за свой народ, бережного отношения к культуре народов Севера.

 

1.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела, темы

Общий объем времени в часах

 

 

Всего

Теория

Практика

 

Формы промежуточной аттестации/контроля

Введение. Вводный контроль

2

 

2

Знакомство с программой. Входной контроль -тестирование.

Введение. Вводный контроль

2

 

2

Опрос.

Понятие о циркумполярном мире

2

1

 

1

 

Участие

Понятие о циркумполярном мире

2

1

1

Блиц-опрос по теме

Освоение Арктики

2

1

1

Участие

Освоение Арктики

2

1

1

Опрос

Освоение Арктики

2

1

1

Опрос

Коренное население
циркумполярного мира

2

1

1

Участие

Коренное население
циркумполярного мира

2

1

1

Опрос

Коренное и малочисленные народы (этносы) циркумполярной зоны России

 

2

1

1

Участие

Коренное и малочисленные народы (этносы) циркумполярной зоны России

2

1

1

Блиц-опрос по теме

Освоение ЯМАЛА.

2

1

1

Участие

Освоение ЯМАЛА.

2

1

1

Участие

Экскурсия в чум

2

 

2

Участие в экскурсионных мероприятиях

Коренные жители севера: лесные, тундровые ненцы (быт, культура, обычаи.)

2

1

1

Участие

Коренные жители севера: лесные, тундровые ненцы (быт, культура, обычаи.)

2

1

1

Тест

Знакомство с трудовой деятельностью народов севера.

2

1

1

Блиц-опрос по теме

Знакомство с трудовой деятельностью народов севера.

2

1

1

Участие

Экскурсия в районный архив

2

1

1

Участие в мероприятиях

Обрядовая культурой коренных народов Севера

2

1

1

Подготовка презентационного материала

Обрядовая культурой коренных народов Севера

2

1

1

Подготовка презентационного материала

Одежда коренных жителей (ягушка, кисы, малица) Национальные узоры, орнаменты

2

1

1

 

Участие

Одежда коренных жителей (ягушка, кисы, малица) Национальные узоры, орнаменты

2

1

1

Блиц опрос по теме

Ознакомление детей с играми народов севера

 

2

1

1

Блиц-опрос по теме

Вы на карту посмотрите, Тазовский район на ней найдите»

2

1

1

Блиц-опрос по теме

 

«Вы на карту посмотрите, Тазовский район на ней найдите»

2

1

1

Подготовка уголка

Мероприятиях ко Дню образования Тазовского района «Мой район

2

 

2

Творческий рассказ по теме

Мероприятиях ко Дню образования Тазовского района «Мой район

2

 

2

Участие

Празднование Нового года у народов Севера России

2

 

2

Участие

Групповой час: "Новогодняя радуга"

2

 

 

Участие

Промежуточный контроль

2

1

1

Блиц-опрос по теме

ЯМАЛ – большой Отчизны северный край. Творчество народов Севера.

2

1

1

Участие

ЯМАЛ – большой Отчизны северный край. Творчество народов Севера.

2

1

1

Квест-игра

Транспорт народов севера.

 

2

1

 

Участие в мастер -классе

Путешествуем по Ямалу

2

1

1

Блиц-опрос по теме

Символика Тазовского района.

2

1

1

Блиц-опрос по теме

Дома бывают разные (жилища коренных жителей)

2

1

1

Блиц-опрос по теме

Экскурсия в чум

2

 

2

Участие

Знакомство с легендами, мифами коренных жителей севера.

2

 

2

Блиц-опрос по теме

Фольклор народов севера.

2

1

1

Блиц-опрос по теме

41.

Алгоритм написания исследовательской работы

24

6

18

Участие

41.1-41.2

Как выбрать тему исследования? Предмет, объект исследования.

4

2

2

Участие

41.3

Цели и задачи исследования.

2

-

2

Участие

41.4

Учимся выделять гипотезы.

2

-

2

Блиц-опрос по теме

41.5-41.6

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

4

-

4

Участие

41.7-41.8

Организация исследования. (практическое занятие.)

4

-

4

Участие в конкурсе

41.9

Что такое эксперимент.

2

-

2

Участие

41.10-41.11

Сбор материала для исследования.

4

2

2

Блиц-опрос по теме

41.12

Защита работ.

2

 

2

Блиц-опрос по теме Участие

42.

Экскурсия в краеведческий музей

2

 

2

Участие в конкурсе

43.

Праздник «День оленевода».

2

1

1

Участие в конкурсе

44.

Праздник «День оленевода».

2

 

2

Участие в конкурсе

45.

Беседа:"О флоре и фауне нашего края".

2

2

 

Блиц-опрос по теме

46.

Беседа:"О флоре и фауне нашего края".

2

2

 

Блиц-опрос по теме

47.

Беседа:"О флоре и фауне нашего края".

2

1

1

Блиц-опрос по теме

48.

Экскурсия Гыданский национальный парк

2

1

1

Участие

49.

Экскурсия Гыданский национальный парк

2

1

1

Участие

50.

Экскурсия в районный архив

2

 

2

Участие

51.

«Вороний праздник» – праздник народов севера.

2

1

2

Участие в конкурсах

52.

«Вороний праздник» – праздник народов севера.

2

 

2

Участие в конкурсах

53.

Конкурс плакатов, рисунков по экологии: «Наша зеленая планета».«День здоровья».

2

 

2

Участие

54.

Экскурсия по улицам села.

2

 

2

Участие

55.

Экскурсия по улицам села.

2

 

2

Участие

56.

Экскурсия в краеведческий музей.

2

 

2

Участие

57.

Конкурс плакатов: «Я знаю: город будет! Я знаю: саду цвести!».

2

 

1

Участие в конкурсе

58.

Конкурс плакатов: «Я знаю: город будет! Я знаю: саду цвести!».

2

1

1

Участие в конкурсе

59.

Викторина «Мой край родной».

2

1

1

Участие

60.

Итоговая аттестация. Итоговое занятия

2

1

1

Участие

61.

Итоговая аттестация. Итоговое занятия

2

1

1

Участие

Всего часов:

144

53

91

 

1.4. СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ:

Тема 1. Введение.

Вводный контроль.

Теоретические сведения.

Цель и задачи программы.

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ в объединении.

Практика. Экскурсия в музей МБОУ ДО «РДТ».

Входной контроль (тестирование).

 

Тема 2. Введение.

Вводный контроль.

Теоретические сведения.

Цель и задачи программы.

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ в объединении.

Практика. Экскурсия в музей МБОУ ДО «РДТ».

 

Тема 3.Понятие о циркумполярном мире.

Теоретические сведения:Территория, границы циркумполярного мира. Циркумполярная цивилизация и значение ее формирования.

Страны и регионы, входящие в состав циркумполярной цивилизации. Мир
арктического человека. Понятие «коренные северные народы».

Практика: Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема 4.Понятие о циркумполярном мире.

Теоретические сведения:Территория, границы циркумполярного мира. Циркумполярная цивилизация и значение ее формирования.

Страны и регионы, входящие в состав циркумполярной цивилизации. Мир
арктического человека. Понятие «коренные северные народы».

Практика: Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема 5. Освоение Арктики.

Теоретические сведения:Освоение Арктики с античных времен.Научное исследование Арктики.

Практика: Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема 6. Освоение Арктики.

Теоретические сведения:Освоение Арктики с античных времен.Научное исследование Арктики.

Практика: Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема 7. Освоение Арктики.

Теоретические сведения:Освоение Арктики с античных времен.Научное исследование Арктики.

Практика: Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема 8.Коренное население циркумполярного мира .

Теоретические сведения: Коренное и малочисленные народы (этносы) циркумполярной зоны: коряки, манси, нганасаны, ненцы,саами, лопари, селькупы, ханты, чуванцы, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры,якуты

Практика: : Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема 9. Коренное население циркумполярного мира .

Теоретические сведения: Коренное и малочисленные народы (этносы) циркумполярной зоны: коряки, манси, нганасаны, ненцы,саами, лопари, селькупы, ханты, чуванцы, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры,якуты

Практика: : Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема10.Коренное и малочисленные народы(этносы) циркумполярной зоныРоссии.

Теоретические сведения: Коренное и малочисленные народы (этносы) циркумполярной зоны России:ненцы,саами, лопари, селькупы, ханты, чуванцы, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры,якуты.

Практика: Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема11.Коренное и малочисленные народы(этносы) циркумполярной зоныРоссии.

Теоретические сведения: Коренное и малочисленные народы (этносы) циркумполярной зоны России:ненцы,саами, лопари, селькупы, ханты, чуванцы, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры,якуты.

 

Тема 12.Освоение ЯМАЛА.

Теоретические сведения: Знакомство с историей освоения ЯМАЛа.

Практика: Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема 13.Освоение ЯМАЛА.

Теоретические сведения: Знакомство с историей освоения ЯМАЛа.

Практика: Рабата с картой, интернет-источниками.

 

Тема 14.Экскурсия в чум.

Теоретические сведения: Расширить представление детей о жилище народов Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Практика: Экскурсия.

 

Тема 15.Коренные жители севера: лесные, тундровые ненцы (быт, культура, обычаи.)

Теоретические сведения: Познакомиться одним из видов северного народа – ненцами.

Практика: Просмотр видеофильма.

 

Тема 16.Коренные жители севера: лесные, тундровые ненцы (быт, культура, обычаи.)

Теоретические сведения: Познакомиться одним из видов северного народа – ненцами.

Практика: Просмотр видеофильма.

 

Тема 17.Знакомство с трудовой деятельностью народов севера.

Теоретические сведения: Расширить знания детей о профессиях коренных жителей Ямала (рыболовство, оленеводство, звероводство, пушной промысел). Уточнить знания о профессиях (рыбак, охотник, оленевод).

 

Тема 18.Знакомство с трудовой деятельностью народов севера.

Теоретические сведения: Расширить знания детей о профессиях коренных жителей Ямала (рыболовство, оленеводство, звероводство, пушной промысел). Уточнить знания о профессиях (рыбак, охотник, оленевод).

Практика: Образовательная ситуация с просмотром мультимедийной презентации.

 

Тема 19. Экскурсия в районный архив.

Теоретические сведения: Знакомство с людьми, чьи имена занесены в почетную книгу района в связи с трудовой деятельностью.

Практика: Посещение.

 

Тема 20.Обрядовая культурой коренных народов Севера.

Теоретические сведения: Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты.

Практика: Образовательная ситуация с просмотром мультимедийной презентации.

 

Тема 21.Обрядовая культурой коренных народов Севера.

Теоретические сведения: Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты.

Практика: Образовательная ситуация с просмотром мультимедийной презентации.

 

Тема 22. Одежда коренных жителей (ягушка, кисы, малица). Национальные узоры, орнаменты

Теоретические сведения: Познакомить с национальной одеждой и её украшениями. Выбор одежды в связи с условиями ее использования (сезон, место и время применения). Расширить представление детей о многообразии орнаментов их применении в жизни у народов севера. Воспитывать интерес к культуре народов севера.

 

Тема 23. Одежда коренных жителей (ягушка, кисы, малица). Национальные узоры, орнаменты

Теоретические сведения: Познакомить с национальной одеждой и её украшениями. Выбор одежды в связи с условиями ее использования (сезон, место и время применения). Расширить представление детей о многообразии орнаментов их применении в жизни у народов севера. Воспитывать интерес к культуре народов севера.

Практика: Продуктивная деятельность (аппликация «Малица»).

 

Тема 24.Ознакомление детей с играми народов севера.

Теоретические сведения: Расширять представления о жизни ненецких детей. Познакомить с национальными играми, игрушками; дать понятия, что игры мальчиков и девочек отличаются; формировать знания, что каждая игрушка несет смысл. В доступной и увлекательной форме донести до сознания детей основы единства человека и природы, учить изготавливать ненецкую куклу «НуХУКО». Воспитывать интерес к культуре народов севера

Практика: Изготовление ненецкой куклы «НуХУКО».

 

Тема 25. Вы на карту посмотрите, Тазовский район на ней найдите»

Теоретические сведения: Познакомить детей с Тазовским районом, с особенностями природных условий, его географическим расположением на карте, историей его образования. Воспитывать интерес к изучению истории своего края

Практика: Образовательная ситуация (игра - путешествие.).

 

Тема 26. Вы на карту посмотрите, Тазовский район на ней найдите»

Теоретические сведения: Познакомить детей с Тазовским районом, с особенностями природных условий, его географическим расположением на карте, историей его образования. Воспитывать интерес к изучению истории своего края

Практика: Образовательная ситуация (игра - путешествие.).

 

Тема 27. Мероприятиях в Дню образования Тазовского района «Мой район» .

Теоретические сведения: Мероприятия в рамках общерайонных. Программа мероприятий предложенных Департаментом образования и Управлением культуры.

Практика: Участие в мероприятиях в рамках общерайонных.

 

Тема 28. Мероприятиях в Дню образования Тазовского района «Мой район» .

Теоретические сведения: Мероприятия в рамках общерайонных. Программа мероприятий предложенных Департаментом образования и Управлением культуры.

Практика: Участие в мероприятиях в рамках общерайонных.

 

Тема 29. Празднование Нового года у народов Севера России.

Теоретические сведения: Расширять знания детей о традициях праздничной культуры, обычаях празднования Нового года у северных народов Познакомить с Ямальским Дедом Морозом - Ямал-Ири.

Практика: Мастерская деда Мороза – ЯМАЛА- ИРИ.

 

Тема 30. Групповой час: «Новогодняя радуга».

Теоретические сведения: Знакомство с историей праздника, с традициями и обычаями народов России в том числе Ямала по празднованию новогодних.

Практика: Работа с мобильными устройствами. Подготовка обучающимися темы занятия.

 

Тема 31. Промежуточный контроль

Теоретические сведения: Анализ освоенности всей программы.

Практика: Квест- игра.

Тема 32. ЯМАЛ – большой Отчизны северный край Творчество народов Севера.

Теоретические сведения: Дать представление о ЯМАЛЕ, как частице большой Родины. Познакомить с символикой ЯНАО. Дать представление, что этот край многонациональный. Воспитывать чувство гордости и уважение к своему народу, проживающему на территории ЯНАО.

Практика: Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность на тему «Хоровод дружбы» аппликация.

Тема 33. ЯМАЛ – большой Отчизны северный край Творчество народов Севера.

Теоретические сведения: Дать представление о ЯМАЛЕ, как частице большой Родины. Познакомить с символикой ЯНАО. Дать представление, что этот край многонациональный. Воспитывать чувство гордости и уважение к своему народу, проживающему на территории ЯНАО.

Практика: Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность на тему «Хоровод дружбы» аппликация.

 

Тема 34. Транспорт народов севера.

Теоретические сведения: Познакомить детей с видами транспорта народов ханты и манси, (нарты, буран); формировать знания об использовании средств передвижения. Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей.

Практика: Образовательная ситуация с просмотром мультимедийной презентации.Продуктивная деятельность (конструирование из природного материала «нарты».

 

Тема 35. Путешествуем по Ямалу.

Теоретические сведения: Продолжить представление о ЯМАЛЕ, как частице большой Родины. Познакомить городами ЯНАО.

Практика: Образовательная ситуация. Викторина.

 

Тема 36.Символика Тазовского района.

Теоретические сведения: Познакомить детей с символикой Тазовского района (флаг, герб). Воспитывать интерес к изучению истории своего край, чувство гордости за нее.

Практика: Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность (пластилинография «Флаг Тазовского района.

 

Тема 37. Дома бывают разные (жилища коренных жителей)

Теоретические сведения: Продолжать расширять знания детей о жилых постройках коренных народов нашего края; воспитывать интерес к жизни и традициям жителей крайнего севера.

Практика: Образовательная ситуация с просмотром мультимедийной презентации.

 

Тема 38.Экскурсия в чум.

Теоретические сведения: Расширить представление детей о жилище народов Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Практика: Экскурсия.

 

Тема 39. Легенды, мифы коренных жителей севера.

Теоретические сведения: Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Практика: Продуктивная деятельность на тему «Составь красивый узор».

 

Тема 40.Фольклор народов севера.

Теоретические сведения: Знакомить с фольклором народов Севера.

Дать представление о его собирателях (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т.д.).

 

Тема 41.Алгоритм написания исследовательской работы

 

Тема 41.1. -42.2. Как выбрать тему исследования? Предмет, объект исследования.

Теория: Выбор темы исследовательской работы.

Практика: Практическое задание по подбору темы исследовательской работы. Составление плана проведения исследовательской работы.

 

Тема 41.3. Цели и задачи исследования. Практика: Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

 

Тема 41.4. Учимся выделять гипотезы.

Практика:Учимся выделять гипотезы.

 

Тема 41.5. - 41.6. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

Практика: опыты, наблюдения, фиксация результатов в «Дневниках наблюдений».

 

Тема 41.7.– 41.8. Организация исследования.

Теория: нет

Практика: написание исследовательских работ

 

Тема 41.9. Что такое эксперимент?

Практика: способы получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.

 

Тема 41.10-41.11. Сбор материала для исследования.

Теория: работа с материалами исследования.

Практика: выявление логической структуры текста. Практические задания типа –«что сначала, что потом».

 

Тема 41.12. Защита работ

Теория: нет

Практика: .Защита в разных формах исследовательских работ.

 

Тема 42.Экскурсия в краеведческий музей

Теоретические сведения: знакомство с творчеством художников ЯНАО, Тазовского района.

Практика: Участие.

 

Тема 43. Праздник «День оленевода».

Теоретические сведения: Продолжать знакомить с праздниками и традициями родного города, дать возможность погрузиться в их атмосферу, стать их участником.

Воспитывать интерес к традициям северного народа.

Практика: Развлечение (с использованием подвижных игр спортивного характера народов севера).

 

Тема 44. Праздник «День оленевода».

Теоретические сведения: Продолжать знакомить с праздниками и традициями родного города, дать возможность погрузиться в их атмосферу, стать их участником.

Воспитывать интерес к традициям северного народа.

Практика: Развлечение (с использованием подвижных игр спортивного характера народов севера).

 

Тема 45.Беседа:"О флоре и фауне нашего края".

Теоретические сведения: Формировать у детей понятиями: флора и фауна ЯНАО (животный и растительный мир). 

 

Практика: Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность по теме.

 

Тема 46.Беседа:"О флоре и фауне нашего края".

Теоретические сведения: Формировать у детей понятиями: флора и фауна ЯНАО (животный и растительный мир). 

Практика: Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность по теме.

 

Тема 47. Беседа:"О флоре и фауне нашего края".

Теоретические сведения: Формировать у детей понятиями: флора и фауна ЯНАО (животный и растительный мир). 

Практика: Образовательная ситуация. Продуктивная деятельность по теме.

 

 

 

Тема 48.Экскурсияв Гыданский национальный парк

Теоретические сведения:Экскурсия Гыданский национальный парк (административная часть).

Практика: Просмотр видеофильмов о парке.

 

Тема 49.Экскурсияв Гыданский национальный парк

Теоретические сведения:Экскурсия Гыданский национальный парк (административная часть).

Практика: Просмотр видеофильмов о парке.

 

Тема 50.Экскурсия в районный архив.

Теоретические сведения: Знакомство с людьми, чьи имена занесены в почетную книгу района в связи с трудовой деятельностью.

Практика: Посещение.

 

Тема 51.«Вороний праздник» – праздник народов севера.

Теоретические сведения: Пополнить знания о культуре, традициях и обычаях коренного населения народов Севера, связанных с образом птицы, познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Практика: Игры народов Севера.

 

Тема 52.«Вороний праздник» – праздник народов севера.

Теоретические сведения: Пополнить знания о культуре, традициях и обычаях коренного населения народов Севера, связанных с образом птицы, познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Практика: Игры народов Севера.

 

Тема 53. Конкурс плакатов, рисунков по экологии: «Наша зеленая планета».«День здоровья».

Теоретические сведения: Участие в районном конкурсе "Экологическая тропа" (рисунков).

Практика: Участие.

 

Тема 54. Экскурсия по улицам села.

Теоретические сведения: Знакомство с улицами поселка. Истрия названий. Посещение памятных мест.

Практика:Участие.

 

Тема 55. Экскурсия по улицам села.

Теоретические сведения: Знакомство с улицами поселка. Истрия названий. Посещение памятных мест.

Практика:Участие.

 

Тема 56.Экскурсия в краеведческий музей

Теоретические сведения: Знакомство с творчеством ямальцев -художников.

Практика:Участие.

 

Тема 57.Конкурс плакатов: «Я знаю: город будет! Я знаю: саду цвести!».

Теоретические сведения: Представление о поселке в будущем.

Практика: Участие.

 

Тема 58. Конкурс плакатов: «Я знаю: город будет! Я знаю: саду цвести!».

Теоретические сведения: Представление о поселке в будущем.

Практика: Участие.

 

Тема 59. Викторина «Мой край родной».

Теоретические сведения: Закрепление материалов по пройденным материалам.

Практика: Близ-опрос.

 

Тема 60.Итоговая аттестация. Итоговое занятия

Теоретическиесведения: Тестирование

Практика: Анализ тестирования.

 

Тема 61. Итоговая аттестация. Итоговое занятия

Теоретическиесведения: Тестирование

Практика: Анализ тестирования.

 

1.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоения программы: по окончании курса учащиеся должны:

– иметь представление о народах (этносах) в Арктическом регионе, населяющих такие
страны, как Россия, Финляндия, Норвегия, Исландия, Дания (о. Гренландия), Канада и
Соединенные Штаты Америки (штат Аляска);

– иметь четкое представление о культурном разнообразии циркумполярного Севера;

– знать основные методы исследования и иметь представление об этических вопросах, с
которыми сталкиваются современные исследователи Севера;

– иметь представление о социальных и культурных составляющих циркумполярного мира и
факторах, которые оказали влияние на формирование его нынешней социальной
структуры;

– иметь общее представление об истории и жизнедеятельности народов циркумполярного
Севера, а также об этапах развития культуры этих народов;

– иметь четкое представление о культурном разнообразии Циркумполярного Севера;

– знать основные методы исследования и иметь представление об этических вопросах, с
которыми сталкиваются современные исследователи Севера;

– уметь анализировать факты и грамотно излагать свои мысли письменно;

– создавать научные проекты, участвовать в исследовательской деятельности;

– планировать свою деятельность под руководством учителя;

– участвовать в совместной деятельности;

– определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов связанных с
историей исследования Циркумполярного региона;

– высказывать суждения о, подтверждая их фактами;

– выявлять причинно-следственные связи;

– решать проблемные задачи;

– анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

– владеть необходимыми знаниями для решения вопросов, относящихся к северному
региону и коренным народам Севера, таких как управление и устойчивое развитие.
Обучающийся научится:

– выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные
решаемым задачам;

– ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные
и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и
другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или
противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких
источниках;

– представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

– описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
– оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах арктических
территорий России;

– объяснять особенности компонентов природы арктических частей страны;

– уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
– приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для
решения учебных и практических задач по географии;

– оценивать место и роль арктического региона в мировом хозяйстве.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками
географической информации;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации.

Личностные образовательные результаты:

- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ключевые компетенции

- Общекультурные (научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы; научить ориентироваться в мире духовных ценностей.)

- Учебно-познавательные (научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности)

- Информационные (научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы)

- Коммуникативные (научить работать в коллективе и в команде, научить брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.)

- Социально-трудовые (научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности)

- Компетенции личностного самосовершенствования (научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования).

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1 Календарный учебный график

Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1 год обучения (базовый)

15.09.

31.05.

36

72

144

4 часа в неделю, 2 занятия в день по 40 минут

 

2.2 Условия реализации программы

Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").

Материально – техническое обеспечение кабинета

стол рабочий;

стулья;

компьютер;

телевизор

экран;

Материально – техническое обеспечение для обучающихся

простые карандаши;

цветные карандаши;

ластик;

ноутбук;

бумага формата А4;

ручки;

тетради;

линейка.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Фото, аудио, презентации, открытые интернет-источники

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

К занятию педагогической деятельностью по ДООТ допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

 

2.3. ФОРМЫ И ВИДЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ

Формат контроля

Очный формат

Дистанционный формат

Виды контроля

: входной контроль, промежуточная контроль, итоговая аттестация.

Формы контроля:

Теория: тестирование, экзамен, собеседование и др.

Практика: выполнение и защита проекта.

 

ТАБЛИЦА «ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ»

 

 

Вид контроля

Период проведения

Форма

Формат

Входной контроль

15-30 сентября (либо при зачислении на программу в течение года)

Теория: Тест

 

Очный

 

Промежуточный контроль

20 - 25 декабря

Теория:Викторина

 

Очный

Итоговая аттестация

15 -26 мая

Теория: Тест

Очный

Способы проверки результатов освоения программы определяются на основании различных форм педагогического контроля: беседы, обобщающие занятия, итоговые занятия, диагностические тесты и игры, выполнение групповых проектов, конкурсы, участие в областных мероприятиях (фотоконкурсы, выставках).

Критерии оценки результатов:

0 баллов – низкий уровень, минимальный (воспитанник овладел менее 50% объема предусмотренных программой знаний, умений и навыков);

1 балл – удовлетворительный уровень (воспитанник овладел 50-69% объема предусмотренных программой знаний, умений и навыков);

2 балла – средний уровень, хороший (воспитанник овладел 70-89% объема предусмотренных программой знаний, умений и навыков);

3 балла – высокий уровень (воспитанник овладел 90-100% объема предусмотренных программой знаний, умений и навыков).

Участие в конкурсах различного уровня создает условия для самореализации каждого обучающегося по данной программе, дает возможность объективно оценить свои творческие достижения.

 

2.4ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для отслеживания личностных результатов используются следующие методики:

Педагогическое наблюдение, тестовые задания.

Для отслеживания метапредметных результатов используются следующие методики:

Методика выявления коммуникативных способностей, обучающихся;

Для отслеживания предметных результатов используются следующие методики:

Педагогическое наблюдение;

Методика Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В. «Отношение подростка к Отечеству»;

Тест по темам:

Патр

иотическое воспитание

(водной контроль -приложение №1, промежуточный контроль-приложение №2, итоговый контроль -приложение №3)

.

Оценочные материалы представлены в виде тестов.

2.5МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы обучения:

словесный (

лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация)

;

наглядно – иллюстрационный (показ наглядных пособий);

репродуктивный (воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям педагога);

практический (используется для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний);

методы практико-ориентированной деятельности (

упражнения; тренинг; тренировка;

метод наблюдения (запись наблюдений (зарисовка, рисунки, фото-видео съемка; проведение замеров);

метод проблемного обучения (самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств);

метод игры (игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра);

наглядный метод обучения (

наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики);

демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия:

беседа

,

на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются различными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;

практические занятия;

учебно-тренировочные занятия на местности;

походы выходного дня;

соревнования;

игры;

конкурсы;

опросники

;

наблюдения;

тесты и занятия предмета;

экскурсии.

Образовательные (педагогические) технологии

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главное достоинство индивидуального обучения оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

Технология группового обучения позволяет оказывать индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.

Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология дистанционного обучения - осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Технология исследовательской деятельности основывается на представлении учащегося в роли исследователя, проводящего экспериментальную работу, связанную с поиском ответов на разнообразные вопросы в области познания и развития.

Алгоритм учебного занятия

Учебное занятие любого типа состоит из следующих этаповорганизационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного.

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей. 

Дидактические материалы

Для улучшения усвоения программного материала используются наглядные пособия, таблицы, иллюстрации,раздаточные материалы, инструкционные и технологические карты, задания, игры, упражнения, схемы.

 

Список литературы.

Литература для педагогов.

Нормативные документы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приоритетный образовательный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 30.11.2016 года;

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 года;

- Методические рекомендации по созданию и функционированию мобильных технопарков «Кванториум», утвержденные распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 N P-25;

- паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом от 12.12.2018 № 13 заседания Совета по управлению проектами при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";

- Локальные нормативные акты и Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Тазовский районный Дом творчества», утвержденный постановлением Администрации Тазовского района от 25 июня 2021 года № 619-п.

Литература, используемая при составлении программы:

1. Аксенова И.В., Вороненко Г.Г//Исследование и освоение территории циркумполярногорегиона - факультативный курс по географии. – Салехард, ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»,2012. – 64с.

2. Арктика - мой дом. Полярная энциклопедия школьника// В 3-х томах //ГУП «Северныепросторы»- 2001.

3. Корякин В. Достижение Северного полюса – интригующий детектив XX века. – Наука ижизнь. № 7, 2007.

4. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. – М.:«Просвещение», 1986.

5. Нобиле Умберто. Крылья над полюсом. – Москва: «Мысль», 1984.
6. Пири Р. Северный полюс. – Москва: «Мысль», 1981.
7. Тихомирова Г. С. К истории Экспедиции Папанина. – Москва: «Мысль», 1980.
8. Файнберг Л. А. Путешествие длиною в жизнь. – Москва: «Мысль»,

Литература для обучающихся:

- география. Материки, океаны, народы и страны. 5-7 классов. Учебник (авторы И. В. Душина,В. А. Коринская, В. А. Щенев), М: «Дрофа» - 2018г.;

География России. Природа, население, хозяйство. Учебник (авторы В. П. Дронов, И. И.
Баринова, В. Я. Ром). М: «Дрофа» - 2018г;

География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник (авторы В. П.
Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром). М: «Дрофа» - 2018г.

- Красная книга ЯНАО. Комитет по охране окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного округа. Институт экологии растений и животных УрО РАН. Екатеринбург Издательство Уральского университета 1997;

- «Этнокалендарь России. ЯНАО» Издательство «Фрегат» Санкт-Петербург 2021г;

 

Интернет-источники:Платформы:

-Арктика: каталог электронных книг, журналов и статей.-

-Электронная память Арктики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 к ДООП «Арктикведение»

Входной контроль

 

1. Северный Ледовитый океан - это ……

 самый большой и глубокий океан на Земле

 самый маленький и мелкий океан на Земле

2. Назовите крупнейший остров Земли

 Гренландия

 Земля Франца-Иосифа

 Новая Земля

3. Ледяные поля Северного Ледовитого океана, перемещаясь под влиянием течений, сталкиваются, громоздятся друг на друга, образуя …….

 заносы

 наносы

 торосы

4. Самая холодная природная зона России - .....

 тайга

 лесостепи и степи

 зона арктических пустынь

5. Назовите течение Северного Ледовитого океана, которое начинается в Чукотском море и подходит к восточным берегам Гренландии.

 Восточно-Исландское течение

 Норвежское течение

 Трансарктическое течение

6. Назовите теплое течение, ветви которого обогревают Норвежское и частично Баренцево и Гренландское моря, что позволяет им не замерзать даже зимой.

 Гольфстрим

 Лабрадорское течение

 Северо-Атлантическое течение

7. Остров Гренландия является владением ……

 Дании

 Испании

 Норвегии

8. В нижеприведенном списке назовите страну, которая НЕ имеет выхода к Северному Ледовитому океану.

 Канада

 Норвегия

 Россия

 Швеция

9. На шельфе Северного Ледовитого океана найдены запасы ……

 алмазов и железных руд

 каменного угля

 нефти и газа

 

10. Сколько длится зима в Арктике?

 5-6 месяцев

 8-9 месяцев

 10-11 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2к ДООП «Арктикведение»

Промежуточный контроль

1. Какие растения встречаются в Арктике:
а) полярные маки +
б) дуб
в) бузина

2. Какие растения встречаются в Арктике:
а) кедры
б) мхи +
в) тополя

3. Какие растения встречаются в Арктике:
а) овёс
б) ковыль
в) лишайники +

4. Занесены в Красную книгу России:
а) белый медведь, морж +
б) песец, гага
в) кайра, тюлень

5. Где расположена природная зона арктических пустынь:
а) на островах Тихого океана
б) на островах Индийского океана
в) на островах Северного Ледовитого океана +

6. Где гаги делают гнёзда:
а) на ветках кустарников
б) в ямке на почве +
в) на вершинах скал

7. Какие животные обитают в Арктике:
а) суслики
б) белки
в) белые медведи +

8. Какие животные обитают в Арктике:
а) моржи +
б) нутрии
в) рысь

9. Какие животные обитают в Арктике:
а) бурые медведи
б) амурские тигры
в) тюлени +

10. Благодаря чему белый медведь, охотясь в ледяной воде, не замерзает:
а) белая окраска отбивает прямые солнечные лучи
б) слой подкожного жира +
в) густой и тёплый мех

11. Территория зоны Арктики:
а) не имеет коренного населения +
б) имеет коренное население
в) густо заселена людьми

12. Где птицы ледяной зоны делают гнезда:
а) на кустарниках
б) на камнях +
в) на деревьях

13. В Арктике для растений и животных:
а) суровые условия +
б) комфортные условия
в) зависит от времени года

14. Какие мероприятия проводят, чтобы защитить природу Арктики:
а) стараются меньше вырубать деревья
б) распахивают только целинные земли
в) ограничивают рыбную ловлю, создают заповедники, запрещают охоту на редких животных +

15. Большое скопление птиц на скалах называют.:
а) Птичий базар +
б) Птичий рынок
в) Птичий слёт

16. Как называется самое крупное копытное животное Арктики:
а) лошадь
б) овцебык +
в) северный олень

17. Основной вид деятельности населения Арктики:
а) охота и рыбная ловля +
б) земледелие
в) скотоводчество

18. Чем покрыты острова в Арктике:
а) зелёными насаждениями
б) толстым ледяным панцирем +
в) чернозёмом

19. Какое растение нельзя встретить в арктической пустыне:
а) мох
б) лишайник
в) ромашку +

20. Что такое полярная ночь:
а) период, когда солнце не опускается ниже линии горизонта даже ночью
б) период, когда солнце не показывается в течение нескольких месяцев +
в) период, когда солнце светит лишь 2 часа в день

21. Какова главная особенность растений Арктики:
а) малый размер +
б) большой размер
в) сильные корни

22. Какие живые существа наиболее разнообразны в зоне арктических пустынь:
а) медведи
б) птицы +
в) большие кошки

23. Укажите природное явление, которое не возникает в других природных зонах, кроме северных территорий:
а) ливни
б) суховеи
в) полярное сияние +

24. Что защищает тюленя от холода:
а) красивое оперение
б) толстый слой жира под кожей +
в) мягкая шерсть

25. Почва на арктических островах:
а) глинозём
б) чернозём
в) почти не образуется +

26. Какое морское животное похоже на тюленя, но намного крупнее и имеет клыки:
а) леминг
б) морж +
в) гагарка

27. Что позволяет животным Арктики быть незаметными на фоне снега и льда:
а) белая окраска +
б) густой и тёплый мех
в) небольшие размеры

28. Что позволяет белому медведю незаметно подбираться к добыче:
а) форма его тела
б) форма его лап
в) белый цвет меха +

29. Как ещё называют полярную лисицу:
а) песец +
б) кайра
в) леминг

30. Как называется заповедник, созданный для защиты природы Арктики:
а) «Арктический патруль»
б) «Остров Врангеля» +
в) «Мишка на севере»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3к ДООП «Арктикведение»

 

Итоговый контроль

1. Какое из перечисленных утверждений правильно характеризует состав Арктики?

А) Северная полярная область Земли, включающая северные окраины материков Евразия и Северная Америка (кроме южной части острова Гренландия и полуострова Лабрадор), Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

Б) Северная полярная область Земли, включающая северные окраины материков Евразия и Северная Америка (кроме южной части острова Гренландия и полуострова Лабрадор), Северный Ледовитый океан с островами (кроме восточных и южных частей Норвежского моря), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

В) Северная полярная область Земли, включающая северные окраины материков Евразия и Северная Америка (кроме южной части острова Гренландия), Северный Ледовитый океан с островами (кроме восточных и южных частей Норвежского моря), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

Г) Северная полярная область Земли, включающая северные окраины материков Евразия и Северная Америка (кроме южной части острова Гренландия и полуострова Лабрадор), Северный Ледовитый океан с островами (кроме восточных и южных частей Норвежского моря), а также прилегающие части Атлантического океана.

2. В каких из перечисленных утверждений правильно даны направления государственной политики в области освоения и развития Арктики? Выберите все верные ответы.

А) Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Рациональное использование и развитие Арктической зоны РФ в качестве стратегической ресурсной базы.

Б) Развитие Северного морского пути на мировом рынке.

В) Охрана окружающей среды в Арктике и защита традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

Г) Обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны РФ.

3. Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке, начиная с самого раннего (перемещайте элементы ответа при помощи компьютерной "мышки").

б

Первая Камчатская экспедиция под руководством В.И. Беринга

в

экспедиции под руководством Федора Литке

а

создание Плавучего морского научно-исследовательского института

4. Побережье какого из перечисленных морей населяли поморы?

А) Берингово

Б) Восточно-Сибирское

В) Белое

Г) Охотское

5. Первый российский ледокол назывался

А) «Ломоносов»

Б) «Дежнёв»

В) «Челюскин»

Г) «Ермак»

6. В каком году был подписан указ о создании Плавучего морского научно-исследовательского института?

А) 1910

Б) 1915

В) 1921

Г) 1930

7. Дополните утверждение. Ответ запишите в именительном падеже с прописной буквы (пример: Ответ).

Впервые в истории, в 1932 г. на ледокольном пароходе «_____________________» экспедиции под руководством Отто Шмидта удалось пройти трассу Северного морского пути за одну навигацию, что положило начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири.

Сибиряков

8. На каком ледоколе 17 августа 1977 г. была достигнута точка Северного полюса?

А) «Ленин»

Б) «Арктика»

В) «Ермак»

Г) «Леонид Брежнев»

9. В каком году было принято решение о возобновлении программы исследований на дрейфующих станциях «Северный полюс»?

А) 1991

Б) 2001

В) 2003

Г) 2018

10. С каким событием связано использование глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2»?

А) спуск на дно океана в районе Северного полюса

Б) открытие крупнейшего в мире нефтяного месторождения

В) поиск остатков экспедиции С. Дежнёва

Г) прокладка туннеля, соединяющего материк и архипелаг Новая Земля

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×