Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа дополнительного образования "Формирование интеллектуального потенциала личности воспитанника" | Разувайлова Наталья Ивановна. Работа №354430

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема интеллектуального развития детей-сирот, да и детей, воспитывающихся в семье, является сегодня  очень и очень актуальной. В настоящее время  увеличилось число детей, которые не справляются со школьной программой, испытывают значительные трудности в учебной деятельности.

В настоящей программе собраны различные методы и методики  (развивающие задания, игры, тренинги, познавательные беседы, тесты и др.) направленные на развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности подростка-сироты.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
ВОСПИТАТЕЛЬ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
РАЗУВАЙЛОВА Н.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема интеллектуального развития детей-сирот, да и детей, воспитывающихся в семье, является сегодня очень и очень актуальной. В настоящее время увеличилось число детей, которые не справляются со школьной программой, испытывают значительные трудности в учебной деятельности.
Специалист, работающий с детьми, живущими в семье, большое внимание уделяет работе с родителями. Вся жизнь обычного ребенка обусловлена семейным воспитанием.
В случае с детьми, живущими в детском доме, все не так. Отсутствие семьи, печальный прошлый опыт семейной жизни ребенка (безразличие родителей, их пьянство, жестокое обращение и т.д.) приводят к возникновению целого ряда особенностей как эмоционально-личностной, так и интеллектуальной сферы. Приведем лишь некоторые из этих особенностей.
В детском доме ребенок постоянно находится среди детей, таких же как он. Взрослые здесь берут на себя роль постоянного контроля и организации. Эмоции ребенка подавляются, чувства развиваются однобоко, а волевые усилия направлены на постоянную готовность к защите и противодействию. Такое состояние сильно тормозит интеллектуальную самостоятельность ребенка, порождает порой неосознанный шаг ошибки, который выражается иногда как упрямая бестолковость.
Интеллектуальную сферу детей, живущих в детском доме, характеризует, прежде всего, относительная бедность представлений и понятий. Это связано с замкнутостью их мира, часто ограниченного стенами детского учреждения. В связи с этим, мышление, опирающееся у ребенка в основном на чувственный опыт, кажется вялым, недостаточно интенсивным и мобильным. Часто результативность интеллектуальной деятельности снижена именно по этой причине.
При исследовании особенностей развития познавательной сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, выявлены следующие проблемы:
Отсутствие интереса к занятиям продуктивной деятельностью. В свободное время дети не рисуют, не лепят, не проявляют инициативу смастерить какую-либо поделку, оформить что-либо к празднику и т.д.
Отсутствие социально направленной инициативы. Круг собственных интересов детей часто огранивается потребностями физиологического уровня. В ситуации общения со взрослым преобладают защитные психические реакции: избегание, протесты, ложь, неподчинение.
Познавательный интерес не выражен.
Мотивационный компонент познавательной деятельности не сформирован. Положительные мотивы учения ситуативны, кратковременны.
Не сформирована роль ученика.
Произвольность в процессе учебной деятельности носит характер из под палки.
И это далеко не полный перечень проблем развития детей-сирот, живущих в учреждениях интернатного типа.
В настоящей программе собраны различные методы и методики (развивающие задания, игры, тренинги, познавательные беседы, тесты и др.) направленные на развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности подростка-сироты.
Цель программы: формирование интеллектуального потенциала личности воспитанника.
Задачи:
- развитие познавательной активности (формирование положительной школьной мотивации, формирование навыков самообразования) подростка-сироты;
- способствовать повышению развития вербального и невербального компонентов интеллекта (познавательных процессов восприятия, внимания, памяти и мышления) подростка-сироты.
Выделим параметры, по которым будет определяться эффективность программы:
Показатели динамики развития воспитанников:
Наличие мотивации учебной деятельности, соответствующей данной возрастной категории.
Существенное развитие таких компонентов познавательной деятельности, как познавательная активность.
Способность самоорганизации, поддерживаемая мотивами достижения, произвольность.
Легкость оперирования понятиями, способность к суждению соответствующая возрасту, развитость вербального интеллекта.
Продуктивность учебной деятельности.
Структура занятий
Подготовительная часть (разминка) – 7 минут
Цель: создание положительного эмоционального фона и настроя участников на работу в группе.
Основная часть - 30 минут.
Цель: решение задач, заявленных в программе, посредством выполнения различных развивающих упражнений, игр и др. методик.
Заключительная часть -7 минут.
Цель: Подведение итогов, получение обратной связи.
Организация занятий, необходимые материалы.
Курс составлен с учётом специфики развивающей работы в детском доме. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его в группе воспитанников подросткового возраста (11-15 лет).
Занятия целесообразно проводить 1-2 раза в неделю не более 45 минут, чтобы подросток не переутомлялся. Общее количество часов, отводимых на курс - составляет 20 академических часов. Желательно, чтобы группа не превышала 10 человек.
Для занятий каждому воспитаннику понадобится тетрадь (24 л.), в которую он будет вносить информацию, полученную в ходе занятий, выполнять задания, бумага формата А-4, цветная бумага, ножницы, клей, ватман, цветные карандаши, ручки, акварель, магнитофон, аудиокассеты с инструментальной и ритмичной музыкой.
Желательно выбрать такое помещение для занятий, которое может обеспечить и аудиторную работу (т.е. работу за партами), работу в кругу, и двигательные упражнения.
Рекомендации ведущему.
Специалисты, которые будут заниматься развитием интеллектуальных способностей подростков, должны помнить, что для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны происходить в доброжелательной обстановке, обязательно взрослыми должна создаваться для подростков ситуация успеха. Отмечайте даже самые маленькие успехи подростка. Только в таком случае можно добиться серьезных сдвигов в положительную сторону в интеллектуальном развитии подростка.
Содержание программы
Занятие 1.
Тема: Знакомство с темой занятий и групповыми правилами.
Цель: введение в атмосферу занятий, знакомство с этикой групповых занятий.
Ведущий сообщает подросткам о целях и особенностях проведения групповых занятий.
Упражнение Приветствие группе
Цель: создание позитивного эмоционального фона в группе.
Ход упражнения:
Участники садятся в круг, ведущий предлагает начать работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сегодняшний день.
Задание Принятие правил
Ведущий предлагает заключить договор о совместной работе, опираясь на некоторые правила, которые помогут во взаимодействии участников группы друг с другом.
Предлагаются следующие правила:
Стремится быть активным частником того, что происходит.
Иметь право высказать свое мнение по любому вопросу.
Правило поднято руки (один в эфире).
Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.
Подросткам предлагается дополнить список правил, затем они принимаются голосованием, участники ставят подписи под ними. Правила вывешиваются и действуют на протяжении всего периода работы группы.
Упражнение Связующая нить
Цель: настрой на дальнейшую работу, сплочение группы.
Ход упражнения:
Каждый из участников по кругу, начиная с ведущего, держа в руках клубок, говорит о том, чтобы он хотел получить от этих занятий. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему.
Подведение итогов занятия.
Занятие 2.
Тема: Наши знания.
Цель: развитие познавательной активности подростка.
Упражнение Давайте поздороваемся
Цель: создание непринужденно, доброжелательной атмосферы в группе.
Ход упражнения:
Подростки по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом: один хлопок - здороваемся за руку, два хлопка - здороваемся плечиками, три хлопка - здороваемся - спинами. Упражнение выполняется без использования речи.
Методика Незаконченные предложения
Цель: диагностика преобладающих мотивов в учении подростков.
Инструкция: ведущий предлагает воспитанникам написать начало каждого предложения и самостоятельно его закончить.
В свободное время я занимаюсь…
Все познать невозможно, но хочется знать…
Мне доставляет радость…
Я повседневно реализую свои (что?)…
Особенно значимые для меня ценности (какие?)
Мой самый устойчивый идеал - это…
Мои любимые книги (и почему?)…
Из черт характера существенны особенно (какие?)…
Смысл жизни для меня (в чем?)…
Занятия, которые мне безразличны (какие?)…
Ведущий, вне занятия, самостоятельно анализирует полученные результаты и делает выводы.
Упражнение Гипотетическая ситуация
Цель: формирование положительной школьной мотивации.
Ход упражнения:
Участникам предлагается для обсуждения не совсем обычная ситуация - что случится, если не ходить в школу. Каждый высказывает свое мнение. Выслушиваются все суждения, ведущий отмечает самые оригинальные версии.
Обсуждение: Какова же роль знаний в жизни человека?
Общие выводы по теме.
Занятие 3.
Тема: Оценки, которые мы получаем.
Цель: формирование положительного отношения подростков к учению, мотивов учения.
Упражнение От всей души…
Цель: создание доброжелательной атмосферы в группе.
Инструкция: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает подросткам подарить друг другу что-то от всей души. Подростки по очереди обращаются к партнеру, сидящему справа, и дарят ему свой подарок и так до тех пор, пока все участники не выскажутся. Самое главное преподнести свой подарок, исходя из личных особенностей участника группы. Спрашивать у самого человека: Что тебе подарить или Что ты хочешь? нельзя. На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно, ориентируясь на конкретного человека, думая о нем, его увлечениях, привязанностях. После того как вы вручите свой подарок, ваш партнер должен высказать свое отношение к нему. Если подарок понравился, то чем, если нет, то почему и что в действительности он хотел бы получить в качестве подарка.
Дискуссия Школьная оценка.
Цель: формирование положительной учебной мотивации, снятие чувства тревоги подростков связанной с системой оценивания знаний.
Ход дискуссии:
Ведущий ставит перед группой дискуссионные вопросы:
Зачем нужна оценка? Можно ее заменить, если да то чем? Может быть 2 это не такая уж плохая оценка, а совсем наоборот? Хорошая оценка всегда ли это показатель хороших знаний и наоборот (плохая оценка - показатель отсутствия знаний)? Что важнее знания или оценка?
Обсуждение: Важно, чтобы каждый подросток высказал свое отношение.
Рисунок Я в школе
Цель: эмоционально-графическое отреагирование состояний подростка, снятие напряжения.
Инструкция: Ведущий предлагает подросткам вспомнить в каком настроении они чаще прибывают, находясь в школе, на уроках. Затем ведущий просит ребят изобразить свое состояние на альбомном листе с помощью цветных карандашей.
После того как подростки справились с заданием, ведущий предлагает желающим рассказать о своем рисунке, поделится своими чувствами, переживаниями.
Обсуждение. Общие выводы по теме.
Занятие 4.
Тема: Самоподготовка.
Цель: обучение подростков приемам самоорганизации учебной деятельности.
Упражнение Привет и комплимент в подарок
Цель: снятие напряжения, сплочение группы, поддерживание доброжелательной атмосферы.
Инструкция: Как только зазвучит музыка, вы будите передвигаться по аудитории, подходить друг к другу, устанавливать контакт глаз, здороваться, дарить комплементы, записывая их на листе тому, кому они адресованы. После выполнения упражнения каждый зачитывает все подаренные ему комплименты.
Вопросы для обсуждения:
Изменилось ли ваше самочувствие? Если да, то как? Как вы думаете, почему изменилось ваше настроение?
Мини-лекция Как организовать свои занятия
Цель: информирование подростков об эффективных способах организации самоподготовки.
Ведущий сообщает подросткам небольшую по объему информацию о том, как правильно организовать процесс самоподготовки.
Лекционный материал:
Прежде чем приступить к выполнению домашнего задания необходимо организовать правильно свое рабочее пространство.
Общие правила организации рабочего места:
Прежде всего, на рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Иначе придется терять время на поиски нужной вещи.
Очень важно также обеспечить на рабочем месте чистоту. Чем чище рабочее место, тем легче работать.
На рабочем месте надо обеспечить соответствующий предстоящей работе порядок. Так, источник света должен находится слева. Всё, что вам понадобится, лучше держать с одной стороны (чаще слева), сделанное и использованное перекладывать на право.
Поставьте на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
За работу никогда не надо браться круто, натиском, сразу. Начинай готовиться понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся начать сначала с самого легкого, а потом переходи к изучению трудного материала.
Условия поддержки работоспособности
Чередуйте умственный и физический труд.
Обязательно делайте перерывы для отдыха: каждый час последние 10 минут надо или лежать, закрыв газа или посидеть, закрыв глаза.
Обсуждение. Как вы организуете свою работу? Исходя из вышесказанного, как вы оцениваете организацию своих занятий, что собираетесь изменить?
Кинезиологические упражнения
Цель: стимуляция познавательных способностей.
Инструкция: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала с тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. После большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершаем круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
Релаксация Цветок
Цель: саморегуляция психологического состояния.
Процедура проведения: Ведущий заранее подготавливает спокойную музыку и предлагает подросткам сесть поудобней, расслабиться и приготовиться слушать инструкцию, закрыв глаза.
Инструкция: Представьте цветочный горшок с землей. У вас на ладони - семечко цветка. Вы сажаете его в землю - и цветок начинает расти. Вот появляется стебель, он вытягивается ... Листья … Бутон … Наконец, бутон раскрывается, и вы видите свой чудесный цветок…Рассмотрите его внимательно и отметьте, какие чувства он у вас вызывает...Вы берете горшок с цветком и уносите его в место, про которое никто не знает, кроме вас. Попрощайтесь со своим цветком.. Вам пора возвращаться, но вы всегда сможете прийти к нему, когда вам будет грустно. Ваше дыхание становиться глубоким и энергичным. Вы отдохнули и чувствуете прилив сил… Откройте глаза, потянитесь… Вы вернулись из своего путешествия.
Обсуждение: Какое ваше настроение, удалось ли вам расслабиться? Если нет, то, что помешало? Какие чувства, образные представления возникли в ходе релаксации? Знаете ли вы другие способы расслабление? Для чего необходимо овладеть различными приемами релаксации?
Подведение итогов занятия.
Участники, сидя в кругу, обмениваются впечатлениями о том, то понравилось, а что не понравилось и почему.
Занятие 5.
Тема: Учебный текст.
Цель: рационализация работы с учебным текстом.
Упражнение Дорисуй и передай
Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передайте свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
Обсуждение. Трудно ли было поддерживать тему рисунка другого человека? Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами и настроением.
Мини-лекция Работа с учебником.
Цель: информирование подростков о структуре построения учебного текста, об особенностях работы с ним.
Лекционный материал:
Во всяком учебном материале – будь-то устное сообщение или печатный текст – содержится информация трех основных видов:
- Главная информация;
- Второстепенная;
- Вспомогательная.
Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для усвоения, данного учебного предмета, выражающая существо того или иного раздела программы, темы или вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки знаков, определения отдельных технических объектов и т.п.
В тексте главная информация выделяется курсивом или каким-либо другим способом, в лекциях же ее повторяют или даже диктуют.
Главную часть необходимо внимательно прочитывать и почти дословно конспектировать.
Второстепенная информация может иметь двоякое значение: либо ее усвоение необходимо для более глубокого и целостного понимания главной информации, либо, наоборот, она отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации.
В предметах естественнонаучного цикла второстепенная информация представлена теоретической аргументацией, фактическими обоснованиями, иллюстрациями различных закономерностей, подробными характеристиками отдельных явлений, фактами из истории открытий и т.п.
В предметах гуманитарного цикла – деталями исторической обстановки, фактами, характеризующими данное общественное явление, описаниями отдельных произведений литературы и искусства, второстепенными фактами из биографий общественных деятелей и т.п.
Второстепенную информацию необходимо основательно перерабатывать в целях ее обобщения и сокращения.
Назначение вспомогательной информации – помощь читателю (или слушателю) лучше усвоить данный материал. Иначе говоря, информация этого типа носит методический характер. Это всякого рода методические советы, напоминания о ранее излагавшемся материале, вопросы для самопроверки и т.п.
Обсуждение: Какая информация содержится в учебных текстах, как она разделяется? Как необходимо поступать при работе с каждым видом информации?
Упражнение Части текста
Цель: обучение приемам обработки информации.
Инструкция: Ведущий предлагает подросткам ознакомиться с учебным текстом. После того как ребята внимательно и быстро прочитают текст. Ведущий разбивает участников на 3 группы. Одна группа будет называться основная мысль, вторая - дополнение, третья - вспомогательная. Играющие каждой группы начинают пересказывать часть текста по порядку. Затем ведущий предлагает еще раз посмотреть на текст и сравнить его с информацией, воспроизведенной подростками, определив, какая группа точно соответствовала своему назначению.
Подведение итогов занятия. Общие выводы по теме.
Занятие 6.
Тема: Работа с тестом.
Цель: рационализация работы с учебным текстом (продолжение).
Упражнение Гадание
Цель: создание позитивного настроя, хорошего настроения.
Ход игры:
Ведущий показывает участникам игры книгу и сообщает, что с ее помощью каждый сможет заглянуть в будущее. Можно обсудить и решить вместе на какой период времени делается прогноз: на ближайшие несколько дней, на месяц и т.д.? Ведущий объявляет количество страниц в книге. Играющие по очереди называют номер страницы и какое-то по счету предложение. Например: страница 28, седьмая строка сверху. Ведущий находит и читает загаданное, вслух, а играющий записывает на свой листок. Когда загаданные слова запишут все, ведущий засекает время (2-3 минуты), за которые каждый должен составить для себя предсказание судьбы, опираясь на свою запись из Книги-оракула. Затем подростки зачитывают свои предсказания.
Обсуждение. Понравились ли вам полученные предсказания? Изменилось ли ваше настроение?
Игра Вопросы по тексту
Цель: развитие навыка вычерпывания информации, внимательного, вдумчивого восприятия текста.
Ход игры:
Играющие получают заранее подготовленный текст и в течение нескольких минут знакомятся с ним. Затем все по кругу начинают задавать любые вопросы по этому тексту. Повторять уже названные вопросы нельзя. Тот, кто не сумел задать очередной вопрос, выходит из игры. Побеждает ответивший последним.
Обсуждение: Какие трудности испытывали ребята при выполнении задания? Почему возникли эти трудности? Что помогло или помешало преодолеть трудности в ходе работы с текстом? и т.п.
Игра Дополнить текст
Цель: игра развивает навык вдумчивого восприятия текста, внимание к любым даже мельчайшим его особенностям.
Ход игры:
Ребята получают текст с купюрами. Играющим предлагается за определенное время (10-15 минут) заполнить пропуски, стремясь максимально приблизиться к тексту оригинала, интуитивно уловить его логику. Можно работать по одному или небольшими группами. Когда время истекает, играющие по очереди предлагают свои варианты заполнения купюр.
В конце игры ведущий зачитывает текст без купюр, победителем признается тот, чей вариант был к нему наиболее близок.
Текст (купюры заключены в скобки):
В некотором [царстве, в некотором государстве жил да был] старик со старухою, [и был у них сын] Мартынка. Всю [жизнь свою] занимался старик охотою, бил [зверя и птицу], тем и сам [кормился, и семью] питал. Пришло [время - заболел старик] и умер. Мартынка с матерью [потужили-поплакали, да делать-то] нечего: мертвого (назад не воротишь). Пожили с неделю и приели весь [хлеб, то в запасе] был. Видит старуха, что больше [есть нечего], надо за денежки приниматься. Старик-то [оставил им] двести рублей. Больно [не хотелось ей] починать кубышку, [однако сколько] ни крепилась, а починать нужно - не [с голоду же помирать]!
Подведение итогов занятия.
Занятие 7.
Тема: Скорочтение.
Цель: рационализация работы с учебным текстом (скорочтение).
Упражнение Я хвалю себя за то, что…
Цель: развитие эмпатии, создание собственного позитивного настроя.
Инструкция: Ведущий предлагает похвалить себя за что-нибудь. Итак, продолжите фразу Я хвалю себя за то, что…
Обсуждение: Трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытали при этом?
Упражнение Приемы скорочтения
Цель: обучение подростков приемам скорочтения.
Инструкция: Ведущий предлагает подросткам освоить несколько приемов, позволяющих увеличить скорость чтения. Для этого ведущий заранее заготавливает текст, по возможности в узких колонках. Упражнение выполняется поэтапно.
1 этап: постарайтесь читать этот текст, фиксируя взгляд не на каждой букве, а только в центре каждого слова, последовательно.
2 этап: фиксируя взгляд на каждом слове, старайтесь не возвращаться к ранее прочитанному. Двигать можно глазами только слева направо в каждой строке.
3 этап: читая текст, старайтесь не проговаривать его мысленно. Попытайтесь при этом про себя напевать какую-нибудь мелодию. Фиксируя взгляд на каждом слове, не возвращайтесь к ранее прочитанному.
4 этап: постарайтесь читать текст, водя пальцем сверху вниз в центре страницы, фиксируя свой взгляд у кончика пальца.
5 этап: старайтесь читать текст целиком в объеме каждой строки, фиксируя взгляд в центре строки, попытайтесь предугадать, чем закончится абзац, который вы только начали просматривать.
Пауза. Во время паузы, ведущий сообщает подросткам что, в процессе самоподготовки увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения остальных заданий. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Упражнение Снятие зрительного утомления
Цель: обучение подростков приемам снятия зрительного напряжения.
- посмотрите попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
- напишите глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
нарисуйте квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Продолжение.
6 этап: сейчас текст будет предъявляться всего на доли секунды. Закройте глаза, откройте книгу на любой странице. По команде откройте глаза и через секунду их закройте. Постарайтесь вспомнить и воспроизвести текст, который вы видели в течение этой секунды.
Подведение итогов занятия. С какими трудностями вам пришлось столкнутся при выполнении заданий? Какие приемы скорочтения вы еще знаете? Какие приемы вам понравились больше всего, и вы и дальше планируете их использовать при работе с текстом?
Занятие 8.
Тема: Восприятие
Цель: развитие восприятия подростков.
Упражнение Друг к дружке
Цель: создание позитивного настроя в группе, развитие тактильного восприятия.
Инструкция: Вам необходимо свободно перемещаться по аудитории и выполнять мои команды. Когда я скажу: Друг к дружке, - вы должны найти себе пару. После того как вы найдете пару, я дам задания. Итак, начали: Друг к дружке! Теперь пожмите друг другу руку, прикоснитесь друг к другу - нога к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к щеке и пр. Снова двигайтесь по залу и ищите новую пару. Игра продолжается в новых парах.
По окончании ведущий предлагает подросткам поделится своим настроением.
Мини-лекция Восприятие
Цель: информирование подростков о роли восприятии в учебном процессе.
Лекционный материал:
Восприятие является основой мышления и практической деятельности.
Именно восприятие наиболее тесно связано с анализом информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются те образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление и эмоции.
Чтобы развить восприятие необходимо развить в себе такое качество как наблюдательность, улавливание незначительных нюансов в предметах и явлениях окружающего нас мира. Наблюдайте: слушайте, смотрите, действуйте! Не упускайте ничего, даже если это вам кажется не важным.
В процессе восприятия у человека одни органы чувств могут превалировать над другими.
Ведущими, превалирующими типами восприятия могут быть зрение, слух или осязание. Это будет означать, что данный тип восприятия быстрее и чаще реагирует на сигналы и раздражители внешней среды и это очень важно учитывать в процессе учения.
Так, визуалисты любят все отражать зрительно (яркие картины, образы) и поэтому лучше усваивается тот материал, который можно увидеть, или образно представить.
Аудиалисты наоборот слабо представляют зрительные образы, плохо запоминают картинки, но зато прекрасные слушатели. Вспоминают звуковыми образами, воспринимают окружающий мир на слух.
Кинестетики - люди, которые лучше всего ощущают движения. Для лучшего усвоения им необходимо производить различного рода манипуляции, опыты с предметами.
Далее ведущий предлагает подростком определить, какой же тип восприятия является ведущим у каждого из них.
Тест Видеть, слышать или ощущать?
Цель: определение ведущего типа восприятия подростков.
Инструкция: внимательно выслушав зачитанное утверждение, ваша задача - согласиться с ним или не согласиться. Старайтесь ориентироваться на первое впечатление. В тетрадях записываем номер вопроса и свой ответ, - если согласен - +, не согласен - -.
Вопросы:
Люблю наблюдать за облаками и звездами.
Часто напеваю себе потихоньку.
не ношу модных вещей, если мне в них неудобно.
Люблю подолгу понежиться в ванне.
Рассматриваю машины, больше всего внимания обращаю на их цвет.
Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
Меня развлекает подражание диалектам.
Много времени уделяю своему внешнему виду.
Мне нравиться заниматься физическим трудом.
когда есть свободное время, я люблю просто рассматривать людей.
Плохо себя чувствую, если долго не двигался.
Увидев вещь в витрине магазина, сразу понимаю, что в ней мне будет хорошо.
Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
Часто читаю во время еды.
Люблю разговаривать по телефону.
Я склонен к полноте.
Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
После плохо проведенного дня я долго не могу расслабиться.
Мне нравиться фотографировать.
Долго помню то, что мне сказали друзья или приятели.
Не стал бы жалеть деньги при покупке цветов. Ведь они украшают нашу жизнь.
Мне нравиться принимать контрастный душ (то холодный, то горячий).
Стараюсь записывать свои личные дела, веду личный дневник.
Часто разговариваю сам с собой.
После долгой поездке на машине долго прихожу сам в себя.
Тембр голоса может многое мне сказать о человеке.
Очень часто я оцениваю людей по их манере одеваться.
Люблю потягиваться, разминаться.
Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука, я не могу заснуть.
Мне трудно подобрать удобную обувь.
Люблю смотреть художественные фильмы.
Узнаю когда-либо виденные лица даже через несколько лет.
Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
Умею слушать то, что мне говорят.
Люблю двигаться - танцевать, бегать, заниматься гимнастикой.
Когда близко тикает будильник, я не могу заснуть.
Слушая музыку, отличаю стерео звук от моно звучания.
Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
Не люблю осматривать памятники.
Не выношу беспорядок.
Не люблю синтетических тканей.
Считаю, что атмосфера в комнате во многом зависит от освещения.
Люблю ходить на концерты.
Само пожатие руки может многое сказать мне о человеке.
Охотно посещаю музеи и выставки.
Поспорить - это захватывающее дело.
Через прикосновения можно сказать значительно больше, чем словами.
В шуме я не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту:
Нас интересуют ответы +. Каждому типу восприятия соответствуют определенные вопросы:
Тип А - Видеть 1,5,8,10,12,14,19,21,23,27,31,32,39,40,42,45.
Тип В - Ощущать 3,4,9,11,16,18,22,25,28,29,30,35,38,41,44,47.
Тип С Слышать 2,6,7,13,15,17,20,24,26,33,34,36,37,43,46,48.
Тип восприятия, набравший большую сумму баллов, и является для вас ведущим типом восприятия.
Обсуждение результатов теста.
Подведение итогов занятий. Общие выводы по теме.
Занятие 9.
Тема: Восприятие (продолжение).
Цель: развитие восприятия, наблюдательности подростков.
Упражнение Кляксы
Цель: создание благоприятного эмоционального фона, активизация восприятия подростков.
Инструкция: Ведущий предлагает подросткам следующее задание: акварельными красками на листе бумаги поставить кляксу. Нужно придумать не меньше 5 предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Ведущему следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо подростком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа.
Упражнение Что в свертке?
Цель: развитие таких видов восприятия подростков как восприятие величины и формы.
Ход игры:
Ведущий заранее готовит различные предметы необычной формы, завернутые в несколько слоев газетной бумаги. Все участники делятся на 2 команды. Каждой команде дается по 5-6 свертков (предметов). Ощупывают каждый предмет все члены команды. Побеждает та команда, которая отгадает наибольшее количество предметов.
Упражнение Что за картина?
Цель: развитие зрительного восприятия подростков.
Ход игры:
Участники делятся на 2 команды. Для проведения игры ведущий заранее готовит репродукцию известной картины. Ведущий предъявляет подросткам эту картину не всю целиком, а по частям. Участники игры по одному из фрагментов должны узнать, что это за картина. Если не узнают по одному из фрагментов, ведущий добавляет еще один и т.д. Какая из команд первая правильно даст ответ, та и побеждает.
Упражнение Развиваем наблюдательность
Цель: развитие наблюдательности подростков.
Ход игры:
В течение 10 минут ребята записывают как можно больше предметов, группируя их по цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала. Задание - необходимо составить следующие списки предметов:
а) красного цвета,
б) деревянных,
в) начинающихся с буквы К.
Кто составит самый длинный список, тот получает звание Самого наблюдательного.
Обсуждение. Какие упражнения понравились больше всего? С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении задания и почему? Что вы собираетесь делать, чтобы и дальше самостоятельно развивать свое восприятие? Общие выводы.
Занятие 10.
Тема: Внимание.
Цель: развитие внимания подростков.
Упражнение Эксперимент
Цель: активизация внимания подростков.
Инструкция: Каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание - за 30 секунд прочитать три последних отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
НестиЭТоГоСтраАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Обсуждение: С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания и что помогло вам справится с ним?
Мини-лекция Правила самоорганизации внимания
Цель: познакомить подростков с эффективными способами самоорганизации внимания.
Правила самоорганизации внимания:
1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничего не отвлекало вас.
2. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.
3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ - предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.
4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, перелистайте конспект. Если этот материал по какой-то причине вообще вами не изучался (болели, заснули на уроке…), начните с ликвидации существующих пробелов.
5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.
6. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты, и потом труднее заставить себя включиться в работу.
7. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.
8. Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешний раздражителей (хлопанье дверей, звуки автомобильного клаксона, голоса и т.п.), так и внутренних стимулов (мысленные ассоциации). Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания, старайтесь вновь направить его по нужному руслу.
9. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время отключились, заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Продолжать читать без таких возвращения значило бы тратить время впустую, заниматься самообманом. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей усталости внимания.
10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.
Обсуждение: Что было вам знакомо, и вы уже использовали в своей практической деятельности, а что только собираетесь применить?
Методика Расстановка чисел
Цель: оценка произвольного внимания подростов.
Инструкция: Ведущий предлагает подросткам в течение двух минут расставить в клетках нижнего квадрата бланка числа в возрастающем порядке, которые расположены случайно в верхнем квадрате. Числа надо располагать построчно. Средняя норма - 22 числа.
16
37
98
29
54
80
92
46
59
35
43
21
8
40
2
65
84
99
7
77
13
67
60
34
18
Обсуждение результатов теста.
Общие выводы по теме.
Занятие 11.
Тема: Внимание (продолжение).
Цель: развитие внимания подростков.
Упражнение Письмо
Цель: развитие внимания, групповое сплочение, снятие возбуждения.
Ход игры:
Участники встают вкруг, держась за руки. Один из участников посылает письмо, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача водящего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится водящим.
Упражнение Шестерка
Цель: активизация и тренировка внимания и сообразительности подростков.
Инструкция: Каждый участник группы по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три… Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т.д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Игра продолжается до трех оставшихся внимательных игроков.
Игра Не повторяться!
Цель: развитие внимательности, расширение словарного запаса.
Ход игры:
Игра проходит по кругу. Участники по кругу высказываются на одну и туже тему, не повторяясь. Тема может быть любой: погода, описание предмета, человека и многое другое. Нарушивший запрет или не сумевший высказаться выходит из игры. Побеждает тот, кто говорил последним.
Игра Два дела одновременно
Цель: развитие внимания сразу к нескольким объектам.
Ход игры:
Участники игры разбиваются на 2 команды. Ведущий подвешивает самодельный маяк и приводит в движение. За маятником он показывает 3 репродукции: одну за другой. Задача участников - посчитать число колебаний маятника и пересказать содержание репродукций. Затем у трех человек из каждой команды спрашивают, сколько раз качнулся маятник. Одного из каждой команды просят рассказать содержание показанных репродукций. Побеждает та команда, участники которой дали более правильные и точные ответы.
Обсуждение. Какие упражнения понравились больше всего? С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении задания? Что вы собираетесь делать, чтобы и дальше самостоятельно развивать свое внимание?
Занятие 12.
Тема: Память.
Цель: развитие памяти подростков.
Игра Чемпионат борьбы на пальцах
Цель: разряжение обстановки, снятие усталости, задание мажорного тона работы.
Ход игры:
По команде ведущего подростки разбиваются на пары случайным образом. Ведущий объявляет о начале необычного соревнования - чемпионата борьбы на пальцах. Правила борьбы: большой палец правой руки поднимается вверх (знак во!), остальные четыре пальца захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока - производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до выявления абсолютного чемпиона.
Обсуждение. Ведущий просит подростков поделится своими впечатлениями о чемпионате.
Мини-лекция: Как развить память
Цель: знакомство подростков с некоторыми рациональными приемами развития памяти.
Ведущий сообщает подросткам, чтобы развивать память, необходимо выполнять ряд правил.
Вот некоторые из них:
Верьте в свои силы!
Следует иметь установку на запоминание.
Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминанию материала).
Учитывайте особенности своей памяти:
а) если зрительная:
- при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;
- читайте сами;
- подчеркивайте текст карандашом, выделяя главное;
- пользуйтесь наглядными пособиями.
б) если слуховая:
- чаще слушайте других;
- читайте вслух;
- рассуждайте вслух;
- работайте в тихом месте;
в) если моторная:
- работайте, конспектируя материал;
- рисуйте таблицы, графики, диаграммы;
- в лабораториях потрогайте и проделайте все сами.
Тест Ведущий вид памяти
Цель: определение ведущего вида памяти подростков.
Процедура проведения:
Ведущий предлагает определить подросткам, какой вид памяти у них развит лучше и просит разлинеить у себя в тетради таблицу из 3-х столбцов. Ведущий заранее заготавливает 3 серии слов по 10 в каждой серии. 1 серия - слуховая память, ведущий зачитывает подросткам (с небольшими паузами) 10 слов, потом просит записать их у себя в таблице в первый столбик. Затем 2 серия - зрительная память, ведущий записывает слова на доске, ждет 30 секунд и стирает слова, и так же ребята записывают запомненные ими слова во второй столбик таблицы. И, наконец, 3 серия - двигательная память, ведущий просит подростков прописать в воздухе, зачитанные им слова и затем также сделать запись в своей таблице в третий столбик. Затем ведущий предлагает подросткам подсчитать количество запомненных ими слов в каждом столбике и вывести % (1 слово = 10%). Ведущим считается тот вид памяти, по которому подросток набрал наибольшее количество %.
Слуховая память
Зрительная память
Двигательная память
лес
перо
нога
кошка
гора
роза
пальто
река
мед
пила
лещ
дуб
корова
луна
земля
акула
воробей
цапля
лопата
молоток
чай
кастрюля
окно
арбуз
тыква
книга
рука
нос
часы
хлеб
100 %
100%
100%
Обсуждение результатов теста.
5. Тренируйте память, развивайте отстающие виды памяти.
6. Постарайтесь связать новое, запоминаемое, с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.
7. Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочитайте и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям, повторите весь материал. Середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже!
8. Планируя работу, не ставьте два сходных предмета один за другим, так как, накладываясь, друг на друга, они приводят к активному забыванию.
9. Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.
10. Запомните: утомление – главнейший враг хорошей памяти. Поэтому стремитесь выполнять еще следующие правила:
- Соблюдайте обязательно режим (занимайтесь спортом, гуляйте на свежем воздухе).
- Работайте в меру, активно отдыхайте. В процессе подготовки увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполните два любых упражнения:
- посмотрите попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
- напишите глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуйте квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Как запомнить большое количество материала
Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. Перед уроком просмотри листочки с кратким планом ответа.
Обсуждение: Что было вам знакомо, а что нет, что вы уже использовали в своей практической деятельности, а что собираетесь применить?
Общие выводы по теме.
Занятие 13.
Тема: Память (продолжение).
Цель: развитие памяти подростков.
Упражнение Испорченный телефон
Цель: снятие эмоционального напряжения, подъем настроения.
Материалы: аудиокассета.
Инструкция: Вам необходимо встать в колонну, то есть в затылок друг к другу. Тот, кто стоит последним, придумывает танцевальное движение, трогает за плечо стоящего впереди, тот поворачивается и запоминает движение, которое ему показывают. После этого он трогает за плечо следующего игрока и так далее. Затем смотрим, что было в начале и что получилось. Последний участник становится первым, и игра продолжается.
Обсуждение: Поделитесь своим настроением. Трудно ли было придумывать и повторять движения? В чем смысл игры?
Игра Снежный ком
Цель: развитие слуховой памяти.
Ход игры:
Подростки садятся в круг. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Если кто-то ошибается, то он выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.
Игра Запоминаем, рисуя.
Цель: развитие зрительной памяти подростков.
Ход игры:
Участники сидят за столами. Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3-х. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто больше всех слов запомнит, тот и выиграл.
Обсуждение. Какие упражнения понравились больше всего? С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении задания и почему?
Занятие14.
Тема: Память (продолжение).
Цель: развитие памяти подростков.
Упражнение Ритм
Цель: снятие напряжение, создание позитивного настроя в группе.
Ход упражнения:
Участники по очереди задают ритм хлопками так чтобы он вписывался в уже звучащий.
Осуждение: Трудно ли было продолжить заданный ритм? Понравился вам ритм, который получился в результате? Отражает ли он настроение группы?
Игра Города.
Цель: развитие памяти подростков, а также их мышления.
Ход игры:
Участники игры сидят в кругу. Ведущий называет какой-либо город, например, Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву А. Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на Р и т.д. Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города, то следующий игрок называет слово, которое начинается на предпоследнюю букву названного города. Если же участник не может вспомнить название города, он выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто останется последним.
Игра Пересказ по кругу.
Ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе еще раз слушают текст, дополняют пересказ и исправляют сделанные ошибки.
Игра Антонимы и синонимы.
Цель: развитие памяти, мышления и внимания подростков.
Ход игры:
Участники игры делятся на 2 команды. Ведущий называет прилагательное – горячий. Первая команда называет синоним к данному слову, а вторая – антоним. Затем ведущий называет другое слово, теперь первая команда называет – антоним, а вторая – синоним. И т.д. За каждое правильное название слово команда получает 1 очко. Если какая-либо из команд не может подобрать антоним или синоним, то такая возможность предоставляется команде-сопернице.
Обсуждение. Какие упражнения понравились больше всего? С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении задания и почему? Что вы собираетесь делать, чтобы и дальше самостоятельно развивать свою память?
Занятие15.
Тема: Мышление.
Цель: развитие мышления подростков.
Тест Новейший тест интеллекта
Цель: определение уровня сообразительности подростков, создание веселого настроения.
Инструкция: Ответьте на предлагаемые вопросы. Ответы следует записывать на отдельном листке бумаги.
Вопросы:
В некоторых месяцах 30 дней, в некоторых 31 день. В скольких месяцах 28 дней?
Доктор дал вам 3 таблетки и велел принимать по одной таблетки каждые полчаса. Сколько пройдет времени до того, как вы выпьете последнюю таблетку?
Человек лег спать в 8 часов вечера, предварительно поставив будильник на 9 утра. Сколько часов он проспит, прежде чем будет разбужен звонком будильника?
Поделите 30 на одну вторую и прибавьте 10. Сколько получиться?
У фермера было 17 овец. Все овцы, кроме 9, подохли. Сколько живых овец осталось?
У вас есть всего одна спичка. Вы входите в ХОЛОДНУЮ и ТЕМНУЮ комнату, где есть печь, керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь?
Человек построил дом прямоугольной формы таким образом, что все четыре его стены обращены на юг. К дому подходит медведь. Какого цвета медведь?
Возьмите 2 яблока из трех имеющихся. Что вы получите?
Сколько животных каждого вида взял Моисей в свой ковчег?
Вы ведете автобус из Чикаго с 43 пассажирами. На остановке в Питсбурге сходят 5 пассажиров и садятся 7 новых. На следующей остановке в Кливленде выходят ещё 4 пассажира и садятся 8. В результате автобус опаздывает в Филадельфию на 6 часов. Сколько лет водителю?
Правильные ответы:
Во всех. Каждый месяц содержит, по меньшей мере, 28 дней.
Один час. Приняв первую таблетку, вы через полчаса примете вторую, а ещё через полчаса – третью.
Один час. Будильник не различает утро и вечер, поэтому прозвонит в 9 вечера.
70. Поделить на одну вторую – то же самое, что умножить на два.
9 живых овец.
Спичку.
Белый. Если все стены смотрят на юг, значит, дом стоит на Северном полюсе.
Два яблока. Было 3 яблока, вы взяли 2. Ну и сколько вы получили? Сколько у вас стало?
Нисколько. Никого Моисей никуда не брал, и не было у него никакого ковчега. Животных в ковчег собирал Ной.
А сколько вам лет? По условию задачи вы и есть водитель.
Сравните свои ответы с правильными ответами. Подсчитайте количество ответов, данных вами правильно.
Результаты теста
Количество правильных ответов
Интеллектуальный статус
7 и более
6
5
4
3
2
0 - 1
Ученик начальной школы
Старшеклассник
Студент
Преподаватель
Доцент
Профессор
Академик
Обсуждение результатов теста.
Мини-лекция на тему Как развить мышление?
Цель: информирование подростков о способах развития мышления.
Ведущий сообщает подросткам, что без развитого мышления человек не может успешно развивать умственные способности и для того, чтобы развить свое мышление необходимо нижеследующее:
Как развивать мышление:
1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам Почему? и Как?. Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развитиямышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач, головоломок.
Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, чтоне до конца понимаешь сам.
Обсуждение. Какова основная мысль лекции? Что нужно делать, чтобы развивать свое мышление?
Общие выводы по теме.
Занятие 16.
Тема: Мышление (продолжение).
Цель: развитие мышления подростков.
Упражнение Энтимологиеский словарь
Цель: развитие логического мышления, чувства юмора.
Ход упражнения:
Ведущий предлагает подростка неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы. Например: нелепица - некачественный пластилин, бездарь - человек, которому ничего не подарили в день рождения. Задача - придумать варианты толкования предлагаемых слов (артишок, бракодел, весельчак). Даже если ребята не справятся, ведущий сам зачитывает Энтимологический словарь.
Артишок (нервное потрясение у артиллериста).
Бракодел (работник загса)
Весельчак (гребец)
Грабли (воровской инструмент)
Дерюга (зубной врач)
Едкий (пригодный в пищу)
Жаргон (аспирин)
Изверг (действующий вулкан)
Курятник (комната для курения)
Лестница (подлиза)
Малярия (побелочно-покрасочные работы)
Невралгия (правдивость, честность)
Отсебятина (дверь, открывающаяся наружу)
Простынь (насморк)
Ряженка (модница)
Спица (любительница поспать)
Тычинка (указательный палец)
Утопия (кораблекрушение)
Фаталистка (невеста)
Хлопоты (аплодисменты)
Цоколь (копыто)
Четвертовать (выставить оценки за четверть)
Шарманка (очаровательная женщина)
Этажерка (соседка по лестничной клетки)
Язычник (лингвист)
Обсуждение.
Упражнение Слова наоборот
Цель: Развитие таких мыслительных операций, как анализ и синтез, умение анализировать слово по составу. Кроме того, игра заставляет участников быть внимательными, т.к. все операции со словами производятся при предъявлении на слух.
Ход игры:
Участники располагаются в кругу. Ведущий называет какое-либо слово, которое при прочтении от конца к началу также является самостоятельным словом. Участникам игры дается задание придумать по такому же слову. Далее игра строится следующим образом: 1-й участник называет свое слово, которое может быть прочитано наоборот, например топор, 2-й участник произносит слово, которое получится, если названное слово прочитать с конца, а затем называет свое слово: т.е. произносит ропот и свое слово – грот, 3-й участник произносит слово наоборот, т.е. анаграмму торг, и называет свое слово: зал и т.д. Тот из участников игры, кто не смог назвать слово наоборот или не придумал свое такое слово, выбывает из игры. Оставшийся последним будет победителем.
Упражнение Головоломка
Цель: развитие логического мышления, способности глубоко и полностью анализировать текст.
Ход игры:
Участники делятся на команды. Ведущий предлагает всем головоломку, которая представляет собой отрывок (незнакомого подросткам) стихотворения из 12 строк, разрезанный на отдельные слова. Задача играющих - как можно быстрее восстановить текст стихотворения, сложив слова в нужном порядке. Побеждает та команда, которая быстрее и точнее всех восстановит текст стихотворения.
Обсуждение. Какие упражнения понравились больше всего? С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении задания и почему?
Общие выводы по теме.
Занятие 17. Мышление (продолжение).
Цель: развитие мышления подростков
Игра: Спутанные цепочки
Цель: активизация мышления, включение подростков в режим работы.
Ход игры:
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки цепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следить за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Разрешается изменение положения кистей без расцепления рук.
Обсуждение.
Упражнение Отвечаем на вопрос Почему?
Цель: развитие умения выявлять причинно-следственные связи, развитие творческого мышления.
Ход игры:
Участники игры расположены по кругу. Один из участников становится водящим, который будет исполнять роль инопланетянина. Водящий должен задавать самые разные вопросы, начинающиеся со слова почему? Например: Почему на Земле люди плачут?, Почему цветы так приятно пахнут? и т.д. Все остальные участники игры должны (каждый) ответить по очереди на заданный вопрос. Принимается самый оригинальный ответ.
Упражнение Анаграммы
Цель: развитие логического мышления, способности устанавливать связи и отношения.
Ход игры:
Ведущий предлагает каждому участнику в течение 10 минут из приведенных слов путем перестановки букв составить названия животного, птицы или растения. Побеждает тот, кто быстрее всех справится с заданием.
Анаграммы:
фа + жир
липа + нота
перо + лад
до + кролик
так + сук
кожа + ворон
ум + па
рис + пика
ель + газ
бак + бум
лик + пена
фа + гном + ил
сорт + Альба
лира + гол
Ответы на задания: жираф, антилопа, леопард, крокодил, кактус, жаворонок, пума, кипарис, газель, бамбук, пеликан, фламинго, альбатрос, горилла.
Обсуждение. Какие упражнения понравились больше всего? С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении задания и почему? Что вы собираетесь делать, чтобы и дальше самостоятельно развивать свое мышление?
Занятие 18.
Тема: Креативность.
Цель: развитие креативности, творческого мышления подростков.
Упражнение Рисунок с поводырем
Цель: снятие возбуждения, создание доброжелательной обстановке в группе, настрой на творчество.
Инструкция:
Группа разбивается на пары. Один - поводырь, другой - слепой художник. Художнику завязывают глаза. Поводырь подводит партнера к рисунку на стене (рисунок ведущий готовит заранее) и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка.
Обсуждение: Какие чувства вы испытывали при выполнении задания? Что легче быть поводырем или слепым художником?
Упражнение Буриме.
Цель: развитие творческого мышления, а также навыка легкого, игрового версифицирования (стихоплетства).
Ход игры:
Перед началом игры участники выбирают две пары рифм, что-нибудь вроде свечка - речка, хочу – лечу. Затем всем предоставляется время (10-15 минут) для того, чтобы сочинить связное четверостишие, используя в нем эти рифмы. Каждый может сочинять сам или в группе из 2 – 3 человек.
Когда время истекает, желающие могут прочитать свой текст вслух. Все вместе выбирают лучшие четверостишия.
Упражнение Ситуации
Цель: развитие логического мышления, формирует навык анализа и обобщения большого количества разнородных сведений.
Ход игры:
Ведущий предлагает играющим заранее подготовленное описание некой ситуации, которая обычно выглядит довольно загадочно. Выслушав описание ситуации, играющие задают вопросы, но только такие, на которые ведущий может ответить да или нет (иногда допускается ответ не имеет значения). Задача играющих – разгадать ситуацию, то есть объяснить все странное и непонятное в рассказе ведущего.
Ситуации:
Каждый день мой сосед с тринадцатого этажа выходит из своей квартиры, садиться в лифт, спускается и идет на работу. Вечером, возвращаясь с работы, он тоже садится в лифт, но доезжает только до шестого этажа, потом выходит из лифта и идет пешком по лестнице на свой тринадцатый этаж. Итак, почему он так поступает? Ответ: Мой сосед – карлик, и в лифте он может достать только до кнопки шестого этажа.
Толпа людей бросилась к воротам. Мужчина бросился им наперерез и упал. Раздался многоголосый крик. Что произошло? Ответ: Во время футбольного матча забили гол.
Ромео вошел в комнату и замер в ужасе. Джульетта лежала на полу мертвая, вся в воде и осколках стекла. Что случилось с Джульеттой? Ответ: Джульетта была любимой рыбкой Ромео. Аквариум упал и разбился, рыбка погибла без воды.
Человек приходит домой уставший и ложиться спать. Несколько часов он ворочается без сна, затем берет телефон, набирает номер, слышит на другом конце провода Алло!, не говоря ни слова, кладет трубку и с облегчением засыпает. Ответ: Человеку мешал заснуть громкий храп за стеной, он набрал номер соседа, разбудил его и смог заснуть.
Обсуждение. Какие трудности вы испытывали при выполнении задания и как вы думаете почему? Что помогало вам найти правильное решение ситуации?
Общие выводы по теме.
Занятие 19.
Тема: Креативность (продолжение).
Цель: развитие творческого мышления подростка.
Упражнение Танец сидя
Цель: создание позитивного настроя группы.
Инструкция: Ведущий предлагает подросткам исполнить, не поднимаясь со стула, танец…
- ламбада;
- брейк;
- макарена и др.
Обсуждение: Понравилось вам задание? Испытывали ли вы трудности, танцуя на стуле, если да, то в чем они выражались? Что интереснее танцевать стоя или сидя?
Упражнение Рассказ по опорным словам
Цель: развитие творческого, ассоциативного мышления, воображения.
Ход игры:
Игра начинается с того, что ведущий выбирает опорные слова. Можно наугад ткнуть в книгу, можно обойти игроков, чтобы каждый из них шепнул ведущему первое пришедшее в голову слово. Когда список (7 –10) опорных слов готов, ведущий диктует или записывает его на доске. Теперь за отведенное время (примерно 10 минут) играющие должны сочинить связный рассказ, обязательно использовав все слова из списка. При этом можно повторять слова и изменять их грамматические формы. Когда время истекает, все желающие могут прочитать получившиеся рассказы вслух. Все вместе выбирают самые лучшие рассказы.
Упражнение Рассказ на букву П
Цель: развитие творческого мышления, речевой изобретательности подростков.
Инструкция: Играющие пытаются придумать связные рассказы, в которых все слова, начинаются на одну и ту же букву П. Работа проводится в группах по 2-3 человека. Когда время, отведенное на сочинение рассказов (10 минут), истекает, все желающие читают свои тексты вслух. После обсуждения называют победителей - авторов самых длинных и связных рассказов.
Перед тем, как подростки приступят к сочинению своих рассказов, ведущий, для вдохновения, зачитывает ребятам готовый рассказ на букву П.
Письмо поутру принес почтальон. Папино письмо! Петя подпрыгнул под потолок, пробежал по паркетному полу, прихватив по пути печенье. Принялся перелистывать письмо. После первого прочтения Петя прокричал: Полундра! Папа приезжает под праздник!
Папа писал: Петруша, Полина! Проблемы потихоньку преодолеваются. По плану проект принимают под праздник. Просто по-страшному переживаю. После принятия - приеду! Привезу подарки! Пока. Папа.
Петя перечитал письмо, положил под подушку, потом позвал пса Пирата прогуляться по парку. Петя прогуливался под пихтами, представляя порт, папин пароход, причудливые пейзажи. Пират, поднимая пыль, прыгал, пытаясь поймать Петин палец. Петя подумал: При папе праздник получится преотличный!.
Обсуждение. С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении задания и почему? Что вы собираетесь делать, чтобы и дальше самостоятельно развивать творческое мышление?
Занятие 20. Завершение работы
Цель: обсуждение результатов совместной работы, подведение общих и личных итогов.
Упражнение Сердце нашей группы
Цель: развитие чувства эмпатии, сплоченности группы.
Инструкция: Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу, вырежет сердечко и напишет на нем пожелания участникам группы.
Обсуждение: Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение? Легко ли было сказать что-нибудь приятное? Нравится ли вам то, что написано на других сердечках?
Подведение итогов занятий. Какие упражнения понравились больше всего? С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении задания и почему? Как вы считаете, каких результатов удалось достичь на занятиях? Что вы собираетесь делать, чтобы самостоятельно развивать свой интеллектуальный потенциал?
Упражнение Браво
Цель: Эмоциональный настрой, осознание успеха деятельности.
Ход упражнения:
Подростки по очереди выходят вкруг, в центр группы, остальные аплодируют. Итак, до тех пор, пока каждый не побывает в центре.
Заключительное слово ведущего.
Список используемой литературы
Афанасьев С, Коморин С. Триста творческих конкурсов. РЦ НИТ Эврика-М, Кострома, 1999.
Детский дом // Школьный психолог - №12. Издательский дом Первое сентября, 2004г
Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, Новая школа, М., 1994.
Коррекция нарушений в школьном возрасте // Настольная книга практического психолога в образовании. - Рогов Е.И. Учебное пособие. - ВЛАДОС, М., 1995
Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: МИРОС - МАИК Наука/Интерпериодика, 2000г.
Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники - И.В. Вачков. Учебное пособие. Издательство Ось-89, 2000г
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Учебное издание. Издательство Академия развития - Ярославль, 1997г.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Генезис, М., 1999.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×