Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа дополнительного образования кукольный театр "Теремок" | Екатерина Владимировна Шаповалова. Работа №298654

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Екатерина Владимировна Шаповалова
Дополнительная  общеразвивающая программа «Кукольный театр «Теремок» художественной направленности разработана с учетом:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;

- Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);

- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 «О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года);

- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» Энгельсского муниципального района Саратовской области;

- Положения муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» Энгельсского муниципального района Саратовской области «Об организации дополнительного образования обучающихся».

Актуальность программы заключается в том, что она является комплексной, вариативной, на занятиях обучающиеся раскрывают свой духовный и творческий потенциал и получают реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. А также актуальность определяется запросом со стороны детей и их родителей на художественно-эстетическое развитие младших школьников.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Главной деятельностью ребёнка является игра. Именно игра формирует у ребенка жизненные навыки, которые затем останутся с ним на всю жизнь. А какую игру с удовольствием могут разделить взрослые и дети? Конечно, театр! Театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира. Театр заложит в ребенке любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.

Театрализованная деятельность помогает ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от какого – либо персонажа. Это помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Как же хочется ребенку быть похожим на его любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немного пожить их жизнью. Но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? На театрализованных занятиях дети играют, творят, создают. Здесь они знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Дети получают удовольствие не только от игры, но и, от того что они сами изготавливают кукол – персонажей, создают одежду для них, если она необходима, сами продумывают и изготавливают декорации, необходимые по сценарию. Все это содействует развитию творческого воображения, приобщает к театральной культуре.

Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Теремок» художественной направленности разработана с учетом:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;

- Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);

- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 «О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года);

- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» Энгельсского муниципального района Саратовской области;

- Положения муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» Энгельсского муниципального района Саратовской области «Об организации дополнительного образования обучающихся».

Актуальность программы заключается в том, что она является комплексной, вариативной, на занятиях обучающиеся раскрывают свой духовный и творческий потенциал и получают реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. А также актуальность определяется запросом со стороны детей и их родителей на художественно-эстетическое развитие младших школьников.

Новизна программы заключается в том, что, вместе с обучением мастерству актера-кукольника, предполагаются занятия по декоративно-прикладному искусству в области изготовления кукол, декораций, реквизита к кукольным спектаклям, развитие речи, активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах художественного творчества. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.

Педагогическая целесообразность программы объясняется направленностью на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Учащийся должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в дальнейшем найти решение этой задачи. Универсальность театрального искусства позволяет показать свои вокальные, музыкальные, литературные, физические и актерские данные, что ведет к воспитанию конкурентоспособной личности.

Адресат программы: обучающиеся от 6,5 до 8 лет.

Возрастные особенности. Программа предназначена для обучающихся 1 класса в возрасте 6,5-8 лет. Обучающие данной возрастной категории, играя или выступая перед публикой, в отличие от обучающихся более старшего возраста, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В младшем возрасте не сложились определенные стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в старшем возрасте. Ребята быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли. Действия в спектакле ребят среднего возраста становятся для них примером. Театральные занятия помогут детям преодолеть негативные реакции по отношению к себе и другим людям в будущем. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности, начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.

Срок освоения программы: 72 часа.

Режим, периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия по программе предполагают работу в индивидуальной форме, групповой форме.

Цель и задачи программы

Цель: развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста в процессе овладения средствами театрального искусства.

Задачи:

обучающие: обучить использованию речи как выразительного средства при создании театрального образа, методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстам, а также навыкам работы с различными видами театральных кукол:

развивающие: развить эмоциональную сферу, внимание, воображение, фантазию, пространственное, аналитическое мышление, навык самоконтроля, умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения.

воспитательные: формировать мотивацию к самостоятельному обучению, работу на конечный результат;

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- обучающиеся узнают историю кукольного театра, их разновидность, виды кукол, их конструкцию, технику вождения, профессии кукольного театра;

- приобретут теоретические знания и навыки в правильной речи и дикции;

- ознакомятся с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;

В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие УУД.

Личностные результаты:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий театральным искусством для личностного развития.

Метапредметные результаты:

- использование в работе сформированных в процессе обучения навыков пространственного и аналитического мышления, демонстрация в выполненных заданиях творческого воображения и фантазии.

Количество обучающихся группе: 13-15 человек

Принцип набора учащихся в объединение – свободный.

Форма обучения: очная

 

Содержание программы

Учебный план

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

 

 

всего

теория

практика

 

Знакомство с миром искусства

 

Вводное занятие. История создания кукольного театра.

1

1

-

Опрос Рефлексия

Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.

2

2

-

Опрос Беседа

Знакомство с куклами разных форм и конструкций (пальчиковые куклы, конусные куклы, кукла-варежка, кукла-носок, перчаточные куклы)

2

2

-

Опрос

Работа с перчаточными куклами. Обучение приемам кукловождения.

3

1

2

Опрос

Беседа

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.

3

-

3

Наблюдение

Сценическое актерское мастерство. Сценическая речь: темп, тембр, громкость.

4

1

3

Наблюдение

Изготовление декораций, кукол (для пальчикового театра, для настольного театра, куклы-варежки, куклы-носка, перчаточных кукол)

6

-

6

Наблюдение

выставка

Выбор сказки для постановки спектакля.

2

-

2

Беседа

Музыкальное сопровождение

2

-

2

Наблюдение

Монтировочные репетиции, прогоны

9

-

9

Наблюдение

Выступление перед зрителями

2

-

2

Наблюдение

12.

Анализ выступлений

1

-

1

Наблюдение, спектакль

13.

История создания национальных театров

1

1

-

 

Опрос Рефлексия

14.

Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам

1

1

-

Опрос

Беседа

15.

Знакомство с тростевыми куклами. Техника вождения тростевыми куклами

2

1

1

Опрос

16.

Знакомство с куклами-марионетками. Техника вождения куклами-марионетками.

2

1

1

Опрос Беседа

17.

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.

2

-

2

Педагогическое наблюдение

18.

Занятия по развитию творческого воображения

2

-

2

Педагогическое наблюдение

19.

Занятия сценической речью и сценическими движениями

4

-

4

Педагогическое наблюдение

20.

Изготовление кукол, декораций.

тростевые куклы - мягкая игрушка (поролон, вата, капрон);

тростевые куклы (папье-маше);

куклы-марионетки

 

4

 

 

-

4

Выставка

21.

Выбор произведения для постановки спектакля

1

-

1

Педагогическое наблюдение

22.

Музыкальное сопровождение

2

-

2

Педагогическое наблюдение

23.

Монтировочные репетиции, прогоны

9

-

9

Педагогическое наблюдение

24.

Выступление перед зрителями.

4

-

4

Педагогическое наблюдение, спектакль

25.

Анализ выступлений

1

-

1

Педагогическое наблюдение

ИТОГО

72

11

61

 

 

Содержание учебного плана

Тема 1: Вводное занятие

Теория: Знакомство с планами работы и задачами кружка. Знакомство с историей создания кукольного театра. Инструктаж (вводный, при работе с режущими и колющимися предметами, т.п.)

Тема 2: Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.

Теория: Чтение сказок. Просмотр сказок (художественных фильмов и мультфильмов).

Тема 3: Знакомство с куклами разных форм и конструкций

Теория: Знакомство с историей создания кукол и видами кукол: пальчиковые куклы, конусные куклы, кукла-варежка, кукла-носок, перчаточные куклы.

Тема 4: Работа с перчаточными куклами. Обучение приемам кукловождения.

Теория: Основные правила работы с перчаточными куклами. Работа с разговаривающей куклой.

Практика: Освоение техники движения куклы (ходьба, бег, прыжки). Упражнения с куклами.

Тема 5: Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами

Практика: «Оживление» бытовых предметов. Разыгрывание импровизированных сценок с участием «оживших» предметов и кукол.

Тема 6: Сценическое актерское мастерство. Сценическая речь: темп, тембр, громкость.

Теория: Знакомство с понятием «Этюд». Беседа о видах эмоций, настроения, о способах их выражения.

Практика: Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Сказки-экспромт. Освоение различных интонаций. Построение движений куклы на основе своих собственных движений.

Тема7: Изготовление декораций, кукол (для пальчикового театра, для настольного театра, куклы-варежки, куклы-носка, перчаточных кукол)

Практика: Изготовление кукол для пальчикового театра. Изготовление кукол для настольного театра. Изготовление кукол из подручных материалов: кукла-варежка, кукла-носок. Изготовление персонажей спектакля.

Работа с тканью: Понятие о тканях. Разнообразие видов ниток по назначению. Демонстрация и сравнение различных инструментов для работы с тканью. Организация рабочего места.

Положение рук, нити, ткани. Специфика резания ткани. Выбор ткани, нитей, игл, наперстка. Определение длины нити, вдевание ее в иголку. Приемы разметки на ткани: бумага в клеточку, карандаш, мел, мыло, копировальная бумага. Понятие «шов», «Стежок», «строчка». Освоение простейших видов швов. Первичные представления о традиционном искусстве лоскутного шитья, о разнообразии художественных вещей, созданных народными мастерицами в том числе тряпичные куклы.

Работа с бумагой: открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование (прямолинейное складывание) - конструирование растительных форм (дерево, куст, цветок), простейших строений (забор, ограда), приемы соединений в бумажных конструкциях (склеивание внахлест и в торец, наружное и внутреннее соединение в замок); Моделирование (сгибание, складывание, скручивание); Папье- маше (знакомство с простейшими приемами папье-маше).

Изготовление головы куклы (из ткани, из папье-маше).

Изготовление одежды для куклы

Придумывание и изготовление эскизов декораций.

Изготовление декораций.

Тема 8: Выбор сказки для постановки спектакля

Практика: Выбор и обсуждение сказок. Распределение ролей.

Тема 9: Музыкальное сопровождение

Практика: Подбор и запись музыки.

Тема 10: Монтировочные репетиции, прогоны

Практика: Распределение технических обязанностей по спектаклю. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Репетиция отдельных эпизодов. Соединение действия куклы со своей ролью. Отработка интонаций и движений кукол с использованием декораций, музык. сопровождений и т.д. Обучение работе над ширмой. Постановка и обсуждение спектакля. Генеральная репетиция.

Тема 11: Выступление перед зрителями.

Практика: пока пьесы ученикам начальной школы, воспитанникам детских садов, родителям.

Тема 12: Анализ выступления.

Практика: анализ своего выступления самими детьми. Анализ выступления педагогом.

Тема 13: История создания национальных театров.

Теория: Знакомство с историей создания национальных театров.

Тема 14: Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам

Теория: знакомство с основными жанрами в литературе. Фольклор. Русские поэты и писатели.

Практика: Чтение. Просмотр фильмов.

Тема 15: Знакомство с тростевыми куклами. Техника вождения тростевыми куклами.

Теория: Знакомство с историей возникновения тростевых кукол. Устройство и принцип работы кукол.

Практика: Освоение техники движения куклы (ходьба, бег и т.д.). Работа с разговаривающей куклой.

Тема 16: Знакомство с куклами-марионетками. Техника вождения куклами-марионетками.

Теория: Знакомство с историей возникновения кукол-марионеток. Устройство и принцип работы кукол.

Практика: Освоение техники движения куклы (ходьба, бег и т.д.). Работа с разговаривающей куклой.

Тема 17: Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.

Практика: «Оживление» бытовых предметов. Разыгрывание импровизированных сценок.

Тема 18: Занятия по развитию творческого воображения

Практика: Придумывание персонажей из «ненужных вещей». Упражнения, тренинги.

Тема 19: Занятия сценической речью и сценическими движениями.

Практика: Интонационные упражнения. Работа со скороговорками. Определение разговорных особенностей персонажей спектаклей. Построение движений кукол на основе своих собственных.

Тема 20: Изготовление кукол, декораций.

Практика: Изготовление частей тела для кукол. Изготовление одежды для кукол. Декоративная работа над куклами. Придумывание и зарисовки эскизов. Изготовление декораций на основе выбранных эскизов.

Тема 21: Выбор произведения для постановки спектаклей.

Практика: Выбор и анализ произведений. Распределение ролей.

Тема 22: Музыкальное сопровождение

Практика: Подбор и запись музыки.

Тема 23: Монтировочные репетиции, прогоны

Практика: Распределение технических обязанностей по спектаклю. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Репетиция отдельных эпизодов. Соединение действия куклы со своей ролью. Отработка интонаций и движений кукол с использованием декораций, музыкального сопровождения и т.д. Постановка и обсуждение спектакля. Обсуждение недочетов. Генеральная репетиция.

Тема 24: Выступление перед зрителями.

Практика: показ пьесы ученикам начальной школы, воспитанникам детского сада, родителям.

Тема 25: Анализ выступления.

Практика: анализ своего выступления самими детьми. Анализ выступления педагога

2. Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение

Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:

- инсценировки литературных произведений для детей младшего возраста;

- адаптированные к условиям детского кукольного театра готовые пьесы;

- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

В данной программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

Этюдный тренаж включает в себя:

этюды (упражнения) на развитие внимания;

этюды на развитие памяти;

этюды на развитие воображения;

этюды на развитие мышления;

этюды на выражении эмоций;

этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

этюды на выразительность жеста;

этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с детьми даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.

Также большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:

учет возрастных особенностей

направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка

принцип эмоционально положительного настроя на занятии

принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка

принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка

принцип методической вариативности в деятельности педагога, наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов:

репродуктивных

частично-поисковых

проблемных

эвристических

Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.

В поведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстрированного материала, презентаций, видеоматериалов и подкрепляется практическим освоением темы.

Основной формой работы являются занятия. Отчет по работе проходит в форме выступлений перед воспитанниками детского сада и учащимися школы.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий;

Промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в учреждении

Итоговый – открытые занятия, спектакли.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля развития каждого ребёнка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актёрскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребёнка, является спектакль или театральное представление.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

1.Ватман, кисти, краски, карандаши, фанера – для изготовления декораций, картон. Акварельные краски, гуашь.

2.Магнитофон

3.Материал для изготовления ширмы, кукол.

4. Телевизор.

5. Ноутбук.

6. Аудиоаппаратура.

7. CD- DWD-диски с вспомогательными материалами. 8.Фотоархив объединения, фильмы, аудиозаписи, творческие

работы детей, презентации о театрах России, об известных актерах Саратовской области и России.

Дидактическое обеспечение:

1. Работы из методического фонда (творческие работы педагога, созданные куклы).

2. Библиотечный фонд (литература по основам кукольного театра).

3. Дидактические материалы для зрительного ряда (электронная картотека практических заданий, набор исходных изображений).

4. Наглядные презентации, подготавливаемые педагогом к каждой теме занятий.

5. Технологические карты-схемы к различным темам занятий.

6. Рабочие папки:

театральные игры на внимание; развитие памяти, образного и логического мышления;

карточки с заданиями: перевертыши, ребусы, змейка;

кроссворды, грамматическая арифметика,

словарь крылатых выражений,

электронные презентации,

набор упражнений на развитие речи («Лыжи», «Воздушный

шар», «Море», «Самолет» и т.д.).

7. Картотека загадок, пословиц, небылиц, чистоговорок, скороговорок, стихов, физкультминуток, этюдов.

 

Оценочные материалы

Контрольно-оценочная система «Плюс»:

- критерии обученности;

- уровень обученности;

- показатели обученности;

- балл (или отметка).

Знания, умения, навыки:

Высокий - если

- качественное полное усвоение материала (от 71% до100%) и творческий подход

- ярко выраженный интерес к занятиям

- активная позиция на каждом занятии

« + + + »

Средний – /общий/

- усвоение материала в основном (от 31% до 70%), понимание и репродуктивный подход

- устойчивый интерес к занятиям

- адекватное участие в занятиях

« + + »

Низкий – /минимальный/

- частичное освоение материала (до 30 % полученных знаний)‏

- простое различение и механическое запоминание

- неустойчивый интерес к занятиям

- пассивное участие в занятиях

« + »

Данная система может применяться в различных формах контроля (письменные и устные ответы,) практические задания; видах (вводный, промежуточный, итоговый. Может быть применена в различных формах занятий (практическая работа, игровые задания, конкурсы и др.). Позволит оценить результаты обученности как по отдельной теме и разделу программы. Так и всей дисциплине в целом.

Критерии оценки компетенции учащихся

Результатом обучения является сформированность компетенций обучащихся в избранном виде творческой деятельности.

 

Общие требования

Уровни/критерии

Высокий

Средний

Низкий

1.Обученность

1.1. Теоретические знания

1.2. Практические

умения и навыки

Хорошее владение

теоретическими знаниями

(знает историю театра кукол,

виды и системы кукол).

Тщательное выполнение

практической работы

Достаточное владение

теоретическими знаниями

Выполнение работы на

хорошем уровне

Слабое владение теоретическими

знаниями

Некачественное выполнение работы

 

 

 

 

2. Обучаемость

 

2.1. Способность к усвоению

программного

материала

 

2.2 Творческие

способности

Успешность усвоения

программного материала с

применением полученных

знаний на практике,

способность работать

самостоятельно

Самостоятельная разработка

оригинальной идеи, ее

воплощение

Усвоение программного

материала в норме, применение

полученных знаний на

практике.

 

Наличие стандартизированной

идеи с элементами творчества,

ее воплощение

Слабое усвоение программного

материала, неумение применить

полученные знания на практике.

Отсутствие собственных идей,

работа по шаблону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

 

Алянский, Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г

Артемьева, Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение,1991 г

Детский фольклорный кукольный театр. Сборник методических материалов / Сост. Н.Ф.Филиппова.- Горно-Алтайск, 2015. – 64 с.

Караманенко, Г.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М., Просвещение, 1982 г

Кидин, С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии / С.Ю. Кидин, отличник нар.просвещения, заслуж.работник культуры. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.

Кукольный театр:программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы/ авт-сост. А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.

Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы / С.В.Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009. – 187 с.

Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы. Перевод с английского Т.Ю.Покидаевой. Москва «РОСМЕН», 1998.- 65 с.

Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 1991 г

Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982г

Путешествие в страну игр и театра: сценарии общешкольных мероприятий / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 138 с.

Театрализованные игры для младших школьников / сост.Р.В. Димитренко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 91 с.

Театральная карусель: инсценированные истории и сказки / авт. – сост. Е.А. Гальцова. Волгоград: Учитель, 2009. – 215 с.

Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192с., с илл.- (Внимание: дети!).

Федотов.А. Техника театра кукол. Государственное издательство ИСКУССТВО, Москва 1953 г.-180 с.

Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. –

М.: Гуманит

. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.- (Театр и дети).

Список литературы для родителей

Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г

Артемьева Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение, 1991 г

Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы. Перевод с английского Т.Ю.Покидаевой. Москва «РОСМЕН»,

1998. -

65 с.

Некрылова А.Ф Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 1991 г

Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192с., с илл.- (Внимание: дети!).

Федотов.А. Техника театра кукол. Государственное издательство ИСКУССТВО, Москва 1953 г.-180 с.

«Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989

Список литературы для обучающихся

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – г.Казань, 1999.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С – П., Союз, 1997.

3. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани» учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; М. Просвещение 1999.

4. Трошина А.С. «Мягкие игрушки, куклы и марионетки» перевод с английского. М. Просвещение, 1999год.

5. Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз – 1999 г.

6. Бубнова Е.В.Праздники проказники. «Издательство «Тригон», 2011.

7. Иванова Г.В. Праздники нашего двора. «Издательство «Тригон», 2010. 

8. Календарь 2002. Рукоделие.

 

 

Интернет-ресурсы:

https://www.babyblog.ru/user/Mamoschka/3003403

https://www.liveinternet.ru/users/sveta0204/post298203200/

https://www.kakprosto.ru/kak-52832-kak-sshit-kuklu-dlya-kukolnogo-teatra#axzz2kbtz9hdZ

https://www.kakprosto.ru/kak-52832-kak-sshit-kuklu-dlya-kukolnogo-teatra#axzz2kbtz9hdZ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Календарный учебный график

п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

1 полугодие

1.

 

 

Беседа

1

Знакомство с планами работы и задачами кружка. Знакомство с историей создания кукольного театра. Инструктаж (вводный, при работе с режущими и колющимися предметами, т.п.)

Актовый зал

Опрос

Рефлексия

2.

 

 

Учебное занятие

2

Чтение сказок

Актовый зал

Опрос

Беседа

3.

 

 

Интерактивная беседа

 

Просмотр сказок (художественных фильмов и мультфильмов).

 

Актовый зал

 

4.

 

 

Беседа

2

Знакомство с историей создания кукол и видами кукол: пальчиковые куклы, конусные куклы, кукла-варежка, кукла-носок, перчаточные куклы.

 

Актовый зал

Опрос

5.

 

 

Беседа

 

Знакомство с историей создания кукол и видами кукол: кукла-варежка, кукла-носок, перчаточные куклы

Актовый зал

Опрос

6.

 

 

Беседа

3

Основные правила работы с перчаточными куклами. Работа с разговаривающей куклой.

 

Актовый зал

Опрос

7.

 

 

Практикум

 

Освоение техники движения куклы (ходьба, бег, прыжки). Упражнения с куклами.

Актовый зал

Наблюдение

8.

 

 

Практикум

 

Освоение техники движения куклы (ходьба, бег, прыжки). Упражнения с куклами.

Актовый зал

Наблюдение

9.

 

 

Практикум

3

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами

 

Актовый зал

Наблюдение

10.

 

 

Практикум

 

Разыгрывание импровизированных сценок с участием «оживших» предметов и кукол.

Актовый зал

Наблюдение

11.

 

 

Практикум

 

Разыгрывание импровизированных сценок с участием «оживших» предметов и кукол.

Актовый зал

Наблюдение

12

 

 

Беседа

4

Знакомство с понятием «Этюд».

Актовый зал

Наблюдение

13.

 

 

Беседа

 

Беседа о видах эмоций, настроения, о способах их выражения.

Актовый зал

Опрос

14.

 

 

Практикум

 

Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

Актовый зал

Наблюдение

15.

 

 

Практикум

 

Сказки-экспромт.

Актовый зал

Наблюдение

16.

 

 

Практикум

 

Изготовление кукол для пальчикового театра

Актовый зал

Выставка

17.

 

 

Практикум

 

Изготовление кукол для настольного театра. Изготовление кукол из подручных материалов: кукла-варежка, кукла-носок. Изготовление персонажей спектакля.

Актовый зал

Выставка

18.

 

 

Практикум

 

Изготовление кукол из подручных материалов: кукла-варежка, кукла-носок.

Актовый зал

Выставка

19.

 

 

Практикум

 

Изготовление кукол из подручных материалов: кукла-варежка, кукла-носок.

Актовый зал

Выставка

20.

 

 

Практикум

 

Изготовление персонажей спектакля.

Актовый зал

Выставка

21.

 

 

Практикум

 

Изготовление персонажей спектакля.

Актовый зал

Выставка

22.

 

 

Беседа

2

Выбор и обсуждение сказок.

Актовый зал

Наблюдение

23.

 

 

Практикум

 

Распределение ролей.

 

Актовый зал

Наблюдение

24.

 

 

Практикум

2

Подбор музыки.

 

Актовый зал

Наблюдение

25.

 

 

Практикум

 

Запись музыки.

 

Актовый зал

Наблюдение

26.

 

 

Беседа

9

Распределение технических обязанностей по спектаклю.

Актовый зал

Наблюдение

27.

 

 

Практикум

 

Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом

Актовый зал

Наблюдение

28.

 

 

Практикум

 

Отработка чтения каждой роли (наизусть), репетиция за столом

Актовый зал

Наблюдение

29.

 

 

Практикум

 

Репетиция отдельных эпизодов.

Актовый зал

Наблюдение

30.

 

 

Практикум

 

Соединение действия куклы со своей ролью.

Актовый зал

Наблюдение

31.

 

 

Практикум

 

Отработка интонаций и движений кукол с использованием декораций, музыки. сопровождений и т.д.

Актовый зал

Наблюдение

32.

 

 

Практикум

 

Обучение работе над ширмой. Постановка и обсуждение спектакля. Генеральная репетиция.

Актовый зал

Наблюдение

33.

 

 

Практикум

 

Постановка и обсуждение спектакля.

Актовый зал

Наблюдение

34.

 

 

Практикум

 

Генеральная репетиция.

Актовый зал

Наблюдение

35.

 

 

Публичное

выступление

2

Выступление перед зрителями.

Актовый зал

Спектакль

36.

 

 

Публичное

Выступление

 

.Выступление перед зрителями.

Актовый зал

Спектакль

37.

 

 

Беседа

1

Анализ выступлений

Актовый зал

Опрос

2 полугодие

38.

 

 

Беседа

1

Знакомство с историей создания национальных театров.

Актовый зал

Опрос

Рефлексия

39.

 

 

Практикум

1

Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам

Актовый зал

Опрос

Беседа

40.

 

 

Беседа

2

Знакомство с историей возникновения тростевых кукол. Устройство и принцип работы кукол

Актовый зал

Опрос

41.

 

 

Практикум

 

Освоение техники движения куклы (ходьба, бег и т.д.). Работа с разговаривающей куклой.

Актовый зал

Опрос

42.

 

 

Беседа

2

Знакомство с историей возникновения кукол-марионеток. Устройство и принцип работы кукол.

Актовый зал

Опрос

43.

 

 

Практикум

 

Освоение техники движения куклы (ходьба, бег и т.д.). Работа с разговаривающей куклой.

Актовый зал

Опрос

44.

 

 

Игра

2

Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.

Актовый зал

Наблюдение

45.

 

 

Практикум

 

«Оживление» бытовых предметов. Разыгрывание импровизированных сценок.

 

Актовый зал

Наблюдение

46.

 

 

Практикум

2

Занятия по развитию творческого воображения

Актовый зал

Наблюдение

47.

 

 

Практикум

 

Придумывание персонажей из «ненужных вещей». Упражнения, тренинги

Актовый зал

Наблюдение

48.

 

 

Практикум

4

Занятия сценической речью и сценическими движениями. Интонационные упражнения.

Актовый зал

Наблюдение

49.

 

 

Практикум

 

Работа со скороговорками.

Актовый зал

Наблюдение

50.

 

 

Практикум

 

Определение разговорных особенностей персонажей спектаклей.

Актовый зал

Наблюдение

51.

 

 

Практикум

 

Построение движений кукол на основе своих собственных.

Актовый зал

Наблюдение

52.

 

 

Практикум

4

Изготовление кукол, декораций

Изготовление частей тела для кукол.

Актовый зал

Выставка

53.

 

 

Практикум

 

Изготовление одежды для кукол. Декоративная работа над куклами.

Актовый зал

Выставка

54

 

 

Практикум

 

Декоративная работа над куклами.

Актовый зал

Выставка

55.

 

 

Практикум

 

Придумывание и зарисовки эскизов. Изготовление декораций на основе выбранных эскизов.

Актовый зал

Выставка

56.

 

 

Беседа

1

Выбор произведения для постановки спектаклей.

Выбор и анализ произведений. Распределение ролей.

Актовый зал

Наблюдение

57.

 

 

Практикум

2

Музыкальное сопровождение. Подбор и запись музыки.

Актовый зал

Наблюдение

58.

 

 

Беседа

 

Подбор и запись музыки.

 

Актовый зал

Наблюдение

59.

 

 

Практикум

9

Распределение технических обязанностей по спектаклю.

Актовый зал

Наблюдение

60.

 

 

Практикум

 

Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом

Актовый зал

Наблюдение

61.

 

 

Практикум

 

Репетиция отдельных эпизодов.

Актовый зал

Наблюдение

62.

 

 

Практикум

 

Соединение действия куклы со своей ролью.

Актовый зал

Наблюдение

63.

 

 

Практикум

 

Отработка интонаций и движений кукол с использованием декораций, музык. сопровождений и т.д.

Актовый зал

Наблюдение

64.

 

 

Практикум

 

Постановка и обсуждение спектакля

Актовый зал

Наблюдение

65

 

 

Практикум

 

Постановка и обсуждение спектакля

Актовый зал

Наблюдение

66

 

 

Практикум

 

Генеральная репетиция.

 

Актовый зал

Наблюдение

67.

 

 

Практикум

 

Генеральная репетиция.

 

Актовый зал

Наблюдение

68.

 

 

Публичное

выступление

4

Выступление перед зрителями

Актовый зал

Наблюдение

Спектакль

69.

 

 

Публичное

выступление

 

Выступление перед зрителями

Актовый зал

Наблюдение

Спектакль

70.

 

 

Публичное

выступление

 

Выступление перед зрителями

Актовый зал

Наблюдение

Спектакль

71.

 

 

Публичное

выступление

 

Выступление перед зрителями

Актовый зал

Наблюдение

72.

 

 

Беседа

 

Анализ выступления

Актовый зал

Наблюдение

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×