Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | Мой кабинет. Работа №350443

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся в ЧОУ «Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды» (далее – программа) определяет основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на основе традиций Православной культуры; устремлена к решению задач православной педагогики в современной русской школе; направлена на развитие личности православного христианина в русле православной исторической традиции, на воспитание в вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни; на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, урочную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и Русской Православной Церкви.

 

Частное Общеобразовательное Учреждение

«Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды»

 

 

 

 

 

 

Программа духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся

 

 

 

Составитель:

Прот. Георгий Морохин,

директор школы, законоучитель

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка

…………………………

……………………………

3

Миссия, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся

……………………………………...…………………………..

10

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся

……………………………………...……………………….

15

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся

…………………………………………………………………

16

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся

……

………………………………………………………..….

27

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся

………………………………………………..………………

52


Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся в ЧОУ «Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды» (далее – программа) определяет основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на основе традиций Православной культуры; устремлена к решению задач православной педагогики в современной русской школе; направлена на развитие личности православного христианина в русле православной исторической традиции, на воспитание в вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни; на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, урочную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и Русской Православной Церкви.

Православное мировоззрение и система ценностей обучающихся в Православной школе формируется благодаря участию в церковных богослужениях, на уроках «Основы Православной веры», церковное пение, церковно-славянский язык, а также при общении с православными педагогами на всех уроках и, особенно, уроках гуманитарного цикла, во время духовно-нравственных бесед учащихся и преподавателей со священником, с духовником школы, на классных часах, на встречах с ветеранами Великой Отечественной Войны, учеными и другими гостями школы, в паломнических поездках, с шефами школы – бойцами спецназа УФСИН «Мономах» (о социальных партнерах школы смриложение №1). В настоящее время для многих становится очевидным, что единственный путь спасения русского народа - возрождение нравственности, базирующейся на духовных основах Православия. И здесь совершенно особая роль принадлежит православной педагогике, ее богатому опыту духовно-нравственного воспитания молодого поколения. На сегодняшний день особая роль в возрождении и развитии духовно-нравственных традиций образования и воспитания отводится православным школам. ЧОУ «Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды» основана в 2014 г. Приходом Свято-Екатерининского храма г. Судогды. Школа создана по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия. Импульсом для ее создания послужила работа при храме дошкольной студии «Колосок», в которой педагоги и священники готовили дошколят к первой исповеди, вступлению в церковную жизнь и обучению в школе.

 

Важным условием для усвоения основ православного мировоззрения и культуры, определяющих духовно-нравственное развитие ребенка в системе православной педагогики, является непосредственное включение его в практическую жизнь православного прихода и Православной школы. Поэтому особое внимание уделяется участию учащихся:

- в воскресном богослужении, где дети читают, поют, помогают в алтаре, несут послушание у подсвечников, заботятся о маленьких и немощных прихожанах;

 

- в каждодневной линейке перед началом учебного дня (пение «Царю Небесный», чтение священником молитвы Небесной Покровительнице школы св. вмч. Екатерине, рассказ о святом или событии дня), в ежедневных молитвах перед учением и после учения, перед трапезой и после трапезы;

- в молебнах перед началом каждого учебного года;

- в Крестных ходах;

- в подготовке и проведении различных праздников.

Большую роль играют ежегодный отдых в православном летнем лагере при школе (Приложение №2) и участие школьников в олимпиадах по Основам духовной культуры и истории. Программа учитывает церковный календарь, который задает тон различным временам и празднованиям года и одновременно является хранилищем памяти о священных событиях и дорогих именах в истории Отечества, создающим духовную связь с многовековым духовным и культурноисторическим наследием России.

Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами Православной школы - воспитать молодых людей в духе вечных ценностей, давая при этом качественное образование. Для нас не важно, какую профессию выберет наш выпускник в будущем, но важно, чтобы школьник вырос христианином — то есть человеком, максимально ответственно относящимся к своим словам и делам, милосердным, неравнодушным, трудолюбивым, совестливым. Обладая этими душевными качествами в сочетании с глубокими и разносторонними познаниями, человек станет достойным гражданином своей страны и сможет употребить свои таланты на благо людей.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся ЧОУ «Свято-Екатерининская православная школа» разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта;

Стандарта Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Устава ЧОУ «Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды»

.

В условиях социальной нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров, обострения межнациональных и межличностных отношений внутри социума, проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Формы и методы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются. Главным средством воспитания нравственного гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

 

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЧОУ «СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПРАОСЛАВНАЯ ШКОЛА Г. СУДОГДЫ»

 


2. Миссия, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Особенностью духовно-нравственного развития и воспитания школьников является тесное сотрудничество Церкви, школы и семьи. По отношению к ученику предполагается наличие трех авторитетов: священника, учителя, родителей. Задача педагогического процесса - создание духовно-нравственной и культурной атмосферы в школе, когда священник – педагог – школьник – родители - единый организм, соборная «малая Церковь». Православное воспитание не отделяет воспитания церковного от воспитания ребенка в «малой Церкви» - семье. С семейным воспитанием столь же тесно связано и воспитание в школе. Школа помогает и Церкви, и родителям в воспитании ребенка, стремится гармонизировать церковную и мирскую жизнь.

 

Приоритетным направлением педагогики в школе является духовное развитие и воспитание детей. Огромную роль в этом играют молитва, пост, участие учащихся в церковных таинствах. Результатом сложившейся системы воспитания в школе является особая среда – православное пространство - совокупность традиций, межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются всеми школьниками, педагогами, родителями под руководством директора школы. Такое единое пространство, основанное на православной вере, которое окружает ребенка в Храме, в школе, в семье, воспитывает значительно эффективнее и результативнее, чем любые воспитательные системы. Однако воспитательное влияние не распространяется на тот мир, в котором ребенок оказывается за стенами школы и вне семьи. Этот мир может негативно влиять на ребенка, быть отличным от того мира, который педагогический коллектив пытается создать для ребенка в православной школе. Главная задача – помочь школьнику устоять перед грехом, сделать правильный выбор между добром и злом, между спасением души в Вечности и сиюминутным удовлетворением своей слабости. Поэтому еще одним направлением духовно-нравственного развития и воспитания в Православной школе является привитие школьнику иммунитета против растлевающего влияния современного мира.

 

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Православной школы формулируются, достигаются и решаются в контексте православной педагогики, а также национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, христианское (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: православной церкви, семьи, школы, государства и общественных организаций. На основании Концепции Министерства образования Российской Федерации и Концепции Православной школы сформулирована высшая цель образования – духовный, верующий в Бога, имеющий православное мировоззрение, высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу русской православной Церкви и Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в православных духовных основах и культурных традициях России.

На основании христианского и национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание, религиозно-духовная и социально-педагогическая поддержка становления и развития православно верующего, высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с поставленной основной педагогической целью, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

В области формирования личностной культуры:

• формирование знаний и представлений воспитанников о христианской духовной и нравственной жизни человека, раскрытие ее сущности;

• систематическое накопление и обогащение опыта духовной жизни в контексте православной церковной традиции и опыта нравственного поведения обучающихся через организацию религиозно-церковной и практической школьной деятельности, взаимоотношений в коллективе, отношений со священниками, учителями, родителями, сверстниками.

 

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и христианской духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в православии представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося христианской нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

 

 

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Бога и в Россию, чувства личной ответственности за русскую православную Церковь и Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

 

• формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

формирование отношения к семье как основе российского общества;

формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

знакомство

обучающегося

с культурно-историческими традициями российской семьи, православным взглядом на семью, как малую церковь.

В области формирования религиозной культуры:

Создание благоприятных условий для:

непринудительного, сознательного, постепенного и последовательного

воцерковление

школьников

, укрепление их веры;

формирования у учащихся осознанного творческого стремления к исполнению Заповедей Божиих во всех сферах их деятельности;

укоренения в их душах трёх главных христианских добродетелей: веры, надежды, любви;

привития им православных идеалов и ценностей, главные из которых - вера, надежда, любовь к Богу и людям, нелицемерное благочестие, бескорыстное самоотверженное служение Церкви, умение видеть в себе грех и каяться, молитвенная настроенность,

неосуждение

.  

2.1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в Священном Писании, Священном Предании, богослужебной традиции православной Церкви, а также в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками духовности и нравственности являются:

• православная религия — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе православного вероучения;

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самовосприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

С учетом специфики осуществления образовательного процесса Православной школой, а также возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий школа делает упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей: православная религия, патриотизм, гражданственность, семья, личность. При этом школьники получают представление обо всей системе базовых национальных ценностей, могут видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

 

3. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- ценностей в православном мировоззрении;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

 

- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовного и нравственного развития личности гражданина России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

направления

Воспитание религиозности

 

Воспитание

гражданственности, патриотизма,

уважения к правам, свободам и

обязанностям

человека

Воспитание

нравственных чувств и

этического

сознания

Воспитание

трудолюбия,

творческого

отношения

к учению,

труду, жизни

Формирование

ценностного

отношения к семье, здоровью и

здоровому образу жизни

Воспитание

ценностного

отношения

к природе,

окружающей среде

(экологическое

воспитание)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

ценности

- любовь к своему Творцу и Православной церкви, уважение, доверие и стремление исполнять её уставы, стремление всё больше узнавать о церковной культуре, об истории церкви, её святых, как примере для подражания.

- любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ;

- закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

- нравственный выбор;

- жизнь и смысл жизни;

- справедливость;

- милосердие;

- честь;

- достоинство;

- свобода совести и вероисповедания;

- толерантность;

- представление о вере, духовной культуре и светской этике.

- уважение к труду;

- творчество и созидание;

- стремление к познанию и истине;

- целеустремленность и настойчивость;

- бережливость.

- уважение к родителям;

- забота о старших и младших;

- здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни;

- здоровье нравственное и социально-психологическое.

- родная земля;

- заповедная природа;

- планета Земля;

- экологическое сознание.

- красота;

- гармония;

- духовный мир человека;

- эстетическое развитие.

планируемые результаты

- знания и представления о православном вероучении, нравственном учении, культуре; православном календаре, праздниках, традициях; - о житиях святых и о духовной и нравственной жизни человека;

- опыт религиозных чувств (веры в Бога, любви к Богу, желания исполнять заповеди Божии, участвовать в церковном богослужении);

- опыт духовной жизни в контексте православной церковной традиции (участие в богослужении, молитве, таинствах исповеди и Святого Причащения).

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимной обусловленности духовного, нравственного, физического, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

 

- ценностное отношение к природе;

- опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

 

- умения видеть красоту в окружающем мире;

- умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

- представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

 

 

 

 

 

 

Социальные проекты

п/п

Проект

Цели

Задачи

План работы над проектом (основные мероприятия)

Итог

Отряд «Дорогою добра»

1

«Дети детям обо всём на свете»

 

- организация праздника для воспитанников детского сада;

- создание положительного имиджа учащегося начальной и средней школы;

- мотивация учащихся на волонтёрскую работу;

- реализация творческих способностей детей.

 

- организация взаимодействия учащихся младшей и средней школы с детьми из детского сада; 

- вовлечение детей в процесс активной деятельности;

- формирование чувства ответственности;

- стимулирование и создание ситуации успеха;

- создание атмосферы толерантности в детском коллективе.

1. Беседа «Наш любимый детский сад».

2. Подготовка к концерту (разучивание стихов и песен).

3. Проведение подготовительного мастер – класса «Изготовление Дерева Добра».

4. Концерт «Дорогою добра»

5. Мастер-класс «Изготовление Дерева Добра».

6. «Я рисую наш проект» (рисование социального проекта отряда).

Посещение детей МДОУ №6 гудогды:

1. Концерт для детей «Дорогою добра» .

2. Мастер-класс «Изготовление Дерева Добра».

 

Отряд «Юннаты»

1

«Зелёная

планета»

- создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы,

- улучшение экологической обстановки  на прилегающей  к школе  территории за счет зеленых насаждений и цветов и уборки территории с целью  воспитания  трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе,  развития творческих способностей детей;

- формирование навыков здорового образа жизни.

- объединение усилий куратора, вожатого и детей, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой духовной среды, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям;

-  улучшение санитарно-гигиенического режима на территории школы;

- создание условий для отдыха учащимся школы.

1. Беседа «Чтобы планета была зелёной».

2. Посадка цветов на школьные клумбы.

3. Уход за растениями (прополка, поливка).

4. Уборка школьной и околошкольной территории.

5. Организация акций «Чистота – залог здоровья», «Зелёный патруль».

6. «Я рисую наш проект» (рисование социального проекта отряда).

1. Красивая цветочная клумба.

2. Чистая территория школы.

 

Отряд «Чистая планета»

1

«Шефство за

городским

кладбищем»

- благоустройство городского кладбища;

- формирование патриотических чувств и сознания молодых горожан на основе исторических ценностей, трудовых и ратных подвигов прошлых поколений;

- объединение усилий детей на социально значимую деятельность во благо родного города;

- сохранение исторической памяти.

- формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

- воспитание чувства гордости за причастность к истории родного края и развитие познавательной и социальной активности подрастающего поколения;

- систематическое проведение трудовых десантов (уборка засохших деревьев и кустов, листьев)

1. Беседа «Уважение к памяти».

2. Уборка территории городского кладбища (уборка мусора и сухой травы).

1. Чистая территория городского кладбища.

 

 

2

«Дети войны»

- создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей и своих родственников.

- знакомство детей с историей ВОВ;

- организация встречи с детьми войны;

- проведение мероприятия «Дети войны – дети Победы»;

- развитие чувства уважения и почитания к старшему поколению, обожённому войной;

1. Беседа «Детство и война».

2. Подготовка к мероприятию «Дети войны – дети Победы»

(разучивание стихов, песен, сценок) .

3. Встреча с детьми войны.

4. Мероприятие «Дети войны – дети Победы».

5. «Я рисую наш проект» (рисование социального проекта отряда).

1. Встреча с детьми войны.

2. Мероприятие «Дети войны – дети Победы».

Отряд «Лесовики»

1

«Мы и природа»

- расширение и закрепление знаний детей о природе;

- пробуждение в детях познавательного интереса к родному краю;

- формирование нравственных качеств личности ребенка, самостоятельности, патриотизма;

- формирование эколого-туристических знаний и умений;

- совершенствование навыков безопасного поведения в природе;

- пропаганда здорового образа жизни;

- популяризация туризма, как важного средства воспитания подрастающего поколения.

- знакомство детей с основами безопасности жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;

- закрепление на практике знаний основ безопасного поведения на природе;

- воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде;

- формирование желания вести здоровый образ жизни;

- систематизация знаний детей об основных нормах и правилах поведения в туристических походах.

- изучение природных условий родного края.

1. Беседа «Мы и природа».

2. Походы в природу.

3. Работа школы юного туриста (ШЮТ).

4. Организация большого похода.

5. Оформление альбома туриста.

1. Большой поход.

 

2. Оформление альбома туриста.

2

«Мы рядом»

- включение подрастающего поколения в активную благотворительную деятельность, направленную на психологическую поддержку ветеранов войны и труда, пенсионеров престарелого возраста с ограниченными возможностями, находящихся в доме Милосердия по состоянию здоровья;

- формирование у детей чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к людям старшего поколения;

- укрепление духовной связи между людьми разных поколений.

 

- развитие чувства долга, заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи;

- воспитание у детей чувства гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия;

- проведение беседы для детей «Милосердие в твоём сердце» с целью информирования детей о людях, живущих в тюрмеровском Доме милосердия;

- изготовление подарков для пожилых людей, проживающих в тюрмеровском Доме милосердия;

- подготовка и проведение концерта для пожилых людей, проживающих в тюрмеровском Доме милосердия.

1. Беседа «Милосердие в твоём сердце».

2. Подготовка концерта (разучивание песен, стихов, сценок).

3. Изготовление подарков.

4. Концерт в тюрмеровском доме Милосердия.

5. Вручение подарков пожилым людям.

 

1. Концерт в тюрмеровском доме Милосердия.

2. Вручение подарков пожилым людям.

 

 

4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

 

Основным условием, обеспечивающим эффективность учебно-воспитательного процесса в школе, является наличие особого уклада жизни, который включает в себя основные компоненты:

Традиции (переходящие из года в год способы передачи ценностно-значимого содержания школьной жизни) и обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);

Отношения (иерархически выстроенные, уважительные, основанные на сотрудничестве между педагогами и детьми, теплые, дружеские между детьми);

Правила благочестивой жизни (нормы поведения);

 

Распорядок дня, недели, года (порядок, установленный в соответствии со строем жизни православного христианина, годовым кругом церковных праздников).

Особенностями уклада жизни в школе, направленными на укрепление в школьниках навыков христианского благочестия и добродетельной жизни, усвоение ими основ вероучения и основ христианской нравственности, являются:

• участие в Богослужении (литургическая практика), обязательные ежедневные утренние молитвенные правила, молитва перед началом и в конце каждого урока, перед и после трапезы, воскресные и церковные праздничные дни;

 

• школьный герб имеет в центре икону святой вмц. Екатерины, который используется на флагах школы, плакатах, всех значимых документах и значках на форме учащихся;

 

• наличие и соблюдение норм поведения православных школьников;

• традиционные школьные дела, проводимые согласно годовому кругу православных и светских праздников:

- праздник 1 сентября (молебен на начало учебного года в храме св. вмч. Екатерины, крестный ход к школе, благословение и окропление святой водой учащихся, торжественная линейка);

- посещение Тюрмеровского Дома милосердия (поздравление престарелых и инвалидов с праздниками: Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Пасха);

 

- организация и участие районного праздника, посвященного Казанской иконе Божией Матери и Дню народного единства;

 

 

- участие в богослужении всей школы с привлечением родителей в дни двунадесятых и особо почитаемых праздников, организация и проведение концертов для прихожан в эти дни;

 

- поздравление и раздача подарков больным в районной больнице им. Поспелова в праздники Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи;

 

- участие в творческих конкурсах, посвященных православным праздникам;

 

Организация и участие в акциях «Зажги свечу Памяти» (22 июня), «Посади дерево», «Помощь братьям нашим меньшим»;

 

- паломнические поездки по святым местам Судогодского района и Владимирской области;

- уроки «Основы Православной веры» во всех классах, уроки церковнославянского языка и церковного пения;

 

 

- классные часы «Беседа с батюшкой».

Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей. Оформление пространства:

Аналойные иконы у каждого класса и красный угол в каждом классе.

Флаги и значки с гербом школы

Единый стандарт формы одежды учащихся и учителей

 

Использование отрывков из музыкальных произведений классиков в качестве звонков с урока и на урок.

Стенды:

- с православной тематикой;

- с памятными датами (днями рождения и именинами) детей и учителей;

- посвященные истории и жизни школы;

- посвященные жизни класса;

- посвященные увлечениям и семье учащихся;

• Поздравления с днем Ангела и днем рождения.

• Портреты святых, знаменитых полководцев, героев Отечества, выставка детских фотографий и рисунков «Моя Родина», постоянная выставка работ учащихся детской изостудии.

• Игровые комнаты в начальной школе.

• Библиотека (большая подборка книг духовно-нравственного содержания)

 

В условиях современных требований к образовательному процессу педагоги школы используют на уроках современные образовательные технологии (Кадровый потенциал школы см. в Приложении №3).

Особо следует отметить разработанные и проведенные Морохиной Н. Ю. два авторских проекта: "Добрые дела" и "Организуй перемену", в которых были задействованы все учащиеся школы.

Проект "Добрые дела" продолжает проект «Помоги ближнему» и имеет две цели. Первая - нравственная - обратить внимание учащихся свое поведение, то как и чем мы можем помочь окружающим. Вторая - интеллектуальная - пробудить интерес к знаниям об известных людях (за добрые дела учащиеся получали карточки с изображением и информацией о русских ученых, изобретателях, героях, святых).

 

Проект «Организуй перемену» продолжает начатый в 2016-2017 учебном году проект "Здравствуй дружная весна" и имеет цель сплотить всех учащихся школы, посредством деления детей на смешанные команды (равное количество учеников из каждого класса) и последующую организацию их на совместную, внутрикомандную игровую, спортивную, интеллектуальную деятельность на переменах в течение учебного года.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда духовник, все педагоги, родители и дети разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

в содержании и построении уроков;

в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеурочной деятельности;

в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

в личном примере учителя ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации и религиозные объединения.

 

Организация социально открытого пространства духовного и нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

2. Принцип Христоцентричности. С принципом ориентации на идеал в школе связан принцип христоцентричности, предполагающий, что идеал, данный человечеству в образе Богочеловека Иисуса Христа, в Его Божественных Заповедях должен стать центром, сосредоточением всего высокого, святого и безусловно ценного, к чему в первую очередь важно и нужно стремиться, соотнося с этим идеалом свои мысли, чувства, желания и поступки. Принцип христоцентричности предполагает также ориентацию на примеры

святых Православной церкви, которые сумели воплотить в своей жизни Высший Христианский идеал.

Принцип: 1) Христос - цель педагогического процесса, поскольку обожение (достижение единства со Христом) – цель жизни каждого христианина; 2) Христос - идеал Учителя, пример для подражания учителя земного Учителю Небесному (Климент Александрийский: «Един есть у нас учитель – Христос»); 3) Христос - Глава Церкви. Воцерковление – путь соединения со Христом.

 

3. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

4. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, урочной, внеурочной и внеклассной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношении, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

5. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с топ ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

5. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребенка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения является совместное освоение базовых национальных ценностей.

6. Принцип полисубьектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социально», информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад жизни гимназии предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли школы должна быть по возможности согласована.

7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом жизни школы, включает в себя организацию урочной, внеурочной, внеклассной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть - Отечество, семья, милосердие, закон, честь и т.д. Понимание – это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.

Духовное и нравственное развитие и воспитание в школе понимается комплексно и реализуется всей системой образования во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Принцип единства воспитания и обучения обеспечивается самим учебно-воспитательным процессом и активной внеклассной работой и реализуется с помощью следующих инструментов

 

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная деятельность

Социальное служение

Совместная деятельность школы и семьи

4 класс – Основы православной культуры.

5-9 классы – Основы православной веры.

На внеклассном чтении используются произведения религиозного содержания (посты, православные праздники, жития святых)

 

«Основы православного благочестия»;

церковное пение;

«Дорога к храму»; Закон Божий; тематические классные часы;

кружки, студии; традиционные школьные дела и праздники

- Литургии (по воскресным и праздничным дням)

- Паломническая деятельность (ежемесячные посещения святых мест по субботам)

- благотворительные акции, концерты

- православный лекторий

- родительские собрания

- совместная внеклассная деятельность

 

Виды деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников

1. Урочная деятельность

Традиционная система дисциплин общеобразовательной школы дополняется системой развивающих занятий с включением в основные учебные предметы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка) православных компонентов по темам религиозного цикла, основанных на литературных произведениях православных авторов. В основной школе в части, формируемой участниками образовательных отношений ведутся Основы православной веры, церковно-славянский язык.

Участие школьников и учителей конкурсах, фестивалях, олимпиадах на федеральном и межрегиональном уровнях по духовно-нравственной направленности:

 

- Третье место в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя – 2016»;

 

- III межрайонный конкурс-фестиваль духовной и патриотической поэзии и песни «Душа обязана трудиться…» (Филина Полина, 4 класс – 1 место)

 

- 2-е место в районном смотре-конкурсе оздоровительных летних лагерей;

 

 

- грамота прот. Георгию Морохину за высокий профессионализм и конструктивное взаимодействие с Владимирским институтом развития образования им. Л.И. Новиковой в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся.

 

 

2. Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность в школе реализуется через преподавание следующих курсов:

- «Основы православного благочестия»

- церковное пение

- «Дорога к храму»

- «Основы православной веры»

- Церковно-славянский язык

- тематический классный час

- традиционные школьные дела и праздники

 

Учебный предмет

Основные цели реализации содержания

«Основы православного благочестия»

 

Пробуждение духовности через раскрытие образа Божия в ребёнке, взращивание жертвенной любви служения Богу и людям, воспитание ценностного отношения к православным традициям. В курсе «Основы православного благочестия» реализуется принцип, единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся, заложенный в проекте Стандарта православного компонента общего образования. Воспитание благоговения к Богу; укрепление в вере. Воспитание почитания родителей.

Возжигание любви к людям. Формирование ответственного отношения к «дару свободы». Раскрытие христианских добродетелей: смирение, послушание, терпение, воздержание, радость и упование, нестяжание, целомудрие. Приобщение детей к чтению Священного Писания, творений Святых Отцов. Знание (умение объяснять, определять, пересказывать) Священного Предания и основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы Домостроительства спасения человеческого рода; понимание Боговоплощения, Крестной Жертвы и Воскресения Христова как основных этапов дела спасения. Приобщение детей к Таинствам Церкви, жизни в церкви. Формирование нравственной зоркости, умения извлекать нравственный и духовный смысл из получаемых знаний. Формирование понимания, систематизация православных представлений о мире как творении Божием, о человеке, созданном по образу и подобию Божию.

«Дорога к храму»

Подвести ребёнка к осознанию себя чадом Русской Православной Церкви; открыть красоту, совершенство, любовь Божьего мира; развивать нравственную зоркость ребёнка; создать условия для проявления эмоционального отклика детей на любовь и заботу к ближним; направлять ребёнка на осознание связи поколений, необходимость почитания старшего поколения.

Закон Божий

- приращение понятия «человек» в детском сознании нравственными смыслами духу, души (на сегодняшний день представления младших школьников о человеке ограничиваются его пониманием как биологического существа: «у человека есть кровь, мышцы») и возвышении нравственных норм до «обожения» человека;

- раскрытие учащимся ветхозаветных «строгих» заповедей, христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа (не зря «крестьянин» происходит от «христианин»): благочестия, мирности, совестливости, милосердия;

- в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием, и в осознании младшими школьниками значения учения как пути к познанию блага, своему духовному преобразованию с развитием у них на этой основе нравственных мотивов учения;

- в истолковании на доступном для младших школьников уровне библейского взгляда на Слово как источник и орудие творения, раскрытие христианской трактовки Слова как посредника между Богом и людьми для развития у детей ценностного отношения к «дару» слова, благоговейного отношения к «высокому» слову, несущему истину и добро («Живи по Слову»).

Церковное пение

Раскрыть значение церковного пения в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Овладеть традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с практикой клиросного пения в  православном храме. Развить вокально-хоровые навыки, музыкальный слух и певческий голос. Знать основные песнопения церковного богослужения (Божественной Литургии).

Церковное пение несет в себе благоговейную строгость и собранность, аскетическую отрешенность, молитвенную концентрацию духовной воли (не реальную, конечно, а мечтательно отображенную в образе), оберегающую святыню любви. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью.

Церковно-славянский язык

Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, назначения грамоты формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению, а знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес к чтению на ее основе.

 

Тематический классный час

В православной школе созданы ключевые темы классных часов, на основе которых классный руководитель планирует свою деятельность. Тематический классный час проводится в школе ежемесячно:

Время проведения

Темы классных часов

I четверть

Азбука нравственности

 

Школа вежливости

II четверть

Престольный праздник

 

Накануне Рождества Христова

III четверть

 

На пути к Великому посту

 

Постимся постом приятным

IV четверть

Светлое Христово Воскресение. Пасха

 

День победы и поминовения усопших

 

Календарь традиционных школьных дел и праздников

 

Время проведения

Месяц

Тема мероприятия

I четверть

 

сентябрь

Торжественный молебен, посвященный началу учебного года

 

октябрь

Проведение тематических православных викторин в рамках дня первоклассника

II четверть

 

ноябрь

Подготовка и проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства и Казанской иконе Божией Матери

 

декабрь

Неделя памяти святой великомученицы Екатерины, покровительницы школы

 

 

III четверть

 

январь

Праздник Рождества Христова

 

февраль-март

Участие в мероприятиях, посвященных Великому посту

 

март

Неделя Православной книги

 

 

 

 

IV четверть

Согласно православному календарю

Подготовка и участие в праздничных пасхальных торжествах.

 

май

Участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню победы и Радоницы. Праздник памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. День Славянской письменности и культуры.

Летние каникулы

июнь

Проведение православного лагеря дневного пребывания

 

3. Внеклассная деятельность

Литургии

В школе проводятся ежедневное молитвенное правило. Учащиеся школы совместно с педагогами и родителями участвуют в литургиях:

Дата проведения

Месяц

Литургия

 

 

I четверть

cентябрь

Благословение на начало учебного года. Молебен

 

 

Рождество Пресвятой Богородицы

 

 

Воздвижение Креста Господня

 

 

Воскресное богослужение

 

октябрь

Памяти преподобного Сергия Радонежского

 

 

Покров Пресвятой Богородицы

 

 

Воскресное богослужение

 

II четверть

 

ноябрь

Казанской иконы Божией Матери

 

 

Воскресное богослужение

 

декабрь

Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

 

Престольный праздник вмц. Екатерины

 

 

Воскресное богослужение

 

 

 

III четверть

 

 

январь

Рождество Христово

 

 

Крещение Господне (Богоявление)

 

 

Воскресное богослужение

 

февраль -

март

Сретение Господне

 

 

Воскресное богослужение

 

 

 

IV четверть

апрель

Благовещение Пресвятой Богородицы

 

 

Воскресное богослужение

 

май

Молебен, посвященный Дню Победы

 

 

Воскресное богослужение

 

Согласно православному календарю

Прощеное воскресение

 

 

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

 

 

Светлое Христово Воскресение. Пасха

 

Паломническая деятельность

Паломническая деятельность по святым местам в школе осуществляется в соответствии с планом учебно-воспитательной работы (ежемесячно по субботним дням)

 

4. Социальное служение

 

Время проведения

Месяц

Благотворительная акция

I четверть

октябрь

Акция «Скажу учителю спасибо!»

II четверть

ноябрь-декабрь

Изготовление рождественских подарков

III четверть

январь

Благотворительный концерт-акция

 

 

Посещение ветеранов и инвалидов

IV четверть

май

Акция «Подарок ветерану»

 

Согласно православному календарю

Поздравление с Пасхой больных в Центральной районной больнице

 

Во время проведения акций планируются выездные концерты в Тюрмеровский дом милосердия, Центральную районную больницу.

 

 

5. Совместная деятельность школы и семьи

Построение правильных отношений с родителями (законными представителями), налаженная совместная с ними воспитательная работа – залог успешной и результативной деятельности воспитателя. Ответственность за воспитание ребенка в первую очередь лежит на родителях (законных представителях), и школа не вправе допускать перекладывания этой ответственности на плечи классного руководителя и учителей. Если в школе ребенку говорят одно, а дома в своей семейной реальности он видит и слышит другое, то напрасен труд воспитателя. Авторитет родителей (законных представителей), помноженный на авторитет классного руководителя, должен быть основным инструментом воспитательной деятельности.

 

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся организации путем православного лектория. Темы православного лектория:

Роль семьи в православном воспитании детей. Совместные усилия семьи и Школы в православном воспитании детей.

Духовно – нравственные аспекты и методы созидания христианской семьи

Необходимость участия детей в Евхаристии.

Традиции и правила подготовки

ко

Святому Причастию.

Наказание и поощрение в православной семье

Роль духовного, физического и интеллектуального труда в православном воспитании детей.

Традиции православных праздников на Руси

Семейные традиции. Родительская любовь, её границы.

Что смотрят наши дети. Во что играют дети.

Роль родителей в воспитании у детей

Однодневные и многодневные посты в православной традиции.

Молитвенное правило православного христианина

Роль наказания и поощрения в православном воспитании ребенка.

Детская зависимость от

современных

медиа-проектов и методы борьбы

Основы культуры общения в семье и школе

Детские страхи. Причины. Методы воздействия

Что не знают родители о своих детях

Из истории края. Православные приходы Судогодского благочиния

Организация летнего отдыха детей в православной семье.

В школе осуществляется совместная деятельность с родителями (законными представителями):

Участие в литургиях;

Проведение традиционных дел и праздников;

Организация классных часов;

Паломническая деятельность;

Совместные экологические субботники;

Участие в благотворительных акциях и др.

 

 

 

5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся реализуется в следующих направлениях:

Задачи

Содержание воспитательной работы

Результат

Литургическое

Формирование у школьников православных ценностей, приобщение их к православному укладу жизни; укрепление веры в Бога

Непосредственное участие в жизни православной церкви через участие в Церковных Таинствах и Богослужениях, крестных ходах, молебнах; Православный образ жизни семьи

Обладать целостным православным мировоззрением. Стремиться жить в соответствии с Евангелием. Регулярно участвовать в литургической жизни Церкви

Духовно-нравственное

Воспитание:

- духовных качеств личности;

- стремления к благочестивой жизни по Заповедям Божиим, стремление к духовному возрастанию

Организация урочной и внеурочной деятельности на основе православного уклада жизни;

интеграция православного содержания в общеобразовательные учебные предметы; внесение православного содержания в организацию досуговой деятельности школьников; индивидуальная работа педагогов и священников с учащимися по формированию нравственных основ личности

Почитать родителей, старших, следовать их добрым наставлениям. Беречься от худых дел, скверных слов и дурных мыслей. Ничего чужого не желать и не брать, быть правдивым, противостоять сквернословию и другим негативным факторам социальной среды. Вести здоровый образ жизни. Не гордиться, не превозноситься. Быть строгим к себе, а к окружающим снисходительным, обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки. Уметь быть благодарным. Уметь прощать обидчиков и забывать обиды. Быть твёрдым в испытаниях, не впадать в отчаяние. Сорадоваться в радостях ближних и сопереживать в их горе. Уважать религию, религиозные чувства окружающих людей. Заботиться о благе и духовности своей семьи.

Патриотическое

Расширению знаний школьников о России, ее истории, культуре, традициях; формирование у школьниках гражданско-патриотического сознания, развитие чувства духовной сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее России, готовности к защите Отечества; воспитание у гимназистов любви к своей малой Родине, а через нее любви ко всему Отечеству

Осуществление патриотического воспитания в курсах обществоведческих и гуманитарных дисциплин; проведение внеклассных мероприятий патриотической направленности; организация краеведческой работы; организация экскурсий по местам боевой славы, паломнических поездок по святым местам; организация и проведение ученических конференций патриотической направленности; участие школьников в социально-значимых акциях, проектах

Быть ответственным за судьбу Родины, общества, семьи; бережно относиться к историческому и духовному наследию России. Уважать права и свободы других людей, выполнять Конституцию России, федеральные и региональные законы. Выполнять свой гражданский долг перед Отечеством.

Профилактическое

Изучение и соблюдение правил безопасности и поведения на улицах и дорогах; предупреждение противоправных действий, наркомании, алкоголизма среди школьников

Тренировочная пожарная эвакуация; беседы, мероприятия по ПДД; встречи с инспектором ГИБДД; организация мероприятий, направленных на разъяснение последствий наркомании, алкоголизма и табакокурения; беседы и мероприятия по пропаганде здорового образа жизни; мероприятия по здоровому питанию

Ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои поступки. Соблюдать правила безопасного поведения.

Познавательное

Формирование у школьников объективной картины мира и получение прочных базовых знаний; разностороннее развитие личности школьника раскрытие и развитие индивидуальных способностей и талантов

Урочная деятельность: уроки, семинары, лекции, беседы, творческие отчеты, доклады; участие школьников в предметных олимпиадах; внеурочная деятельность: конференции, интеллектуальные марафоны, ярмарки талантов, предметные недели; участие школьников в фестивалях и конкурсах различного уровня; посещение учащимися музеев, экскурсии, паломнические поездки

Быть образованным, целеустремлённым, любознательным, умеющим получать знания и использовать их на практике; приумножать свои знания на благо, а не во зло

Трудовое

Формирование положительного отношения у учащихся к труду как виду человеческой деятельности, определяющему основу бытия, как необходимому условию духовного роста человека; воспитание уважительного отношения к труду других людей; формирование потребности в трудовой деятельности как главного способа духовного саморазвития и самореализации человека; вооружение учащихся основными трудовыми умениями и навыками воспитание ответственности за порученное дело

Воспитание ответственного отношения к труду в процессе обучения; организация дежурства школьников, привитие им навыков самообслуживания; организация трудовых десантов по благоустройству территории школы; участие в трудовых благотворительных акциях; организация профориентационной работы, изучение профессиональных интересов выпускников; организация экскурсий на различные предприятия с целью ознакомления с профессиями; посещение учебных заведений в дни открытых дверей; летняя практика по благоустройству школьного здания и прилегающей территории и подготовке к новому учебному году

Уметь трудиться и уважать труд других.

Спортивно-оздоровительное

Воспитание у учащихся отношения к человеческой жизни как к бесценному дару Божию; формирование здоровья не только телесного, но и духовного; усвоение школьниками принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание у них убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом; популяризация спорта

Проведение школьных соревнований по различным видам спорта; участие в городских и районных соревнованиях; проведение просветительской работы о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психического и духовного здоровья человека; проведение спортивных соревнований и эстафет

Беречь здоровье не только телесное, но и духовное. Усвоить принципы и навыки здорового образа жизни. Регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Художественно-эстетическое

Выявление и развитие у школьников творческих способностей; создание условий для творческой самореализации; формирование художественного вкуса, стремления к красоте во всех проявлениях жизни; приобщение к духовным ценностям православия и мировой культуры

Организация работы объединений дополнительного образования; организация внеурочной деятельности; организация общешкольных праздников концертов, выставок, конкурсов как эффективного средства художественно-эстетического воспитания школьников; активное участие школьников в художественных конкурсах, выставках различного уровня

Постоянное развитие своих творческих способностей. Формирование художественного вкуса, стремления к красоте во всех проявлениях жизни. Приобщение к духовным ценностям православия и мировой культуры.

 

Модель выпускника школы

Основные идеалы самоидентификации будущего выпускника – православный христианин, ответственный гражданин, заботливый семьянин – неразрывно связаны между собой: служение Православной Вере, Отечеству и ближним требует одних и тех же сформированных качеств – способности к жертвенности, ответственности, которые напрямую зависят от уровня нравственности, а тот, в свою очередь, от духовного состояния человека.

Православный христианин

Заботливый

семьянин

Ответственный гражданин

Бог

вера

святость

церковь

сострадание

жертвенность

деятельная любовь к ближнему

семья

родители

дети

забота

верность

послушание

ответственность

за ближнего

патриотизм

любовь к Родине

верность Отечеству

гражданский долг

уважение к отечественной культуре и историческому прошлому России

Таким образом, складывается общий портрет выпускника школы:

1. Личность, осознающая значение духовной жизни и прилагающая усилия для ее устроения. Личность, знающая и уважающая православные традиции приобщения человека к смыслу, тайне, чуду человеческой жизни.

2. Личность, готовая к полноценной жизни в семье, созданной на основе любви, заботы и взаимоуважения, воспринимающая семью как одну из важнейших ценностей общества, постоянно овладевающая и совершенствующая навыки социально-педагогической деятельности.

3. Личность, ориентированная не только на личное благополучие, но и на служение обществу, внутренне осознающая себя в различных социальных ролях: «Православный христианин», «Ответственный гражданин», «Заботливый семьянин». Личность, имеющая развитые способности и желание для их осуществления (сформированные установки, ценности, картину мира; полученные знания, умения и т.д.)

4. Личность, обладающая патриотизмом, гражданственностью, которые воплощаются в сознании глубокой ответственности перед Родиной, её историческим прошлым и будущим, заботы о самостоятельном независимом державном строительстве России, укреплении ее государственности, в понимании необходимости сохранить и для россиян, и для мира Российскую цивилизацию.

5. Личность образованная, компетентная, способная к самообразованию и самостоятельному приобретению новой информации, ориентированная на профессиональную самореализацию, ответственный и творческий подход к делу, обладающая высокой культурой мышления, стремящаяся к доброумному совершенствованию окружающего мира.

6. Личность, открытая миру, обладающая коммуникативной культурой, способная и готовая к свободному творческому общению, взаимодействию, и в тоже время глубоко осознающая нравственные границы личности и общества.

 

 

2. Способы проверки ожидаемых результатов:

оценочная система в урочной деятельности;

педагогическое наблюдение, тестирование;

выполнение творческих, проектных заданий

анкетирование родителей и детей.

3. Формы подведения итогов воспитательной работы:

открытые мероприятия;

выставки творческих работ учащихся

школы

;

участие в конкурсах;

создание презентаций и видеофильмов;

выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

участие в мероприятиях;

итоговые концерты для родителей.

Мониторинги, которые помогут отследить полученные результаты:

Уровень воспитанности;

Уровень учебной мотивации;

Уровень удовлетворённости учебным процессом (дети, родители);

Занятость учащихся во внеурочной деятельности

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников, относятся:

ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды и др.);

характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

В результате реализации программы духовного и нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечиваться достижение:

воспитательных результатов — тех духовных и нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

эффекта — последствий результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря деятельности духовника, педагогов, других субъектов духовного и нравственного воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, организаций РПЦ), а также собственными усилиями обучающегося.

Воспитательные результаты могут быть распределены по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у учащихся социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности учащихся

школы

и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных

нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия

обучающихся

в нравственно ориентированной, социально значимой деятельности и для приобретения ими опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значение ценностей усваивается обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовное и нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовного и нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×