Программа элективного курса по рсскому для 10 класса | Наталья Леонидовна Пахомова. Работа №346361
Программа включает в себя:
· теоретический материал;
· вопросы и задания практического характера;
· вопросы и задания занимательного характера.
Основной целью обучения русскому языку в современных общеобразовательных учебных заведениях является обновление содержания и методов обучения, один из компонентов которого – овладение знаниями, связанными с их углублением по тем или иным проблемам, темам. Синтаксис – один из важнейших разделов в курсе русского языка, так как в нем сливаются воедино полученные ранее знания по морфологии, лексике и даже фонетике. Овладению грамматически правильно выстроенной, образной, яркой речью учит синтаксис.
Элективный курс «Синтаксис на основе русских пословиц с «предпочтением» должен помочь старшеклассникам создать необходимые условия для подготовки к ЕГЭ и воспитать вдумчивого, заинтересованного читателя.
элективного курса для 10 классаСинтаксис на основе русских пословиц
со значением предпочтение.
Составитель:
Пахомова Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы
г. Северодвинск
2024
Пояснительная записка
Программа элективного курса Синтаксис на основе русских пословиц с предпочтением – рассчитана на обучение учеников 10 класса в количестве 34 часа.
Программа разработана на основе:
Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова). – М: Мнемозина, 2009г.
Программы Н.М.Божко Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Удивительное рядом… и др.: сборник элективных курсов /авт. – сост. Н.М.Божко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Учебного пособия Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах О.А Хлебцовой. – М: МНЭПУ, 1999.
Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
вопросы и задания занимательного характера.
Основной целью обучения русскому языку в современных общеобразовательных учебных заведениях является обновление содержания и методов обучения, один из компонентов которого – овладение знаниями, связанными с их углублением по тем или иным проблемам, темам. Синтаксис – один из важнейших разделов в курсе русского языка, так как в нем сливаются воедино полученные ранее знания по морфологии, лексике и даже фонетике. Овладению грамматически правильно выстроенной, образной, яркой речью учит синтаксис.
Элективный курс Синтаксис на основе русских пословиц с предпочтением должен помочь старшеклассникам создать необходимые условия для подготовки к ЕГЭ и воспитать вдумчивого, заинтересованного читателя.
Пословица – устойчивое в языке и воспроизводимое в речи анонимное обобщающее изречение, хотя бы часть элементов которого наделена переносным значением и которое пригодно к использованию в дидактических целях.
Многие собиратели пословиц стремились осмыслить их в различных аспектах. В.И.Даль внес огромный вклад в создание словаря пословиц русского народа.
В.П.Жуков говорил, что пословицы, будучи предложениями, т.е. единицами замкнутой структуры обладают смысловой и интонационной завершенностью, синтаксической членимостью, категорией предикативности и модальности, т.е. конструктивными признаками предложений. Прочтение пословиц именно в таком аспекте увеличивает ее значимость как языковой единицы.
Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса на основе русских пословиц с предпочтением.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями для того, чтобы:
– выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять и сравнивать синтаксические конструкции;
– усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; конструировать, тексты на лингвистическую тему;
– определять структурно-семантические признаки предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в пословицах;
– акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи;
– учить не только строить такие конструкции, но и создавать на их основе сочинения.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
– обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
– активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
– проведение стилистического эксперимента;
– самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
– развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления русских пословиц.
Таким образом, новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием пословиц, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
– самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
– обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
– владеть навыками стилистической правки текста;
– самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Контроль знаний и умений учащихся будет осуществляться через различные формы: практическая работа, опрос, поисковые задания, итоговая работа, творческая работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. О пословицах (2 ч)
Введение. Пословицы. Словари пословиц и их создатели. Русские пословицы с предпочтением. (2 часа)
В. И. Даль – собиратель и создатель словаря пословиц.
В.П.Жуков и его словарь.
Словари Пословиц и поговорок русского народа. Устройство словарей, характеристика словарных статей.
Русские пословицы с предпочтением.Умения и навыки:– отбирать материал по предложенной теме, готовить устное сообщение,– работать со справочным аппаратом словаря,– читать словарную статью и получать нужную информацию.
Раздел 2. Синтаксис русских пословиц (25 часов)
О словах и их сочетаниях (3 часа)
Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
Порядок слов в словосочетании. Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.
Основные виды подчинения
Согласование.
Прямой порядок слов при согласовании. Определительные отношения.
Управление.
Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.
Примыкание.
Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.
Умения и навыки:
– определять виды словосочетаний
– находить словосочетания в пословицах с предпочтением.
Виды простых предложений в русских пословичных конструкциях.(5 часов)
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены в русских пословичных конструкциях. Способы выражения подлежащего в русских пословицах с предпочтением. Разные типы сказуемого.
Умения и навыки:– устанавливать виды пословичных предложений по цели высказывания и интонации,– определять способы выражения главных и второстепенных членов предложения.
Односоставные, безличные, инфинитивные, номинативные, полные и неполные предложения в русских пословицах с предпочтением.(7 часов)Типы предложений в русских пословицах. Конструкции предложений русских пословиц с предпочтением.Умения и навыки:– определять виды односоставных предложений,– отличать один вид предложения от другого,
- находить данные конструкции в пословицах с предпочтением.
Сложные предложения разных типов в русских пословицах с предпочтением. (10 часов)ССП, СПП и БСП. Виды придаточных предложений в русских пословичных конструкциях. Разные виды связи в сложных синтаксических конструкциях.Умения и навыки:– определять средства связи в пословичных выражениях,– сравнивать структуру пословиц и устанавливать тип предложения.
Раздел 3. Написание сочинений на лингвистическую тему. (7 часов)
Сочинение-рассуждение по русским пословицам с предпочтением. (7 часов)
Текст как продукт речевой деятельности человека.
Особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Наличие примеров-аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционная стройность работы.
Методические рекомендации
При реализации программы целесообразно уделять больше внимания практике и рефлексии. Дифференцированно подходить к выбору заданий для учащихся в соответствии с уровнем познавательной активности и учебными возможностями.
Список литературы
Для учителя:
Владимир Даль и его сборник пословиц// Аникин В. П. К мудрости ступенька. – М., 1988.
Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.
Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.
- Зинин С. И. Владимир Иванович Даль: (К 200-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. – 2001. – №5 .
Мельников-Печерский П. И. Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале// Литература в школе. – 2002. – №1.
Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1978.
Хлебцова О. А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах: Учебное пособие. – М., 1999.
Язык русских пословиц: Элективный курс для 10 – 11 классов: Программа. Планирование. Методические рекомендации/ Г. И. Канакина. – М.: Вербум-М, 2006. – 47 с.
Для учащихся:
Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985
Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.
Пословицы русского народа: Сборник В. И. Даля: В 2 т. – М., 1989.
Словарь русских пословиц и поговорок: В.П.Жуков. – М., 1993.