Программа "Этическая грамматика" | Шель Надежда Николаевна, Березовская Алена Александровна, Доронина Анастасия Николаевна. Работа №304409
Программа направлена на воспитание культуры общения в процессе обучения правилам этикета. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. Знания детьми этикета, правил, принятым в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из разных ситуаций. Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы не просто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, в гостях, за столом, иметь представление о нармах и стиле одежды, оманерах и культуре речи обо всем том , что называют этикетом.
«Привитие культуры общения
в процессе обучения
правилам этикета
в условиях социально-реабилитационного центра «Полярная звезда»»
1. Вводная часть.
Культура общения предполагает культуру речи.
А.М Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Привитие норм культуры человеку невозможно без правильно организованной системы воспитательной работы.
Воспитание, как общественная функция – это есть процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки их к жизни и труду.
Воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, в ходе которого осуществляется формирование личности. Оно учитывает возрастные и индивидуальные особенности.
Воспитание организует разнообразную деятельность ребёнка, использует положительное влияние среды и учитывает отрицательное и обеспечивает единство образовательного учреждения, семьи и общества.
Воспитательная функция обучения заключается в формировании взглядов и убеждений, нравственных черт личности, воли, чувств, эмоций. Эта функция реализуется через постановку и реализацию воспитательных задач в различных сферах деятельности ребенка, что способствует развитию личности и формированию желаемых качеств.
Задача воспитателя – создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, предлагать различные игры и задания. Обогащать словарный запас детей, воспитывать общую культуру речи и этикет общения воспитанников с окружающими их людьми.
2. Причины неприятия воспитанниками социально-реабилитационного центра норм и правил поведения в целом.
Отчужденность нарушение эмоциональных контактов с окружающими вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Характеризуя деловые контакты детей с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Активность в сотрудничестве стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает.
Контакты со сверстниками также бедны по содержанию и эмоционально не насыщены. Дети не умеют играть самостоятельно. Постоянную привязанность к сверстникам имеет незначительное число детей.
Результатом являются: отрицательное отношение к собственной личности; невозможность соотнесения себя настоящего с собой в прошлом и будущем. Реализация притязаний на признание реализуется зачастую через физическую силу в среде сверстников, а порой – через асоциальные формы поведения.
Ученые обращают также внимание на серьезные проблемы нравственного развития воспитанников, которые проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии и в целом в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.
К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников сициально-реабилитационного центра относят трудности социализации.
Под трудностью социализации многие понимают «комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью».
Причины возникновения этих трудностей они видят в «несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям».
3. Воспитание культуры общения у воспитанников социально-реабилитационного центра.
Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к людям и стремлением доставлять им удовольствие своим внешним обликом, обхождением, манерами поведения».
( И. Н. Курочкина). Воспитание культуры общения возможно в процессе обучения правилам этикета. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.
Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, необходимо научить его нормам морали и адекватному поведению в общении с различными людьми, помочь ему усвоить логику определенных правил и взаимоотношений, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
Предлагаем познакомиться с программой «Этическая грамматика». Она относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения.
Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах. Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком. Программа предполагает применение здоровье сберегающих приемов и методов.
Пояснительная записка.
Курс групповых занятий с воспитанниками (один час в неделю – 34 ч) рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.
Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий воспитанников СРЦН на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения для дальнейшей социализации в обществе.
Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки.
На занятиях воспитанники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.
Занятия предполагают решение следующих задач:
1. обогащение эмоционального мира воспитанников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
2. вооружение знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
3. формирование воспитанности;
4. систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения детей путём организации их практической деятельности;
5. организация нравственного самовоспитания;
6. формирование умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.
Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям.
Закрепляются достигнутые знания и во внеурочной деятельности, разнообразной как по форме, так и по содержанию: проводятся этические диалоги на заданную тему, конкурсы по нравственной тематике, вечера инсценированной песни, творческие калейдоскопы и др.
В учебно-тематический план курса «Речевой этикет и этикет поведения» введены темы экологической направленности.
Критерии оценки и формы контроля
В процессе знакомства с этическими нормами используется промежуточный и итоговый контроль.
Промежуточный контроль – наблюдение активности воспитанников на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ.
Итоговый контроль заключается в анализе знаний воспитанников, выявляющих уровень нравственного развития.
Деятельность подростков оценивается словесной оценкой.
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков
и формы подведения итогов.
Наблюдение за ребенком на занятиях;
текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
индивидуальная и групповая беседа с детьми;
опрос;
анкетирование;
викторина;
участие в школьных районных конкурсах «Магистр вежливых наук»;
демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для педагогов.
Педагогические технологии и методы работы.
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой. Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы. С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом и т.д.
Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения. Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
Ожидаемые результаты.
Получив знания по данным темам, участники группового занятия «Речевой этикет и этикет поведения» должны:
- усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;
- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
-соблюдать школьный этикет;
- обладать культурой речи;
- соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
- уметь культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;
- уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;
- в общении быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
Богуславская Н.Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;
Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;
Дами Э. «Хорошие манеры»;
Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 1998;
Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995;
Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;
Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;
Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 1989.