Программа физкультурно- спортивной направленности "СПОРТ-КАРУСЕЛЬ" | Алена Михайловна Мирошниченко. Работа №350678
Цель и задачи программы
Цель программы: укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами игры.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к освоению физической культуры.
2. Укреплять функциональные системы организма.
3. Способствовать профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, психофизических нарушений.
4. Создавать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения им двигательного опыта.
5. Развивать психофизические качества, музыкальные, интеллектуальные, сенсорные способности.
6. Воспитывать привычку к здоровому и активному образу жизни.
7. Расширять кругозор, формировать познавательные интересы детей.
Рабочая программа кружка
по физическому развитию дошкольников
«Спорт - Карусель»
Возраст детей: старший дошкольный
(5 – 7 лет)
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка.
Совершенствование учебно-воспитательного и образовательного процесса дошкольных образовательных учреждениях предъявляет требования к использованию новых методов и форм организации образовательной деятельности, нестандартного оборудования, а также учета индивидуального развития ребенка.
В настоящее время отмечается факт отставания, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей раннего и дошкольного возраста. Особенно много отклонений встречается в состоянии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. К сожалению, семейное воспитание, в основном, сориентировано на развитие интеллекта и познавательной сферы ребенка, при этом недостаточное внимание уделяется развитию двигательных качеств и навыков ребенка дошкольного возраста, оптимизации его двигательного режима.
В связи с этим, вопросы полноценного физического развития детей должны решаться в дошкольных образовательных учреждениях.
Проведение работы направленно на совершенствование форм и методов организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольниками, рациональное использование современного физкультурно-оздоровительного оборудования (крупное модульное оборудование, специальные мячи разного диаметра, степ-платформы, пластмассовые конструкции, массажные приспособления) позволяет расширить диапазон развивающих, профилактических и образовательных задач, решаемых в ходе организованной образовательной деятельности по детскому фитнесу.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет.
Возраст 5—7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы.
Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.
Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.
Позвоночный столб ребенка пяти—семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.
В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них — это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой
Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 — 95 ударов в минуту.
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем — 1100—1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25.
У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности».
Актуальность и новизна.
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причём эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, демографических, климатических условий, а именно:
наследственность;
неблагоприятная экологическая обстановка;
электронно-лучевое и “
металло
-звуковое” облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);
образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья), а также от характера педагогических воздействий.
В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на занятии по физической культуре может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ - аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.
В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.
Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» -соответствовать, быть в хорошей форме) в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.
Программа «Спортивная карусель» представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий:
степ-аэробика;
игровой
стретчинг
(
стретчинг
– это упражнения на растяжку и гибкость).;
Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.
«Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». В конце XX века Джина Миллер разработала новую методику – степ-аэробику. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесен-ной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на сту-пеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись получен-ными результатами, Джин Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлёк миллионы людей, поддерживающих своё тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «степ-аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни.
НОД аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, для детей подготавливают индивидуальные снаряды — степы.
Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной — 25 см, дли-ной — 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином.
НОД степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и вы-полняются по ходу сюжетно-ролевой игры.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позво-ляющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.
Разработанная программа позволит добиться оптимального уровня развития физических качеств:
быстроты,
гибкости,
равновесия,
координационных способностей
несет профилактический характер.
Под воздействием упражнений на степ – платформе улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробикие, а также логоритмические упражнения. Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволит решать не только задачи по физическому воспитанию но и развивать координацию движений и речь.
У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул быть здоровым и бодрым).
Направленность программы
Программа «Спортивная карусель» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.
С целью профилактики различных заболеваний у детей разработаны комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.
Направленность упражнений степ -аэробики:
формирование осанки, костно-мышечного корсета;
развитие координации движений;
укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной систем;
формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения.
Цель и задачи программы
Цель программы: укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами игры.
Задачи:
Формировать у детей интерес к освоению физической культуры.
Укреплять функциональные системы организма.
Способствовать профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, психофизических нарушений.
Создавать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения им двигательного опыта.
Развивать психофизические качества, музыкальные, интеллектуальные, сенсорные способности.
Воспитывать привычку к здоровому и активному образу жизни.
Расширять кругозор, формировать познавательные интересы детей.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Количество детей в группе: 10-15 человек.
кружковая работа рассчитана на учебный год (октябрь-май);
занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность в зависимости от возраста детей;
форма занятий - групповая, подгрупповая.
Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей основной и подготовительной физкультурной групп при отсутствии следующих медицинских противопоказаний:
хронические и острые заболевания почек,
органов дыхания; пороки сердца;
повышенное внутричерепное давление.
Условия реализации программы.
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы по физкультуре в ДОУ.
Организованную деятельность по дополнительному образованию «Спортивная карусель» проводятся в спортивном зале, отвечающем всем гигиеническим требованиям (размеры зала, освещение, проветривание, покрытие пола, оборудование, инвентарь).
Учебного материала, педагогический и врачебный контроль и достижения самих занимающихся.
Основными средствами являются:
физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности без предметов;
физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности
с предметами (мяч, гимнастическая палка и др.)
физические упражнения на гимнастических снарядах
(гимнастической скамейке, гимнастической стенке, степах и др.).
Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на боку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упорах присев, упорах стоя на коленях; стоя, в висах.
Упражнения общей направленности включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц, и танцевальные упражнения.
Комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития.
Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, степ-аэробику, черлидинг.
Комплексы физических упражнений специальной направленности содействуют той функции или системе организма занимающихся, на которую они направлены. Здесь используется большинство упражнений коррекционной и лечебно-профилактической направленности.
Основной формой проведения является организованная деятельность. В структуру любой организованной деятельности по физической культуре входят три части: подготовительная, основная и заключительная.
В подготовительной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части НОД. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, музыкальных игр, общеразвивающих упражнений и других средств, отвечающих задачам этой части НОД. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные лечебно-профилактические задачи.
Каждая НОД начинается с разминки, затем в игровой форме проходит основная силовая часть тренировки, выполняются упражнения на поддержание осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации, упражнения на релаксацию.
Обязательное наличие спортивной формы одежды у детей и соответствующего санитарно-гигиеническим нормам помещения.
Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает 5—10 минут от общего времени.
Основная часть занимает большую часть времени и длится 15—20 минут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой.
В работе могут быть использованы как комплексы общеразвивающих упражнений определенной лечебной направленности, серии танцевальных упражнений, так и целые композиции, то есть группы упражнений, объединенные единым смысловым значением и решающие определенные задачи.
Структура основной части может изменяться в зависимости от:
повторяемости упражнений, чередования их в различных исходных положениях (стоя, сидя, в упорах, лежа),
направленности (на коррекцию позвоночника, стопу, равновесие, координацию движений и др.)
отдельному воздействию на мышцы (рук, шеи, ног и т. д.).
Большая часть физической нагрузки приходится на основную часть НОД, поэтому очень важно грамотно ее распределять.
В заключительной части решаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Занимает она 5—7 минут. Нагрузка здесь должна значительно снижаться за счет уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий. К таким упражнениям можно отнести спокойную ходьбу, упражнения в растягивании и расслаблении мышц, как отдельных звеньев тела, так и всего организма в положении стоя, сидя, лежа или в висах, элементы самомассажа тех мышц, на которые была направлена большая нагрузка, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации.
Для успешного проведения НОД необходимо заранее подготовить инвентарь и оборудование, подбор музыкального материала и аппаратуры.
Элементы детского фитнеса можно применять в других формах организованной деятельности, таких как утренняя гимнастика, самостоятельное выполнение комплексов физических упражнений, использование отдельных упражнений, танцев в режиме дня.
Шаги, используемые в степ – аэробике:
Mar
с
h
(марш)
– ходьба на месте.
Step (степ) – шаг.
Basic
step
(
бэсик
степ).
Шаг ногой вперед - назад. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на степ, 2- левую ногу на степ
при-ставить
.3- шаг на пол правой ногой,4- левую приставить.
Step
touh
(степ
тач
)
– приставной шаг в сторону. И.П. стоя на полу ноги вместе.1- выполнить правой ногой шаг в сторону,2- левую приставить.3-левой ногой шаг в сторону,4-правую приставить.
V-
step
(
ви
-степ)
– шаг на степ ноги врозь, назад ноги вместе. На 4 счета. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на правый край степа, 2- левую ногу поставить на левый край степа.3- шаг
на пол правой ногой,4- левую приставить.
Toe
touch
(
тоу
тач
)
– касание носком пола или степа. На каждый счет.
Mambo
(
мамбо
)
– шаги на месте с переступанием вперед, назад. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на степ, 2- левую
но-га
на полу переступающий шаг. 3- шаг на пол правой ногой,4- левую при-ставить.
Open
step
(
оупэн
степ)
– открытый шаг. И.П. ноги шире бедер.1- выполнить полу присед и поставить правую ногу на носок, 2- полу присед, поставить левую ногу на носок. На 4 счета.
Leg
curl
(
лэг
керл
)
– «
захлест
» голени назад. 1- шаг правой ногой на степ, 2-левую ногу согнуть назад. 3-поставить левую ногу на пол.4- правую
приста
-вить
.
Knee
up
(ни ап)
– «подъем колена вверх». 1- шаг правой ногой на степ,2-
ле-вую
ногу согнуть в колене и поднять вверх. 3-поставить левую на пол.4-правую приставить.
Kick
side
( мах ногой в сторону
,
вперед, назад). 1- шаг левой ногой на степ,
2-правую ногу выпрямить и сделать мах ногой. 3-поставить правую на пол.4- левую приставить.
Учебно–тематический план
Работа с детьми
Раздел программы
Гимнастические упражнения (разновидности ходьбы, прыжков, бега, ОРУ без предметов и с предметами).
Упражнения общеразвивающего воздействия:
а) игровой стретчинг;
б) суставная гимнастика;
в) дыхательные упражнения;
г) приемы массажа и самомассажа;
д) упражнения на расслабление.
Упражнения специального воздействия:
а) упражнения с мячом (броски, ведение мяча, упражнения в парах);
б) основные базовые шаги степ-аэробики (комплексы упражнений на степах);
в) базовые элементы черлидинга (основные позиции рук и ног, движения ног, корпуса, махи и вращения, варианты прыжков) Подвижные игры и эстафеты.
Работа с родителями
Мероприятие
Сроки проведения
Ответственные
Консультация «Роль
отца в приобщении ребенка
к физической культуре и
спорту»
Октябрь - ноябрь
В/м по ФИЗО
Информационные
памятки: «Как правильно подобрать, обувь и одежду
на прогулку ребёнку»
Январь
В/м по ФИЗО
Памятки – рекомендации:
«Комплекс упражнений по
профилактике и коррекции
начальных форм плоскостопия и нарушения осанки»
Февраль
В/м по ФИЗО
Март-апрель
1.Гимнастическое упражнение «Рок-н-рол»
Цель: развитие силы мышц
брюшного пресса и разги-
бания бедра.
2.Упражнения игрового
стретчинга и элементы
самомассажа «Привет-
ствие солнцу»
Цель: развитие внимания
3. Дыхательные упраж-
нения (методика М.Лазарева)
4. Обучение базовым
элементам черлидинга.
Цель: развитие координа-
ции движения, формирова-
ние правильной осанки.
5. Подвижная игра «Вышибалы»
Январь-февраль
1. Дыхательная гимнастика по К.Т.Бутейко
«Ёжик» «Шар лопнул»
Цель: развитие системы.
2. Гимнастические упражнения на степах.
Цель: развитие силы ног.
3. Танцевальный комплекс
на степах «Кадриль»
Цель:развивать силу ног и общую выносливость
4. Упражнения на расслаб-
ление «Медузы», «Шалтай Болтай»
Цель: расслабление мышц
5. Приемы массажа и само-массажа «Игромассаж» сустава
Ноябрь-декабрь
1. Гимнастические
нения «Петухи запели».
Цель: мобилизация занима-
ющихся
2. Упражнения
стретчинга
«Собачка», «Дерево», «Ве-
точки», «Ходьба», «Бабоч-
ка», «Змея»
Цель: растяжение и укрепление
мышц ног, спины, сосредоточение
внимания, установка на эмоцио-
нальный психологический
настрой.
3. Упражнение на расслаб-
ление «Жаворонок».
Цель: расслабление мышц
4. Упражнение
«Ладушки» на фитболах.
Цель: развитие ловкости, ко-
ординации движений.
5. Приемы массажа и само-
массажа «Разотру ладошки
сильно».
Октябрь
1. Гимнастические упражнения «Солдатики»
Цель: формирование правильной осанки.
2. Суставная гимнастика
«Горошины цветные»
Цель: развитие подвижности (гибкости) различных
суставов.
3. Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)
Цель: усиление вентиляции
и чистоты легких, улучшение
работы органов ЖКТ
4. Элементы баскетбола
Цель: обучение проходу,
броску мяча в корзину.
5. Подвижные игры: эста-
феты с элементами баскет-
бола.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования «Спортивная карусель»
В конце учебного года обучения у воспитанника:
у детей сформирована правильная осанка;
развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;
наблюдается снижение заболеваемости детей, посещающих кружок;
сформирован стойкий интерес к занятиям физической культурой;
сформирован интерес к собственным достижениям;
сформирована мотивация здорового образа жизни.
Методическое обеспечение программы.
учебно–тематический план;
спортивное оборудование: степ – платформы, помпоны;
картотека комплексов упражнений общеразвивающего воздействия;
картотека комплексов специального воздействия;
аудиотека для музыкального сопровождения.