Программа инновационной деятельности «Социальное партнерство как условие создания эффективной модели взаимодействия школы и семьи» | Шахарьянц Елена Васильевна. Работа №212289
Автор: Шахарьянц Елена Васильевна
В статье рассматриваются педагогические принципы сотрудничества семьи и школы на основе социального партнерства, эффективные формы совместной деятельности в процессе воспитания школьников для обеспечения каждому ребенку возможности раскрытия его способностей и личностного роста.
Программа инновационной деятельности «Социальное партнерство как условие создания эффективной модели взаимодействия школы и семьи»
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает
свои первые шаги, а потом перед ним открывается
необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…
Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…
Л. Кассиль
Пояснительная записка
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальных свойств ведущую роль играет семья.
Школьный мониторинг по изучению семей показал, что большинство родителей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами может повлиять на рост детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все классные руководители уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Все вышеизложенное говорит об актуальности и значимости формирования системы комплексной работы школы с семьей, направленной на взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в деле формирования всесторонне развитой личности, гуманного воспитания ученика, его успешной социализации в обществе.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
На основании анализа ситуации в образовательном учреждении и тщательной диагностики, педагогический коллектив школы стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. Реализовать на практике данную проблему поможет разработанная программа взаимодействия семьи и школы.
Целью Программы является создание эффективной модели взаимодействия школы и семьи на основе социального партнерства для обеспечения каждому ребенку возможности к самоопределению и самореализации.
Задачи Программы:
- определить механизмы сотрудничества семьи и школы на основе социального партнерства;
- разработать систему мероприятий, направленную на деятельностное участие родителей в образовательном процессе;
- повысить уровень родительской компетентности по проблеме воспитания детей;
- определить основные компоненты и установить критерии и показатели эффективности процесса создания модели взаимодействия семьи и школы на основе социального партнерства в условиях современного образования.
Основная идея Программы: сделать образовательную среду более открытой и доступной для родительской общественности, а также создать атмосферу успеха для всех участников образовательного процесса.
Исходные теоретические положения
Взаимодействие с семьями учащихся является важным направлением деятельности школы, что подчеркивается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В условиях внедрения ФГОС возрастает значимость взаимодействия семьи и школы, что связано:
с ростом запросов родителей к качеству образования детей;
педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания;
социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
созданием условий для духовно-нравственного развития и воспитания ребенка в школе и семье.
Для установления педагогической целесообразности взаимодействия семьи и школы, для определения условий его результативности, для выявления особенностей и проблем взаимодействия в условиях реализации ФГОС необходимо определить сущностные характеристики категории «взаимодействия».
В педагогике смысл понятия «взаимодействие» отражен в работах Н.Ф. Родионовой, И.А. Хоменко, И.А. Колесниковой, В.А. Караковского, Н.И. Крупиной, Л.И. Маленковой, П.И. Пидкасистого, Н.В. Бордовской. На основе их изучения в обобщенном виде педагогическую характеристику «взаимодействия» можно представить, как согласование действий, целей, методов, взаимное влияние, интеграцию усилий в воспитании с целью благополучного бытия ребенка, его комфорта в семье, в школе, в социуме.
Современным вопросам теории и практики развития взаимодействия семьи и школы посвящены работы Е.В. Бондаревской, Л.Н. Давыдова, В.А. Караковского, М.И. Маленковой, М.Н. Недвецкой, Х.Т. Загладиной , Н.Ф. Родионовой, И.А. Хоменко. В них разрабатываются вопросы, связанные с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, социально-педагогической поддержкой детей и их семей, с определением стратегии деятельности администрации, структурных подразделений и специалистов образовательного учреждения в осуществлении основных направлений взаимодействия с родителями на основе принципа социального партнерства.
Этот принцип означает:
формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;
взаимную договоренность между родителями и педагогами об основах воспитания школьника;
эмоциональный отклик на события, происходящие как с
о школьником, так и с семьями
отдельных учеников;
единство требований и стиля отношения к ребенку;
взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребенка;
исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг;
совместную деятельность пед
агога, детей и родителей»
.
Таким образом, на основании анализа теоретических подходов к изучаемой нами проблеме взаимодействие семьи и школы понимается как целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания.
Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу
Содержание и методы деятельности
Прогнозируемые
результаты
Подготовительный этап
Определение состава участников проекта
Приказ
Изучение нормативно-правовых документов, научной и методической литературы
Обобщение имеющегося педагогического опыта по теме инновационной деятельности.
Подготовка нормативно-правовых, материально-технических, финансовых, научно-методических, информационных, кадровых условий для создания эффективной модели взаимодействия семьи и школы на основе социального партнерства.
Пакет нормативно-правовых, инструктивно-методических материалов для создания эффективной модели взаимодействия семьи и школы на основе социального партнерства.
Планирование и разработка системы мониторинговых исследований за ходом реализации Программы инновационной деятельности.
Система мониторинговых исследований
Основной этап
Создание эффективной модели взаимодействия семьи и школы на основе социального партнерства: реализация Программы, мини-проектов, анализ и коррекция процесса инновационных изменений в образовательной системе школы.
Эффективная модель взаимодействия семьи и школы на основе социального партнерства.
Проведение мониторинговых исследований за ходом реализации Программы: анкетирование, диагностика, интервьюирование и др. Проведение педагогических советов, круглых столов по теме инновационной деятельности
Результаты мониторинга
Информирование общественности о ходе реализации Программы
Статьи в СМИ, информация на сайте, выступления на семинарах, конференциях, проведение семинаров муниципального регионального уровня.
Заключительный этап
Анализ, обобщение инновационного педагогического опыта.
.
Трансляция инновационного педагогического опыта, создание банка инновационных идей, издание методических рекомендаций.
Необходимые условия реализации проекта
нормативно-правовое обеспечение;
информационно-методическое обеспечение участников проекта;
организация работы творческих групп по реализации задач инновационной деятельности;
соблюдение традиций сотрудничества школы с родителями.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
мониторинг материально-технического и методического оснащения образовательного процесса;
опрос и анкетирование родителей по вопросу удовлетворённости качеством работы ОО;
эмпирические методы педагогического анализа (наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.).
Критерии и показатели эффективности реализации Программы
Оценка эффективности Программы будет проводиться по четырем направлениям.
Родители
Педагоги
Обучающиеся
Администрация ОО
Степень
включенности родителей, их заинтересованность будет
проанализирована через анкетирование,
опросы, организацию обратной связи,
участие в совместных мероприятиях.
Уровень профессиональной компетентности
педагогов будет
отслеживаться в ходе участия педагогов в семинарах, педагогических советах,
через анкетирование, анализ организации воспитательно-
образовательного
процесса,
участие в работе
творческих групп.
Динамика в развитии детей будет отслеживаться через
педагогическое наблюдение.
Эффективность реализации Программы для администрации
– создание в ОО
эффективной модели взаимодействия школы и семьи на основе социального партнерства;
расширение спектра современных, инновационных форм включения семьи в воспитательно-
образовательный процесс ОО.
План-график реализации Программы
№п/п
Название мероприятия
Сроки проведения
Перечень конкретной продукции (результатов).
Подготовительный этап
1
Изучение нормативно-правых документов, научной и методической литературы
декабрь - январь
Банк нормативно-правых документов, научной и методической литературы по теме инновационной деятельности.
2
Определение участников реализации программы.
декабрь
Приказ по ОО
3
Разработка проекта «СемьЯ»
декабрь-май
Мини-проекты: «Школа для родителей», «Здоровая семья», «Творческая мастерская», «Семейный досуг», «Мы –часть России». «Трудимся вместе», «Информационный центр».
4
Разработка Положений в рамках инновационной площадки
декабрь-май
Положения: «О консультационном пункте для родителей», «Самый классный родительский коллектив»
5
Проведение заседания МС по реализации инновационной деятельности
январь
Внесение изменений в план работы МС
6
Организация работы по размещению материалов инновационной деятельности в сети Интернет
в течение года
Размещение материалов на школьном сайте.
7
Планирование и разработка системы мониторинговых исследований за ходом реализации Программы инновационной деятельности.
май
Система мониторинговых исследований
8
Организация сетевого взаимодействия с ООООД
август
Планы работы
Основной этап
Информационно-аналитическое направление
1
Сбор информации о семьях обучающихся 1-х классов
Ежегодно
(сентябрь)
Карта семьи, социальный паспорт класса, школы
2
Изучение потребностей родителей в образовательных услугах школы
Ежегодно
(сентябрь, май)
План работы школы с учетом запросов родителей.
3
Размещение информации о школе на сайте
Постоянно
Школьный сайт.
4
Проведение Дней открытых дверей для родителей обучающихся школы
1 раз в год
Повышение информированности родителей об особенностях образовательного процесса в школе.
5
Проведение Дней открытых дверей для родителей воспитанников ДОУ
1 раз в год
Повышение информированности родителей об особенностях образовательного процесса в школе
6
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.
Ежегодно (апрель)
Повышение информированности родителей об особенностях образовательного процесса в школе
7
Родительское собрание совместно с представителями школ, в которых обучающиеся 4-х классов будут продолжать обучение после окончания НОШ.
Ежегодно (май)
Повышение информированности родителей об особенностях образовательного процесса в школе, где ребенок будет продолжать получать образование.
Управленческое направление
8
Организация работы Совета школы, Совета родителей
В течение года
Приказ по ОО, участие родителей в управлении школой.
9
Родительские собрания (классные, общешкольные)
В течение года
Родитель получит возможность проявлять свою активность и инициативность, входя в состав родительского сообщества.
10
Педагогические советы с участием представителей родительской общественности.
1 раз в год
Родитель получит возможность проявлять свою активность и инициативность
11
Работа комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
По мере необходимости
Решение споров между участниками образовательных отношений.
Организационное направление
12
Проведение педсоветов по теме инновационной деятельности.
2 раза в год
Выявление проблем в ходе реализации Программы, определение путей их решения.
13
Включение в планы МС, ШМО вопросов, связанных с инновационной деятельностью.
Ежегодно (август)
План работы МС, ШМО.
14
Повышение квалификации педагогов по теме инновационной деятельности.
В соответствии с планом
Повышение квалификации педагогических работников
15
Организация работы по размещению материалов инновационной деятельности в сети Интернет.
Постоянно
Школьный сайт.
16
Мониторинг хода реализации Программы.
2 раза в год
Результаты мониторинга.
17
Проведение семинаров-практикумов для педагогов
1 раз в год
Методические материалы.
18
Анализ и коррекция процесса инновационных изменений в образовательной системе школы.
в течение года
Корректировка деятельности, внесение изменений в план работы школы.
19
Организация работы консультационного центра для родителей.
1 раз в месяц
Повышение родительской компетенции по вопросам воспитания.
20
Создание форума на сайте ОО
сентябрь
Открытость образовательной среды для родительской общественности.
21
Изготовление печатной продукции для родителей.
В течение года
Буклеты, брошюры.
22
Проведение семинаров-практикумов с целью обучения родителя как учителя своего ребенка.
2 раза в год
Расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей.
23
Родительские чтения (литературные вечера).
1 раз в год
Знакомство с традициями воспитания в других семьях, формирование родительской культуры
24
Письма моим родителям.
Ежегодно (декабрь, апрель)
Изменение взаимоотношений родителей и детей в позитивную сторону.
25
Выпуск «Родительской газеты» на школьном сайте
1 раз в полугодие
«Родительская газета» на школьном сайте
26
Работа родительского лектория
1 раз в четверть
Повышение педагогической, психологической компетентности родителей.
27
Реализация проекта «СемьЯ»
В течение 2-х лет
Повышение педагогической, психологической компетентности родителей. Включение родителей в общественную жизнь класса и школы
28
Участие педагогов, обучающихся, родителей в конкурсах различного уровня.
В течение года
Победы на конкурсах различного уровня.
29
Родительский час
1 раз в четверть
Включение родителей в общественную жизнь класса и школы
30
Организация проектной деятельности в рамках учебной и внеурочной деятельности.
В течение года
Совместные проекты родителей и детей.
31
Проект «Моя родословная»
март
Презентация проектов.
32
Конкурсы:
-сочинений «Семья, которую я люблю»;
-фотографий «История моей страны в истории страны»;
-рисунков «Моя семья – были, есть и будем».
Ежегодно (ноябрь)
Творческие работы детей.
33
Веселые старты «Учитель, родители и я – спортивная семья»
Ежегодно (сентябрь)
Вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы.
34
Семейные концерты «Семейный микрофон»
1 раз в год
Вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы.
35
Трудовые десанты по благоустройству школьной территории
В течение года
Вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы.
36
Традиционные мероприятия по взаимодействию семьи и школы.
В соответствии с планом воспитательной работы школы, классных руководителей
Участие родителей в общественной жизни школы и класса.
Заключительный этап
1
Разработка методических рекомендаций
сентябрь-декабрь
Издание методических рекомендаций
2
Обобщение и трансляция инновационного опыта.
сентябрь-декабрь
Проведение семинаров. Выступления, доклады, методические бюллетени, отчеты, публикации.
Предполагаемые результаты
Укрепление взаимоотношений школы и семьи, способствующих самоопределению и самореализации школьников.
Сформированная система ценностных отношений между школой и семьей.
Овладение родителями новыми психолого-педагогическими знаниями.
Единение и сплочение семьи.
Установление взаимопонимания родителей и детей.
Создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка.
Профилактика формирования вредных привычек и правонарушений.
Улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями.
Формирование системы творческого взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся, социальных партнеров.