Программа коррекционного курса "Двигательная коррекция" | Ковалева Анастасия Николаевна. Работа №250768
Автор: Ковалева Анастасия Николаевна
Программа коррекционного курса "Двигательная коррекция",2 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 49 города Тюмени
«Рассмотрено»
на заседании МО МАОУ гимназии № 49
________________
Протокол №___
от «___» ___________2019 г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МАОУ гимназии № 49
________/
«___»_____2019 г
«Утверждаю»
Директор МАОУ гимназии № 49
__________/О.А. Золотарева/
Приказ №______
от «___» ________2019 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА по АООП ТНР (6.1)
«Двигательная коррекция»
2 класс
на 2019 – 2020 учебный год
.
Принято на заседании научно-методического совета
Протокол №_____
от «____»__________20____г.
Составители: А.Н. Ковалева, учитель начальных классов; Е.А. Гришакова, учитель начальных классов.
г. Тюмень, 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ МАОУ гимназии №49 города Тюмени.
Цель: поддержание и развитие способностей к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи:
- мотивация двигательной активности;
- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона произвольных движений и профилактика возможных двигательных нарушений;
- освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- формирование функциональных двигательных навыков;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование зрительно-двигательной координации, ориентировки в пространстве;
- обогащение сенсомоторного опыта.
Общая характеристика коррекционного курса
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях. Двигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи. Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, предполагающих включение различных анализаторов процессе двигательной коррекции, смену видов деятельности, исходя из индивидуальных психофизиологических особенностей и уровня работоспособности обучающихся, деятельностный подход в процессе усвоения учебного материала. Коррекционно-образовательная работа с детьми проводится в соответствии с уровнем развития. В начале и в конце учебного года проводится диагностика уровня сформированности двигательной сферы всех детей, которое осуществляется в течение сентября.
При разработке программы осуществлялся упор как на общепедагогические (индивидуальный, деятельностный, системный), так и на специфические подходы:социокультурный (то, что принято в культуре данного социума);прагматический (создание необходимых условий, при которых ребенок захочет вступить во взаимодействие, при условии, что в его репертуаре имеются приемлемые способы общения);ситуативный (использование имеющихся естественных ситуаций или создание специальных ситуаций, стимулирующих двигательную активность);инструментальный (использование технических средств реабилитации, тренажеров).
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный предмет входит в «Коррекционно-развивающую область».
На обучение двигательной коррекции выделяются часы учебного плана: 34 часа в год (1 ч в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Формирование индивидуально-личностных качеств обучающихся; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности; овладение навыками самообслуживания; дифференциация и осмысление картины мира; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
К личностным результатам относятся:
овладение начальными навыками адаптации в классе;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
проявление нравственно-волевых черт личности;
проявление коммуникативных навыков, желания играть в совместные игры;
К предметным результатам относятся:
развитие элементарных пространственных понятий;
знание частей тела человека;
знание элементарных видов движений;
умение выполнять исходные положения;
умение бросать, перекладывать, перекатывать;
умение управлять дыханием.
К метапредметным результатам относятся:
подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве зала;
иметь представление о собственном теле и собственных возможностях;
овладеть навыками коммуникации и сформировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
овладеть принятыми нормами социального взаимодействия;
принять и освоить социальную роль обучающегося;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
взаимодействовать со сверстниками при выполнении упражнений, при проведении подвижных игр, при проведении эстафет с участием учителя; бережно относится к инвентарю и оборудованию.
Содержание коррекционного курса
Каждое занятие коррекционного курса «Двигательная коррекция» имеет чётко организованную структуру, необходимыми компонентами которой является: подготовка к занятию (достать физкультурную форму, самостоятельное переодевание или использование помощи сопровождающего в необходимом объёме), перемещение к месту проведения занятий, дыхательные упражнения, формирование жизненно важных функций, упражнения направленные на развитие функций рук, подвижные игры, релаксация, упражнения направленные на саморегуляцию.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Виды
деятельности обучающихся
1
«Обеспечение безопасности»
(на каждом занятии)
1
Перемещение к месту проведения занятий.
2
«Обучение движениям, необходимым при самообслуживании» (на каждом занятии)
5
Одевание-раздевание, работа с различными застежками, шнуровками, замками, захваты.
3
«Обучение двигательным навыкам»
8
Формирование жизненно важных функций.
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
Дыхательные упражнения. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак разгибание. Упражнения, направленные на саморегуляцию. Выполнение движений плечами.
4
«Развитие физических способностей»
7
Дыхательные упражнения, релаксация.
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину.
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево).
Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево).
Переход из одной позы в другую (из положения стоя в положение сидя, в положение лёжа).
Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках).
Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках».
Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях».
Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад.
5
«Функция руки»
5
Упражнения, направленные на развитие функций рук.
Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.
6
«Дыхательные упражнения»
на каждом занятии
Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями.
7
«Релаксация»
на каждом занятии
Расслабление мышц тела.
«Подвижные игры»
8
Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители;
2. Гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики;
3. Аудиоаппаратура;
4. Материалы для проведения тренировок (винты различной конфигурации, валики, массажеры, плоские и объемные геометрические фигуры, выполненные из различных материалов, сыпучие материалы для развития мелкой моторики, верёвки различной длины и толщины и пр.);
5. Контейнеры для хранения
Календарно-тематическое планирование
34 ч в год, 1 ч в неделю
№
п/п
Дата
Название раздела и тема урока
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
план
факт
«Обучение движениям, необходимым при самообслуживании» - 5ч
1
Одевание-раздевание
1
Достать физкультурную форму, самостоятельное переодевание, обувание или использование помощи сопровождающего в необходимом объёме), правила личной гигиены. Захват предметов. Упражнениям с верёвочкой (узелок одной рукой, бантик и узелок, плетёнка).
Игра «Кто быстрее снимет обувь», игра « Застегни пуговицу».
2
Работа с различными застежками
1
3
Работа с различными шнуровками
1
4
Работа с различными замками
1
5
Захваты
1
«Обеспечение безопасности» - 1ч
6
Перемещение к месту проведения занятий
1
Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры).
«Обучение двигательным навыкам» - 4ч
7
Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц.
1
Правильное дыхание: вдох – через нос, выдох – через рот, простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев;
Пальчиковая гимнастика
8
Выполнение движений головой
1
Наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Следить за полетом бабочки выполняя поворот головы
9
Выполнение движений руками
1
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполняет движения в соответствии с потешкой, показывать ушки, ладошки. слушать музыку «Ладушки – ладушки», «Сорока белобока».
10
Игра «Фигура из пальцев», « Мы делили апельсин»
1
Сгибание разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак, разгибание.
«Развитие физических способностей» - 2ч
11
Упражнения в положении лежа, сидя, стоя.
1
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину.
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево).
Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Переход из одной позы в другую (из положения стоя в положение сидя, в положение лёжа).
12
Упражнения стоя и стоя на четвереньках.
1
Вставание на четвереньки.
Ползание на животе (на четвереньках). Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка».
«Функция руки» - 3ч
13
Пальчиковые игры
«Веселая семейка», «Лошадки»
1
Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Упражнения с мячами – ёжиками.
14
Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч».
1
15
Упражнения для пальчиков. Игра «Сложи картинку».
1
«Подвижные игры» - 4ч
16
«Бросай, поймай мячик».
1
Бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке. Выполнять действия в соответствии с правилами игры.
17
«Прокати мяч по дорожке»
1
18
«Воробьи-вороны»
1
Выполнение действия в соответствии с потешкой, имитируя ходьбу медведя.
19
«Заинька попляши»
1
Выполнять движения в соответствии с потешкой, слушать музыку.
«Обучение двигательным навыкам» - 4ч
20
Самомассаж рук, головы
1
Выполнять самомассаж с помощью массажных мячей, ориентация в схеме тела, представление о собственном теле.
21
Самомассаж рук, головы, ног, живота
1
22
Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова».
1
Выполнение движений руками, плечами, туловищем.
23
Игра «Зоопарк»
1
Движениями, имитирующими ходьбу и бег животных.
«Функция руки» -2ч
24
Работа с дидактическим пособием «Черепашка»
1
Развивать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Правильно раскладывать детали по форме. Упражнениям с массажными мячами.
25
Игра «передай мяч»
1
«Развитие физических способностей» - 3ч
26
Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п.
1
Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках».
Стояние на коленях.
Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях».
Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад.
27
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника.
1
28
Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук.
1
«Подвижные игры» - 4ч
29
«Гуси-гуси»
« У медведя во бору»
1
Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. Выполнять действия в соответствии с правилами игры. Проявлять двигательное воображение, имитирует походку гусей и т.д..
30
«Воздушные снежинки»
1
Кружится в такт музыки в одну сторону в другую сторону.
31
«Кошка и воробушки»
1
Имитировать движения кошки
(передвигается тихо, охотиться притаившись и т.д.) Воробушки чик-чирик (крылышками машут, прыгают и т.д.).
32
«Охотники и утки»
По сигналу "охотники", перебрасывая мяч между собой в разных направлениях, не входя в круг, стараются осалить им (подстрелить) "уток". Осаленная мячом "утка" выходит из игры.
«Развитие физических способностей» - 2ч
33
Упражнения в движении под музыку.
1
Выполнять в такт музыки. Движение головой, руками, туловищем, ногами.
34
Упражнения с предметами в движении под музыку.
1