Программа кружка числа и счет. Старший дошкольный возраст | Кычкина Айталина Егоровна. Работа №353764
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Числа и счет» — социально-педагогическое, которая способствует развитию концентрации внимания, творческому и аналитическому мышлению, развивает наблюдательность, воображение, логику и память.Программа построена на принципах конкретности, точности, логичности и реальности.
Адресат Программы-дети 5-6 лет, так как к этому возрасту у ребенка в этом возрасте уже развиты моторные навыки, логическое мышление и речь, чтобы с уверенностью манипулировать со счетами Абакус.
Объем Программы -36 учебных часов.
Основнае форма организации образовательного процесса: групповые занятия.
Виды занятий: классическое, итоговое , занятие-игра.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут группами до 6 человек.
Срок освоения: 1 год,
Цель и задачи программы:
Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи:
-формировать элементарное представление детей о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья);
-научить детей правилам передвижения бусинок (цифры от 0 до 90), использования большого и указательного пальцев;
-научить правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
-научить набирать числа на абакусе;
-научить простому сложению и вычитанию на абакусе 1-10;
-способствавать освоению ментального счета при простом сложении и вычитании 1-10;
— развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;
— развитивать мелкую моторику рук детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
— воспитывать у детей инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
«УТВЕРЖДАЮ»
«ПРИНЯТО» на заседании
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий
Педагогического совета
Советом родителей
___________Веретельникова М.В..
от «_____»
МБДОУ
Приказ от «____»________2020 г.
______________2020 г.
«Центр развития ребенка –
№________________________
Протокол № _____________
Детский сад № 104
«Ладушка»
Программа кружка «Числа и счет»
для детей старшей группы «Солнышко».
Воспитатель:Кычкина А.Е
2023-2024гг.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Числа и счет» — социально-педагогическое, которая способствует развитию концентрации внимания, творческому и аналитическому мышлению, развивает наблюдательность, воображение, логику и память.
Актуальность Программы.Программа включает в себя занятия с палочками Кюизенера, как подготовительный этап к занятиям ментальной арфметикой для наглядного закрепления состава чисел. Применяеются кинезиологические упражнения для активизации межполушарного взаимодействия, так же «обводилки» Г.М.Зегебарт, О.С.Ильечевой для развития графомоторных навыков. Последующем большее время будет отводиться ментальной арифметике. Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на умственное развитие детей.
Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым, одновременно помогая более слабым.
Согласно исследованию, современных ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом. Именно японцы разработали целую технологию тренировки интеллекта с помощью абакуса — технологию «Ментальная арифметика». Сегодня по технологии «Ментальная арифметика» обучаются дети в 57 странах мира (включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и др.). В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно. Развитие интерактивных технологий дало второе дыхание «Ментальной арифметике».
Программа построена на принципах конкретности, точности, логичности и реальности.
Адресат Программы-дети 5-6 лет, так как к этому возрасту у ребенка в этом возрасте уже развиты моторные навыки, логическое мышление и речь, чтобы с уверенностью манипулировать со счетами Абакус.
Объем Программы -36 учебных часов.
Основнае форма организации образовательного процесса: групповые занятия.
Виды занятий: классическое, итоговое , занятие-игра.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут группами до 6 человек.
Срок освоения: 1 год,
Цель и задачи программы:
Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Задачи:
-формировать элементарное представление детей о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья);
-научить детей правилам передвижения бусинок (цифры от 0 до 90), использования большого и указательного пальцев;
-научить правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
-научить набирать числа на абакусе;
-научить простому сложению и вычитанию на абакусе 1-10;
-способствавать освоению ментального счета при простом сложении и вычитании 1-10;
— развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;
— развитивать мелкую моторику рук детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
— воспитывать у детей инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
Дата
Тема
Содержание
Средства
3.10
Слоненок
Сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения(длиннее-короче);ориентироваться в пространстве
Полоски Кюизенера 2-белые,1-красная, 4-розовые, 1-голубая, 3-желтые
5.10
Море волнуется
Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму;точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности
Карточка; набор счетных полосок
10.10
Сделай фигуры
Закреплять умение детей состовлять геометрические фигуры;различать количественный и порядковый счет
Полоски Кюизенера 9-красных, 5-голубых, 1-желтая
12.10
Печенье
Упражнять детей в измерении с помощью условной меры.Учить определять, что больше-часть или целая.
Полоски Кюизенера 2-оранжевые, 8-голубых.
17.10
Книги на полке
Упражнять детей в счете в пределах 10.Учить увеличивать число на один, сравнивая предметы по толщине.
Полоски Кюизенера 5-голубых,6-красных, 6-желтых, 2-черные
19.10
Журавушка
Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения,называть и видеть пары предметов изображаемом предмете.
Полоски Кюизенера 1-голубая,4-красные, 2-розовые,2-черные, 2-синие, 2-бордовые 6-белых
24.10
Изменение конструкции дома
Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия.Закреплять умение измерять разными мерками.
Все полоски, карточка.
26.10
Мастерим стул
Закрепление умения сравнивать предметыпо длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине) ;ориентироваться в пространстве
Полоски Кюизенера : 10 палочек одного цвета, карточки.
31.10
Выставка собак
Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать по величине; находить сходства и различия между предметами.
Все полоски, карточка.
2.11
Стулья для семьи.
Обозначать словами результат сравнения (выше-ниже, шире-уже,больше-меньше).Закреплять умение различать порядковый и количественный счет;составлять числа из единиц( один, еще один,еще один)
Все полоски, карточка.
7.11
Кораблик
Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете; моделирование по замыслу)
Все полоски, карточка.
9.11
Твой любимый цветок
Упражнять в счете;умении отсчитывать меньшее количество из большего
Все полоски, карточка.
14.11
Угощаем тортом
Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части;1/2,1/4, 2/4, половина
16-белых; карточка
16.11
Строим мост через реку
Учить детей моделировать по условию;измерять с помощью условной мерки;находить соответствующие цвета с числом; упражнять в счете.
Голубая,желтая,бордовая палочка-мерки для мостов;карточка
21.11
Полосатая салфетка
Закреплять умение детей составлять узор согласно словестной инструкции взрослого, закреплять название геометрических фигур; Умение составлять число6 из двух меньших чисел.
Цветные счетные палочки: 5 фиолетовых,3 желтых,3 красных,3 голубых,3-розовые,3-белых, карточка.
23.11
Автопортрет
Учить детей создавать образ человека(ребенка) по представлению; использовать палочки разной длины в соответствии с пропорциями частей тела; находить сходства и различие между предметами.
Цветные счетные палочки от1-5 в общей коробке из расчета на пару детей);карточка.
Дата
Тема
Содержание
Средства
28.11
Знакомство с абакусом
Числа от 1-4
Работа по полоскам Кюизенера. «Составь узор»
П/и «Найди соответствующую цифру этой флеш карте»
Кинезеологические упражнения, новое упражнение «Лезгинка»,
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Полоски Кюизенера
Цифры 1-4
Рабочая тетрадь.
30.11
Закрепление.
Числа от 1-4
П/и «Принести палочек Кюизенера, соответствующих по количеству флешкарте .
Обводилки по Г.М.Зегебарт
Кинезеологические упражнения, новое упражнение «Змейка»
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Палочки Кюизенера
Цифры 1-4
Рабочая тетрадь.
Обводилки
5.12
Знакрепление
Числа от 1-4
Работа по полоскам Кюизенера. «Построй дом»
П/и «Найди пару»(флеш-карта и цифра»)
Кинезеологические упражнения новое упражнение «Ухо-нос»
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Полоски Кюизенера
Цифры 1-4
Рабочая тетрадь.
7.12
Изучение чисел 5-8 на абакусе
Обводилка по Г.М.Зегебарт
П/и «Молекула» по флеш-картам.
Кинезеологические упражнения новое упражнение «Перекрестные движения»
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
Обводилки
12.12
Изучение числа 9 и 10 на абакусе
Работа по полоскам Кюизенера «Елочка»
П/и «Найди свой дом»- номер «дома» (обруча) флеш-карта.
Кинезеологические упражнения новое упражнение «Горизонтальная восьмерка»
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Полоски Кюизенера
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
14.12
Закрепление чисел 5-8
Обводилка по Г.М.Зегебарт
П/и «Стройся по возрастанию» по флеш-картам.
Кинезеологические упражнения новое упражнение «Мельница»
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
Обводилки
19.12
Закрепление чисел9-10
Работа по полоскам Кюизенера «Продолжи цепочку»
П/и «Стройся по убыванию» флеш-карта.
Кинезеологические упражнения новое упражнение «Перекрестное марширование»
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Полоски Кюизенера
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
21.12
Закрепление чисел 1-9
Обводилка по Г.М.Зегебарт
П/и «Найди пару»-флеш-картам.
нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова.Первый блок.
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
Обводилки
26.12.
Закрепление чисел 1-9
Работа по полоскам Кюизенера «Составь забор высота которой равна по длине 5»
П/и «Найди свой стул» флеш-карта.
нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова.Второй блок.Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Полоски Кюизенера
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
28.12
Закрепление чисел 1-9
Обводилка по Г.М.Зегебарт
П/и «Собери столько сколько на флеш-карте».нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова Блок третий
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
Обводилки
Цветочки
16.01
Закрепление чисел 1-9
Работа по полоскам Кюизенера «Составь забор высота которой равна по длине 6»
П/и «Полоса препятствий по порядку-нумерации» флеш-карта.
нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова Блок 4
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Полоски Кюизенера
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
Обручи, туннель, дорожка, кегли,
18.01
Закрепление чисел 1-9
Обводилка по Г.М.Зегебарт
ср/и «Магазин»-ценники флеш-карты.
Работа в рабочей тетради Нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова.Блок 6
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
Обводилки
Игрушки, касса продовца, прилавок
23.01
Сложение чисел 1-9
Работа по полоскам Кюизенера «Сложи дом так чтобы и коробка дома и крыша имели длину 5»
П/и «Полоса препятствий по порядку-нумерации» флеш-карта.
Нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова.Блок 7
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Полоски Кюизенера
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
25.01
Сложение чисел 1-9
Обводилка по Г.М.Зегебарт
ср/и «Такси»-тариф флеш-карты.
Работа в рабочей тетради
Нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова.Блок 8
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
Обводилки
30.01
Сложение чисел 1-9
Работа по полоскам Кюизенера
«Самый высокий прямоугольник выложить чтобы одна сторона прямоугольника была равна 5»
П/и «Дни недели»-определенные движения в определенный день недели.Дни недели по флеш- картам нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова. Блок 9
Работа в рабочей тетради
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Полоски Кюизенера
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь
1.02
Сложение чисел 1-9
Обводилка по Г.М.Зегебарт
п/и «Молекула»-тариф флеш-карты.
Работа в рабочей тетради
Нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова.Блок 10
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
Обводилки
6.02
Вычитание чисел 1-9
П/и «Повторяй за мной»танец показывает тот у кого цифра соответствует флеш-карте.
Нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова.Блок 11
Работа в рабочей тетради
Магнитофон
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
8.02
Вычитание чисел 1-9
Обводилка по Г.М.Зегебарт
Игровое упр. «сделай столько прыжков,хлопков,сколько на флеш-карте.
Работа в рабочей тетради
Нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова.Блок 12
Магнитофон
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
13.02
Вычитание чисел 1-9
П/и «Поймай того у кого такая же цифра как на флеш карте»
Нейродинамическая гимнастика Т.П.Трясорукова.Блок 13
Работа в рабочей тетради
Магнитофон
Флеш карты
Демонстрационный абакус
Цифры 1-9
Рабочая тетрадь.
15.02
Итоговое занятие 1-9
20.02
22.02
27.02
29.02
5.03
7.03
12.03
14.03
19.03
21.03
26.03
28.03
2.04
4.04
9.04
11.04
16.04
18.04
23.04
25.04
2.05
7.05
14.05
16.05
21.05
23.05
28.05
30.05
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 :Кинезиологические упражнения.
Упражнение "Лезгинка"
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница.
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин.
Дыхание произвольное.
Перекрестное марширование.
Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Зрительная гимнастика.
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.
Упражнения выполняются стоя
Литература:
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей:Нейродинамическая гимнастика» Т.П. Трясорукова. -Изд. 2-е - Ростов н/Д:Феникс 2019г.